СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа: «Часовня Архангела Михаила. Кижи»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа: "Часовня Архангела Михаила.Кижи" направлена на духовно-нравственное и патриотическое воспитание подростков.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа: «Часовня Архангела Михаила. Кижи»»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя

общеобразовательная школа №

г. Таганрог. Ростовская область








Проектная работа

«Часовня Архангела Михаила. Кижи»






Выполнили:

учащиеся 9б класса

Бурлаченко Владимир,

Снименко Никита

Преподователь:

Красуля Ирина Леонидовна

учитель истории МОБУ СОШ №






2023

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение………………………………………………………………………..

1. Музей-заповедник «Кижи»

2. Назначение и особенности использования часовен…………………

3. Выбор места для строительства ………………………………………

4. Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро ……………..

4.1. Особенности архитектурно-художественного решения…………….

4.2. Интерьер часовни Архангела Михаила ………………………………

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………...................























Введение:

На Руси с древних времен считались важными создания церквей, часовен, храмов. В 1670 году во имя Архангела Михаила, которому церковь воздает особое почитание, был возведена часовня.

Нас заинтересовала эта информация. Мы решили найти ответ на вопрос, в чем заключается отличие храма от часовни и почему церковь воздает особое почитание Архангелу Михаилу?

Цель данной исследовательской работы: изучить историю создания памятника архитектуры, отличающегося своей неповторимостью и оригинальностью, изготовить макет часовни.


Задачи:

1. Изучить историю создания часовни Архангела Михаила.


2. Узнать в чем заключается отличие часовни от храма. Определить назначение и особенности использования часовен.


3. Найти ответ на вопрос, почему церковь воздает особое почитание Архангелу Михаилу.



Таким образом, объект нашего исследования: часовни Архангела Михаила.


Предмет исследования: история создания и архитектура музея-заповедника Кижи.
















Музей-заповедник «Кижи»

Удивительный и загадочный остров Кижи — это место, которое стало настоящим символом мастерства и таланта зодчих русского Севера. Сегодня здесь находится музей-заповедник, включенный в Перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Остров находится в северной части Онежского озера, в 68 километрах от Петрозаводска.

Считается, что остров Кижи получил свое название от карельского слова «кижат», что в переводе означает «игрища». Ученые-археологи придерживаются мнения, что в дохристианские времена здесь проходили языческие ритуалы и обряды.

Большинство из нас привыкло произносить слово «Кижи» с ударением на второй слог, однако ученые-филологи и местные жители утверждают, что орфоэпически верным вариантом является произношение названия острова с ударением на первый слог.

Помимо историко-архитектурного музея, на острове Кижи находятся три деревни — Кижи, Васильево и Ямка. В каждой из них всего два-три двора.

Музей основан исследователем и реставратором северорусского деревянного зодчества А. В. Ополовниковым, который в 1951 году перевёз на Кижи дом О́шевнева из деревни с одноименным названием. Первых посетителей музей принял в 1955 году. Изначально он состоял из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков.

В настоящее время его дополняют привезённые из различных уголков Заонежья часовни, дома, иконы, предметы быта и хозяйственные постройки из карельских, русских и вепсских деревень.

С 2020 года на базе музея-заповедника начал работу Всероссийский центр по сохранению деревянного зодчества.

В музее-заповеднике под открытым небом находится часовня Архангела Михаила, о которой мы вам расскажем.













2. Назначение и особенности использования часовен.

Часовня - христианский храм без алтаря. Алтарь это важная часть храма, без которой священник не может провести торжественные богослужения.

Исторически сложилось так, что небольшие поселения на севере порой разделялись значительными расстояниями, далеко не всегда люди имели возможность посещать приходскую церковь, которая находилась, как правило, в центре погоста. В церкви проходили повседневные службы и торжественные богослужения – Литургии, совершались все церковные таинства, всего их семь: брак, крещение, покаяние, причащение, миропомазание, священство и соборование. Для совершения Литургии, а также ряда таинств, таких, например, как брак, необходимо, чтобы храм имел алтарь. Для некоторых других, таких как крещение, покаяние, соборование, это условие не является обязательным, они могут совершаться и вне церкви, например, в часовне. Там можно было также отпевать усопших, служить молебны, и в целом она отвечала религиозным потребностям крестьян. В часовне не было постоянного священника – обычно батюшка приезжал для совершения молебна в день храмового праздника и на Пасхальной неделе, а также в случаях особой надобности. И тогда молебен совершали прямо на поле перед часовней. Так много собиралось народа.

Все остальное время за ней присматривал и организовывал службы выбранный «миром» староста, у него же хранился и ключ. По воскресным и праздничным дням староста отпирал часовню, со звонницы раздавался звук колокола, и жители собирались на молитву. В молельне, перед небольшим иконостасом, зажигались свечи, читался вслух «Часослов» – соединенные в церковный сборник псалмы и молитвы.


Строили и содержали часовню, как правило, совместными усилиями жители одной – двух деревень. Крестьяне каждой деревни стремились построить часовню, не похожую на часовни других деревень, сделать ее облик неповторимым.


















3. Выбор места для строительства.

Многие путешественники и исследователи прошлого отмечали особую живописность ландшафтов, окружавших часовни, и ту тонкую гармонию, которая возникала между творениями рук человека и природой. Местоположение храмов могло быть самым разным. Иногда их возводили на красивых возвышенных местах, иногда – на берегу, перед домами иногда – посередине деревни. Порой они оказывались в окружении домов в результате естественного разрастания поселения. Построенные в прибрежных деревнях, часовни хорошо были видны с воды и выполняли роль ориентиров для проходящих судов, по ним издали узнавали и само селение. Часовни прекрасно выполняли градостроительную функцию, группируя вокруг себя, объединяя в общую картину и деревенские постройки, и озерную гладь, и поля, и лес.































4. Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро

4.1. Особенности архитектурно-художественного решения

Часовня Архангела Михаила — часть великолепного Кижского ансамбля.

Это небольшое деревянное строение с сенями и колокольней, построенное в XVIII веке. Восстановлена по проекту архитектора А.В. Ополовникова.

Перевезена на остров Кижи из деревни Леликозеро в 1961 году, где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о её самостоятельной живописности.

Часовня была возведена во имя Архангела Михаила, которому Церковь воздает особое почитание как предводителю ангельских сил – бесплотных существ духовного мира, вестников и исполнителей воли Божией, как верному служителю Божию, воинствующему против падших ангелов–демонов, или бесов.
    Эта постройка, как и многие другие на острове, имеет внешний вид, типичный для архитектурных шедевров Русского Севера. Ее венчает сдвоенная крыша и высокий деревянный купол с крестом. Ее главная отличительная особенность — шатровая колокольня-звонница, возвышающаяся над сенями. В плане сооружение представляет собой прямоугольник, вытянутый с востока на запад.

Усилиями плотников нескольких поколений формировался архитектурный облик часовни Архангела Михаила, но, рассматривая ее, современный человек вряд ли сможет это предположить. Кажется, что неизвестный мастер на едином дыхании построил этот нарядный храм с хорошими пропорциями, оригинальными конструктивными деталями, со скромным, но выразительным декором. В первую очередь обращает на себя внимание каскадная двухступенчатая кровля над молельней. Издали она выглядит так, будто на одну двускатную крышу чуть повыше посажена другая, с таким же уклоном, с такими же причелинами, такой же высоты и ширины. Этот эффектный архитектурно–декоративный прием резко выделяет часовню не только из рядовой застройки, он делает ее непохожей и на многие другие храмы Заонежья. Вся кровля над молельней выполнена из «красного» теса с пикообразными завершениями торцов – в солнечный день они отбрасывают красивую кружевную тень на нижний ярус крыши и стену. Применение парных элементов, как особенность художественного решения, присутствует и в оформлении звонницы: мы видим здесь два широких гонтовых воротника, двойные резные подзоры, два маленьких воротничка, расположенные под шейкой и главкой. На западной стене сеней – сдвоенное окно. Верно найденные пропорции, а также единство декоративного решения позволили зодчим объединить разновременные части постройки в единое целое.


Глядя на этот нарядный храм, забываешь о сложной истории формирования его художественного облика. Невольно на ум приходят сравнения с природными формами: силуэтами елей, очертаниями луковиц, бутонов, распустившихся цветов. Действительно, органичная связь, родство с природой - одна из важнейших особенностей народной архитектуры.


4.2. Интерьер часовни Архангела Михаила

Интерьер часовни состоит из двух помещений. Большое, просторное, но более низкое это трапезная. В часовенном помещении увидим иконы. Иконы - главное украшение северных храмов. Иконостас, сохранившийся в изначальном виде, состоит из двух рядов. Иконописное убранство часовни не исчерпывается рядами иконостаса.

В часовне сохранилось уникальное внутреннее убранство — высокий иконостас, сливающийся с «небесным» потолком, в центральном круге которого — икона Христа Вседержителя, а в сегментах — 12 трапециевидных клиньев — праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Можно сказать, что эти иконы являют собой продолжение иконостаса.

Помимо иконостасных икон и «неба», от первоначального периода в храме сохранилось деревянное, украшенное росписью, паникадило и выносной двухсторонний образ «Богоматерь Знамение – Никола Чудотворец»

В более позднее время часовня пополнилась иконами XIX в., которые мы видим в трапезной. На южной стене – «Страшный суд», напротив нее, на северной стене – «Воскресение Xристово – Сошествие во Ад», над входом в молельню помещена икона «Дейсус».

Трапезная часовни довольно просторна. Вдоль стен – лавки, на одной из них мог стоять небольшой шкафчик (или ящичек), где хранились документы, лежали свечи и мелкие монеты. За трапезной следуют сени, где, по рассказам местных жителей, раньше стояли две скамьи. Широкие ступени крыльца ведут к выходу, а узенькая лесенка – наверх, к звоннице. Двери, ведущие в трапезную, украшает великолепный замок, который тоже является подлинным предметом, принадлежащим этому храму.



















Заключение.

При подготовке данного проекта мы узнали об истории создания часовни Архангела Михаила, ее необычайно красивой архитектуре.

Узнали, в чем заключается отличие часовни от храма.

Определили назначение и особенности использования часовен.

Нашли ответ на вопрос, почему церковь воздает особое почитание Архангелу Михаилу.

Планируем в будущем продолжить изучение историю памятников культуры нашей Родины.

Макет готов, и мы довольны своей работой.

В процессе выполнения работы у нас выработались такие качества как, аккуратность, терпеливость.

Созданный нами макет часовни Архангела Михаила, можно использовать на уроках истории, как наглядное пособие. Ребята смогут внимательно рассмотреть мельчайшие детали памятника архитектуры, что пробудит у них интерес к изучению истории нашей страны.























Литература:

1. Витухновская М.А. ТЭП интерьера часовни Архангела Михаила в д. Леликозеро. НРФ НБ музея «Кижи», 1982.

2. Витухновская М.А. Музей–заповедник «Кижи». Петрозаводск, 1988.

3. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1983

4. Пашков А.М. «Историческое сведение о приходе Кижском» – малоизвестный источник по истории православной культуры Кижского прихода к. XVIII – пер. пол. XIX вв. // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (материалы IV международной научной конференции «Рябининские чтения – 2003»).

5. Пийронен Э. В часовенной Карелии. Отрывки из книги. Перевод С.В.Кочнева. НРФ НБ музея «Кижи», 1990.

6.Фролова Г.И., Любимцев А.Ю. Интерьер часовни Архангела Михаила из д. Леликозеро. ТЭП. НА музея «Кижи», 2000.

7. Яскеляйнен А.Т. Новое в эволюции часовни Архангела Михаила на о. Кижи // Народное зодчество. Петрозаводск, 1992.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!