Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Золотая рыбка» общеразвивающего вида
городского округа Стрежевой»
__________________________________________________________________________
Проект
по духовно – нравственному воспитанию
Тема: «Светлая Пасха»
Тип проекта: познавательно-творческий.
Срок реализации: краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Автор и руководители проекта:
Горшкова Светлана Викторовна,
Галкина Алина Александровна
Стрежевой 2022г.
Актуальность. Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. В настоящее время дети, да и мы взрослые, мало знаем о русских обычаях, традициях, связанных с народными христианскими праздниками. Проблема будет решена, если мы, взрослые, будем интересоваться русской народной культурой и рассказывать о ней детям, играть в игры, придерживаться обычаев русского народа. Если мы сможем сами принять ее, то дети тоже будут в дальнейшем знать культуру и традиции своего народа.
Проблема. Наблюдая, за детьми нашей группы, мы обнаружили, что у детей в недостаточной степени сформированы представления о праздниках, культуре и традициях нашей страны. Чтобынашидетибольшезналио русских народных праздниках, умели отмечать их так, как того требуют обычаи, мы разработали познавательно – творческий проект «Светлая Пасха».
Объект. Народный праздник «Пасха».
Предмет. Древний русский народный светлый праздник Воскресения Христова, история традиций, основа формирования патриотизма.
Гипотеза. Процесс духовно- нравственного воспитания будет успешным, если: в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ знаний о христианской религии и православных религиозных праздниках, поддерживать тесное сотрудничество с семьей в работе по духовно- нравственному развитию детей через приобщение детей к христианским религиозным праздникам.
Цель проекта: расширение представлений детей о традициях русского народа христианском празднике Светлая Пасха.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать у детей 4-5 лет представления о православном празднике «Светлое Воскресение Христово», с историей его возникновения, обычаях и обрядах;
Развивающие:
- развивать познавательную активность, любознательность детей, интерес к культуре русского народа, вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям;
- обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «Благовест», «традиции», «обряды»).
- развивать художественные способности;
- содействовать развитию двигательной активности у детей.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
Задачи работы с родителями:
- познакомить родителей с темой, целью, задачами и актуальностью данного проекта;
- вовлечь в работу над проектом;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
Методы и формы работы по реализации проекта:
Словесный.
Наглядный.
Экспериментирование.
Игровой.
Практический.
Ожидаемый результат.
У детей имеются элементарные знания о празднике светлая Пасха, о его возникновении, проявляется интерес к произведениям народного искусства (заклички, загадки, стихи, пословицы, колокольный звон).
Дети понимают значимости праздника, обычаев и традиций.
У детей возникнет на основе имеющихся представлений интерес к истории христианского праздника Пасха, пасхальным играм, русским народным играм, они умеют организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.
Родители активно участвуют в работе по теме проекта.
Предварительная работа:
сбор литературы, информации и наглядности по теме;
работа с родителями по подготовке к проекту;
определение темы проекта;
формулировка цели и задач;
составление плана основного этапа проекта;
Продукт проекта:
Выставка детских работ, поделок «Светлая Пасха».
Папка-передвижка «Светлый праздник Пасхи».
Книжка-малышка «Встречаем пасху».
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап: разработка стратегии реализации проекта:
Определение цели и задач проекта.
Организация работы над проектом.
Основной этап: реализация проекта:
3. Заключительный этап:
Организация выставки поделок «Пасхальный вернисаж», детских работ по теме, папки-передвижки «Светлый праздник Пасхи», книжки – малышки «Встречаем Пасху».
Презентация проекта «Светлая Пасха».
План мероприятий работы по теме проекта.
Мероприятие | Цель | Сроки проведения |
Подготовительный этап |
1. Определение цели и задач проекта. 2. Подбор методического и дидактического материала, детской художественной литературы для чтения, презентаций для просмотра, сюжетных картинок и иллюстраций, пословиц, поговорок, загадок, стихов по теме проекта, дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта. 3. Создание папки-передвижки, консультаций для родителей по теме проекта. 4. Привлечение родителей к реализации проекта. | Разработка стратегии реализации проекта. Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, мышления, навыков работы в команде, приобретение навыков работы с большим объемом информации, развитие самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. Создание условий для повышения компетентности родителей воспитанников. Заинтересовать родителей темой проекта, развивать желание участвовать в реализации проекта совместно с детьми. | 1 неделя апреля |
Основной этап |
1. Проведение бесед «Что такое Пасха?», «Почему мы красим яйца?» 2. Рассматривание картин, просмотр презентаций. 3. Чтение художественной литературы детям, пословиц, загадывание загадок, заучивание стихов. 4.Проведение дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр. 5.Проведение экспериментирования «Варёное или сырое?», «Украшаем яйцо». 6. Продуктивная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, декоративная аппликация, раскраски по теме проекта. | Ознакомление детей с таинством Пасхи; дать детям представление, почему именно яйца окрашивают перед Пасхой. Дать детям представление о праздновании Пасхи на Руси. Познакомить детей с русским народным творчеством, развивать литературную речь, логическое мышление, память, воспитывать интерес и любовь к чтению. Развитие слуха и внимания, умения видеть целостность предметов, поддерживание в детях чувство пасхальной радости, развитие двигательной активности у детей, воспитание у детей гостеприимства и доброжелательности, уважения к традициям русского народа. Развитие представлений о свойствах яйца, их изменениями в процессе варки; развитие представлений о традициях русского народа (украшение яиц к Пасхе), свойствах полиэтилена, изменениях с ним в процессе нагревания, о безопасном поведении в ходе работы с горячей водой. Развитие эстетических чувств и художественных творческих способностей, интереса к традициям русского народа, развитие мелкой моторики. | 2 - 4 недели апреля |
7. Проведение НОД «Светлое Воскресение Христово». | Обобщение и выявление знаний детей о русском традиционном празднике «Светлая Пасха». | |
Заключительный этап |
1. Организация выставки поделок «Пасхальный вернисаж», детских работ по теме, папки-передвижки «Светлый праздник Пасхи», книжки – малышки «Встречаем Пасху». 2. Презентация проекта «Светлая Пасха». | обобщение и анализ результатов работы о русском традиционном празднике «Светлая Пасха». | 4 неделя апреля |
Вывод. В ходе реализации проекта подтвердилось, что вопрос духовно- нравственного воспитания через приобщение детей к христианским религиозным праздникам (Пасха) заслуживает всестороннего изучения и применения при обучении и воспитании детей дошкольного возраста. После проведенной работы у детей расширились элементарные знания о празднике светлая Пасха, о его возникновении, проявился интерес к произведениям народного искусства, возросла познавательная активность, любознательность, а также познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность.
У детей на основе имеющихся представлений возник интерес к истории христианского праздника Пасха, пасхальным играм, русским народным играм, они научились организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.
Перспективы:
В дальнейшем планируется продолжать работу по приобщению детей к православной культуре. Продолжать знакомить детей с православными праздниками.
Список литературы.
1. Т. Барнс «Библия для детей». Астрель, АСТ, 2007г.
2. Н. В. Бредихина «Рождество и Пасха в детской литературе». Астрель, АСТ, 2006г.
3. «Празднуем Пасху всей семьёй» (перевод С. Н. Одинцовой; под редакцией Т. Лёвкиной). Москва. Торговый дом «Издательство Мир книги», 2006г.
4. https://paskha.gatchina3000.ru/ :Пасха-Источник радости Светлое Христово Воскресение.