СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории как средство реализации ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащихся неоюходимо научить самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. И метод проектов позволяет этого добиться в значительной степени.

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории как средство реализации ФГОС»

Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории как средство реализации ФГОС


«Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.»

К.Д. Ушинский

Добрый день, коллеги.

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить.

И метод проектов позволяет этого добиться в значительной степени.

Чем этот метод лучше?

  • Во-первых, он позволяет решить проблему мотивации учащихся, что очень актуально в современной школе.

Современные дети более активны и развиты, шагнули далеко вперед в своем развитии. Зачастую, традиционная форма ведения образовательного процесса уже не способна удовлетворить их запросы и интересы. Перед учителем остро стоит задача активизации детей в процессе преподавания.

Метод проектов, на наш взгляд, как нельзя лучше способствует процессу активизации, дает школьникам возможность развивать свои учебные навыки (анализ, синтез, поиск и решение проблем, постановка целей и задач), проявить свою креативность, творческие идеи, попытаться воплотить свои замыслы в жизнь.

  • Во-вторых, реализуется личностно-ориентированный подход.

  • В-третьих, работая над проектом, учащиеся осваивают алгоритм выполнения работы, учатся самостоятельно искать и анализировать литературу и другие источники информации. И как результат – развитие их творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности и ответственности, учащиеся приобретают необходимый опыт решения возникающих проблем, приобретают необходимый багаж знаний.

  • В-четвертых, метод проектов тесто связан с информационными технологиями, без знания и использования которых современное общество существовать просто не может.

Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

1-й этап. Проблема, выбор темы, которая должна содержать проблему; формулировка гипотезы, определение цели и задач.

2-й этап. Проектирование. Определено количество участников, в какой форме будет проект. Запуская проект необходимо составить календарь работы над проектом: даты, основные этапы и краткое содержание проделанной работы, ответственные за каждый этап.

Каждый член группы должен знать, что он предоставит к концу того или иного этапа работы

3-й этап. Поиск (исследовательская деятельность). Поиск и сбор информации, изучение специальной литературы. Обмен информацией и ее обсуждение с другими участниками проекта. Анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов для подведения итогов.

4-й этап. Продукт. Оформление материалов, информационных стендов, иллюстраций, схем, диаграмм, презентаций. Предполагаемый иллюстративный ряд к проекту. Материально-техническое обеспечение проекта: аудио, видео, стенд.

5-й этап. Презентация. Ребята защищали свои проекты.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты.


Этапы формирования навыков исследовательской деятельности

1 ступень (5-6 классы):

  • знакомство с видами проектов и исследовательских работ;

  • изучения алгоритма при реализации проектов или проведении исследовательских работ;

  • мини-исследования и мини-проекты.

2 ступень (7-8 классы):

  • апробация и реализация интегрированных проектов.

3 ступень (9-11 классы):

  • долгосрочные проекты и исследовательские работы.


Проекты, предлагаемые к разработке на уроках истории можно разделить на несколько видов:

- исследовательские – проекты, в основу которых положен принцип логичности и четкого подчинения заранее продуманному плану. Эти проекты должны носить социально значимый характер и отличаться высокой долей использования экспериментальных и опытных работ для получения конкретного конечного результата («Египет — дар Нила», «Викинги и славяне: история взаимоотношений», «М.В. Ломоносов - «все испытал и все проник»», «Значение Московской битвы на ход Великой Отечественной войны», «Герои земли шуйской» и др.)

- творческие – проекты, в основу которых положена нацеленность на конечный результат в виде конкретного продукта: статьи, газеты, презентации, видеофильма и т.д. Этот вид проектов не имеет четкого продуманного плана действий, последовательности выполнения задач, а отличается вариативностью и изменчивостью на пути к конкретному результату (проекты исторических спектаклей, реконструкций, книжка-раскладушка, рисунки по заданной тематике, сбор пословиц, и т.д.)

- игровые – проекты, в которых конечным результатом будет применение на участников определенных ролей, выполнение специфических функций. Они также как и творческие проекты имеют в себе большую долю креативности, но при этом все же ведущей деятельностью является игровая деятельность (разработка и проведение таких мероприятий как брейн-ринг, квест-игра, круглый стол на заданную тему по истории и т.д.)

- информационные – проекты, которые направлены на сбор информации о каком-либо историческом процессе или явлении. Для их создания также как и для создания исследовательских проектов необходим четко разработанный, структурированный план последовательных действий («Возникновение письменности у славян», «Византийская мозаика», «Система образования в России в 18 в.», «История зарождения денег» и др.)

- практико-ориентированные – проекты, в основу разработки которых ложится четкая нацеленность на социальные интересы самих участников и разработчиков проекта. Успех подобного проекта зависит в первую очередь от хорошей организации и четко слаженной работы всех участников (разработка проекта закона, справочного материала, программы действий, совместной экспедиции или экскурсии, туристического маршрута и т.д.)


Положительные стороны внедрения проектного метода можно наблюдать по конечному результату, то есть по тем навыкам, которые формируются у учеников с использованием этого метода работы.

С использованием метода проектов у учеников формируются следующие навыки2:

- навыки самообразования и самоконтроля, когда ученик может самостоятельно ставить цели и задачи в решении исследуемой проблемы, осуществлять поиск материалов и источников по исследуемой теме, контролировать соблюдение промежуточных и конечных сроков исследований и т.д.;

- навыки групповой деятельности, когда у учеников происходит распределение полномочий и обязанностей, а вместе с тем и развитие чувства ответственности за свою роль в командной деятельности;

- мотивационный навык, когда ученик стремиться быть лучшим среди участников и соответственно ищет интересные факты или нестандартные решения поставленных задач, нестандартный способ подачи конечного материала;

- формирование навыков исследовательской деятельности, когда ученик самостоятельно ищет источники информации, анализирует их, делает выводы и обобщает в конечный продукт;

- дифференцированный подход, когда руководитель дает ученику свободу выбора темы будущего проекта с учетом его интересов и возможностей, дает возможность реализовать свой творческий потенциал;

- формирование интереса к познавательной деятельности, когда ученик, начиная работать над созданием будущего проекта, вовлекается в этот процесс и хочет сделать еще лучше, узнать как можно больше информации по изучаемой теме;

- формирование комфортной образовательной среды, когда в процессе взаимодействия учитель-ученик и ученик-ученик преодолеваются коммуникативные барьеры, ученик делает шаг к собственному самоопределению.


Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи обучения с жизнью.

Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Оценка проектной деятельности обучающихся входит в систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Метод проектов в ФГОС основного общего образования рассматривается и как механизм подготовки к государственной итоговой аттестации (выполнение и защита индивидуального проекта на выходе из основной школы), и как способ организации образовательной деятельности обучающихся по достижению метапредметных результатов.


Однако у использования проектного метода в процессе преподавания истории есть свои минусы:

- во-первых, при использовании данного метода в работе серьезно возрастает нагрузка на учителя, ему необходимо курировать проекты, затрачивая на это, зачастую, свое личное время;

- во-вторых, при использовании проектного метода часто происходит перегрузка ученика, так как научно-исследовательская работа – это длинный и кропотливый процесс и это серьезно сказывается на всей учебной деятельности, ученик попадает в стрессовую ситуацию из-за переоценки своих возможностей, а также страха подвести команду;

- в-третьих, у всех учеников разные психофизиологические особенности восприятия материала, есть ученики-аудиалы, воспринимающие только голосовой материал, есть ученики-визуалы, воспринимающие информацию только через образы и картинки и есть ученики-кинестетики, воспринимающие информацию только посредством ощущений, касаний, переживаний. Поэтому не все виды проектов донесут необходимую информацию до учеников, которым непосредственно демонстрируются проекты. Необходимо будет разрабатывать разные типы проектов, а это опять-таки дополнительная нагрузка и на ученика и на учителя.


Для того, чтобы обеспечить достижение учениками указанных планируемых результатов, учитель сам должен обладать определённым набором знаний, умений и способов организации деятельности в рамках разработки и реализации проекта, иными словами – проектной компетентностью.  

Необходимость овладения данной компетентностью и её развития как профессионального качества педагога обусловлена в том числе и включением проектирования в обобщённые трудовые функции, входящие в Профессиональный стандарт педагога, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н.

Какие умения, навыки, действия учителя должны отражать владение им проектной компетентностью? У меня получился следующий список, который можно, наверное, и расширить:

- умение планировать деятельность;

- умение проводить рефлексию;

- умение ориентироваться в создавшейся ситуации;

- умение прогнозировать ситуацию, развитие выполняемого проекта и т.д.;

- способность к целеполаганию;

- способность к оцениванию своей деятельности;

- способность принимать решения;

- умение осуществлять самоконтроль;

- умение проводить коррекцию своих действий.

Если мы спроецируем указанные требования на реализацию ФГОС, то увидим, что по сути дела учитель так же, как и ученик, должен обладать регулятивными универсальными умениями и действиями.  


В заключении хочется сказать, что проектная деятельность – это технология будущего. Она формирует в учениках умение и желание учиться, стремление совершенствоваться. В ходе работы над проектами дети учатся проявлять инициативу, ставить цели, разрабатывать план ее достижения, сотрудничать с другими людьми. Эти качества являются тем «спасательным кругом», который позволит им быть успешными в дальнейшей жизни.

Обойтись без проектирования в современной жизни невозможно. Если мы хотим, чтобы новые поколения российских граждан осознавали свою ответственность, были активными и инициативными, не боялись трудностей, верили в свои силы и видели возможности к их рациональному применению, то в той или иной степени педагоги должны включать проектирование в учебный процесс.

Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.

Но, в то же время, должны соблюдаться некоторые правила или оговорки, обязательные для учителя и для ученика.

Во-первых, если учитель дает задание детям участвовать в разработке проекта, то он должен проанализировать контингент учеников, которым он будет давать это задание и исходя из этого подобрать наиболее оптимальный для них тип исторического проекта.

Во-вторых, он должен заранее рассчитать свою нагрузку и нагрузку на учеников и выбрать время разработки проекта (краткосрочный, долгосрочный или среднесрочный).

В-третьих, он должен сразу распределить обязанности каждого ученика и результаты деятельности, которые он ждет от каждого из них, чтобы они не перекладывали свои обязанности на других членов команды.

Благодаря правильно спланированному и организованному процессу работы над проектами можно добиться видимых успехов в преподавании истории и заявить об успешном использовании интерактивных методов обучения.


Подведем некоторые итоги: что же такое проект?

Проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.

Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.


Проект — это форма организации учебного процесса. Полноценный проект «не вписывается» в уроки. Природа проекта и природа урока — принципиально различны. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы — в балансе альтернатив.


Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.


...Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!

1 См: Образовательные технологии в высшем педагогическом образовании/ Е.Г. Елина, О.И. Дмитриева, М.В. Храмова [и др.] под. общ. ред. Е.Г. Елиной. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та. 2014. С. 90-95.

2 См: Короткова М. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М., 2003. С. 20-24.


Основные правила, которые могут помочь

в осуществлении проектной работы


Правило первое: учителю необходимо мотивировать школьников на исследовательскую деятельность!

Правило второе: проблема должна быть актуальна!

Правило третье: учитель должен поставить учебные задачи и оценить время, необходимое для реализации проекта (обязательно с некоторым резервом).

Правило четвертое: сотрудничество руководителя и учеников-исследователей необходимо!

Правило пятое: тема должна быть личностно значима!

Правило шестое: учитель координирует и корректирует проделанную работу на промежуточных этапах.

Опыт работы показывает, что хуже всего в работе над проектом ученики справляются с отбором информации, соответствующей задачам исследования. Учитель должен научить ребят стратегиям поиска и отбора наиболее точной и достоверной информации, используя обсуждение и наглядно демонстрируя методы работы с материалом.

В идеале при работе над проектами подразумевается минимальное участие учителя на всех этапах работы. На практике это не совсем так. В любом классе есть ребята с разными способностями и мотивацией. Роль учителя в проектной деятельности может быть разной, но, на мой взгляд, сотрудничество предполагает и контроль. Если мы хотим получить качественный результат, учитель должен регулярно отслеживать ход работы. Иначе, вследствие некоторой инфантильности (а может быть, наоборот, занятости) современных школьников, возникает опасность, что проект будет выполняться в последний момент, либо не завершится вовсе.).

Правило седьмое: используйте ИКТ!

Правило восьмое: представление проекта обязательно нужно отрепетировать.

Слабое место современных школьников – публичное выступление. Необходимо научить ребят укладываться в регламент (не более 10 минут), помочь преодолеть волнение, а для этого им нужно несколько раз выступить в привычной обстановке. Здесь неизбежны временные затраты руководителя проекта, но и результат оправдает ожидания.

Правило девятое: расширяйте аудиторию для представления успешных проектов! Не ограничивайтесь защитой проектов в классе. Пусть ребята почувствуют важность результатов своей работы, значимость проектов. Это не только повышает их самооценку, но и вовлекает в проектную деятельность новых «исследователей».

Правило десятое: без рефлексии проект теряет смысл!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!