Проект в старшей группе
«Неофициальный символ России - балалайка»
Подготовила воспитатель
МКДОУ д/с №1 «Умка»
Дмитриева Л.В.
Балалайка - самый красивый, самый выразительный и необычный музыкальный инструмент. Не зря у иностранцев балалайка является символом России, олицетворением русской культуры. Именно этот инструмент наиболее полно раскрывает всю глубину русской души в игре, в стихах, в частушках, в прибаутках…
В истории балалайки были и взлёты, и были падения. Но инструмент живёт. Его любят, народ наслаждается его звучанием.
Всем известна на Руси, Хоть кого о ней спроси! У неё лишь три струны, Но она любовь страны.
Актуальность проекта:
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. За последние годы в стране произошли большие перемены. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Ведущая роль в этом направлении принадлежит системе воспитания. Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданином своего Отечества.
Но говорить о воспитании патриотизма без сообщения детям определенных знаний о Родине, на мой взгляд, нельзя, поскольку любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой .
Продолжительность проекта: краткосрочный .
Срок реализации: 16 января по 31 января.
Участники проекта: воспитатель, родители, дети старшей группы.
Предмет исследования : неофициальный символ России - балалайка, прославившая Россию на весь мир
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.
Задачи:
Познакомить детей с неофициальным символом России - балалайкой;
Изучить историю развития балалайки;
Воспитывать чувства патриотизма, уважения к своей стране её традициям и культуре;
Способствовать развитию речи, памяти внимания;
Развивать творческие способности детей, воображение;
Организовать сотрудничество с родителями.
Ожидаемый результат:
У дошкольников сформированы представления о неофициальных символах России (балалайка )
Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
Этапы работы над проектом:
I этап-предварительный
- определение темы, цели, задач проекта;
- определение объёма знания детей по теме «Балалайка»
- подбор пособий и материалов по теме проекта
- обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта
- разработка тематического планирования мероприятий
II этап – основной
Повторение государственных символов России.
Беседы, рассказы воспитателя.
Дидактические игры.
Ознакомление с художественной и познавательной литературой.
Игровые ситуации, ситуации общения и самостоятельная деятельность.
Прогулки и наблюдения в социуме.
Продуктивная деятельность.
Разучивание стихов о балалайке.
Заключительный этап:
Дети познакомились с музыкальным символом России балалайкой, с традициями нашей страны. Звучали стихи о Родине, пели народные русские песни и, конечно, весело играли.
Итоговым продуктом моего проекта стала совместная работа с детьми и родителями по изготовлению и росписи балалайки - музыкального символа России
Поговорки о балалайке:
« Наш Исайка – без струн балалайка » - так на Руси говорили о людях болтливых, чьи слова часто расходились с делом.
« Баять байку про балалайку » - поговорка означает дословно «проводить время в пустых разговорах».
« Ни к чему в доме соха, была бы балалайка » - этой поговоркой трудолюбивые люди «подкалывали» тех, кто был замечен в пристрастии к веселью и праздному образу жизни.
« Только дурак двор продаст, да балалайку купит » - смысл этой поговорки заключается в глубоком понимании жизни, необходимости внимательного отношения к собственным поступкам.
« На балалайку станет, и на кабак станет, а на свечку не станет » - одна из самых обидных поговорок, которая обозначает человека, оторванного от Веры, ведущего неправильный образ жизни.
Загадки.
1.Деревяшка, три струны, Натянутых, тонких. Вы узнать её должны! Поёт очень звонко. Поскорее угадай-ка. Что же это? – ... .
2.Треугольная доска, А на ней три волоска, Три струны ,а звук какой! С переливами, живой! Узнаю его в момент- Самый русский инструмент.
3.У неё есть три струны , Их рукой щипать должны, Можно под неё плясать и по-русски приседать.
4.Струн дано мне очень мало, но пока что мне хватало! Струны ты мои задень и услышишь: длень, длень, длень! Ну-ка, кто я? Отгадай-ка! Озорная ... .
С балалаечкой не стыдно И в концертах выступать. И порой ей так обидно «Иностранцам» уступать! ... Вот опять смеётся, плачет, Перебором душу рвет, В удали кручину прячет, А как зА сердце берет! ... Светит месяц круторогий, Тройка мчится, даль бледна ... Три струны – как три дороги И судьба – на всех одна.
Поиграй-ка, пострадай-ка, Символ русской старины, Балалайка, балалайка – Немудреных три струны! Разудала, бесшабашна, Не даёт она скучать. С балалаечкой не страшно Горе-горькое встречать. Широка и непонятна, Словно русская душа. С балалаечкой приятно Радоваться, грусть круша .