СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы по проектной деятельности в начальной школе, согласно новых стандартов.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС»


«Либо мы рисуем собственное будущее,

либо мы будем вынуждены жить в том будущем,

которое придумывают за нас другие».


Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый документ, который определяет задачи современного обучения. Главной задачей является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни.

Жизнь сегодня актуально рассматривать в виде проекта. Именно поэтому ценится то, умеет ли человек ставить цели и определять перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы для реализации своих планов, а также оценивать, удалось ли задуманное. Современная школа предоставляет возможности научиться вести проектную деятельность ещё в младших классах, так как вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода.

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.

2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.

3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и обучающегося, на развитие личности, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов, ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися. Для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Существует множество подходов к классификации проектов:

По характеру доминирующей в проекте деятельности: информационный, исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, творческий.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни?
Ролевой проект. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного

искусства, видеофильмы и т.д. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например: «Устное народное творчество в нашей жизни».

По форме: Видеофильм, рекламный ролик, журнальный репортаж, инсценировка, интервью с известным человеком, телепрограмма, мультимедийный продукт, стенгазета

По профилю знаний: моно проекты – в рамках одного учебного проекта; межпредметные – в рамках двух или более предметам.

По числу участников: личностные, парные, групповые,

По характеру контактов: внутриклассными, внутришкольными, региональными, международными.

По продолжительности:

мини-проекты – в течение 1 урока (проектное задание)

краткосрочные – в течение 1-5 уроков

среднесрочные – 1-2месяцев

долгосрочные – до 1года

Методика организации проекта предполагает несколько этапов:

1. Планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач)

поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);

2. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);

3. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).

4. Защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора)

В начальной, школе проектная деятель­ность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные. Совместно с родителями, индивидуальные проекты. Проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса. Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

  1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития младшего школьника.

  2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.

  3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).

  4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.

  5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.

  6. Отрабатывать с младшими школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.

  7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.

  8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

В процессе подготовки к проектной деятельности, на наш взгляд, целесообразно организовывать для младших школьников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Мы не будем говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т. п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребёнка к самостоятельной поисково – творческой деятельности. Научить его мыслить, организовать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого – физические особенности младших школьников.

Начиная работу с первоклассниками в 2015– 2016 учебном году, мы выделили для себя ряд проблем:

-низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

-неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;

-неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и -выделить последовательность действий, а так же выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

-невысокий уровень развития основных мыслительных операций;

-отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Чтобы устранить все эти проблемы, начиная с первого класса, мы начали вовлекать и обучающихся в проектную деятельность. С детьми проводились такие проектные работы, как:

«Сказочные цифры». Цель: - запоминание цифр учащимися;

«Мое древо жизни». Цель: - узнать родословную своей семьи.

«Города Удмуртии». Цель: - познакомить учащихся с городами Удмуртской Республики.

«Красная книга УР». Цель -ознакомление с информацией, которая содержится в Красной книге УР, создание Красной книги Каракулинского района и УР.

«Весна на моей улице» - познакомить с творчеством поэтов Удмуртии.

«Каракулинскому району – 90 лет» - познакомить обучающихся с достопримечательностями Каракулинского района, знаменитыми людьми, природой родного края.

«Города России». Цель: - познакомить учащихся с городами России.

«Спортсмены Удмуртии». Цель: познакомить учеников с олимпиадой и достижениями спортсменов УР. И многие другие: «Тайна моего имени», «Герои Советского союза – мои односельчане», «На кого я хочу быть похожим», «Мой дедушка герой войны», «Дети войны» и многие другие.

В ходе такой работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта. Использование этой современной образовательной технологией позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогают достичь лучшего результата в обучении.

Реализуя проекты, школьники смогли значительно пополнить знания, научиться работать самостоятельно и совместно, докладывать результаты своей работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал.

Конечно мы стараемся использовать современные информационные технологии  обучения для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации учебного содержания. Использование интерактивных методов обучения в нашей педагогической практике, тесно связано с применением интерактивных средств обучения (мультимедийное оборудование). Для разработки мультимедийных продуктов, создания презентаций, используем программу Power Point 2016, в создании видеороликов Vegas Pro 13.0. Использование мультимедийных презентаций и тренажѐров обеспечивает наглядность материала, повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия (зрительный, слуховой, эмоциональный).

Очень яркой и эмоциональной реакцией детей сопровождается работа с программой ARGIN, где оживает картинка и ребенок заинтересован проблемой стоящей перед ним, создает мотивацию двигать вперед.

Для мотивации используем игротеку: Class Dojo. Часто используем программы для поиска информации и создания продуктов: Школа Реальных Дел, You Tube, Национальная открытая школа, Viber, WhatsApp, Google Forms, Google docs, skype.

Работа над проектом позволила решать следующие педагогические цели:

-развитие творческих и коммуникативных способностей детей;

-развитие навыков сотрудничества с другими людьми;

-активизация навыков эмоционального общения с членами семьи;

-привитие первоначальных умений собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для проекта.

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Потому что все, что мы сделаем с ребенком сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!