СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность как метод формирования гражданской идентичности младших школьников во внеурочное время

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС НОО ввел в качестве неотъемлемой составляющей образования внеурочную деятельность, определив при этом приоритетные направления воспитания, где среди прочих особое место занимает формирование гражданской идентичности. Более эффективным и актуальным при формировании гражданской идентичности младших школьников представляется использование проектной деятельности, которая формирует умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, способствует развитию критического и творческого мышления.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как метод формирования гражданской идентичности младших школьников во внеурочное время»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ


В современном образовании все больше ставится акцент на том, что школьник должен не просто узнать, но и научиться узнавать, принимать решения, действовать, в связи с чем ФГОС НОО ввел в качестве неотъемлемой составляющей образования внеурочную деятельность, определив при этом приоритетные направления воспитания, где среди прочих особое место занимает формирование гражданской идентичности. Этническое, религиозное, социальное, культурное разнообразие российского общества предполагает необходимость сформировать у подрастающего поколения не только образ России, привить обязанности перед Родиной, но и чувство любви к ней с целью обеспечения социального согласия и общенациональной консолидации будущих поколений.

Будучи по своей природе исследователями, младшие школьники целеустремлены в открытии чего-то нового, и нужно помочь ему найти тех, с кем они смогут совершать открытия, учиться и узнавать новое с большей эффективностью и отдачей [5, с. 18].

Более эффективным и актуальным при формировании гражданской идентичности младших школьников представляется использование проектной деятельности, которая формирует умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, способствует развитию критического и творческого мышления.

Направленный на самостоятельную деятельность, проектный метод предполагает решение какой-либо задачи, проблемы, при решении которой учащиеся расширяют свой кругозор, увеличивая познавательный интерес, что мотивирует на новые открытия. Способствуя развитию исследовательских способностей, коммуникативных навыков и лидерских качеств младших школьников, проектный метод имеет большую значимость для формирования гражданственности и самореализации личности младшего школьника. [3]

Выступая помощником при выполнении проектов, педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, организовая развивающую среду для обучающихся. [4]

При этом педагог мотивирует, консультирует и наблюдает.

Демонстрация значимости деятельности школьников, обеспечивая мотивацию в деятельности, выступает залогом успешной работы над проектом. Стимулирование побуждает к анализу собственной деятельности, раскрывая перед учащимися проектную деятельность как ситуацию выбора и свободы самоопределения, в результате чего появляется желание и мотивация, что играет очень важную роль в развитии личности ребенка. В настоящее время, когда телефон, интернет имеют слишком большое значение, необходимо заинтересовать, мотивировать ребенка, помочь раскрыть свои таланты, которые есть у каждого ребенка.

Минимальный набор знаний и умений учащийся усваивает на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые для выполнения проекта сведения он получит, работая над сбором информации. Учитель не должен указывать в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. «Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в котором единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей» [2, с.5].

Проекты в начальных классах – это, конечно, проблематично, так как дети ещё слишком малы, но всё-таки это возможно. И хотя это будут лишь элементы проектной деятельности, но для малыша это уже будет его проект. Ребёнка стоит приучать к самостоятельной поисково-творческой деятельности уже с первого класса. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, шаблоны, выбор темы также должен иметь личностный смысл.

Каждая семья имеет свою историю, свои обычаи и традиции, во многих семьях хранятся уникальные исторические документы, предметы старины. Такие проектные работы при формировании гражданской идентичности во внеурочное время, например с учащимися первого класса, как: «Домашние архивы» (составление генеалогического древа), «Хранители времени» (создание календаря памятных дат своей семьи), «Мужчины/Женщины в моей семье» (мужской/ женский народный костюм, мужские/ женские профессии), «В гостях у предков» (реликвии, традиции семьи), адекватны возрастным особенностям, способствуют сохранению культурного наследия, традиций.

Вся жизнь любого человека представляет собой, можно сказать, цепочку различных проектов. Задача педагога – научить ребёнка мыслить, планировать, организовывать свою работу и успешно реализовывать свои жизненные проекты, принимая ответственные решения в конкретных ситуациях.

В познавательной, творческой деятельности, интересной и отвечающей индивидуальным потребностям и психолого-физическим особенностям младших школьников, укрепляются и изменяются отношения между детьми, формируются основы гражданского поведения. [1, с.157]

Подготовка проектов, не только индивидуальных, но и при работе в парах или малых группах позволяет вовлечь всех учащихся класса в активную деятельность, стимулирует их познавательную и творческую активность, способствует формированию самостоятельности, сплочению коллектива класса, что имеет большое значение для гражданского становления личности.

Список литературы:

  1. Бездухов В.П., Заступова И.В. Направления деятельности классного руководителя по формированию гражданственности школьников // Современное образование: проблемы, поиски, решения. Сб. науч. трудов. Самара: СГПУ, - 2006. - 281 с., с.157

  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 233 c.

  3. Пермякова Е. Г., Неустроев Н. Д. Формирование исследовательских умений младших школьников посредством проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 114–118. – URL: http://e-koncept.ru/2017/771034.htm.

  4. Степанова А. С., Степанова Л. В. Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 207–211. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/771063.htm.

  5. Черноскутова М. В. Роль дополнительного образования в современной России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2014/411/6882., с. 18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!