СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках химии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность на уроках химии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования представлена классификацией и темами проектов для учащихся 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках химии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования»

Проектная деятельность на уроках химии как средство

реализации требований ФГОС основного общего образования.

Гук Светлана Михайловна заместитель директора по УВР учитель высшей квалификационной категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 9 с углубленным изучением китайского языка г. Владивостока»


Термин «проект» происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперёд», «выступающий», «выдающийся вперед». Как известно, метод проектов сформировался в зарубежной педагогике на основе идей «новых» школ, экспериментальной педагогики в начале XX в. Педагоги уже тогда осознавали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная определенность развития извне грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. Такой поворот педагогической мысли привел к зарождению концепции «свободного воспитания», поднял волну создания «свободных», «открытых» школ. Авторов «новой школы» объединяла убежденность в необходимости развивать творческие, природные задатки учащегося, предоставляя им возможность на собственном опыте активно познавать мир. Уже тогда в методе проектов изначально предполагалось развитие личности, обусловленное направленностью обучения на «связь с жизнью», на практическое применение полученных знаний, на социализацию ученика.

На современном этапе проектная деятельность рассматривается как эффективное технологическое средство реализации задач ФГОС основного общего образования, как деятельность, направленная на достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов; на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для самостоятельного решения личностно значимых задач и нахождения путей разрешения конкретной проблемы, оформленной в виде некого конечного продукта, презентации этого продукта и дальнейшего практического применения.

Цели проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:

- формирование универсальных учебных действий обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным действиями, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости проектной работы, инновационной деятельности, овладение методами и методологией продуктивного общения;

- развитие компетентности общения;

- овладение обучающимися продуктивно- ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:

- освоение этапов, характерных для проектной работы;

- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования ;

- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;

- развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:

- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания; - владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений различных задач;

- общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов проектной деятельности.

В основе проектной деятельности лежит системно- деятельностный подход, обеспечивающий активную самостоятельную мотивированную учебно-познавательную деятельность учащихся с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В соответствии с системно-деятельностным подходом активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. Признание активной роли ученика приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Изменяется роль учителя- от простого транслятора знаний до организатора совместной учебной деятельности с обучающимися. Основная задача учителя- создание мотивирующей и объединяющей линии поведения, не научить какому-либо конкретному знанию, а инициировать самообучение, чтобы ученик смог сам находить и получать необходимые знания, осознавать значимость цели своей деятельности. Таким образом, проектная деятельность очень логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в Стандарте системно- деятельностному подходу. Итак, проект в новом свете ФГОС — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели- решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некого конечного продукта.

Проекты в школьном курсе химии

Система проектной деятельности может быть представлена двумя подходами:

1. Связь проектов с учебными темами (на уроке).

2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (во внеурочной деятельности)

Учитывая дифференциацию обучения в системе преподавания предполагается комплекс базовых, профильных и элективных курсов.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения.

Одной из форм отчетности по изучению элективных курсов по химии (помимо зачетов, викторин может быть и защита учащимися проектных работ.

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии, рекомендованную Министерством образования РФ.

Внедрение метода проектов происходит без разрушения предметной классно-урочной системы. Можно выделить два вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.

Первый вид – проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Выбор количества часов и формы проведения таких уроков зависят от вида проекта. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного (химического) содержания, или межпредметные проекты.

На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Для проектной деятельности на уроках используются следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, монопредметные, краткосрочные, информационные, исследовательские.

Индивидуальные проекты выбирают как правило учащиеся, хорошо ориентирующиеся в учебном материале, иногда с завышенной самооценкой или школьники, испытывающие затруднения в общении с одноклассниками. Чаще всего дети выбирают групповую форму работы. Индивидуальные проекты в последние годы теряют свою первоначальную значимость и уступают место групповым видам проектной деятельности.

Групповые проекты наиболее удачны на уроках, это объясняется тем, что сплачивают детей, позволяют определить обязанности внутри группы. Поэтому индивидуальная работа в рамках учебных проектов выступает в роли одной из составляющих группового проекта.

Монопредметные проекты, как правило, проводятся в рамках одного предмета, реализуются на нескольких уроках при выполнении проектов. Работа над монопроектами предусматривает применения знаний из других областей, но сама проблема может охватывать несколько предметов. Часто работа над монопроектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

Монопроекты целесообразно использовать на начальных этапах формирования у учащихся навыков учебно-исследовательской деятельности.

Краткосрочные проекты (мини-проекты) разрабатывающие на одном или нескольких уроках, занимают несколько часов учебного времени. Такие проекты используются для углубленной знаний по данному вопросу.

Информационные проекты нацелены на сбор, обработку и анализ информации по химической проблеме и направлены на формирование у учащихся умений и навыков поиска информации, ее обобщения. Такие проекты могут выполняться как самостоятельные исследования.

В рамках исследовательского проекта моделируется ситуация реального научного поиска, подчиненного логике и структуре подлинного исследования.

Такое исследование проводится как на основе определения проблемной задачи, выдвижения гипотез ее решения, аргументированного выбора поисковых методов, проведение эксперимента, глубокого осмысления полученной информации.

Следует отметить, что в реальной практике учебные проекты учащихся носят чаще всего комбинированный характер, сочетая в себе характерные признаки различных типов проектов.

Предлагаемые темы проектов для учащихся 9 класса:

Анализ фастфуда (чипсов, быстрорастворимых кофейных напитков, лапши).
Эфирные масла. Польза и вред.
Биологические и пищевые добавки.
Борьба с вредителями.
Влияние тяжелых металлов на активность фермента каталазы.
Влияние фторид-иона на эмаль зубов.
Вода, которую мы пьем
Водород как альтернативный вид топлива.
Водород.
Воздух, которым мы дышим
Все о пище с точки зрения химика
Есть ли память у воды?
Загрязнение снега.
Запахи, которые лечат (фитотерапия).
Изготовление батареи термопар и измерение температуры.
Изготовление самодельных приборов для демонстрации действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение воздействия кислотных дождей на окружающую среду (растения, памятники).
Изучение ферментативной активности биологических жидкостей.
Изучение химической основы пищевых добавок.
Искусственное выращивание кристаллов, в т. ч. жемчуг, алмаз.
Использование минеральных удобрений.
Использование нефтепродуктов.
Исследование влияния концентрации реагирующих веществ, температуры и катализатора на скорость химической реакции.
Исследование орехов миндаля на содержание цианид- ионов.
Исследование физико-химических свойств крахмала.
Исследование химических свойств аспирина и изучение его влияния на организм человека.
Исследование химического состава мармелада.
Исследование химического состава чая.
Как получать электроэнергию из химических взаимодействий веществ (литиевые батарейки и другие виды).
Мыло и его влияние на кожу.
Карбоновые кислоты в жизни человека.
Коррозия железа в различных средах.
Красители - натуральные или искусственные?
Липовый ли мед?
Методы замораживания воды. Влияние коррозии на изделия из металла.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!