СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа "Как найти корень в слове "БЕЛКА"?!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

            На уроке  читали текст « Белка» и выполняли задания к нему. Надо было выполнить разбор слова по составу. Возникли споры по определению корня в слове белка. Какой же корень в этом слове? Как возникло это слово? Чтобы успешно находить родственные слова, необходимо обращаться к словарям.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Как найти корень в слове "БЕЛКА"?!"»

ПРОЕКТ по русскому языку

Как найти корень в слове «БЕЛКА»?

Руководитель:

учитель начальных классов

Щеглова Ирина Ивановна

Проект выполнила:

ученица 3 класса

Никитцова Анастасия


1.ВВЕДЕНИЕ

На уроке мы читали текст « Белка» и выполняли задания к нему. Надо было выполнить разбор слова по составу. У нас возникли споры по определению корня в слове белка. Какой же корень в этом слове? Как возникло это слово? Я решила разобраться в этом вопросе и выдвинула

гипотезу: чтобы успешно находить родственные слова, необходимо обращаться к словарям.

Перед собой я поставила

цель: научиться находить родственные слова, чтобы успешно выполнять разбор слова по составу.

Я наметила задачи:

- изучить лексическое значение слова белка в «Толковом словаре»;

-узнать о составе слова белка в школьном словарике «Разбор слова по составу» ;

- разработать для одноклассников памятку « Найди корень!» - этапы работы по нахождению корня.

Объект исследования: группы однокоренных слов.

Предмет исследования: слова, имеющие корни – бел -, - белк-.

Методы исследования: знакомство с информационными источниками, анкетирование одноклассников, обработка материалов, обобщение, вывод.

Продукт: памятка «Найди корень!». В нём я покажу одноклассникам этапы работы по нахождению корня в слове.

2. СОДЕРЖАНИЕ.

2.1. Мы выполняли задание в группе и наши мнения разошлись.

Задание было такое:

Найди однокоренное слово к слову белка.

а) белочка

б) белый

Ребята сделали так:

а) белочка -96%

в) белый- 22%

Вывод: 22% учеников считают, что белка и белый родственные слова

Руководствуясь правилами учебника В.П. Канакиной «Русский язык», мы вспомнили, что:

«Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.»



Чтобы определить лексическое значение слов, я посмотрела в « Учебный словарь русского языка» В.В. Репкина (это «Толковый» словарь) и узнала, что…

Белка:

1) Белка. Небольшой лесной зверек-грызун с пушистым хвостом

Древнерусское образование от существительного бела.

Животное это, как ни странно, получило название по цвету шкурки не обычного и хорошо знакомого нам зверька, а по очень редкой — белой — разновидности.

Белый:

1) Белый. Цвет снега или мела.

Значит, раньше эти слова были родственниками. Но со временем каждое из них образовало свою группу родственных слов.

В « Учебном словаре русского языка» В.В. Репкина мы видим однокоренные слова к слову

белка

белый


белочка


белить

беличий


беленький



2.2. Второе условие для родственных слов – это общий корень.

Задано разобрать слова по составу

белка белый

Большинство ребят, 80%, выделили корень – бел - . И это оказалось ошибкой. Такой корень только у слова белый.


Из школьного словарика «Разбор слова по составу» я узнала, что корень у этого слова – белк -, у родственного слова белочка корень - белоч -, а у бельчонок - -бельч-, так как здесь есть чередование согласных к/ч .

Вывод: исследуя слова белка и белый, я узнала, что:
- во – первых, они не являются родственными, потому что имеют разное лексическое значение;
- во – вторых, у этих слов разные корни -белк- и -бел- .




3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1 Вывод: Чтобы успешно находить родственные слова и правильно разбирать слова по составу необходимо использовать «Толковый словарь» и словарь «Разбор слова по составу».

Совет одноклассникам

Словари – помощники учеников в исследовании тайн и загадок русского языка!

Вот какое есть стихотворение о словаре:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми, населена.

Правит ими государь

По прозванию Словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

Даже Пушкин,

Я об этом

Достоверно говорю,

Не однажды за советом

Обращался к Словарю.

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию Словарь!

Яков Козловский


3.2 Практическая польза

Название моего проекта «Белка» задаёт вопросы». На вопросы, которые были заданы невозможно ответить без помощи словарей.

Я решила разработать памятку, которую назвала « Найди корень!». В этой работе я отметила этапы работы по нахождению корня в слове. Мне пригодится эта памятка, например, при выполнении домашнего задания. Я поделилась ею с одноклассниками и предложила задание:

Разобрать по составу слова беляк и белка.

Пользуясь памяткой, мы следовали по маршруту:

  1. Прочитай в «Толковом словаре» о лексическом значении этих слов.

  2. Сравни их значения.

  3. Найди данные слова в школьном словарике «Разбор слова по составу».

  4. Рассмотри, как выполнен разбор слова по составу.

  5. Выдели корень в словах.

  6. Потренируйся.


По памятке мы делали так:

В толковом словаре Ожегова «Словарь русских слов» мы нашли лексическое значение слову беляк:

Заяц, меняющий зимой цвет меха на белый (в отличие от русака).

В словарике «Разбор слова по составу» нашли, что слово беляк входит группу родственных слов к слову белый и имеет корень – бел-: белый, белить, беленький, беляк.

Вывод: 96 % учащихся правильно выполнили задание. В этом им помогла моя памятка.

Моя гипотеза, чтобы успешно находить родственные слова, необходимо обращаться к словарям.

подтвердилась.

Цели, научиться находить родственные слова, чтобы успешно выполнять разбор слова по составу, мы достигли. Спасибо « белке» за вопросы!

3.3 Литература

1. « Учебный словарь русского языка» Репкин В.В., 1994г.

2.Школьный словарик «Разбор слова по составу»

3. «Русский язык», Канакина В.П., 2 класс, 2016 г.

Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!