Волшебный компьютер
Автор-составитель:
Попова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
2022 год
Пояснительная записка
В настоящее время интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения появляется уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Данный курс является пропедевтическим, при его изучении формируются первичные представления об объектах информатики, как естественно-научной дисциплины о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению личностной компетенции, формированию умения работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Предлагаемая программа "Волшебный компьютер" рассчитана на учащихся 4-х классов, имеющих основные навыки работы на компьютере (включение-выключение ПК, работа с мышью и клавиатурой).
Цели программы:
• развитие понимания теоретических основ современной компьютерной науки;
• развитие четкого представления о многообразии программных средств;
• развитие творческих способностей учащихся, творческой активности и направленности;
• развитие у учащихся критичности, самокритичности, мировоззренческих и нравственных свойств, способности логически мыслить.
Задачи программы:
· систематизировать подходы к изучению предмета;
· сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
· показать основные приемы эффективного использования информационных ресурсов Интернет;
· сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс начального образования.
· помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
· помощь в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
· помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
· овладение основами компьютерной грамотности;
· использование на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач.
Особенности организации внеурочного занятия
Формы и методы содержания обучения информатике по данной программе должно проходить в компьютерном классе с использованием интерактивной мультимедийной панели. Занятия проходят один раз в неделю. На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 15-20 минут. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук.
Формы организации работы с детьми
Методы обучения
Беседа;
Игра: познавательная, развивающая;
Проектная работа;
Практическая работа;
Наглядный пример.
Выбор программного средства
Исходя из критериев, предъявляемых к программным средствам, используемым в сфере образования, и специальных требований, касающихся технических возможностей программных продуктов, были выбраны:
- бесплатно-распространяемые программы: растровой графики Paint;
- лицензионный пакет MS Office 2016.
Ожидаемые результаты программы
В ходе реализации программы «Волшебный компьютер» будет обеспечено достижение обучающимися следующих результатов:
· первоначальных знаний работы на компьютере;
· создание текстового документа (Word): создание документа, редактирование текста, работа с фрагментом текста (копирование, вставка, перенос);
· создание графического рисунка (Paint): создавать рисунки с помощью компьютера; применять набор основных инструментов и операций, применяемых при рисовании на компьютере;
· создание презентаций в программе PowerPoint.
Содержание программы
В соответствии с общеобразовательной программой в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к познанию нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, рассуждать, доказывать, проявлять интуицию, творчески подходить к решению учебной задачи. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника и рассчитана на возрастной аспект – 9-10 лет, представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Данная программа рассчитана на 25 часов.
№ п/п | Наименование разделов/тем | Общая трудоемкость, ч. | Контактная работа, ч. | Самостоятельная работа, ч. | Формы контроля |
теория | практика | | |
1 | Техника безопасности при работе с компьютером. Информация. | 1 | 1 | | | Тест |
2 | Текстовый редактор Word | 3 | 1 | 2 | 2 | Зачёт по самостоятельным работам |
3 | Создание презентаций PowerPoint | 7 | 1 | 6 | 2 | Проект презентации на выбранную тему. |
4 | Графический редактор Paint | 4 | 1 | 3 | 2 | Зачёт по самостоятельным работам |
5 | Итоговая контрольная работа | 2 | | 2 | 2 | Проектная разработка «Семейный фотоальбом» |
| Итого (часов) | 25 | 4 | 13 | 8 | |
Учебная программа
Направление | Тема занятия | Виды учебных работ |
Техника безопасности в кабинете информатики. Информация. | 1. Техника безопасности при работе в компьютерном кабинете. Информация и её свойства. Информационные процессы в природе и обществе. | Лекционное занятие. Интерактивное задание на платформе : learningapps.org https://learningapps.org/6812987 |
Текстовый редактор Word | 2. Работа с информацией в текстовом редакторе Word. Обработка текстовой информации. | Лекция. Знакомство с текстовым редактором |
| 3. Работа с информацией в текстовом редакторе Word. Обработка графической информации. | Практическое занятие. Создание открытки в Word. Самостоятельная работа. Открытка с собственным изображением. Консультация через ZOOM. |
| 4. Работа с информацией в текстовом редакторе Word. Создаём рисунок в Word. | Практическое занятие. Рисуем в Worde. Самостоятельная работа. Рисунок по образцу или собственный проект. Консультация через ZOOM |
Создание презентаций PowerPoint | 5. Представление текстовой и графической информации в редакторе PowerPoint. | Лекция (видеозапись). Знакомство с программой по созданию презентации. |
| 6. Учимся создавать презентацию в редакторе PowerPoint. Вставка текстовой и графической информации. | Практическая работа. Создаём презентацию краеведческой направленности «Птицы Красной Книги Пермского края» |
| 7. Учимся создавать презентацию в редакторе PowerPoint. Вставка медиа в презентацию. | Практическая работа. Вставляем видео и аудио в презентацию. Знакомство с программами для обрезки видео и аудиофайлов. |
| 8. Учимся создавать презентацию в редакторе PowerPoint. Вставка медиа в презентацию. |
| 9. Учимся создавать презентацию в редакторе PowerPoint. Настройка показа презентации. Переходы. | Практическая работа. Создаём интерактивную презентацию. |
| 10. Учимся создавать презентацию в редакторе PowerPoint. Настройка показа презентации. Гиперссылки. | Практическая работа. Создание гиперссылок с помощью генератора QR-кодов: QR Coder.ru |
| 11. Учимся создавать презентацию в редакторе PowerPoint. Настройка показа презентации. Преобразование в видеоформат. | Практическая работа. Настройка презентации для демонстрации. Консультации в ZOOM |
Графический редактор Paint | 12.Работа в графическом редакторе Paint. Создание рисунка с помощью геометрических фигур. Копирование объектов. | Лекция (видеозапись). Возможности программы Paint. Практическая работа по копированию разных объектов. |
| 13.Работа в графическом редакторе Paint. Создание рисунка по образцу. | Практическая работа. Анализ рисунка. Создание рисунка по образцу. |
| 14.Работа в графическом редакторе Paint. Создание рисунка по образцу. |
| 15.Работа в графическом редакторе Paint. Вставка и редактирование графических объектов. | Практическая работа. Проект собственного рисунка на заданную тему. |
Создание итоговой работы в PowerPoint | 16. Создание фотоальбома в PowerPoint | Консультации по итоговой работе. Защита презентации. |
| 17. Создание фотоальбома в PowerPoint | |