Проектная деятельности в работе музыкального руководителя ДОУ
Подготовила:
Куликова И.Ю.
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
МБДОУ ДС № 37
г. Кузнецк,
Пензенская область
Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека.
Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.
Основная задача педагога – приобщить ребенка к прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им. В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный опыт, который позволяет ему ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления об окружающем, об отношениях между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного в жизни и искусстве, начинают формироваться первые нравственно - эстетические понятия, ценностные ориентации.
Но, к сожалению, педагогические исследования показывают, что главная проблема образования — потеря живости, притягательности процесса познания, меньше внимания уделяется приобщению ребёнка к миру искусства. Ребёнок исследователь по своей природе и задача взрослых создать условия для развития и формирования лучших качеств личности.
Изучив методическую литературу: Н.А.Виноградовой и Е.Н.Панковой «Образовательные проекты в детском саду», работы Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, Т.С. Лагоды, М.Б. Зуйковой, я определила для себя, что использование проектной деятельности позволит решить эту проблему. Первым опытом в этом направлении стал проект «Музыка осени, музыка красок». Тему проекта подсказало диагностическое обследование музыкальных способностей детей. Проведенная диагностика показала, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развито музыкальное восприятие, а именно: умение слушать музыкальные произведения, понимать их содержание, высказывать свое суждение о прослушанном. Поэтому целью познавательно – творческого проекта «Музыка красок» стало развитие интереса и потребности у детей умения слушать музыкальные произведения, выполнять предложенные им творческие задания, высказываться о своих эмоциях, чувствах и впечатлениях.
Над проектом работал воспитатель, дети 6-7лет, и родители. Работу мы начали с того, что организовали экскурсии детей по территории нашего детского сада, где посажены разные деревья, с целью ознакомления. После экскурсий дети с удовольствием делились своими впечатлениями, искали сходство и различие между деревьями, высказывали свои версии, доказывали свою точку зрения.
В ходе проектной деятельности были разработаны и проведены цикл НОД по определенной тематике. Итоговым мероприятием проектной деятельности стал праздник «Праздник красок». Этот праздник доставил много радости, положительных эмоций, как детям, так и родителям.
Работая над проектом, мы собрали богатейший материал о разноцветье осени. Не остались в стороне и родители наших воспитанников. Они приняли самое активное участие в проекте и празднике, где дан мастер класс.
Продолжая работу по данной теме, совместно с воспитателем разработали проект «Женщина – чье имя мать!» Эту тему мы выбрала не случайно. В России отмечать «День Матери» стали сравнительно недавно. Новый праздник – «День Матери» - постепенно приживается в России. И это правильно: сколько бы хороших, добрых слов ни было сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут.
Целью данного проекта стало формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у дошкольников, воспитание уважения к маме, желание заботится о ней. Реализация проекта позволила задействовать различные виды детской деятельности: музыкальная, познавательная, игровая, театрализованная, продуктивная. Данный проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
В музыкальном зале была оформлена выставка рисунков «Портрет моей мамы», выполненная воспитанниками, которая стала огромным сюрпризом к праздничному дню для мам. Мамами была организована выставка «Наши мамы рукодельницы». Итогом проектной деятельности стал праздник.
Работая над данной темой, я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение воспитанников самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания на практике. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, специалисты ДОУ и т.д. Поэтому я планирую продолжить работу по созданию и реализации следующих проектов: «Рисуем музыку», направленный на формирование начал музыкально-художественной культуры и творческой личности ребенка, через развитие его музыкальных, художественно-творческих способностей.