Программа «Проектная и исследовательская деятельность на уроках физики»
«Познай самого себя»
Развитие мышления методом исследовательского поиска.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона «Об образовании в РФ», Устава школы. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В настоящее время на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, овладение исследовательскими методами, навыками структурирования этапов выполнения задания, освоение проектной деятельности, повышение интереса к экспериментированию.
Человек – часть природы, и его тело подчиняется тем же законам физики. Сократовское «Познай самого себя» нами понимается, в том числе, и как познай свое тело и те физические законы, которым оно подчиняется. Практические работы по изучению своего тела вызывают неподдельный интерес учащихся.
Полученные знания и экспериментальные навыки помогают учащимся реализоваться, успешно выступая на олимпиадах различного уровня, чтениях НОУ. Объединённые общими идеями, ребята образуют коллектив единомышленников, учатся решать собственные задачи, активно взаимодействуя друг с другом. Маленькие победы каждого становятся достоянием всех.
Одной из существенных задач такого проекта является совершенствование умений пользоваться современным инструментарием физика с возможностью практически применять результаты решения проблемы. Значительная часть программы проекта реализуется без специальных технических средств, оборудование учащиеся самостоятельно исследуют свое тело из доступных материалов. Интересной частью программы является измерения и вычисления своего тела. В конце года учащийся подготавливает отчёт о проведённых физических экспериментах, докладывает результаты своей работы.
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельности подходы, которые определяют и позволяют решить в процессе исследовательской работы.
Задачи:
приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов;
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
Принципы:
интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Характеристика программы.
Целевые ориентации инновационной деятельности направлены на работу над методической темой: «Повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования».
В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности:
повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;
вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
приобретение коммуникативных умений;
выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.
Этапы работы над проектом
1. ПОИСКОВЫЙ
- моделирование идеальной - анализ имеющейся информации;
(желаемой) ситуации; - определение потребности
- анализ имеющейся информации; в информации;
- определение и анализ проблемы; - сбор и изучение информации
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ
- постановка цели проекта; - анализ ресурсов;
- определение задач проекта; - планирование проекта;
- определение способов разрешения - анализ имеющейся информации;
проблемы;
- анализ рисков; - определение потребности в информации;
- составление плана реализации - сбор и изучение информации
проекта; пошаговое планирование
работ;
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ
- выполнение плана работ; - текущий контроль.
4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ
- предварительная оценка продукта; - презентация продукта
- планирование презентации и
подготовка презентационных материалов;
5. КОНТРОЛЬНЫЙ
- анализ результатов выполнения - оценка продукта;
проекта; - оценка продвижения
Рекомендуемые формы обучения
Методы и средства педагогической диагностики
Наблюдение
Измерение
Определение
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Овладение курсом позволит учащимся знать:
структуру учебно-исследовательской деятельности,
основное отличие цели и задач УИР, объекта и предмета исследования,
основные информационные источники поиска необходимой информации.
А также уметь:
определять характеристику объекта познания,
разделять УИД на этапы,
самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.
выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы),
пользоваться специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня
Техническое обеспечение программы
Список литературы
Гоциридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике. 7-11 классы. – М: Классикс Стиль, 2002
Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Народное образование, 2000, №3.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе. – М.: Сентябрь, 1998.
Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование
процессов обучения. – М., Просвещение, 1990.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., Сентябрь, - 1996
Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. - М.,1998.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Аркти. – М., 2003.
Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. «Школьные технологии», №2, 2002.
Яблочкова Р.И. К вопросу о проектировании на уроках астрономии. Сб. статей «Теория и практика проектирования в образовательном процессе». Нижний Тагил,- 1997.
Яблочкова Р.И. Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики. Международная научно-практическая конференция «Классическая дидактика и современное образование», посвященная 90-летию И.Я.Лернера. Тезисы. - М., 2007.