СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Проектная деятельность учащихся в контексте введения ФГОС нового поколения»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность учащихся в контексте введения ФГОС нового поколения»»


«Проектная деятельность учащихся в контексте введения ФГОС нового поколения»

«Исследовать - значит видеть то,

что видели все, и думать так,

как не думал никто»

А. Сент-Дьердьи

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты второго поколения, перед учителем стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовывать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Поэтому, ключевым направлением становится информационно-коммуникативная деятельность обучающихся.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Никогда не потеряют своей актуальности слова В.А. Сухомлинского: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Но жизнь идет вперед, а значит меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова, то есть актуален – важен для настоящего времени, а значит закладывает основу для будущего.

Примерные программы, составленные на основе контекста введения ФГОС нового поколения, рекомендуют на этапе основного общего среднего образования включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность. Ее основу составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. При этом ведущим остается определенный вид деятельности ученика. Для учителя это значит выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность, освоения новых требований к реализации ФГОС.Современный урок должен отражать владение классической структурой на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала и технологии, что особенно важно для сильных учеников.

Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы учащихся, направленной на поиск информации, я убедилась в том, что особую значимость при этом на уроках приобретает проектная деятельность с элементами исследования. Один из основных критериев эффективности современного урока – обучение через открытие. Не менее важно самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности, осознание им того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены. Преподаватель должен сформировать у обучающихся способность проектировать предстоящую исследовательско-проектную деятельность и быть ее субъектом, а также сопоставлять различные точки зрения и умение пои этом найти истину, не отрицая субъективности суждений.И так, исследовательский метод рассчитан на самостоятельность учащихся. Деятельность учителя состоит в осуществлении консультативной помощи и контроле, в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний. Отбор методов в данном случае осуществляется на основе принципа проблемности обучения, когда задание составлено таким образом, что учащиеся попадают в ситуацию, которая воспринимается ими как интеллектуальное затруднение, требующее новых знаний.

Методика учебников, конечно, способствует использованию исследовательской деятельности на уроках, однако, практические работы, как правило проводятся по инструкции учителя, а это лишает учащихся возможности применить творческий подход. Поэтому необходимо создать условия для исследования, дать ребенку самому выбрать уровень сложности предлагаемой работы, а инструкция учителя содержит лишь цель исследования и незначительные подсказки.

Одной из форм изучения материала являются экскурсии, которые облегчают восприятие учебного материала, повышают познавательный интерес, создают представление целостной картины мира, а значит должны включать исследования учащихся. Ценность исследовательской работы заключается в том, что учащиеся, оперируя понятиями в глобальных масштабах, выполняют работу на местном материале.

Форма работы может быть индивидуальной, парной или групповой. Наиболее эффективными, как показывает практика, являются индивидуальные исследования учеников. Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований.

Конечно, творческая деятельность учащегося должна быть необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые, неожиданные проблемы. Поэтому, ученик должен выступать активным участником процесса обучения. Одним из методов, повышающих творческую активность учащихся, является проектная деятельность. Планирование действий при проектной деятельности идет от ученика с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат – графическое или теоретическое решение поставленной проблемы.

Этапы проектной деятельности:

- изучение исторических или социальных фактов и явлений;

- постановка социальной проблемы;

- построение плана работы с опорой на инструкцию учителя;

- осуществление плана;

- графическое или теоретическое составление проекта;

- защита проекта

Работа над проектом у учащихся с низким уровнем усвоения материала будет сводится лишь к констатации фактов. Тем не менее, попытка изложения своих мыслей, пусть даже слабая, способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное - не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.

Продуктом проектной деятельности являются презентации, создаваемые учащимися. Наиболее эффективна работа в сотрудничестве ученика, учителя истории и учителя информатики. При этом создаются максимальные условия для реализации творческого потенциала школьников, развития интереса к предмету. Ученик, сам создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.

Цели исторического и обществоведческого образования в основной и старшей школе согласно ФГОС нового поколения формируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели исторического и обществоведческого образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения, социальных взаимодействий. Объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями исторического и обществоведческого образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с мировой и отечественной историей и социальными процессами;

  • приобщение к познавательной культуре как к системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере исторической и обществоведческих наук

Метапредметными результатами освоения программы по истории и обществознанию являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными историческими и социальными источниками (находить, анализировать, оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к историческим и социальным фактам;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументируя и отстаивая свою позицию

Проектная и исследовательская деятельность позволяет вводить новое содержание в образование, которое позволяет решать проблему формирования ключевых компетенций у учащихся согласно новых требований.

Так что же такое современный урок?

Подводя итог выступлению хочу подчеркнуть, что времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время готовых уроков постепенно отходит. И можно долго спорить о том, каким должен быть урок, но неоспоримо одно – он должен быть одушевлен личностью учителя.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!