СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по русскому языку»

Проект урока по русскому языку

по теме: Правописание гласных на конце наречий

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ «Школа №14 им. В. Г. Короленко»

Города Нижнего Новгорода

Безрукова Ирина Валерьевна

Класс 4

УМК «Начальная школа 21 века»

Цель: знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий.

Планируемые результаты:

  • предметные: знания о наречии, умение составлять алгоритм решения орфографической задачи, навык правописания гласных на конце наречий;

  • метапредметные: умение анализировать и обобщать информацию; контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом; понимание информации, представленной в виде модели; обогащение словарного запаса учащихся; осуществление оценки/самооценки действий;

  • личностные: познавательный интерес к русскому языку, соблюдение культуры общения в группе со сверстниками.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык»: 4 класс, Ч.2 /С.В.Иванов/ и рабочая тетрадь №2 «Пишем грамотно»: 4 класс /М.И.Кузнецова/;

  • проектор, компьютер, презентация;

  • стенд с планом урока;

  • карточки для работы в группах,

  • алгоритм работы по правилу,

  • треугольники /карточки для рефлексии и самооценки/,

  • карточки с домашним заданием,

  • солнце и тучка.









Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Начинаем наш урок.

- Прочитайте пословицу (Слайд 2):

Выучишь правило – выполнишь ….. задание.

- Какое слово пропущено? (верно)

- Какой частью речи оно является? (наречие)

- В тетради запишите число и спишите пословицу. Она подскажет, чем мы сегодня займемся на уроке.

- Что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели и задачи поставим перед собой? Сформулируйте предложения, используя глаголы (повторять, изучать, применять). (Слайд 3)

2. Планирование учебной деятельности

- Исходя из вышеизложенного, давайте познакомимся с планом сегодняшнего урока (на стенде).

  1. Повторение: такие разные наречия

  2. Правописание наречий

  3. Время открытий

  4. Составление алгоритма действий

  5. Применение нового правила

  6. Такие нужные наречия (составление предложений с использованием наречий)

  7. Подведение итогов

3. Актуализация знаний:

1) работа по карте «Город НАРЕЧИЙ» (Слайд 4)

- Что мы уже знаем о наречиях?

  • Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и признак предмета.

  • Наречия отвечают на вопросы где? когда? как? зачем? в какой мере?

  • Наречия образуются от качественных имен прилагательных и от формы творительного падежа имен существительных.

  • Наречия не изменяются.

  • Наречия примыкают к главному слову и могут пояснять глагол, имя прилагательное, реже имя существительное.

  • Наречия чаще всего в предложении являются обстоятельствами, но иногда могут быть определением.

  • Чаще всего наречие поясняет глагол, реже прилагательное или существительное.

- К какому слову относится наречие в пословице? На какой вопрос отвечает? (Слайд 5)

- Каким членом предложения является слово верно в пословице?



2) работа с фразеологизмами: повторение изученных орфограмм (Слайд 6)

- Замените фразеологизм наречием:

  • Рукой подать (близко)

  • За тридевять земель (далеко)

  • Положа руку на сердце (честно)

  • В два счета (легко)

  • На вес золота (дорого)

Самопроверка.

- Назовите, какие орфограммы встретились в словах? (правописание проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, суффикс –о на конце наречий)


4. Знакомство с темой урока: выявление места затруднений (Площадь Грамотности)

- Настало время познакомиться с темой урока.

- Почему часть улиц, ведущих на площадь Грамотности зеленые, а другие белые? (известные и неизвестные правила) (Слайд 7)

- Какие орфограммы, встречающиеся при написании наречий, мы знаем? (безударные проверяемые гласные, парные и непроизносимые согласные, правописание приставок) (Слайд 8)

- А сегодня мы познакомимся еще с одним правилом. Как вы думаете, в какой части слова встретится это правило? В суффиксах или в окончаниях наречий?

- Я очень надеюсь, что вы сможете раскрыть тайну правописания суффиксов наречий. (Слайд 9)

5. «Время открытий» (работа в группах по построению проекта выхода из затруднений) (Слайд 10)

- Вы будете совершать свои открытия в группах по 4 человека.

- Посмотрите на экран. На слайде наречия разбиты на 3 столбика. Каждая группа должна ответить на свой вопрос. В случае затруднения можно воспользоваться подсказками.

близко

далеко

честно

редко

дорого


вправо

влево

направо

набело

запросто

засветло

издалека

изредка

дополна

докрасна

слева

снова



1 группа: Что общего в составе слова у наречий 1-ого столбика?

(нет приставок, оканчиваются на –о)

Подсказки (1 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?



2 группа: Что общего в составе слова у наречий 2-ого столбика?

(есть приставки в-, на-, за-, оканчиваются на –о)

Подсказки (2 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?



3 группа: Что общего в составе слова у наречий 3-его столбика?

(есть приставки с-, из-, до-, оканчиваются на –а)

Подсказки (3 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?


4 группа: Распределить по столбикам слова сух_, досух_, насух_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

Подсказки (4 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и 3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?



5 группа: Распределить по столбикам слова дочист_, чист_, начист_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

Подсказки (5 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и 3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?



6 группа: Определите общее между наречиями каждого столбика.

Попробуйте предположить, когда на конце наречий пишется –о, а когда –а.

Подсказки (6 группа)

1. Есть ли приставки у наречий каждого столбика? Если есть, то какие?

2. Какой суффикс пишется на конце наречий каждого столбика?

3. От чего зависит написание суффиксов на конце наречий?



Ответы докладчиков. (Слайды 11-17)

6. Физминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись!

Как пружинки мы присели

И тихонько вместе сели.


7. Составление алгоритма действий по правилу (Слайд 18)

- Давайте обобщим все сказанное и составим алгоритм действий по правилу.

- От чего зависит написание суффиксов –о и –а на конце наречий? (от приставок)

- Какой вопрос поможет начать рассуждать? (Есть ли у наречия приставка?)

- Если у наречия нет приставки, какой суффикс надо писать? (-о)

- Какой вопрос мы задаем, если у наречия есть приставка? (Какая приставка?)

- Если у наречия есть приставки за-, на-, в-, какой суффикс надо писать? (-о)

- Какие приставки указывают на суффикс –а? (из-, до-, с-)

/Выключить проектор!/

8. Применение правила

Работа по учебнику:

- Откройте учебник на странице 68, найдите значок «Тайны языка».

- Можно ли сказать, что эта тайна для нас уже раскрыта?

- Давайте выполним упражнения из учебника. В случае затруднений пользуйтесь

алгоритмом на карточке.

1) с.68 упр.1 – Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная работа с объяснением)

2) с.68 упр.2 – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на слайде (Слайд 19)

/Включить проектор для проверки!/

3) с. 69 упр.3 – Включение в систему знаний (работа в парах)

4) * Докажите, что вы запомнили правило. Работа в рабочей тетради на печатной основе: с.12 упр.1 – дополнить правило



9*. Составление предложений/ Рефлексия (Слайд 20)

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» (М. Горький)

- Возьмите, пожалуйста, «волшебный» треугольник того цвета, который соответствует вашему настроению на уроке.

- Допишите предложения, вставляя подходящие наречия (рефлексия). Старайтесь употреблять разные наречия, избегать слова «хорошо». Можете воспользоваться наречиями на слайде. (Слайд 21)

- Кто хочет прочитать предложения, которые у него получились?

10. Подведение итогов

- Вспомним, какие задачи ставили на урок. (Слайд 22) Достигли?

- Какие пункты плана мы не выполнили?

- Какую тайну открыли?

- Переверните свой треугольник и оцените свою работу на уроке (заполнение оценочного листа).

- Прикрепите на доску желтые треугольники, как лучи солнца, и голубые треугольники, как капли дождя из тучки.


*****


- Посмотрите на слово известно и доверчиво. (Слайд 23) Почему они не подчиняются нашему алгоритму?

- Посмотрите на улицу «Правописания суффиксов наречий». (Слайд 24) Что вы заметили? (Она еще не вся зеленая. Значит, мы еще не все знаем о правописании суффиксов наречий.)

- Но об этом мы узнаем завтра… А если найдутся желающие разгадать эту тайну сегодня – я буду рада.

11. Домашнее задание (Слайд 25)

  1. с.69 упр.4 (выписать наречия с суффиксами –о, -а, объяснить их написание)

  2. * А почему??? - Попытаться объяснить написание слов известно и доверчиво (по желанию)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!