СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектирование современного урока литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта изучения темы Связь сказки Салтыкова-Щедрина с фольклорными традициями

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различие в построении уроков в традиционной  и новой форме с учётом требований ФГОСи использованием методов и техник развития креативности.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование современного урока литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта изучения темы Связь сказки Салтыкова-Щедрина с фольклорными традициями»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ульяновский государственный

педагогический университет имени И.Н. Ульянова

(ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова»)


Факультет образовательных технологий

и непрерывного образования


Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования








Итоговая аттестационная работа


по теме Проектирование современного урока литературы в соответствии с требованиями ФГОС.






Работу выполнила:

Еленец Снежана Николаевна,

слушатель курсов группы Фил-7,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ 70 г. Ульяновска


Научный руководитель:








Ульяновск

2019

Оглавление.

Введение 3

Глава 1.

1.1. Система требований к современному уроку 6

1.2. Реализации требований ФГОС ООО с учётом использования новых технологий актуальными технологий 13

1.3. .Обзор известных методик креативности 14

1.4. Общие выводы по 1 главе. 19

Глава 2.

2.1. Краткий обзор уроков по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина 21

2.2. Теоретический материал к урокам по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина «Богатырь», «Дурак» 22

2.3. Анализ традиционного урока и урока с использованием технологий развития креативного мышления 28

2.4. Выводы 32

Библиография 34

Приложение. 35

Введение.

В настоящее время активно обсуждается проблема отсутствия у школьников, да и у молодёжи вообще стремления читать серьёзную классическую литературу. Причин тому много. И если у старшего поколения нет сомнений, что читать необходимо, то школьники, особенно учащиеся старших классов, справедливо задаются вопросом: «А для чего мне это нужно?» И если не находят для себя рационального объяснения или слова школьного учителя, убеждающего в необходимости чтения серьёзной художественной литературы, недостаточно убедительно звучат для молодого поколения, результат неутешительный. Россия – страна, считавшаяся в недалёком прошлом самой читаемой, превращается в страну, где молодёжь поражает своей необразованностью, которая становится объектом для шуток известных юмористов. Молодые люди путают имена, понятия, допускают ошибки в построении связного высказывания. Предком Пушкина называют не Ганнибала, а каннибала. Наташа Ростова, по мнению одного старшеклассника, вышла замуж за «инвалида Пьера без уха», Дантес превращается в дантиста, а Тибальт в Стибальта. И подобных «забавных» примеров каждый учитель литературы может привести массу.

Безусловно, нельзя утверждать, что в наше время нет начитанных и образованных молодых ребят. Но дурные примеры почему-то ярче и воинственнее. И проблема даже не в том, что не читают, не знают, а в том, что не желают читать и знать. И прежде чем как-то попытаться изменить ситуацию, необходимо понять причину сложившейся ситуации. И одной из причин отсутствия желания читать дети формулируют очень просто: «Неинтересно!»

Введение обязательного итогового сочинения по литературе в 11 классе заставляет ребят не просто прочитывать текст, о котором обучающийся будет писать в своём сочинении-рассуждении. Данная работа требует глубокого изучения классического произведения, а затем и создания собственного высказывания на основе прочитанного. В наше время масса способов избавить себя от необходимости затрачивать силы и время на создание собственного высказывания на заданную тему. Работа – будь то это школьное сочинение, курсовая и т.д. – подчас складывается из уже готовых примеров, найденных в Интернете, как кусочки пазла в готовую картину. И правда, зачем что-то создавать, если есть заготовка? Постепенно умение создавать превратилось в умение потреблять уже готовое. Зачем читать большой роман, когда очень просто посмотреть яркую экранизацию, пусть не всегда отражающую замысел автора? А если школьники не в состоянии прочесть весь роман «Война и мир» и «Преступление и наказание» слишком сложен для понимания десятиклассника, не лучше ли поменять программные произведения на что-то «поинтереснее», попроще, позавлекательнее? То есть превратить человека думающего, разумного, человека-творца в человека играющего, умеющего только потреблять?

Новые подходы к образовательному процессу в связи с требованиями ФГОС - путь, который, будем надеяться, поможет современному педагогу сформировать личность мыслящую самостоятельно, личность создающую, а не только потребляющую то, что было создано другими. И без мотивации самого обучающегося это невозможно. Добиться заинтересованности ребёнка в познании трудного материала на уроке - цель каждого учителя без исключения. И если показать ребёнку книгу, рассказать об авторе, познакомить с сюжетом, героями не так сложно. В этом случае активная роль педагога очевидна. То насколько сложнее подтолкнуть ребёнка к самостоятельной работе с книгой.

Как вызвать читательский интерес?

Как добиться того, чтобы ребёнок в анализе произведения проявлял интеллектуальную, творческую активность?

Как добиться нужного результата, не навязывая свою позицию?

Эти вопросы ставит себе каждый учитель литературы, готовясь к уроку. И всем уже давно ясно, что традиционные методики старой школы малоэффективны. Не удивительно, что поиск наиболее результативных способов достижения педагогических целей - один из самых актуальных вопросов современных подходов к урокам литературы.

Целью данной работы будет исследование современных техник и методик в проектировании современного урока литературы в соответствии с требованиями ФГОС, направленных на раскрытие творческого потенциала школьников.

Исследование будет осуществляться на материале «Сказок для детей изрядного возраста» М. Е. Салтыкова-Щедрина «Богатырь» и «Дурак».

Задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- проанализировать особенности организации современного урока ,

- изучить и ввести в практику своей работы уроки с использованием методик и техник креативности с целью повышения творческой активности и активизации познавательного интереса школьников.

Исследования в данной области направлены на конкретный результат создать условия для усвоения способов креативно мыслить и применять подобные методики и техники не только на уроках, но и в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Глава 1.

1.1. Система требований к современному уроку определяется:

  • концепцией федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно-деятельностного подхода (тезис о том, что развитие личности обучающегося обеспечивается, прежде всего, формированием в процессе активной образовательной деятельности универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса);

  • направленностью образовательной деятельности на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектированием и конструированием социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активной учебно-познавательной деятельностью обучающихся;

  • построением образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся) и компетентностного подхода (тезис о достиженииобучающимися способности эффективно использовать знания и умения в практической деятельности).

Компоненты учебного задания:

  • характеристика задания (планируемый результат выполнения);

  • мотивационная часть;

  • содержание: условия, вопрос;

  • инструкция по выполнению;

  • время выполнения;

  • образец или описание ответа;

  • критерии оценки;

  • методический комментарий
    Система требований к уроку включает:
    1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности целеполагание осуществляется совместно с обучающимися, исходя из сформулированной (желательно обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке, они должны знать и план (способы) достижения поставленных задач.
    2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются также решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания.
    3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
    4. Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны знания, которые обеспечивают достижение результатов урока, определенных программой. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не должна создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:

  • находится в зоне актуальности (т. е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);

  • подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

  • затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);

  • активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся);

  • является базовой для принятия решения (т. е. требует разработки заданий по практическому использованию информации);

  • транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

5.Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.
6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания - деятельность обучающихся по его выполнению - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.
7. Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя - посредством учебных заданий создать условия, инициирующие деятельность обучающихся.
8. Подведение обучающимися итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть
подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного
результата).
9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.
10. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний (переход их в сознание) осуществляется только при условии наличия внешней речи. Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа по обсуждению ключевых вопросов содержания урока (в т. ч. с использованием зрительных опор).
11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательной программой; содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.
15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что становится решающей предпосылкой для реализации целевых установок современной системы образования.

Критерии современного урока.

  • направлен на формирование и развитие  УУД,

  • на достижение личностных результатов;

  • урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;

  • развивает у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу;

  • доминируют методы самостоятельной работы;

  • стиль общения учителя с учеником демократический;

  • роль учителя не руководящая, а направляющая;

  • проектировать пути их реализации;

  • контролировать и оценивать свои достижения.

• Обучение через открытие

• Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

• Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

• Развитие личности

• Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

• Демократичность , открытость

• Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

• Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

• Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

• Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

• Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через

- моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

- использование интерактивных методик;

- участие в проектной деятельности;

-вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

Учащиеся на уроках

  • работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

  • формулируют собственные заключения и оценочные суждения;

  • решают познавательные и практические задачи;

  • анализируют современные общественные явления и события;

  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах;

  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

«Компетентностный» урок выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою деятельность. 
Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • времясбережение и здоровьесбережение;

  • в центре внимания урока - дети;

  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

  • Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

  • Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта. Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.1

1.2.Особенность федеральных государственных образовательных

стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

 Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по литературе.

 В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

Информационно – коммуникационная технология

Технология развития критического мышления

Проектная технология

Технология развивающего обучения

Здоровьесберегающие технологии  

Технология проблемного обучения

Игровые технологии

Модульная технология

Технология мастерских

Кейс – технология

Технология интегрированного обучения

Педагогика сотрудничества. 

Технологии уровневой дифференциации 

Групповые технологии. 

1.3.Наиболее интересными и продуктивными, по моему мнению, являются технологии развития креативного мышления.

Методы и техники креативности на уроках литературы.

Используя методы и техники креативности, учитель направляет свою деятельность не на передачу уже готовых знаний, а организует работу, в которой ученик становится в активную позицию. Что собственно и требуют от учителя Стандарты второго поколения (ФГОС)

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, мы называем деятельностным методом. Техники и методы креативности, используемые для активизации познавательной и творческой деятельности, отвечают требованиям деятельностного метода и могут использоваться наряду с другими педагогическими средствами.

Очень часто литература преподается в школе как литературоведение, как наука. А всякая наука обращается к разуму, к логике. По своей природе литературоведение не ставит основной задачей развитие художественной восприимчивости ученика, но без этой восприимчивости нельзя приблизиться ни к Пушкину, ни к Лермонтову, ни к Толстому. Литература должна стать курсом развития художественного мышления и творчества. А этому будет способствовать тот набор технологий, который позволит учащимся развивать именно творческую активность.

Рассмотрим самые известные методы и приёмы креативности.

Мозговой штурм

Мозговой штурм — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Метод был изобретён одним из основателей рекламной компании BBDO Алексом Осборном и описан в его книге «Ваша креативная сила» в 1948 году.

ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач — основана изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером в 1946 году. ТРИЗ является методологией, набором инструментов, базой знаний и технологией моделирования для генерации инновационных идей и решений проблем. ТРИЗ предоставляет инструменты и методы для формулирования проблемы, системного анализа, анализа отказов и патернов эволюции. В отличии от методики мозгового штурма целью методики ТРИЗ является создание алгоритмического подхода к изобретению новой системы или улучшения старой.

Метод Дельфи

Метод Дельфи — методика, позволяющая с помощью опросов, интервью, мозговых штурмов, добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций, так как исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте.

Субъекты:

группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме

организационная группа — сводит мнения экспертов воедино. 9

Методика Уолта Диснея — методика креативности, которая проводится в форме ролевой игры, в которой участники рассматривают поставленную задачу с трёх точек зрения: творческой, реалистичной и критической. Названа в честь американского мультипликатора Уолта Диснея. Автором методики является Роберт Б. Дилтс.

Техника применения

Метод может использоваться как индивидуально, так и в группе. В варианте группового применения участники занимают позиции трех ролей.

Мечтатель играет роль творческого человека, энтузиаста, который предлагает разнообразные, даже нереальные варианты решения проблемы.

Реалист занимает трезвую и прагматичную позицию и предлагает как структурировать, спланировать работу и определяет какие шаги нужны для реализации решений проблемы.

Критик пытается оценить ценность идей, находит ошибки в предложенном и идентифицирует слабые места в предыдущих предложениях. Во время ролевой игры участники могут циклически изменять свои роли и продолжать обсуждение проблемы до тех пор, пока решение не будет найдено.

Известна также модификация метода, в которой кроме трёх оценочных ролей вводится роль нейтрального наблюдателя. С позиции нейтрального описания и постановки задачи можно начинать применение всей методики, а затем также завершать процесс поиска решения нейтральным подводом итога. Дальнейшим развитием метода Уолта Диснея является техника шести шапок предложенная Эдвардом де Боно.Латеральное мышление (Эдвард де Боно)

Британский врач Эдвард де Боно предложил множество методик творчества и мышления. Он является автором понятия латеральное мышление, которое отличается от основанного на привычных паттернах вертикального мышления, тем, что ставит под вопрос исходные условия. Одним из примеров латерального мышления является техника шести шапок (белая — аналитическое мышление, красная — эмоциональное мышление, чёрная — критическое мышление, жёлтая — оптимистическое мышление, зелёная — творческое мышление, синяя — мышления в большой перспективе). В метафорическом понимании, надевая каждую из шапок человек может взглянуть на проблему с нескольких точек зрения.

Синектика (Уильям Гордон)

Методика творчества под названием синектика была разработана Уильямом Гордоном в 1940-х гг. В методике участники пытаются «сделать известное странным, а странное — известным». Методика состоит из десяти шагов: анализ и определение проблемы, предложения спонтанных решений проблемы, новая формулировка проблемы, построение прямых аналогий, построение личных аналогий, построение символических аналогий, снова построение прямых аналогий, анализ прямых аналогий, перенос аналогий на проблему и разработка подходов к решению.

Фрирайтинг (англ. free writing) или вольное писательство — техника и методика письма, помогающая найти неординарные решения и идеи, сходная с методом мозгового штурма. Это механическое записывание всех возникающих в голове мыслей в течение определенного времени (обычно 10-20 минут). Текст пишут без редактирования, изменений, не беспокоясь о грамматике или стиле.

Такой метод письма помогает справиться с тупиковой ситуацией, апатией или творческим кризисом. Чаще всего эту технику используют для решения бизнес-задач, генерации идей, написания статей и книг. Фрирайтинг не имеет ничего общего с автоматическим письмом.

Упоминания сходного метода можно найти у Николая Гоголя, например, в его ответе Владимиру Соллогубу, который жаловался, что ему «не пишется»:

А вы всё-таки пишите... возьмите хорошенькое пёрышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: «мне сегодня что-то не пишется». Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки, Владимир Александрович. 2

Метод «Ментальные карты» Тони Бьюзена

Ментальные карты (иногда их называют: диаграммы связей, интеллект-карта и т.д.) – это теория, основанная Тони Бьюзеном, в которой делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека и ассоциативным мышлением. Он предложил написать ключевое понятие в центре листа, а все полезные ассоциации, написать на ветвях, идущих от главного слова, вокруг него. Далее каждая ассоциация обрастает своим кругом новых ассоциаций, что расширяет возможности создания новой идеи. Ассоциации можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциативные связи, а образ карты гораздо лучше запоминается.

Для творческого мышления особенно удобен такой вариант: на левом краю листа рисуем отправную точку, проблему, которую нужно решить, а правом – идеальное решение этой проблемы. После этого рисуем цепочки действий, которые должны соединить две начальные точки. В итоге получается схема, благодаря которой вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Кроме того, на схеме также видны промежуточные задачи, на которые можно ориентироваться в творческом процессе.

SCAMPER

SCAMPER — методика креативности, предлагающая список изменений, которые можно осуществить в работе над определенным объектом. Разработал методику Боб Эберле в 1997 году. Техника заключается в том, чтобы последовательно ответить на вопросы о модификации поставленной задачи. Использование методики SCAMPER предполагает такие модификации:

Substitute - Заменить что-то, например, компоненты, материалы, людей

Combine - Комбинировать, например, с другими функциями, приборами

Adapt - Добавить что-то, например, новые элементы, функции

Modify - Модифицировать, например, изменить размер, форму, цвет или другой атрибут

Put - Применить для чего другого, в другой отрасли

Eliminate - Удалить части, упростить до главного

Reverse - Поменять местами, перевернуть, найти применение в чем-то противоположном

1.4.С давних времён учёные пытались разгадать загадку творческих способностей человека. Первыми объектами исследования были выдающиеся люди науки и искусства. Поэтому знаниями особенностей творческой личности психологи обязаны не столько собственным усилиям, сколько работе литераторов, историков, искусствоведов, которые, так или иначе, касались проблемы творческой личности, поскольку нет творения без творца. Исследователи анализировали их рукописи, письма, высказывания, картины. Первоначально они считали способности к творчеству исключительным и уникальным феноменом, уделом избранных натур. Такая позиция была равносильна признанию, что для творческих личностей необходимы какие-то особые психологические законы и правила. Но по мере развития психологической науки, а также различных теорий, концепций, подходов в области творчества ученые пришли к выводу, что творческий потенциал присущ каждому человеку. Природа творчества основана на природе человека. Существует лишь непрерывный «континуум талантливости» - от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных, тем не менее, тем не менее, сущность творческого процесса остаётся одинаковой для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, мере выраженности, масштабах достижений, их значимости и т.д.

Это внимание ученых определяет важность проблемы развития креативности у детей, используя новые подходы к построению современного урока и практикуя новые технологии на уроках литературы.

Глава 2

2.1. «Сказки» Салтыкова-Щедрина не пользуются особым успехом у современных школьников. Многие учителя сами не знают, как справится с этим материалом и потому ограничиваются комментированным чтением нескольких сказок, включенных в школьную программу.

Затем сказки благополучно забываются всеми и вспоминаются в лучшем случае, как курьезные приключения. В результате первоначальное восприятие школьников не «обрабатывается», и тайники смысла символических щедринских историй остаются навсегда нераскрытыми и невостребованными10.

Салтыкова-Щедрина относят к числу особо сложных писателей.

Первые свои сомнения относительно общедоступности Салтыкова-Щедрина высказал ... сам Салтыков-Щедрин.

С великой болью он замечал, что детям и внукам его «без комментариев шагу ступить будет нельзя». На помощь приходят литературоведы - комментаторы и истолкователи щедринского творчества.

И всё же задачей современного учителя является подтолкнуть детей к самостоятельной исследовательской деятельности по расшифровке особого языка М.Е. Салтыкова-Щедрина.

В большинстве программ с творчеством Салтыкова-Щедрина дети встречаются дважды: в 7-ом и в 10-ом классах.

На каждом этапе изучения творчества Салтыкова-Щедрина обсуждается своеобразие фантастики, значение иносказаний, гротеска, аллегории в сказках писателя.

Собственный опыт убеждает меня, что обращение к творчеству Салтыкова-Щедрина только в 7-ом и в 10-ом классах недостаточно, чтобы ученик досконально разобрался и полюбил произведения талантливого писателя. Но, возможно, стоит постепенно приучать детей к пониманию творчества этого необычного писателя, начиная уже с 5-го класса.

Конечно, могут возникнуть сомнения: доступно ли творчество Салтыкова-Щедрина ребенку, только что перешедшему в среднее звено из младших классов? Но вовсе необязательно на ученика столь юного возраста обрушивать всю сложность своеобразия творчества писателя. В 5-ом классе дети знакомятся с жанром русской народной сказки. Дети изучают виды народных сказок, структуру, сюжет, характер персонажей. Закрепляя полученные знания о русской народной сказке, дети легко обнаружат как связь щедринской сказки с народной, так и различие сказок Щедрина и русских народных сказок. Уже знакомые фольклорные элементы, которыми изобилуют сказки Щедрина, помогут детям приобщиться к творчеству данного писателя.

2.2.Подходить к выбору сказки Щедрина для изучения в 5-ом классе необходимо с крайней осторожностью, чтобы не вызвать у детей негативной реакции на творчество писателя. В своей работе я предлагаю конспект урока по литературе для 5-го класса. На уроке разбирается сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь». Персонаж, детям знаком по русским народным сказкам. Но необычность его происхождения и поведение героя могут вызвать интерес у детей.

На уроке рассматривается не только сходство и различие русской сказки и сказки Щедрина, но и на доступном детям уровне говорится о злом смехе писателя, не упоминая слово сатира, вскользь упоминается об изображении в сказке царя в образе Богатыря и народа, названного в сказке пренебрежительно - «людишки». Дети с легкостью будут находить в щедринских сказках и традиционные зачины ( «жили-были») и присказы («по щучьему велению, по моему хотению»), и народные изречения им встретятся знакомые герои: Богатырь, Баба-Яга, Дурак. Но дети заметят, что герои эти ведут себя не так, как в традиционных народных сказках.

Название сказки «Богатырь» соответствует традиции жанра. Богатырь в русских былинах и сказках - это герой, совершающий воинские подвиги. Он побеждает злодеев и чудовищ, спасает слабых, защищает обиженных, помогает животным и птицам. Богатырь Щедрина ведет себя в сказке непривычно, непоследовательно, неразумно. «Подвиги» его заключаются в том, что он один дуб с корнем вырвал, другой кулаком пополам перешиб, а потом в дупло залез и заснул.

Щедринский богатырь представлен в сказках как народный герой, воплощение высших моральных качеств: смелости, честности, доброты. Но Богатырь Щедрина ни разу не пришел на выручку людишкам, он спал в дупле, глядел на всё незрячими глазами. Щедрин отступает от традиционного изображения богатыря-защитника. Его богатырь - это олицетворение самодержавия.

Необычно и рождение богатыря. Родила его Баба-Яга -олицетворение злой стихии. В русских народных сказках Баба-Яга - злая, жестокая людоедка, мстительная колдунья, детьми её могут быть только змеи26'112'. В сказке Щедрина о злобе этой героини не сказано. Напротив, Баба-Яга Богатыря «родила, вспоила, вскормила, выходила, ... пустила на все четыре стороны: «Иди, Богатырь, совершай подвиги!»

Если следовать традиционной классификации сказочных жанров, то «Богатырь» - это волшебная сказка. Волшебной сказке характерно наличие зачина. В сказке Щедрина такой «зачин есть: «В некотором царстве...» Время и место действия, о котором говорится в зачине, неопределенно, фантастично.

В сказке «Богатырь» можно отыскать и характерные сказочные формулы («на все четыре стороны»), присказки «Улита ехала-ехала, да наконец и приехала. Синица хвасталась - хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла». Варили - варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили ...»).

Но нет в сказке традиционной концовки. И это не случайно.

В финале сказки дурак Иванушка перешиб дупло, в котором спал Богатырь, кулаком. «... Смотрит, ан у Богатыря гадюка туловище вплоть до самой шеи отъела».(XVI, 220). Заключительная фраза не похожа на концовку волшебной сказки. «Спи Богатырь, спи!» В этой фразе и угроза и предупреждение прогнившему, спящему вечным сном монархическому режиму.

«Пафос этого небольшого произведения заключается в разоблачении слепой веры людишек, терпевших жестокие беды, в мнимого богатыря ...» В данном случае слову «богатырь», в противоположность его народно-эпическому значении, писатель придал иронический смысл ради развенчания векового предрассудка, приписывающего монарху силу и доблести защитника слабых»12.

Если детям младшего школьного возраста интересны яркие эпизоды, они с удовольствием рассказывают о своих любимых героях, сопереживают им, то подростка больше интересует человек, как носитель определенных свойств личности. От «включения» в жизнь произведений он переходит к его объективному восприятию.

Появляется интерес к формированию характера героя, мотивов его поведения. Особенно близок подростку герой-ровесник.12 Не случайно в программу по литературе для 6-го класса включена тема: «Герой- подросток в мире художественного слова».

В поздних произведениях Щедрина звучит тема героя- носителя высоких моральных качеств.

Такого героя Щедрин изображает юным. Именно в позднейших произведениях писателя молодые герои - это личности «свободные от всех нравственных пороков общества своего времени».

Но в «ненормальном» обществе высокие человеческие достоинства признаются опасными и подвергаются жестокому гонению. Эта тема раскрыта в сказке Щедрина «Дурак», которую я предлагаю для изучения в 6-ом классе.

На уроке оцениваются характер и поступки главного героя Иванушки, проводятся параллели с героем русской народной сказки Иванушкой - дурачком. Задача учителя вызвать на уроке спор о целесообразности поступков главного героя. Важно проанализировать поступки Иванушки с точки зрения морали сегодняшнего дня и морали.

Сказка Салтыкова-Щедрина «Дурак» написана в 1885 г В отличии от народных сказок, Салтыков придал традиционному сюжету острую социально-политическую направленность.

Иванушка - дурак является положительным героем многих народных сказок. В данном случае народнопоэтическая традиция применяет к своему любимому герою определение «дурак» с иронической целью, для вящего ниспровержения и посрамления той молвы, которую распространяют люди богатых сословий о простом и .бедном человеке. Сказочный Иванушка - дурак своей простоватостью и беспечностью как бы оправдывает до поры до времени приложенную к нему кличку дурак, но потом обнаруживает столько ума, смелости, находчивости, что преодолевает все козни и коварства «умных врагов, торжествует над ними победу и добивается счастливой жизни. Жизненный идеал фольклорного Иванушки - дурака не поднимается выше мужицких представлений о том, что такое хорошая жизнь, и обычно ограничивается достижением личной независимости, богатства, удачи в житейских делах. Венец удачи - когда Иванушка достигает трона и становится мужицким царем. Таким образом, сама демократическая идея сказки об Иванушке - дураке приобретает нередко монархическую форму выражения.

Герой щедринской сказки Иванушка вовсе не дурак, а личность далеко превосходящая в интеллектуальном и нравственном отношении всех тех, которые считают себя умным, а в нем видят дурака. Пользуясь нравом сказочного жанра на «чудесное», не требующее мотивировок, Щедрин рассказывает о появившемся на свет необыкновенного «дурака». У него от рождения никаких «подлых мыслей» не было, и даже пор таких не существовало в его организме, через которые могла бы заползти подлая мысль. «Сама природа ему это дала» (XVI, 175). Бывают дураки «ко двору», нужные начальству, а этот дурак оказался особенным, «за которого, того гляди, перед начальством ответить придется» (XVI, 16 в). Органической потребностью Иванушки, сердце которого отличалось исключительной отзывчивостью к чужому горю, была деятельная любовь к ближнему. Он весь отдался заступничеству за бедных, слабых, больных, гонимых. Он не признавал и не понимал никаких официальных законов, требований, теорий, предписаний морального кодекса, стоявших на страже господствующего порядка.

О принципах собственности и о правах наследования Иванушка - дурак никакого представления не имел и просто не понимал их, как ни втолковывал ему «законные» истины папочка. Отдали дурака в «заведение». Однако, несмотря на превосходную память и золотое сердце, он большинства наук совсем не понимал. «Не понимал истории, юриспруденции, науки о накоплении и распределении богатств. Не потому, чтобы не хотел понимать, а воистину не понимал.

И на все усовещивания учителей и наставников отвечал одно: не может этого быть» (XVI, 172). Как ни старались благонравные воспитатели и дома и в «заведении» просвятить разум Иванушки, «направить стопы его по стезе господина исправника, его помощника и непременного заседателя» (XVI, 175), он так и остался неисправимым «дураком». Никого и ничего он не боялся и совсем не имел понятия об опасности. «Случится в городе пожар - он первый идет в огонь», услышит ли, что где-нибудь есть трудный больной, - он бежит туда, садится к изголовью больного и прислуживает. И умные слова у него в таких случаях оказывались, словно он и не «дурак». Его непреодолимо влекло к самопожертвованию, и он «инстинктивно повиновался этому указанию, не справляясь об ожидаемых последствиях и не допуская сделок даже впользу кровных уз» (XVI, 117).

Щедринский Иванушка - дурак признается ненормальным и опасным, становится гонимым и презираемым в обществе, насквозь, пропитанным своекорыстными интересами. Щедрин неоднократно развивал в своих произведениях мысль о том, что в ненормальной обстановке только ненормальные явления признаются нормальными и, наоборот, подлинно нормальное, человеческое преследуется как ненормальное, чудовищное. В сказке «Дурак» ярко воплощена именно эта мысль о ненормальности нормального в обществе, где все представления о добре и зле извращены. Общая идея сказки состоит в противопоставлении двух моралей эксплуататорской и гуманистической. Разумеется, судьба одинокого протестанта, воззрение которого находилось в непримиримом конфликте с господствующей средой, должна была закончиться трагически. Финальный эпизод сказки - внезапное исчезновение, а затем, по прошествии многих лет, возвращение бледного, худого и измученного Иванушки намекает на административную кару, постигшую героя. Давно занимавшая творческое воображение Салтыкова и оставшаяся неосуществленной мысль о создании произведения, героем которого должен был явиться революционер, остающийся до конца верным борьбе за справедливость - эта мысль нашла своё частичное претворение в «Дураке». В герое сказки представлена прекрасная личность, правда в образе, опрощенном соответственно жанру народной сказки13.

Таким образом, Щедринская сказка насыщена . фольклорными элементами, но не похожа на народные сказки. «Сатирик не подражал фольклорным образцам, а свободно творил на основе их и в духе их, творчески раскрывал и развивал их глубокий смысл, брал их у народа, чтобы вернуть народу же идейно и художественно обогащенными. Поэтому даже в тех случаях, когда темы или отдельные образы щедринских сказок находят себе близкое соответствие в ранее известных фольклорных сюжетах, они по своему идейному значению и художественному совершенству оказываются выше последних13.

2.3. Рассмотрим различие в построении уроков в традиционной и новой форме с учётом требований ФГОСи использованием методов и техник развития креативности.

Традиционный урок

Урок с учётом требований ФГОС с использованием техник и методик развития креативного мышления у детей.

Конспект урока в 5-ом классе.

Раздел: «Сказки, легенды, баллады русских и зарубежных писателей XIX века. Внеклассное чтение.

Тема: Связь сказки Салтыкова-Щедрина с фольклорными традициями.

Цель: Знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина. Закрепить понятие о жанре сказки. Учить находить фольклорные элементы в сказках Щедрина, видеть различия сказки щедринской и народной. На уровне представления дать понятие о сатире.

Методы и приемы: «Слово» учителя, работа с текстом. Беседа по тексту, составление таблицы-схемы.

























































Ход урока

I этап (Вводная беседа)

У: «В некотором царстве, в некотором государстве ...» Эти слова - как позывные перед футбольным матчем: только услышишь - сразу знаешь, что будет дальше. Дальше будет сказка! Вы уже знаете, что народные сказки бывают разные. Какие жанры народных сказок вы знаете?

Д: Сказки бывают волшебные, бытовые, сказки о животных, докучные (Может быть, дети вспомнят несколько докучных сказок).

У: Сказки любят дети и взрослые. Сказка, пожалуй, самый известный жанр фольклора. Она проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Жанр сказки стал известен более 4-х веков назад. И до сих пор взрослые рассказывают детям сказки. Слушали чудесные сказки, когда были маленькими, многие известные поэты и писатели (привести пример из жизни Пушкина). А некоторые писатели и поэты, когда выросли, сами стали сочинять сказки. Сочиняли сказки и Пушкин, и Жуковский, и Ершов (вспомнить с детьми название сказок этих авторов). Сочиняя сказки и замечательный писатель, который родился два с лишним века назад в селе Спас-Угол, в семье помещика, звали которого Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (На доске имя писателя и даты жизни его). Семья была многодетная. Сам Щедрин был 6-ым ребенком. Не всем детям хватало тепла и любви. Вокруг маленького Щедрина было много слуг. Маленький писатель видел тяжелую жизнь этих людей, видел страдания народа, который терпеливо ждал, когда добрый «батюшка - царь» освободит их от тяжелого гнета. Об этом рассказывается во многих сказках Салтыкова-Щедрина. И сказки его нередко заканчивались печально. Почему? Давайте разберемся, прочитав сказку «Богатырь». (Чтение произведения).

II этап. Анализ произведения (на доске таблица)

Сказки Салтыкова-Щедрина и русские народные сказки:

Сходства

Различия

У: Есть ли в сказке герой, традиционный для народной сказки?

Д: Богатырь встречается во многих народных сказках и былинах.

У: Есть ли у Богатыря имя?

Д: Имени нет. А в русских народных сказках у богатырей обычно есть имя.

У: Есть ли у сказки традиционный зачин? Посмотрим текст

Д: (цитируют текст).

У: Обычно ли родился Богатырь?

Д: Нет. Его родила Баба-Яга. А в сказках Баба-Яга обычно злая.

У: Давайте прочитаем, какие же подвиги совершил Богатырь, родившийся от Бабы-Яги.

Д: (перечисляют поступки героя).

У: Можно ли это назвать подвигами.

Д: Нет. Богатырь ничего хорошего для людей не делает, хотя наделен большой силой. У: Возможно ли это в народной сказке?

Д: Нет.

У: Нравиться ли герой самому автору?

Д: Герой автору не нравится. Он даже смеется над ним (Приводят доказательства из текста).

У: Какой же это смех: добрый или злой.

Д: Автор зло смеется над героем.

У: А какие чувства вызывают у вас «людишки», которые боятся Богатыря?

Д: (Ответы могут быть разными, но необходимо настроить детей на тот ответ, который необходим учителю). Салтыков-Щедрин пренебрежительно относится к ним (Доказывают это лексикой произведения).

У: Каков конец сказки?

Д: (Приводят слова из текста).

У: Традиционен ли такой конец для русской народной сказки?

Д: Нет. Народные сказки заканчиваются обычно хорошо.

Критик Иванов-Разумник высказал мнение, что Салтыков-Щедрин Богатырем называет русский народ. А вы как думаете? Кого изображает Богатырь: простых несчастных людей (или людишек) или царя, который ничего не хочет для них сделать?

Д: Салтыков-Щедрин изображает царя!

(Во время анализа произведения учитель с детьми заполняет таблицу только правую колонку. Левую же колонку заполнить детям предлагается самостоятельно в домашней работе).

В конце урока делается вывод о близости Щедринской сказки к народным традициям.

II урок

III этап. Закрепление полученного материала. Проверка домашней работы. Отличие щедринской сказки от русской народной сказки очевидно. Разговор об этом станет «мостиком» для перехода к теме «Своеобразие сказки Щедрина».

Технологическая карта изучения темы Связь сказки Салтыкова-Щедрина с фольклорными традициями.

Цели на достижение результата

- Личностные:способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь анализировать характер героя, сравнивать характерные черты различных жанров литературыя, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа.

Личностные:
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: жанр, сказка, фольклор, поговорка, зачин, концовка, юмор, ирония, персонаж

Ресурсы:

- основные: текст сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Богатырь».

- дополнительные

- Карточки, таблицы

Формы работы на уроке Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах

Ход урока

Организационный момент. Дети выбирают группу, в которой будут работать.

1 этап (Мотивация)

Обучающимся предлагается самостоятельно определить ключевое слово урока (тему), собрав фрагменты картины, лежащие у них на столах (Метод Пазла).Количество фрагментов равно количеству детей за столом группы или превосходит его. Выясняется, что на всех картинах изображены богатыри. Ученики заполняют центральное поле листа, лежащего у них на столе, записывая слово в именительном падеже единственном числе.(Метод «Ментальные карты» Тони Бьюзена). Это будет объект исследования на уроке.

Учитель обращает внимание детей на то, что на репродукциях картин богатыри разные. Обучающиеся характеризуют изображённых богатырей.

Учитель задаёт вопрос : в каких жанрах фольклора встречается данный персонаж? Учащиеся отвечают и при этом продолжают заполнять ментальную карту(заполняются свободные поля 1 и 2 на ментальной карте определениями былина, сказка)

Обращаем внимание детей на то, что от поля сказка отведены две стрелки и есть свободные поля. Приходим к выводу, что существуют сказки народные и авторские – литературные. Обучающиеся называют сказки, придуманные писателями. Возможно, ребята вспомнят сказки А.С. Пушкина, С.Т. Аксакова, братьев Гримм и др.

2 этап (Целеполагание)

Чью же сказку мы прочитаем сегодня?

Детям предлагается прочитать имя автора на доске. На данном этапе используется метод обратного чтения (нирдеЩ – вокытлаС чивофаргвЕ лиахиМ)

Запись темы в тетрадь: Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Богатырь». Определяем задачи урока и планируем деятельность

3 этап. (Планирование решения учебной задачи)

- Прочитать текст сказки

- Найти сходства и различия в использовании традиционных сказочных элементах.

- Заполнить таблицу

4 этап (Реализация плана) Используется технология группового взаимодействия. Учитель выполняет функцию консультанта.

Критерии (заполняются совместно с учителем)

Традиционные сказочные элементы

(заполняются самостоятельно учениками)

Своеобразие сказки Щедрина (заполняются самостоятельно учениками)

Зачин

Жили-были …

В некотором царстве..

Рождение героя.

Есть имя. Рождается либо в доброй крестьянской семье, либо у царя.

Отсутствие имени, родился от Бабы-Яги

Деяния героя

Совершение подвигов: спасение людей, защита Отечества и др.

«Подвиги» его заключаются в том, что он один дуб с корнем вырвал, другой кулаком пополам перешиб, а потом в дупло залез и заснул.

Средства выразительности

Гипербола, пословицы и поговорки, волшебные формулы, эпитеты, метафоры и др.

Храп богатыря, страх, который обуял и»своих» и «чужих».

Чудо

Волшебные помощники, волшебные предметы и др.

Во время разорения родной земли врагами «совершилось чудо: Богатырь не шелохнулся».

Концовка

Всегда счастливый конец.

Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком — смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели. Спи, Богатырь, спи!

5 этап (Контроль и самоконтроль)

Обучающиеся каждой группы озвучивают получившиеся результаты. Дополняют или корректируют результат.

6 этап (Оценка, самооценка)

Подводим итоги, задавая себе вопросы:

- Что нового я узнал, чему научился?

-Насколько я продвинулся к цели?

- Как решал учебную задачу?

- Что могу изменить в своем учении?

7 этап (Рефлексия)

Задаём себе вопросы:

-Какие мои качества помогли в выполнении?

Какие мешали?

-Что меня порадовало в работе ?

-Чем я смог помочь группе? Чем группа помогла мне?

Техники и методы креативности подразумевают как индивидуальную, так и групповую работу, которую будем варьировать в зависимости от целей и задач уроков, от видов работы.

Классные кабинеты с трёхрядовой постановкой парт предназначены больше для слушания, нежели для общения ребят друг с другом. Так как есть необходимость в групповой работе, перед началом урока необходимо расставить мебель таким образом, чтобы образовалось 4 группы, включающие в себя 5-6 человек. Так уже в начале занятия у учащихся есть право выбора, в какой группе ему предпочтительнее присоединиться.

На занятия учащиеся приходят с неким запасом знаний. Многие хорошо знакомы с народными сказками, кто-то любит и знает литературные сказки, наверняка будут и такие ребята, которые не любят читать вообще. И при последующей работе подобная разнородность подготовки даже приветствуется. И при решении задач или при работе над созданием новой идеи лучше начинать беседу с ребятами ничего не знающими, дабы они не испытывали давление извне. Единственное требование со стороны всех участников – запрещение какой-либо критики.

Начать урок предлагаю с заполнения ментальной карты.

Для определения ключевого слова темы предлагаю ребятам собрать лежащие у них на столе разрозненные фрагменты картин В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Богатырский скок». К. Васильева На Калиновом мосту.и др. с изображением богатырей. После вступительного слова, подводящего ребят к изучаемой теме (см. конспект урока), предлагаю преступить к технике, позволяющей активизировать творческие способности.

Метод «Ментальные карты» Тони Бьюзена.

Ментальные карты – это разработка Тони Бьюзена – известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. В его методе делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека и ассоциативным мышлением.

И первый шаг, который мы сделаем на пути к пониманию темы – это заставим работать ассоциативное мышление. Но на первом этапе об этом ребятам не говорим, а просим их либо написать, либо озвучить те ассоциации, которые возникают при взгляде на картины или предметы.

2.4. «Сказки» Салтыкова-Щедрина оказали своё воздействие на последующее развитие литературной сатирической сказки. «Сказки» Щедрина как и вообще все его наследие, живы не только в литературной традиции. Они сохранили за собой широкое современное значение'.

Таким образом, темы и идеи уроков в 5-ом и в 6-ом классах несомненно подготовят детей к более серьезному и полному пониманию творчества Салтыкова-Щедрина при дальнейшем его изучении в 7-ом и 10-ом классах. А использование техник и методик развития креативности позволит более качественно усвоить изучаемый материал и развить творчески мыслящую личность. И применение их на уроках может быть самым разнообразным. Но важно использовать эти техники на уроках дозировано и ни в коем случае не подменять ими серьёзное и глубокое изучение произведений. Техники только средства активизации творческого мышления, а не самоцель. Они нужны для того, чтобы ученик ощущал себя деятелем, творцом, первооткрывателем, исследователем.

В современных социально-экономических условиях выявляется тенденция переориентации образования с типа «исполнителя», точно выполняющего действия по известному алгоритму, на тип «изобретателя», центрированного на нахождение новых, оптимальных путей в достижении цели.14 Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде всего, обеспечивать условия, благоприятные для творчества учащихся в классе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей.

В то же время, необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, связей; альтернативности и оригинальности в выдвижении гипотез; оценке разработанности идей.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические  требования   к   современному   уроку.

2. Марк Леви. Гениальность на заказ. [Текст] — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013

3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. [Текст] – М., 2007. С.13.

4. Туник Е.Е. Тест Е.Торренса. Диагностика креативности. СПб: Иматон, 1998[Текст]

5. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. [Текст] — M.: Просвещение, 1982. С.37.

6. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости. [Текст] М.: Молодая гвардия, 1997. С.57.

7. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей [Текст] / Под ред. В.Н.Дружинина. – М., 1991. С.102.

8. Лернер И.Я. Указ. [Текст] соч. С.38.

9. Татьяна Матюшина «Методы развития креативности в маркетинге и бизнесе[Электронный ресурс] https://alexsv.ru/creativnie-metodiki/

10. Шаврыгин С.М. «Вечные темы и сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Углублённое изучение народной культуры и литературы в школе. [Текст] Г.Ульяновск 1991г.

11. М.Е. Салтыков-Щедрин «Собрание сочинений Т 16 (книга1) Сказки 1869-1886 [Текст] Л-М 1974г.

12. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. «Методика преподавания литературы».

13. Бушмин А.С. «Сказки Салтыкова-Щедрина» [Текст] М. 1960

14. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. С.64.


Приложение.

Терминологический аппарат

Жанр - вид литературного произведения, характеризующийся сюжетами и стилистическими признаками.

Сказка - жанр эпоса, произведение фантастического, приключенческого или бытового характера.

Фольклор - устное народное творчество.

Поговорка - местное народное выражение, вошедшее в нашу речь.

Пословица - краткое изречение, в котором содержится законченная мысль, в художественной форме передающее оценку того или иного явления, события.

Художественные средства - приемы, которые делают речь ярче и выразительней.

Идея произведения - главная мысль произведения.

Зачин - традиционное начало в произведении народной поэзии. Концовка - заключительная часть литературного произведения. Аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности.

Эзопов язык - язык, нарочито маскирующий подлинные мысли автора.

Фантастика - вымышленные, сверхъестественные события.

Юмор - изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде. Ирония - тонкая насмешка в скрытой форме.

Гротеск - изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде.

Персонаж - действующее лицо в литературном произведении.

17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!