СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Лемаева Макима по теме “ Знаменитые сооружения и постройки древности “

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самые ранние архитектурные сооружения обеспечивали людям лишь частичную защиту. Человек стремился воплолтить в формах архитектуры стремление к прекрасному. Облик сооружения зависел и от строительного материал, которым был богат то край. А ещё и климат...

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Лемаева Макима по теме “ Знаменитые сооружения и постройки древности “»

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя школа № 10



















ПРОЕКТНАЯ РАБОТА



по теме “ Знаменитые сооружения и постройки древности “

















Выполнил:

Ученик 5 ”В” класса

Лемаев Максим

Руководитель:

Дектярёва М.В

учитель истории





Володарск

2019 год





Содержание.













  1. Введение.

Глава 1. Семь чудес света в Древности.

1.1 Египетские пирамиды ( пирамиды Гизы ) .

1.2 Висячие сады Семирамиды.

1.3 Статуя Зевса в Олимпии.

1.4 Храм Артемиды в Эфесе.

1.5 Мавзолей в Галикарнасе.

1.6 Колосс Родосский.

1.7 Александрийский маяк.

Глава 2. Новые чудеса света.

    1. Новые чудеса света.

  1. Заключение.

  2. Приложение кроссворд.

  3. Список литературы.







Введение:



Актуальность темы: Эта тема заинтересовала меня потому, что я хотел узнать побольше о знаменитых сооружениях древности, а так же узнать о новых знаменитых сооружениях.

Предмет исследования: Архитектура разных эпох.

Цель проекта: 1. Познакомиться с целостной картиной по истории архитектуры Древнего мира;

2. Развить познавательный интерес к истории;

3. Знакомство со знаменитыми сооружениями и постройками древности, а так же с

“ Новыми чудесами света “.

Задачи проекта: 1. Расширения знаний об истории Древнего мира через знакомство с чудесами

cвета ;

2. Повторение и дополнение знаний по теме – “ Культура Древнего мира”;

3. Воспитание уважения к ценностям мировой культуры.



Чудеса света – так называют прославленные в древности сооружения, постройки и статуи.

От тех далёких времён нас отделяют века.

Я постараюсь ответить на следующие вопросы:

  • Как называют прославленные в древности сооружения, постройки и статуи?

  • С какими целями они были возведены?

  • Какие из этих сооружений и построек сохранились до наших дней?

  • Какие особенности, характерные для сооружений древности можно увидеть в постройках возведённых в последующие эпохи.

Глава 1. Семь чудес света в Древности.







Чудом мы называем только самое выдающееся, самое

уникальное творение природы или человека.



Много веков назад в Греции был создан список самых

великолепных, поразительных и самых грандиозных

построек и памятников искусств. За неповторимость

и уникальность этих творений человека их назвали

Чудесами Света.



Семь Чудес Света – это самые знаменитые и

удивительные памятники древнего мира. К ним относятся

пирамида Хеопса в Египте, Висячие сады Семирамиды,

статуя Зевса Олимпийского, Мавзолей в Геликарнасе,

храм Артемиды Эфесской, Фаросский маяк и

Колосс Родосский.



    1. Египетские пирамиды (пирамиды Гизы).






Эта грациозная Египетская пирамида является древнейшим из семи чудес древности. Кроме того, это единственное из чудес, сохранившихся до наших дней. Во времена своего создания Великая пирамида была самым высоким сооружением в мире. И удерживала она этот рекорд, по всей видимости, почти 4000 лет.


Великая пирамида была построена как гробница Хуфу, известного грекам как Хеопс. Он был одним из фараонов, или царей древнего Египта, а его гробница была завершена в 2580 году до н. э. Позднее в Гизе было построено ещё две пирамиды, для сына и внука Хуфу, а также меньшие по размерам пирамиды для их цариц. Пирамида Хуфу является самой большой.


Пирамиды стоят на древнем кладбище в Гизе, на противоположном от Каира, столицы современного Египта, берегу реки Нил. Некоторые археологи считают, что, возможно, на строительство великой пирамиды 100000 человек потребовалось 20 лет. Она была создана из более чем 2 миллионов каменных блоков, каждый из которых весил не менее 2,5 тонн.


Когда основное сооружение было закончено, оно напоминало ряд ступеней. Они были затем закрыты блоками из белого известняка с отполированной, блестящей поверхностью. Блоки были так плотно подогнаны друг к другу, что снаружи между ними нельзя было просунуть даже лезвие ножа. По завершении работ Великая пирамида поднялась на 147 метров. Теперь её вершина обвалилась, кроме того, в настоящее время одна только пирамида сына Хуфу сохранила на самом своём верху известняковую облицовку. Сторона основания Великой пирамиды достигает 230 метров. Она занимает больше площади, чем девять футбольных полей.


До сих пор ведутся споры между учёными о способах строительства пирамид, о четырех узких шахтах, ведущих из камеры царя и камеры царицы, причем две из них ведут на север, две другие — на юг, о строгой ориентации пирамид по сторонам света и т. д. В конце концов не утихает полемика по вопросу о назначении пирамид, были ли это усыпальницы фараонов или что - то другое? А точку в этих вопросах ставить никто не собирается.



    1. Висячие сады Семирамиды.




Указывают, что висячие сады Семирамиды были построены царем Навуходоносором, который правил городом в течение 43 лет, начиная с 605 до н. э.


По легенде, висячие сады Семирамиды были построены, чтобы удивить и порадовать жену Навуходоносора, Амитис. Амитис, дочь царя Мидии, вышла замуж за Навуходоносора с целью создания альянса между народами. Она пришла из зеленой, солнечной страны, и высушенная на солнце местность Месопотамии показалась ей удручающей. Король решил воссоздать свою родину путем создания искусственных гор с садами. Висячие сады Семирамиды получили свое название не потому, что свисали. Название происходит от неточного перевода греческого слова, которое означает не только "висеть", но "нависать", как в случае с террасой или балконом.


Уже во времена Геродота построение висячих садов приписывалось легендарной покорительнице всей Азии — ассирийской царице Шамурмат (в греческом произношении — Семирамида).


Сады размещались на широкой четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, не пропускавших воду в нижние этажи сада. Все это сложное сооружение было покрыто толстым слоем плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с плитами розового и белого цветов. Ежедневно тысячи рабов качали воду из глубоких колодцев на вершину в многочисленные каналы, откуда она стекала на нижние террасы. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев (вывезенных из далекой Мидии).

После запустения Вавилона наводнение разрушило стены дворца, вода размягчила плохо обожженную глину, осели террасы, рухнули своды и опорные колонны. Единственный след когда-то грандиозного памятника инженерной мысли в настоящее время — открытая благодаря раскопкам Роберта Кольдевея в 1898 сеть пересекающихся траншей близ иракского г. Хилле (в 90 км от Багдада, в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки.



















    1. Статуя Зевса в Олимпии.





Статуя Зевса Олимпийского — единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке. Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.


Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах.


Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина — 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Предполагают, что статуя поднималась в высоту на 17 метров. Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду — золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники — богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зев был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе, как бы плывущей над черным мраморным полом храма, и спросил«Ты доволен, Зевс?» В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.

Около 40 г. н. э. римский император Калигула захотел перенести статую в Рим. За ней были посланы рабочие, но, согласно легенде, статуя разразилась взрывом смеха, и рабочие разбежались.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.











    1. Храм Артемиды в Эфесе.



Храм Артемиды строился многократно. Но ранние деревянные здания приходили в ветхость, сгорали или гибли от нередких здесь землетрясений и поэтому в середине VI века до нашей эры было решено построить, не жалея средств и времени, великолепное жилище для богини-покровительницы.

В архитекторах, художниках и скульпторах недостатка не было. Лучшим был признан проект знаменитого Херсифрона. Тот предложил строить храм из мрамора.

Печальный опыт прежнего строительства в Эфесе заставил задуматься архитектора над тем, как обеспечить храму долгую жизнь. Решение было смелым и нестандартным: ставить храм на болоте у реки. Херсифрон рассудил, что мягкая болотистая почва послужит амортизатором при будущих землетрясениях. А чтобы под своей тяжестью мраморный колосс не погрузился в землю, был вырыт глубокий котлован, который заполнили смесью древесного угля и шерсти — подушкой толщиной в несколько метров.

Храм был закончен примерно в 450 году до нашей эры. Все, что сделал Херсифрон и его преемники, исчезло из-за Герострата. Ради славы, ради бессмертия он сжигает храм Артемиды, простоявший менее ста лет.

А храм эфесцы решили построить вновь. Второй храм строил архитектор Хейрократ. Этот храм и был признан чудом света, хотя, может быть, больше оснований к этому званию имел первый, построенный Херсифоном.

Расчеты архитекторов, построивших храм на болоте, оказались точными. Храм простоял еще половину тысячелетия.

Когда Эфес попал под власть христианской Византии, наступил следующий этап его гибели. Мраморную облицовку с него стали растаскивать на разные постройки, была разобрана и крыша, нарушено единство конструкции. И когда начали падать колонны, то их обломки засасывало тем же болотом, что спасало храм от гибели ранее. А еще через несколько десятилетий под жижей и наносами реки скрылись последние следы лучшего храма Ионии. Даже место, где он стоял, постепенно забылось.

Долгие месяцы потребовались английскому археологу Вуду, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему повезло. Полностью фундамент храма был вскрыт только в нашем веке. А под ним — следы храма, сожженного Геростратом.











    1. Мавзолей в Галикарнасе.





Мавзолей в Галикарнасе был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени.

Мавсол был правителем Карии, входившей в персидскую империю, с 377 по 353 гг. до н. э. Столицей области был Галикарнас, ставший под названием Бодрум туристическим центром в современной Турции. Мавсол сменил своего отца в качестве повелителя города и сатрапа провинции.

Мавсол женился на своей сестре Артемизии (нередкий обычай — также бывало в древнем Египте). Приобретая всё больше могущества, он стал задумываться о гробнице для себя и своей царицы. Это должна была быть необычайная гробница. Мавсол мечтал о величественном памятнике, который бы напоминал миру о его богатстве и могуществе спустя долгое время после его смерти. Мавсол умер до окончания работ над гробницей, но его вдова продолжала руководить строительством до его полного завершения, примерно в 350 г. до н. э. Гробница была названа Мавзолеем, по имени царя, и это слово стало означать всякую внушительную и величественную гробницу.


Архитекторы построили усыпальницу галикарнасскому тирану в виде почти квадратного здания, первый этаж которого был собственно усыпальницей Мавсола и Артемиссии. Снаружи эта громадная погребальная камера, площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, была обложена плитами белого мрамора, отесанными и отполированными на персидский манер. По верху первого этажа шел фриз — битва эллинов с амазонками — «Амазономахия» работы великого Скопаса. Кроме Скопаса там работали, по словам Плиния, Леохар, Бриаксид и Тимофей. Во втором этаже, окруженном колоннадой, хранились жертвоприношения, крышей же мавзолея служила пирамида, увенчанная мраморной квадригой: в колеснице, запряженной четверкой коней, стояли статуи Мавсола и Артемиссии. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущих всадников.


Построен мавзолей был столь прочно, что, хотя и обветшал, простоял почти две тысячи лет. Причина гибели этого чуда света – землетрясение.









    1. Колосс Родосский.





Колосс Родосский — младший современник мавзолея и храма Артемиды. Идея создать его родилась весной 304 года до нашей эры, когда жители небольшого острова, лежащего у самого берега Малой Азии, стоя на истерзанных долгой осадой стенах смотрели, как скрываются в море корабли одного из наследников державы Александра Македонского — сына правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета.

Чтобы покорить родосцев, Полиоркет привез к городу осадные машины — последнее слово весьма развитой для того времени военной техники. Гордость осаждавшей армии была гелеополида — осадная башня с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта. Гелеополиду, обитую железом, приводили в движение три тысячи четыреста воинов.

Покидая после неудачной осады остров, Полиоркет бросил на берегу огромную гелеополиду — это в некотором роде чудо света,- не выполнившую своего предназначения. Она-то и принесла городу не только выгоду, но и славу. Купцы, собравшиеся в городе после победы, предложили купить гелеополиду «на металлолом», предлагая за железо триста талантов — сказочную по тем временам сумму. В знак избавления города и на деньги от продажи башни решено было возвести статую Гелиоса — покровителя Родоса. Родосцы верили, что остров поднят со дна моря по просьбе этого бога.

Статую решили поручить изваять скульптору Харесу, ученику Лисиппа. Харес предложил сделать Гелиоса стоящим. В левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало, правую приложил ко лбу, вглядываясь в даль.

Создание бронзового гиганта длилось ок. 12 лет, но простоял он, однако, всего 56 лет. В 220 до н. э. во время землетрясения статуя рухнула, не выдержав колебаний почвы. Родосцы пытались поднять колосса. Но ничего не вышло.

Тысячу лет лежал расколотый колосс у Родоса, пока в 977 году нуждавшийся в деньгах арабский наместник не продал его одному купцу. Купец, чтобы отвезти колосса на переплавку, разрезал его на части и нагрузил бронзой 900 верблюдов.





    1. Александрийский маяк.





Последнее из классических чудес, так или иначе связанных с именем Александра Македонского,- Александрийский маяк.

Александрия, основанная в 332 году до нашей эры, раскинулась в дельте Нила, на месте Египетского городка Ракотиса. Это был один из первых городов эпохи эллинизма, сооруженных по единому плану.

Гавань Александрии, пожалуй самая деловитая и оживленная во всем мире, была неудобной. Нил несет массу ила, на мелководье среди камней и мелей требуются умелые лоцманы. Чтобы обезопасить мореплавание, решено было построить маяк на острове Фарос, на подходе к Александрии. В 285 году до нашей эры остров соединили с материком дамбой, и архитектор Сострат Книдский приступил к работам. Строительство заняло всего пять лет: Александрия была передовым техническим центром и самым богатым города тогдашнего мира, к услугам строителей были громадный флот, каменоломни и достижения мусейонских академиков. Маяк получился в виде трехэтажной башни высотой 120 метров (первый и самый опасный «соперник» египетским пирамидам). В основании он был квадратом со стороной тридцать метров, первый шестидесятиметровый этаж башни был сложен из каменных плит и поддерживал сорокаметровую восьмигранную башню, облицованную белым мрамором. На третьем этаже, в круглой, обнесенной колоннами башне, вечно горел громадный костер, отражавшийся сложной системой зеркал. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, такой пологой и широкой, что по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.


Маяк был и крепостью — форпостом Александрии и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.


На башне находилось множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы.


С падением римской империи он перестал светить, обвалилась обветшавшая за столетия верхняя башня, но долго еще стояли стены нижнего этажа, которые разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.







Глава 2. Новые чудес света



Классический список 7 чудес света появился еще в III веке до н.э. В него входили величайшие архитектурно-исторические и культурные памятники античного мира. Но годы шли, и в мире появлялись все новые и новые диковинки, которые сегодня также могут на всех правах считаться Чудесами света, то есть самыми выдающимися творениями человека.

 
И вот 2001 год ознаменовался началом проекта New Open World Corporation. Его основным предназначением был выбор современных Чудес света, достойных того, чтобы навсегда войти в историю. Итак, победителями конкурса 7 июля 2007 года стали:


1. Великая китайская стена
2. Тадж-Махал
3. Колизей
4. Мачу-Пикчу
5. Петра
6. Чичен-Итца
7. Статуя Христа-Искупителя

Великая китайская стена

Великая Китайская стена — крупнейший памятник архитектуры. Проходит по северному Китаю на протяжении 8851,9 км (с учётом ответвлений), а на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от Пекина. По другим данным, длина стены от края до края — 21 196 километров. Строительство первых участков стены началось в III веке до н. э. в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от хунну.







Тадж-Махал

Тадж-Маха́л — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу потомка Тамерлана — падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы индийского, персидского и арабского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».











Колизей

Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом.









Мачу-Пикчу

Ма́чу-Пи́кчу (кечуа: Machu Piсchu, в переводе — «старая вершина») — город древней Америки, находящийся на территории современного Перу, на вершине горного хребта на высоте 2450 метров над уровнем моря, господствуя над долиной реки Урубамбы. В 2007 году удостоен звания Нового чуда света. Также Мачу-Пикчу часто называют «город в небесах» или «город среди облаков», иногда называют «потерянным городом инков». Некоторые археологи полагают, что этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его жители таинственно исчезли. Сходный с Мачу Пикчу высокогорный город Чокекирао просуществовал гораздо дольше, до 1570-х г.















Петра

Пе́тра - древний город, столица Идумеи (Едома), позже столица Набатейского царства. Расположен на территории современной Иордании, на высоте более 900 м над уровнем моря и 660 м над окружающей местностью, долиной Аравы, в узком каньоне Сик (англ.). Проход в долину — через ущелья, расположенные на севере и на юге, тогда как с востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 60 м в высоту. Неподалёку от Петры расположены скальный храм Ад-Дэйр и могила Аарона.











Чичен-Ица

Чиче́н-Ица́ — политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан (Мексика). Священный город народа Ица, расположен в 120 километрах к востоку от города Мерида, столицы Юкатана, Мексика. Название «Чичен Ица» в переводе с языка местных племён значит «Устье колодца племени Ица» или «Рот колодца колдунов воды»: «чи» на языке майя означает «устье», «чен» — «колодец», а «ица» — название племени или группы майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле. На языка Майа Чичен-Ица означает «В устье колодца Ица». Чи может означать «рот» или «край», а чен — скважина/источник. Ица является наименованием этнической народности, в своё время добившейся политического и экономического превосходства в регионе, расположенном вокруг города.











Статуя Христа-Искупителя

Ста́туя Христа́-Искупи́теля — знаменитая статуя Иисуса Христа с распростёртыми руками на вершине горы Корковаду в Рио-де-Жанейро. Является символом Рио-де-Жанейро и Бразилии в целом. Избрана одним из Новых семи чудес света. Высота статуи — 38 м, в том числе пьедестала — 8 м; размах рук — 28 м. Вес — 1145 тонн. Являясь самой высокой точкой округи, статуя регулярно (в среднем, четыре раза в год) становится мишенью молний. Католическая епархия специально хранит запас камня, из которого возведена статуя, для восстановления повреждённых молниями частей статуи.









Заключение



В ходе работы над проектом были изучены семь чудес света. В работепредставлено описание каждого из чудесистория создания и разрушения. Были изучены временные рамки существования чудес света.

В результате проведенного исследования выявлено самое раннее по времени создания чудо света, а также самое позднее сооружение. Результаты данного исследования можно представить в виде таблицы:

Чудо Время создания Время гибели

1. Пирамида Хеопса в Египте 2540 г. до н. э. Сохранилась до наших дней

2. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (Ирак) 605 г. до н. э. 1 в. до н. э. в результате наводнения

3. Статуя Зевса в Олимпии (Греция) 435 г. до н. э. 5-6 вв. в результате пожара

4. Храм Артемиды в Эфесе (Турция) 560 г. до н. э. 370 г. до н. э. в результате пожара

5. Мавзолей в Галикарнасе (Турция) 351 г. до н. э. 1494 г. в результате землетрясения

6. Колосс Родосский (Греция) 292-280 гг. до н. э. 224 г. до н. э. в результате землетрясения

7. Александрийский маяк (Александрия Египетская) 3 в. до н. э. 1480 г. в результате землетрясения



















































Список литературы.



  1. Артамонов С.Д. Литература Древнего мира. -М.,2003

  2. Чизолм Д., Майлз Л., Рид С. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. – М.,2001.

  3. Я познаю мир: Энциклопедия: История. – М.,1996.

  4. Голицына И. А. Чудеса света. – М.: Дрофа Плюс, 2008-156с.- ( Познаем мир).

  5. Алтынов П. И. Краткий справочник школьника.- М.: Дрофа, 1997 г.

  6. Миллард Э. История. Древний мир.- М.: Росмен, 1997 г.

  7. Пападакин В. Египет;земля фараонов.- М.:Теугра,1997 г.

  8. Чудокова Н. В. Я познаю мир. История.- М.:АСТ,1997 г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!