СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность - способ формирования ключевых компетенций младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии лэпбука в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность - способ формирования ключевых компетенций младшего школьника»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Выступление на городском семинаре-практикуме
«Проектно-исследовательская деятельность школьной библиотеки
как форма организации внеурочной работы с читателями»
с демонстрацией результатов проекта «Времена года. Лето»


Калошина Т.Н.,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 15


Добрый день! Сегодня мы представляем вашему вниманию результаты проектной работы 4-Б класса - лэпбук « Времена года. Лето».

Что такое лэпбук? Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути, лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, паззлов, кроссвордов и т.д. в любой форме по определённой теме. В лэпбуке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по заданной теме в занимательно-игровой форме.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);

  • разнообразие игровых заданий;

  • интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);

  • возможность структурировать сложную информацию;

  • возможность разнообразить самую скучную тему;

  • научить простому способу запоминания;

  • компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);

  • вариативность использования заданий;

  • возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Для учащихся лэпбук - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.

Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения.

По своей структуре и содержанию он доступен детям младшего школьного возраста. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности ребенка.

Этапы работы по изготовлению лепбука (презентация)

Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них, которые можно скачать бесплатно или за символическую плату в Сети, – лучший вариант для новичков. Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное. Поверьте, это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.

Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать?

1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста.

2. После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов.

Задаем ребенку вопросы: Что ты знаешь о ..? Что хотел бы узнать? Что сделать, чтобы узнать?

3. Создание макета.

Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:

  • распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу для принтеров – тогда папка получается цветная и красочная;

  • лист плотной бумаги (картона) формата А3, А2 или 3 листа А4 для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная папка. Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. У нас получилась книжка-гармошка, состоящая их четырех страниц. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой или цветной самоклейкой и украшаем по своему усмотрению;

  • ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;

  • безграничная фантазия. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д.

  • кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один урок или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это ещё и способ оформления самостоятельного исследовательского проекта.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

В настоящее время интернет предлагает нам большой выбор готовых шаблонов для изготовления лэпбуков, достаточно содержательных и красочно оформленных. Но по своему опыту скажу, что наибольшую практическую ценность имеют лэпбуки, сделанные самостоятельно. А если он сделан еще и совместно с детьми, то его польза увеличивается вдвое., так как это еще и полет фантазии, который дает непредсказуемые результаты, это исследование, которое можно продолжаться в дальнейшем. Данная форма работы помогает создавать условия для поддержки детской инициативы и творчества.

Выводы. Работая над проектом, я пришла к выводу, что лэпбук - удобная форма не только для группового проекта. Она хороша для индивидуальных проектных работ по любому предмету. Это отличный способ для повторения пройденного материала. Его можно использовать для закрепления и обобщения материала по любой теме. Достаточно листа формата А3 и детского творчества.

Одним из важных условий реализации образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС является сотрудничество учителя с семьей: дети, учителя и родители являются главными участниками педагогического процесса. Создание такой папки-раскладушки позволяет сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Хочется сказать огромное спасибо всем родителям, принявшим участие вместе с детьми в создании нашего проекта на всех этапах работы.

Творческая группа учащихся 4-Б класса расскажет вам, из каких частей состоит лэпбук «Лето», какая информация находится в кармашках нашей книги.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!