СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность по изобразительному искусству

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гипотеза: Оформление стен школьного коридора должно способствовать созданию комфортной атмосферы и усилению интереса к процессу обучения.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по изобразительному искусству»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 имени Олега Измайловича Семёнова-Тян-Шанского» города Мончегорска Мурманской области









Образ школьного предмета в виде настенной росписи








Автор:

Белоусова Софья Максимовна,

учащаяся МБОУ СОШ №5

10 «А» класс

Руководитель:

Николаева Татьяна Александровна,

учитель изобразительного искусства,

МБОУ СОШ №5











г. Мончегорск Мурманской области

2022 г.

Содержание


Введение 2

I. Теоретическая часть

1.1. История настенной росписи 3

1.2. Настенная роспись. Техника 5

II. Практическая часть

2.1. Анкетирование. 6

2.2. Реализация проекта 7

Заключение 8

Литература 9

Приложения 10


























Введение

Получение знаний – это тот процесс, которому ученики уделяют много времени и внимания. На протяжении нескольких лет, начиная с детства и заканчивая юностью школа выступает в роли постоянного спутника и верного друга.

Огромное влияние на качество обучения оказывает обстановка в школе, а уютная атмосфера способна сделать образовательный процесс более комфортным, настроить его участников на положительную волну. Яркая и оформленная территория школы вызывает к ней интерес, побуждает к исследовательской и творческой деятельности. Существует множество различных способов создания нужной обстановки, а роспись и оформление стен – один из них.

На переменах учащиеся проводят много времени в школьных коридорах. Мне кажется, однотонные стены выглядят пусто и нуждаются в необычном оформлении.

Интересные иллюстрации могут поспособствовать поднятию настроения, внести в школьную жизнь яркие краски и подарить позитивный настрой.

Цель: Создание эскизов и оформление стены школьного коридора.

Задачи:

  1. Изучить варианты оформления, предложенные интернет – ресурсами.

  2. Выполнить собственные эскизы и выбрать подходящий.

  3. Определить материалы, требующиеся для работы.

  4. Сделать экономичный расчет и приобрести материалы.

  5. Выполнить оформление стены.

  6. Провести опрос среди учащихся.

  7. Проанализировать результаты проделанной работы и сделать вывод.

Объект исследования: Комфортная атмосфера в помещении школы.

Гипотеза: Оформление стен школьного коридора должно способствовать созданию комфортной атмосферы и усилению интереса к процессу обучения.

Методы исследования: поисковый-работа с информацией, анкетирование.

Социальное партнерство: администрация школы, педагоги.

Личная значимость: ознакомление с первичными навыками проектно -исследовательской деятельности; опыт практической деятельности в разработке эскизов для оформления помещений.

Практическая значимость состоит в том, что результаты проекта могут быть использованы в качестве эскизов в МБОУ СОШ 5.


  1. Теоретическая часть

    1. История настенной росписи

История настенной росписи берет свое начало в далеком прошлом.

Античное время (приложение 1)

Важнейший вклад в историю и развитие настенной живописи внесли рисунки, созданные мастерами Древнего Египта. Наибольшее внимание в то время уделялось храмам и пирамидам, где настенные изображения рассказывают не только о божествах, но и повествуют о важных исторических событиях. Устанавливаются и надолго фиксируются основные правила изображения в живописи. Настенная роспись приобретает большую самостоятельность, краски становятся более нежными и прозрачными.

Со временем рисунки начинали приобретать другой смысл, все чаще в работах стали появляться такие стороны быта, которые не укладывались в характерные для Древнего Египта мифологические образы. Все большее место стали занимать узоры и орнамент, лирические мотивы пришли на смену героическим. В Древней Греции Основной особенностью изобразительного искусства является выбор насыщенных и ярких красок. Обусловлено это тем, что под палящим солнцем светлые оттенки цветов на белом мраморе были практически не заметны.

С появление парадных комнат и перенесением акцента на интерьер, основываясь на греческих традициях, в домах Древнего Рима в качестве декорации стали выбиратья сюжетные картины, которые полностью повторяют или интерпретируют знаменитые произведения греческих художников. Настенные рисунки представляли собой сочетание изображений дворцов или театральных декораций с изысканными орнаментами. При этом все рисунки были пропитаны замысловатостью и великолепием.

Эпоха Возрождения (приложение 1)

В средние века, одновременно с усилением роли церковного интерьера, начали формироваться новые принципы росписи стен. Впервые духовное содержание объединилось с декоративностью. Именно в этот период появился термин «фреска» (от итал. affresco – «свежий») - техника настенной росписи по сырой штукатурке. Всплеск развития культуры, которым ознаменовалась эпоха Возрождения, начался в Италии и быстро распространился по всей Северной Европе. Художники Возрождения искренне верили, что они возрождают ценности Древней Греции и Рима.

В этот период живопись постепенно возвращалась к идеалам античности, становясь все более светской. Художниками расписывались уже не только храмы, но и жилые интерьеры. Постепенно истинная фреска уступила свое место росписи по сухой штукатурке. Именно в это время появился такой термин как живопись альсекко (от итал. al secco – «по сухому»).

Она подразумевала под собой полноцветную живопись с имитацией самых разных видов декоративной отделки помещения. Особой популярностью в этот период пользовались помещения-«обманки», которые позволяли визуально расширить пространство, создавая иллюзию большого объема. Наибольшего расцвета этот вид живописи достиг к концу 18 века.

Стили барокко и рококо (приложение 1)

В эпоху барокко настенная роспись, при декорировании интерьера, вышла на первый план. Насыщенные настенные панно создавали атмосферу праздничности и пышности. Поощрялся эффект театральности, краски подбирались яркие, а нарисованные фигуры поражали воображение эффектными ракурсами. Несмотря на то, что потребность в «обманках» отпала, поскольку вокруг домов появились сады, люди, познавшие все прелести настенной росписи, не смогли от нее отказаться. Поэтому росписи-обманки, создающие на совершенно ровных стенах иллюзию богатого декора и настоящей архитектуры, по-прежнему пользуются повышенной популярностью.

Стиль рококо просуществовал недолго, но тоже внес свою лепту в настенную живопись. К основным принципам присоединились легкость и деликатность, больше внимания уделялось изображению ангелочков и цветочных мотивов. Стиль рококо отличается от своего собрата более спокойными, плавными, пастельными оттенками. Здесь в большей степени присутствуют такие цвета как белый, нежно розовый, приглушенный голубой, фисташковый и, конечно же, позолота.

Наше время

Современная роспись стен – это совершенно новый вид искусства, который опирается на многовековой опыт живописцев прошлого и современные технологии. Сегодня появились превосходные современные краски и материалы, которые позволяют не только ускорить процесс работы, но и придать поверхности дополнительную прочность и долговечность. Неординарное оформление помещения позволяет создать в нем определенную атмосферу, которая будет созвучна с настроением владельцев дома, их эстетическими предпочтениями.

Настенная роспись решает не только эстетические задачи, но также и практические:

  • маскировка дефектов поверхности: неровности, трещины, сколы, бугры, вмятины;

  • визуальное выпрямление геометрии и исправление непропорциональность комнаты;

  • Зрительное уменьшение или увеличение пространства помещения.

    1. Техника.

Рассмотрим современные техники нанесения изображения.

  1. Роспись акрилом

Роспись акриловыми красками – это на данный момент самый популярный вид нанесения картин на стены в интерьере. Для такой росписи очень важно хорошо подготовить рабочую поверхность: стена должна быть идеально ровной. Далее, Акрилом рисуют поверх слоя штукатурки, предварительно нанеся слой акрилового грунта, чтобы рисунок лучше держался. (приложение 2)

  1. Аэрография

Аэрографические рисунки выполняются с помощью специального инструмента – аэрографа. Линии получаются плавными, а благодаря прозрачности слоев можно регулировать цвет. (приложение 2)

  1. Роспись невидимым красками

Один из самых необычных вариантов росписи. Она наносится на стену краской, которая проявляется только при включении ультрафиолетового света. Иногда такой рисунок наносится на уже имеющийся акриловый слой, добавляя ему сказочности. (приложение 2)

  1. Роспись светящимися красками

Светящиеся краски, содержащие люминофор, отличаются от невидимых тем, что наносится чаще всего поверх акрилового рисунка для того, чтобы он не терялся в тёмное время суток. В течение дня они накапливают свет, а затем отдают его ещё в течение шести – восьми часов после наступления темноты. (приложение 2)

  1. Граффити

Уличное искусство граффити хоть и редко, но всё же попадает в интерьеры. Такую роспись создают аэрозольной краской в баллончиках с распылителями или при помощи специальных маркеров. Преимущество этой краски в том, что она мгновенно высыхает и ложится практически на любую поверхность. (приложение 2)









  1. Практическая часть

    1. Анкетирование (приложение 3)

Перед началом работы важно было узнать, как атмосфера в школе влияет на обучение, может ли оформление помещения благотворно сказаться на этом процессе. Мнения самих учащихся школы играют большую роль в этом вопросе. Поэтому, в рамках проекта было решено провести опрос среди учеников 5, 7 и 10 классов.

Ребятам были заданы следующие вопросы:

1. Считаете ли вы, что атмосфера в школе способна оказывать непосредственное влияние на успеваемость?

2. Считаете ли вы, что интересное оформление школьного интерьера может поспособствовать повышению уровня психологического комфорта?

3. Хотели бы вы видеть стены школьных коридоров яркими и оформленными?

Итоги опроса:

  1. Ответы 10 класса:

На первый вопрос ответило 25 учащихся, из них 87% дали ответ «Да», 13% – ответ «Нет» (приложение 3)

На второй вопрос ответило 25 учащихся, из них 93% дали ответ «Да», 7% – ответ «Нет» (приложение 3)

На третий вопрос ответило 25 учащихся, из них 93% дали ответ «Да», 7% – ответ «Нет» (приложение 3)

  1. Ответы 7 класса:

На первый вопрос ответило 63 учащихся, из них 80% дали ответ «Да», 20% – ответ «Нет»

На второй вопрос ответило 63 учащихся, из них 92% дали ответ «Да», 8% – ответ «Нет»

На третий вопрос ответило 63 учащихся, из них 98% дали ответ «Да», 2% – ответ «Нет»

  1. Ответы 5 класса:

На первый вопрос ответило 50 учащихся, из них 85% дали ответ «Да», 15% – ответ «Нет»

На второй вопрос ответило 50 учащихся, из них 74% дали ответ «Да», 26% – ответ «Нет»

На третий вопрос ответило 50 учащихся, из них 95% дали ответ «Да», 5% – ответ «Нет»

Вывод:

Результаты анкетирования показали, что учащиеся школы хотели бы видеть стены коридоров необычно оформленными.




    1. Реализация проекта

Основные этапы работы:

  • сентябрь: выбор темы и руководителя проекта,

  • октябрь – декабрь: совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, создание набросков и вариантов работы, выбор подходящего,

  • март: практическое оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта,

  • март – апрель: подготовка к защите проекта.

Подготовительный этап:

  1. Проведение опроса.

  2. Выбор темы и локации для выполнения проекта.

  3. Изучение вариантов оформления.

Основной этап: Создание собственных эскизов

Заключительный этап: Анализ результатов выполненной работы

Практическая деятельность началась с выбора темы иллюстрации. Главная идея проекта заключалась в художественном изображении одного из учебных предметов, раскрытии его в новом, необычном виде.

В результате поисков подходящего варианта был сделан выбор в пользу математики. Когда я определилась с темой, следующей моей задачей стало формирование образа науки. Целью было создать интересную яркую иллюстрацию, содержащую в себе узнаваемые математические элементы.

Перед началом работы над эскизом я обратилась к интернет – ресурсам и литературе. Найдя несколько изображений (приложение 4), на которые можно было бы опираться при работе, я приступила к рисованию набросков.

Согласно придуманному образу, центром иллюстрации должны были стать три раздела математики (Арифметика, Геометрия и Алгебра), представленные в виде статуй и располагающиеся на каменных колоннах. Три «Царицы наук» окружены различными хаотично собранными вместе математическими символами и лианами, обвивающимися вокруг них. (приложение 5)

Для статуй и колонн решено было выбрать оранжевые и красные оттенки. Это позволило выделить их на общем фоне росписи. Остальные элементы работы, окрашенные в зелёный цвет, использовались для сглаживания контраста и визуального соединения частей иллюстрации между собой.



Закончив разработку эскиза, я приступила к подбору нужных материалов.

Материалы (приложение 6)

  1. Краска водостойкая универсальная

  2. Колер 5-и цветов

  3. Кисти 7 шт.

  4. Лента малярная 1 шт.


Экономическая составляющая проекта:


Наименование товара

Сумма руб.

Краска водостойкая универсальная 1 шт.

600

Колер 5-и цветов

375

Кисти 7 шт.

530

Лента малярная 1 шт.

120

Итог

1625



Заключение

Цель проекта достигнута не полностью, так как созданный эскиз не был использован на практике. Сам процесс работы был необычен и интересен. Полученный опыт можно будет использовать в будущем для оформления помещений МБОУ СОШ № 5.















Ссылки на используемые источники информации

Литература:

  1. Грожан Д. В. Справочник начинающего дизайнера. – Ил. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 318 с.

  2. Составитель Сергей Мастеровой. Эргономика квартиры. Часть 1. Прихожая, гостиная, столовая. – СПБ.: «Издательство «ДИЛЯ», 2004. – 224 с.


Интернет-ресурсы:


https://kvartblog.ru/blog/rospis-sten-vidy-tehniki-primery/


https://design-homes.ru/idei-dlya-doma/rospis-sten-v-interere


https://palmira-art.ru/articles/rospis-sten-kak-element-dekora


https://abakumova.net/articles/37-rospis-sten-svoimi-rukami-poshagovaya-instruktsiya


https://artsten.ru/stati/stili-nastennoj-rospisi.html


https://artsten.ru/stati/nastennaya-zhivopis.html


http://artultra.ru/istorija-nastennoj-rospisi.php


https://art-plane.ru/rospis-sten-kratkaya-istoriya

















Приложение 1.

Античное время




Эпоха Возрождения






Барокко и рококо






Приложение 2.

Роспись акрилом









Аэрография


Роспись невидимым красками

Роспись светящимися красками


Граффити



Приложение 3.

Диаграмма 1.

10 класс

Считаете ли вы, что атмосфера в школе способна оказывать непосредственное влияние на успеваемость?

Диаграмма 2.

Считаете ли вы, что интересное оформление школьного интерьера может поспособствовать повышению уровня психологического комфорта?

Диаграмма 3.

Хотели бы вы видеть стены школьных коридоров яркими и оформленными?





Диаграмма 1.

7 класс

Считаете ли вы, что атмосфера в школе способна оказывать непосредственное влияние на успеваемость?

Диаграмма 2.

Считаете ли вы, что интересное оформление школьного интерьера может поспособствовать повышению уровня психологического комфорта?

Диаграмма 3.

Хотели бы вы видеть стены школьных коридоров яркими и оформленными?







Диаграмма 1.

5 класс

Считаете ли вы, что атмосфера в школе способна оказывать непосредственное влияние на успеваемость?

Диаграмма 2.

Считаете ли вы, что интересное оформление школьного интерьера может поспособствовать повышению уровня психологического комфорта?

Диаграмма 3.

Хотели бы вы видеть стены школьных коридоров яркими и оформленными?





Приложение 4.

П
римеры работ на математические тему.







Приложение 5.

Рисунок 1. Набросок 1.











Рисунок 2. Набросок 2.





Рисунок 3. Эскиз в цвете















Приложение 6.

Колер



Кисти







Краска водостойкая универсальная

Лента малярная












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!