СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа «Как предпочтения в музыке зависят от пола, возраста и характера человека.»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект сделан совместно с ребенком

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа «Как предпочтения в музыке зависят от пола, возраста и характера человека.»»

10


ВВЕДЕНИЕ

Многим подросткам хочется лучше понять себя и окружающих, быть привлекательным в глазах противоположного пола и строить крепкие отношения. Оказывается, далеко не последнюю роль в этом играют наши музыкальные предпочтения! Оказывается, они зависят от пола, возраста, уровня интеллекта, характера и других факторов.

Для чего мы вообще слушаем музыку? Наверное, ради удовольствия, но, оказывается, часто по музыкальным вкусам люди судят о других. Плохой музыкальный вкус негативно отражается на привлекательности любого человека. Используя музыку, люди выражают свое «Я» и стараются таким образом подчеркнуть свою индивидуальность.

Музыка отражает наши ценности и жизненную позицию: рок связан с социальной активностью и бунтарством, а поп музыка указывает на человека согласного с общественными нормами, желанием «быть как все». Люди, которые любят джаз, блюз, классику или фолк, как правило, терпимы в своих взглядах и открыты для экспериментов.

Многие подростки сегодня утверждают, что они будут фанатами тяжелой музыки до конца своих дней и родителям никогда не удастся заставить их слушать "скучную" классику. Но некоторые исследования утверждают, что вкусы в музыке меняются взависимости от возраста.

Я решила провести собственное исследование, в котором попытаюсь проанализировать зависимость музыкального вкуса не только от возраста, но и от пола, и характера человека.

Мною было опрошено 158 человек разного возраста от 8 - 18 лет и старше. Я опрашивала девочек и женщин (всего74 человека), мальчиков и мужчин (всего84 человека).

Мною были разработаны вопросы анкеты, в которых участники указывали свой возраст и пол. Для того чтобы ответы были более правдивыми и емкими, я проводила анкетирование анонимно и участники не подписывали свою фамилию.

Некоторые вопросы анкеты касались непосредственно музыкальных предпочтений участников, такие как «Слушаешь ли ты русскую популярную музыку?», «Слушаешь ли ты русский или зарубежный рок?», «Слушаешь ли ты классическую музыку?». «Когда и сколько ты слушаешь музыку?». Некоторые вопросы были направлены на выявление уровня самооценки, черт характера, коммуникабельности и целеустремленности участников. Такие вопросы как «Как ты оцениваешь свой интеллект?», «Бывают ли у тебя депрессии, тяга к агрессии или вспышки неконтролируемого гнева?», «Насколько легко ты сходишься с людьми», «У тебя получается добиваться своих целей?», «Тебя бы привлекала перспектива стать звездой?», «У тебя есть кумиры в сфере шоу – бизнеса?», «Подражаешь ли ты своим кумирам?».

Для того чтобы ответы были более емкими и исчерпывающими в большинстве вопросах, кроме ожидаемых ответов я предусмотрела графу «другое», в которой можно было написать то, чего не было предложено.

Кроме указанных выше в анкету мною был включен вопрос: «Исполняешь ли ты музыку сам?». Задавая этот вопрос, я делала вывод о творческих способностях опрошенных.

Вопросы: «Какие музыкальные направления ты мог бы назвать?», «Знаешь ли ты этих людей. Назови написанные или исполненные ими муз. произведения» я включила в исследование для того, чтобы выяснить, насколько участники осведомлены и разбираются в сферах, о которых я предложила им рассуждать.

Так как в каждой возрастной группе опрашивалось разное количество людей, то данные своего исследования я подсчитала в процентах.

Для удобства обобщения анализа результатов исследования подсчет процентов я вела, отталкиваясь от одного ответа, на мой взгляд, ключевого.

Анализ результатов исследования я решила обобщить, отталкиваясь от вопросов анкеты и сравнивая эти результаты взависимости от возраста и полового различия.

Для удобства расшифровки результатов я сначала анализировала информацию, полученную мною от мальчиков и мужчин, а потом – от девочек и женщин.

Предварительно все участники исследования были предупреждены о том, что отвечать они должны быстро (как это рекомендуют делать психологи) и долго не задумываясь над вопросом.

В работе большую помощь мне оказали интернет источники. Привожу краткий обзор проработанной мною литературы по этому вопросу:
  • Исследование «О чём расскажет музыкальный вкус?» http://www.psypractica.ru/2013/06/music/, где приводятся результаты исследования с участием 36 тыс. человек на озвученную тему.
  • Интервью «Музыкальный вкус меняется на протяжении всей жизни» http://www.vesti.ru/doc.html?id=1143404, в которой дан подробный анализ зависимости возраста и музыкального вкуса.
  • Статья «Хороший музыкальный вкус делает вас привлекательнее» http://indi-go.net.ua/news/goodnews/756-xoroshij-muzykalnyj-vkus-delaet-vas-privlekatelnee.html, в которой выявляются причины зависимости музыкальных предпочтений от половой принадлежности

Главной целью своего исследования я считаю, изучение музыкальных предпочтений большого количества детей разного возраста и пола и выявление, как эти предпочтения связаны с их характером.


























ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



Музыкальные предпочтения участников

(Приложение 1, 2)

В исследовании приняли участие 158 человек разного возраста и пола от 8 - 18 лет и старше - девочки и женщины (всего74 человека), мальчики и мужчины (всего84 человека). Я начну описание результатов с того, что участие в анкетировании было абсолютно добровольным, но не было, ни одного человека, который бы отказался от участия. Все опрошенные проявляли живой интерес к теме и отвечали на вопросы с большим желанием. При этом они настойчиво интересовались результатами обработки информации, которые я до их сведения довела. Исходя из этого факта, я позволю себе сделать вывод о том, что тема, выбранная мною очень актуальна и интересна для подростков и молодежи.

На 3 вопрос анкеты «Когда и сколько ты слушаешь музыку?». Результаты анкетирования девочек и мальчиков 8-11 лет были примерно одинаковыми. Резкая разница в ответе на этот вопрос заметна между юношами 17лет (71%) и девушками 17 лет (12%). Так же среди взрослых людей. Среди опрошенных мною мужчин только 6% слушают музыку несколько часов в день, а женщин- уже 20%. Из результатов ответов я делаю вывод о том, что в младшем и среднем школьном возрасте как девочки, так и мальчики слушают музыку мимоходом, но когда подростки достигают старшего возраста, то отношение к музыке становится абсолютно разным и многие из них посвящают этому много времени.

4 вопрос анкеты был сформулирован: «Любишь ли ты программы о шоу – бизнесе и артистах эстрады?». Подсчитывался ответ В: «Меня это не интересует». Опять ответы мальчиков и девочек 8 лет были одинаковы, около 20% смотрят программы с интересом. Уже в возрасте 10 лет подростки отвечают на этот вопрос абсолютно по-разному: мальчиков, которых эти программы не интересуют 91%, а девочек только 10%, далее картина тоже разнообразна: очень большой процент равнодушных к шоу – бизнесу оказался среди девушек 15 лет (60%). Напротив, мальчикам этого возраста такая информация иногда бывает интересна. Среди взрослых 30% принадлежит мужчинам, и только 9% - женщинам. Опять же, разница по половому признаку налицо.

5 вопросом анкеты я спрашивала: «Любишь ли ты русскую популярную музыку? Если да, то почему?». Подсчитывался пункт А: «Не нужно думать и напрягать мозги». Ответы на этот вопрос совпали у мальчиков и девочек только 15 лет (20%). В остальных случаях разрыв в процента результатов был очень большим. Таким образом, вкусы детей и подростков оказались очень разнообразными и непредсказуемыми.

6 вопросом анкеты мне было интересно узнать: «Слушаешь ли ты русский или зарубежный рок?». Я подсчитывала ответ А: «Никогда, мне непонятны люди, которым это может нравится». Результаты показали, что самый большой показатель (75%) выявился у девушек от 15-17лет. При этом юноши этого же возраста по количеству процентов были гораздо ниже (10%). А значит, девушки старшего возраста абсолютно не склонны к року и не поддерживают его идеи, напротив, юноши увлекаются тяжелой музыкой и даже пытаются ее исполнять. Разрыв по половому признаку очевиден. Однако дети 8-11 лет опять отвечают примерно одинаково как девочки, так и мальчики (в среднем 30%). Процентная разница в ответах взрослых составила 10 единиц (20% и 30%).

На 7 вопрос анкеты: «У тебя есть кумиры в сфере шоу – бизнеса». К категории фанатов себя отнесли 47,5% юноши 16 лет. Среди девушек этого возраста результат только15%, у девочек и мальчиков 8 лет разрыв в процентах составил только 10 единиц. Таким образом, опять различия по половому признаку проявились только к старшему школьному возрасту. Взрослые же на этот вопрос ответили одинаково «нет».

На 10 вопрос «Слушаешь ли ты классическую музыку» ответили А: «Это скучно и старомодно» с большим разрывом дети 10 лет: мальчики (15%), девочки (50) и подростки 16 лет: юноши (47,5%) при этом девушки ответили прямо противоположно. Взрослые мужчины и женщины единогласно отметили, что классическая музыка им нравится.



Качества характера участников


В вопросе анкеты 8 «Подражаешь ли ты своим кумирам?» я подсчитывала ответ В: «Я заимствую идеи гардероба». Все возрастные категории мальчиков и девочек с 10-17 лет дали в итоге один и тот же результат около15%. Исключения составили мальчики 8 лет – 84% и взрослые женщины – 30%. Гораздо чаще встречался ответ «Нет. Я всегда остаюсь самим собой». Наверное, результат вполне понятен. Ведь в детском и младшем школьном возрасте всегда хочется быть похожим на кого-то знаменитого и значительного, но в подростковом возрасте акценты меняются.

Ответ на 9 вопрос: «Тебя бы привлекала перспектива стать звездой?», подсчитывался ответ В: «Я бы все поставил на карту ради этого». В результате разница по половому признаку была очень высока. Уже дети 8 лет ответили с большой разницей результатов между мальчиками и девочками (24% и 45%). Далее в результатах был очень высокий процент у мальчиков 14 лет (80%) и девушек 17 лет (50%). Все остальные возраста ответили прямо противоположно. По всей видимости, предложенный вопрос касается психологической составляющей участников и зависит не столько от пола, сколько от амбиций конкретной личности, которая проявляет себя в любом возрасте.

Вопрос о самооценке 13 был сформулирован так: «Как ты оцениваешь свой интеллект?». Подсчитывался ответ А: «Выше среднего». Высокая самооценка зафиксирована у девочек 8 лет и взрослые женщины и мальчиков 10лет (45%) . На всех остальных возрастах женского и мужского пола результат был близкий (около30%). Наверное, такой результат связан с не очень успешным обучением в школе детей старшего возраста и с более успешным обучением в младшем школьном возрасте. При этом, когда человек покидает стены школы и его ни с кем не сравнивают у него вновь вырастает самооценка. Такой вывод я сделала, опираясь на интернет - источники [7].

14 вопросом анкеты следовало: «Бывают ли у тебя депрессии, тяга к агрессии или вспышки неконтролируемого гнева?». Подсчитывался ответ В: «Случается и довольно часто». И если мальчики и девочки 8 лет единогласно ответили на вопрос. Что такого с ними не происходит, то юноши 16 лет уже дали результат в 38%, а девушки этого же возраста даже 60%. Причем процентный результат рос постепенно через все возраста. Наверное, это можно объяснить подростковыми проблемами, что описано и в литературе [7].

На 15 вопрос анкеты: «Насколько легко ты сходишься с людьми?», при подсчете ответа Б: «У меня много друзей» был выявлен очень высокий результат у мальчиков 10-14 лет (90%). Девочки этого же возраста ответили с низким результатом (15%), при этом к 17 годам количество девушек коммуникабельных резко возросло и составило60%, а количество юношей, открытых к общению резко сократилось до12%. Думаю, что такие результаты позволяют предположить, что проблемы подросткового возраста очень по-разному сказываются на представителях разного пола. Если девушки при этом становятся более общительными, то юноши наоборот общения часто избегают или становятся при этом очень избирательными. Полученные мной данные подтверждаются литературой [7].

Предпоследним 16 вопросом моей анкеты являлась формулировка: «У тебя получается добиваться своих целей?». Подсчитывался ответ А: «Да почти всегда». Ответы на всех возрастах мальчиков и девочек были близки с разницей в 10 единиц. Интересно, что амбициозные девушки 17 лет, у которых получается добиваться целей всегда составили 50%. Остальные участники чаще выбирали ответ: «Периодически».


Осведомленность участников в вопросах музыкального искусства

Пункт 11 и 17 был включен мною в исследование для того, чтобы выяснить, насколько участники осведомлены и разбираются в сферах, о которых я предложила им рассуждать. Процент верных ответов рос всоответствии с возрастом опрошенных как у юношей, так и у девушек. Этого следовало ожидать. Однако реальные знания в области музыкального искусства проявили только участники от 15 лет и более. Опираясь на результаты обработанных материалов, я сделала вывод, что младшие подростки не обладают серьезными знаниями в области музыки, и большинство из них не может назвать более 4 музыкальных стилей и направлений. Многие не знают знаменитых композиторов, исполнителей и их произведений ни в области классической, ни в области эстрадной музыки.

12 пункт анкеты касался творческих способностей участников и формулировался так: «Исполняешь ли ты музыку сам?». Самый большой процент владеющих музыкальным инструментом оказался среди юношей 16 лет (95%), причем через все возрастные этапы он только рос, начиная с 24% у мальчиков 8 лет. При этом среди мальчиков и юношей так же очень высокий процент тех, кто умеет петь. Девочки и женщины тоже относят себя к поющим примерно с таким же успехом, но. Как показали результаты опроса, практически никто из них не владеет ни одним музыкальным инструментом. Таким образом, разница по половому признаку особенно очевидна!





























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Из приведенных мною результатов я позволю себе сделать некоторые выводы. Я выяснила, что:

  1. Большое количество опрошенных мною мальчиков и юношей владеет музыкальным инструментом. Причем почти все из них играют, поют или занимаются музыкой к 16 годам. При этом девочки и женщины. Тоже относят себя к поющим. Но практически не владеют никаким музыкальным инструментом.

  2. Исходя из первого вывода неудивительно, что наибольший процент (71) тех, кто слушает музыку часами именно среди юношей 17 лет.

  3. Реальные знания в области музыкального искусства проявили только участники от 15 лет и более, а значит, младшие подростки не обладают серьезными знаниями в области музыки, большинство из них не может назвать более 4 музыкальных стилей и направлений. Многие не знают знаменитых композиторов, исполнителей и их произведений ни в области классической, ни в области эстрадной музыки.

  4. Продолжая этот вывод, я не удивилась тому, что относят себя к категории фанатов именно юноши 16 лет (50%). Наверное, причина в том, что их просто интересует эта тема, и они много знают о музыке.

  5. Результаты, полученные мной, подтвердили распространенное мнение, что тяга мужчин к классическим произведениям действует отталкивающим образом на обладательниц слабого пола, поэтому встречается редко [2], [3]. Наши юноши не оказались исключением, и большинство из них 50% к 16 годам считают классику старомодной и неинтересной.

  6. Всвязи с этим выводом хочу отметить, что именно среди этих юношей, по результатам их ответов, к 17 годам высокий процент тех, кто тяжело сходится с людьми, и считает себя необщительным. Они обладают уравновешенным и мягким характером, но и при этом не уверенны в себе.

  7. Так же вполне ожидаемо для меня стало и то, что, оказывается, русский и зарубежный рок совсем не интересует девушек 15-17 (75%). Они совершенно не понимают, как можно такое слушать. Распространенное мнение, что «рок – дело мужское» подтвердилось. Источник [3].

  8. Именно эти опрошенные девушки обычно добиваются своих целей, коммуникабельны, легко сходятся с людьми, однако при этом подвержены вспышкам неконтролируемого гнева, депрессии и агрессии. Именно среди них 50% хотят стать звездой.

  9. Русская популярная музыка равномерный интерес у всех опрошенных, разницу составляют только причины этого интереса, а подражать своим кумирам не хочет никто (только15%).

  10. При этом младшие школьники, как мальчики, так и девочки коммуникабельны, имеют высокую самооценку и совсем не агрессивны.


Ключевой вывод:


На основании представленных выводов, я выяснила, что среди детей 8 – 9 лет мальчиков и девочек различия в музыкальных предпочтениях незначительны или их вовсе нет. При этом их качества характера тоже во многом совпадают.

Подростки 16 – 17 лет девушки и юноши очень сильно отличаются по своему характеру и своим музыкальным вкусом.

Значит, возраст и пол оказывают серьезное влияние на формирование музыкальных предпочтений человека.


Представленную мною информацию, наверное не стоит принимать целиком на веру. Очень часто люди вообще слушают ту или иную музыку всвязи с модой или другими причинами, не связанными с их личностью. Часто подростки хотят показать таким путем свою принадлежность к какой-то группе или таким образом кому-то понравиться [1]. Наверное, не всем детям и юношам легко понять музыку. А еще труднее реагировать на нее искренно и эмоционально. Сегодня им может нравиться джаз, а завтра – хард-рок или шансон. Причем вкусы могут меняться и часто - разительно. Но определенные закономерности все-таки есть. Однако прежде, чем критиковать чьи-то музыкальные предпочтения – подумайте еще раз. Очень вероятно, что человек ассоциирует любимую музыку с самим собой, поэтому вы легко можете оскорбить его личные чувства [6].










































ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКИ:


  1. Интервью «Музыкальный вкус меняется на протяжении всей жизни» http://www.vesti.ru/doc.html?id=1143404
  2. Исследование «О чём расскажет музыкальный вкус?» http://www.psypractica.ru/2013/06/music/
  3. Материалы исследования «Музыкальные предпочтения трех поколений» http://volchekoldm.narod.ru/htm/statyi/20.htm

  4. Научная работа «Влияние музыки на развитие творческих способностей детей и подростков» http://stud24.ru/music/vliyanie-muzyki-na-razvitie-tvorcheskih/404334-1383235-page1.html
  5. Статья «Зависимость интеллекта от музыкальных предпочтений» http://forum.pskovonline.ru/?showtopic=29629

  6. Статья «Как нас характеризует наш музыкальный вкус» http://www.km.ru/stil/2013/11/18/psikhologiya-i-voprosy-samoanaliza/725474-kak-nas-kharakter
  7. Статья «Особенности общительности и тревожности необщительных подростков» http://library.rsu.edu.ru/archives/7338
  8. Статья «Ученые: тип личности определяет музыкальные вкусы» http://news.bbc.co.uk/hi/russian/entertainment/newsid_7599000/7599922.stm

  9. Статья «Хороший музыкальный вкус делает вас привлекательнее» http://indi-go.net.ua/news/goodnews/756-xoroshij-muzykalnyj-vkus-delaet-vas-privlekatelnee.html

  10. Статья «Что ваши музыкальные предпочтения могут рассказать о вас?» http://www.infoniac.ru/news/Chto-vashi-muzykal-nye-predpochteniya-mogut-rasskazat-o-vas.htm
  11. Тест «Какой у тебя музыкальный вкус?» http://aeterna.qip.ru/test/runjs/217023


























ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение (актуальность работы, постановка задачи)…………………………. 1 - 2





Глава 1.

Музыкальные предпочтения участников………………………………………...3



Глава 2.

Качества характера участников……………………………………………………4



Глава 3.

Осведомленность участников в вопросах музыкального искусства…………….5






Заключение (результаты работы)…………………………………………………..6 - 7



Интернет – источники……………………………………………………………….8



Приложения……………………………………………………………………….8 - 16

















Управление образования Администрации Северодвинска

Городской конкурс учебно – исследовательских работ

школьников «Ученые будущего»











«Как предпочтения в музыке зависят от пола, возраста и характера человека.»



Лисина Елена

Ученица 4 «Б» класса

МБОУ СОШ №30





Руководитель:

Кочемасова Елена Геннадьевна

Учитель музыки

1 квалификационной категории











Северодвинск

2013


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!