СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: "Здравствуй Масленица!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект: "Здравствуй Масленица!"»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Звездочка» г. Хасавюрт РД

МКДОУ Д/С №4 «Звездочка»











Проект: «Здравствуй масленица»

Досуг для детей

старшего дошкольного возраста





Составитель:

Воспитатель МКДОУ Д/С №4 «Звездочка»

Черкесова Эльвира Муратовна











г. Хасавюрт

2020


Проект «Здравствуй масленица»

Тип: познавательно - творческий краткосрочный

Вид краткосрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет,

родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель


Проблема, на решение которой направлен проект отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций своего народа, недостаточное владение языковыми и образными средствами фольклора.

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо… Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь» К сожалению, исторические особенности формирования Российского государства, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей.

Актуальность: в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг - успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя. Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, костюмами, плясками своей страны. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.

Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада


Задачи:

  • Знакомить детей с традицией русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.).

  • Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; формировать любовь к Родине, ее традициям

  • Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение;

Создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица». Способствовать приобщению воспитанников, их родителей к традициям русского народа (праздник Масленица), обогащение духовного мира; возрождать интерес к обрядовым русским праздникам-формирование у детей начал национального самосознания


Интеграция образовательных областей

  • Социально-коммуникативное

  • Познавательное развитие

  • Речевое развитие

  • Художественно-эстетическое развитие

  • Физическое развитие

  • Развитие игровой деятельности


Реализация проекта: разучивание игр, песен, беседы обыгрывание потешки с малыми жанрами русского народного фольклора, консультации для родителей создание ритуальной куклы – Масленицы, проведение мастер-класса родителями по изготовлению Масленичной куклы


Ожидаемые результаты: создание атмосферы внезапности, новизны, для развития эмоционального подъема детей, в которых нуждаются дети. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи, традицию и культуру народного (праздника Масленица). Развитие детских - родительских отношений


Первый этап подготовительный

1. Изучение специальной методической литературы.

2. Определение целей и задач.

3. Составление плана реализации проекта и т. д. Дидактическое обеспечение проекта (наглядность, раздаточный материал) ноутбук, мультимедийная презентация, подбор наглядно-дидактического материала, фольклорный материал, художественной литературы по теме проекта, т. д;

4. Установить связь с родителями воспитанников детского сада для проведения совместного праздника «Масленицы»


Второй этап основной

1. Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.

2. Беседы о праздниках, традициях и обрядах русского народа; о правилах поведения во время праздника «Огонь – не забава!»; о сезонных изменениях в природе;

3. Просмотр электронной презентации по ознакомлению с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры, видеофильма «Смешарики - Масленица».

4. Разучивание стихотворений, чтение русского фольклора (потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице, частушек, русских народных наигрышей); русских народных песен отгадывание загадок по данной теме;

5. Народные подвижные игры на прогулке «Ручеек», «Плетень», «Горелки», Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Снежный тир» катание с горки на санках.


Третий этап заключительный 

1. Украсить зал к празднику;

2. Электронная презентация «Здравствуй Масленица»;

3. Выставка кукол-маслениц, изготовленных родителями и детьми;

4. Проведение народного праздника «Масленицы»


«Здравствуй масленица!»


Зал украшен воздушными шариками. На столе стоит самовар с блинами. Дети сидят в зале на стульчиках

1 Скоморох

- Позвольте спросить, какой сегодня праздник? (обращение к детям)

- Масленица.

Масленица - это семейный праздник, и мы собрались всей нашей большой и дружной семьей, чтобы отметить этот праздник как это делали в старину.

На центральной стене идет показ презентации «Здравствуй масленица!»

История этого яркого и веселого праздника уходит далеко в прошлое. Его отмечали еще древние славяне, при чем уже тогда они пекли блины, которые были символами языческого бога Солнца Ярилы, такие же круглые, золотые, румяные. Масленица длилась 7 дней, все хотели повеселиться, и наестся вволю перед длительным постом. Масленица - это озорное прощание с зимой и встреча весны, несущее оживление природе и солнечное тепло. Символом весны и солнца является - блин!

На Руси считалось, что человек, весело проводящий масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года.

Собирайся народ

В гости масленица ждет,

Мы зовем к себе тех,

Кто любит веселье и смех

Ждут вас игры, забавы и шутки,

Скучать не дадут не минутки

Масленицу широкую открываем

Веселье начинаем!


2 Скоморох

- Первый день Масленицы называется «Встреча»

В семьях начинали печь блины, и первый по обычаю отдавался нищему для помина усопших родственников и друзей. В этот день делалось чучело Масленицы из старых одежек и украшений.

Масленицу зазываем на широкий двор

Встречаем, величаем и славим,

(1 Скоморох заносит Масленицу - ритуальную куклу)

Здравствуй сударыня Масленица!

Будем Масленицу встречать,

Да блинами угощать!

А мы Масленицу встречаем

Сыром гору поливаем

На широкий двор

Да блинами зазываем,

Да блинами заедали.

Конкурс «Продолжи пословицу о Масленице»

1. Без блинов – не Масленица.

2. Блины - солнцу родственники.

3. В Прощенный день - как на Пасху все целуются!

4. Где блины - тут и мы!

5. Как на масленой неделе в потолок блины летели.

7.Масленица без блинов, как именины без пирогов.

8. Масленица семь дней гуляет.

9. Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

10. На горах покататься, в блинах поваляться.

11. На Масленой повеселись, да блинком угостись.

12.Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить!

13. Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

14. Это Масленица идет, блины да мед несет.

Напекли мы вам поесть –

Сотен пять, а может шесть!

Угощение на славу

А ребятам на забаву.

1 Скоморох

- Вторник назывался «Заигрыш» - день веселых игр.

Начинались с катания с ледовых горок, кукольные представления во главе с Петрушкой; ряженые в масках разъезжались по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты

А мы Масленицу повстречали,

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали.

Игра «Спортивная угадай-ка»

(Дети стоят напротив друг к другу  в 2-х командах, и имитируют движения  по очереди друг другу по различным видам спорта, заранее договорившись о показе движения. Команды отгадывают, что это за вид спорта).

2 Скоморох

Среду «Лакомкой» зовут, угощение все ждут.

А у Масленицы герой один – круглый и вкусный, а зовут его «Блин»

Чтоб поднят вам настроение, я устрою представление

Игра «Сковорода»


На землю кладутся обручи, дети образуют вокруг каждого обруча круг. Под музыку дети движутся по кругу, когда музыка умолкает, дети стараются друг друга перетянуть в обруч «сковороду» - «испечь». Тот кто «испёкся» выбывает из игры.

Тили - тили, тра - ра - ра,

Роль блина сыграю я

(надевает шапку блина)

Позвольте представиться: - я блин

На весь свет я один

Всех моих братьев съели,

А меня не успели.

Только на меня раскрыли роток,

А я шмыг и, на утек.

Будем петь и развлекаться,

танцевать и кувыркаться


Хороводная игра «Как у наших у ворот»

Масленица идет, блин да мед несет на горках покататься, в блинах поваляться

1 Скоморох

- Четверг называется «Разгуляй».

В этот день начиналась широкая Масленица. Празднование становилось шумным проводились кулачные бои, устраивались катания на санях. А одно из главных развлечений было взятие снежного городка

Широкая Масленица

Мы тобою хвалимся

Приезжай к нам на широкий двор

С детьми поиграть, на горках кататься

Русскую зиму проводить нужно задорно, весело, и дружно.

Пляска Игра - "Ручеек" - Русская народная - Плясовая

2 Скоморох

Пятница называется «Тещины посиделки»

В пятницу зять звал тещу на блины. А для того, чтобы любимый зять смог угостить ароматными блинами, теща с вечера должна была отправить в его дом кухонную утварь

Ой, Масленица – кривошейка

Состречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачом

И печеном яйцом

Заходи Масленица к нам

На широкий двор,

На горах покатиться

В блинах повалятся,

Сердцем потешится

Детские частушки

Медведь Кто тут гуляет, кто мне спать мешает?

Что за музыка? Что за шум? Почему вы меня разбудили?

1 Скоморох Прости нас Мишенька, у нас с ребятами Масленичные гулянья

Медведь Масленичные? Значит у вас масло есть? И сыр? И блины?

Дети Есть, есть

Медведь А вы меня накормите?

Дети Накормим. Мы тебе Медведь испечем пирожки и блиночки

ИГРА «УХВАТИ БЛИНОК»

По кругу раскладываются блины, игроков на одного больше. Игроки бегают по кругу и по окончании музыки хватают блинок, кому блин не достался, тот выбывает из игры

(Медведь стоит в кругу)

Медведь Дайте-ка попробовать

Дети угощают Этот попробуй, этот попробуй

Медведь Вот это пирожки! Хорошие, вкусные. Ну спасибо. Угостили пирожками. Пойду опять на печке спать до свидания.

2 Скоморох Суббота называется «Золовкины вечерки»

Молодые невестке приглашали золовок к себе на блины. На самом деле все родственники с удовольствием ходили друг к другу в гости.

Широкая масленица

Мы тобою хвалимся

На горах катаемся

Блинками наедаемся

Эстафета 1. «Самый ловкий»

Первый участник команды берёт «блинчик», кладёт на голову, идёт до ориентира, возвращается обратно, передаёт «блинчик» следующему. Задача ребёнка – пронести «блинчик» на голове» и не уронить.

Эстафета 2. «Воздушный блинчик»

Дети стоят в команде, подняв руки вверх. Первый ребёнок передаёт «блинчик» над головой, дети передают его из рук в руки до последнего участника. Последний ребёнок оббегает команду, становится первым и снова передают «блинчик» и т.д.

1 Скоморох

- Последний день масленичной недели называют «Прощенным воскресеньем»

Люди просят друг у друга прощенья за нанесенные обиды. Это очень хороший древний обычай. Не стоит о нем забывать. Давайте и мы поклонимся, друг другу и обнимемся в знак прощения наших взаимных обид. В последний день праздника хозяйки особенно старались- пекли самые пышные и ароматные блины.

Как на Масленичные недели из печи блины летели

С пылу с жару из печи все румяны, горячи

Масленица, угощай всем блиночки подавай

С пылу с жару – разбирайте, похвалить не забывайте

Угощайтесь гости дорогие (девица выносит блины и угощает гостей)

2 Скоморох за всю неделю гуляний устраивался самый грандиозный праздник. С песнями, прибаутками и плясками, сжигалось чучело Масленицы

Ой, ты Масленица обманщица

Обманула, провела, нагуляться не дала

Уходи, Зима ко сну, присылай Весну,

Прощай Масленица!

А теперь всех приглашаем к праздничному столу

(чаепитие совместно с родителями и детьми)


Литература

1. Газета « Дошкольное образование» март 2008 №6

2. Организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста : конспекты игровых дней Ю.А. Афонькина, Е.М.Омельченко. - Волгоград: Учитель 2012

http://prazdnichnyymir.ru/maslenica/330/poslovicy-i-pogovorki-o-maslenice/

3. http://porgi.ru/maslenica/chastushki-na-maslenicu-detyam/#ixzz4YZH6wsGl

4. http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-aleksandrovna-cert/sportivnoe-razvlechenie-dlja-detei-starshego-vozrasta-ves-lye-blinchiki.html











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!