СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по окружающему миру "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится с использованием технологий: ИКТ и личностно-ориентированного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по окружающему миру "Семейный бюджет"»



Учитель начальных классов: Краева Елена Анатольевна

МБОУ СОШ №12

Г. Сочи, Краснодарский край.

Проект урока окружающего мира в 3 классе по теме:

«Семейный бюджет» (УМК «Школа России»)



Тема урока: «Семейный бюджет»

Цели урока:

1. Обучающие: ознакомить детей с понятием «семейный бюджет», экономика семьи, формировать представление о структуре семейного бюджета; правилами ведения домашнего хозяйства; проконтролировать знания, полученные на предыдущем уроке.

2. Развивающие: активизировать познавательную деятельность, устную речь детей, формировать умение делать оптимальный выбор; умение работать в группе;

3. Воспитывающие: формировать уважение, целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции; организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.

Оборудование:

  • 1)Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2/А.А. Плешаков. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2012. – 175 с.

  • 2)компьютер,

  • 3) презентация к уроку,

  • 4) карточки-схемы, карточки с определениями новых слов ("дефицит", "экономия", "жадный", "экономный"), раздаточный материал, тесты.

  • Литература:

Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса в 2-х частях; рабочая тетрадь №2.

  • Дмитриева О.Д. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 3 класс.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Эмоциональный и организационный настрой обучающихся).

1. Добрый день солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам

Все повернитесь и друг другу улыбнитесь!

Пожелайте успеха друг другу!

2. Успешные люди живут в сильном государстве, а государство сильное тогда, когда …. (есть правильно рассчитанный государственный бюджет)


II. Актуализация знаний обучающихся о государственном бюджете и основных экономических понятиях.

- Давайте вспомним с какими новыми понятиями мы познакомились на прошлом уроке? (бюджет, доходы, расходы, налоги) Слайд 1, 2

-государственный бюджет - план доходов и расходов государства

-выражение "денежная сумка - бюджет

- деньги, которые в нее кладут - доходы

-деньги, уходящие из государственного бюджета - расходы

- платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства - налоги

- На что идут расходы?

-Молодцы!

Слайд 3 – « Государственный бюджет»

- Какой вывод о соотношении доходов и расходов мы сделали на прошлом уроке?

Вывод: расходы не должны превышать доходы.


III. Постановка проблемы урока.

1.Вопросы учителя: Слайд 4

-А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? ( да)

-Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? (семья)

-Может ли у семьи быть свой бюджет? (да)

-Как он будет называться?

-Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? (из доходов и расходов)

- Давайте поставим цели и задачи урока. ( Что такое «семейный бюджет», из чего он складывается, как распределяется)


2."Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.

Определение новых терминов. Слайд 5

Учитель:

- Если в семье работает папа, мама, есть бабушка и дедушка, еще маленькие дети, студенты. В такой семье доходы сложатся из чего? (зарплаты родителей, пенсии, пособий.)

- Если папа (или кто-нибудь другой) – писатель, то за свои книги он получает что? (авторское вознаграждение – гонорар.)

- Предположим, папа предприниматель, имеет собственную фирму. Тогда он будет получать не зарплату, а что? (прибыль от работы фирмы.)

- Семья может иметь сбережения. Если они хранятся в банке, то банк регулярно выплачивает за это определенную сумму денег – процент.

-Доход семьи – это сумма заработанная членами семьи за месяц.

Слайд 6

IV.Первичное закрепление нового материала.

Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (7 мин).

Повторить правила работы в группах! Слайд 7

- На столах у вас лежат карточки – подсказки. Вы должны внимательно прочитать их, прежде чем делать выводы.

А теперь слушайте!

Задания можно выполнять выборочно.

Задание №1

Экстренное сообщение! В “Центр Экономики” обратилась семья Петровых. Их семейный бюджет несёт катастрофические потери. Доход их семьи составляет 15 тысяч денег. Но расходы у них превышают эту сумму. Что им делать?

-Давайте вместе с вами попробуем разобраться, с этой ситуацией: почему же так получилось?

(Семья Петровых делала незапланированные покупки, не берегла вещи, не экономила, поэтому их доходы превысили расходы.)

-Какие советы по экономии вы можете порекомендовать семье Петровых?

- Чей совет самый удачный? Почему?

– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? ( нужно много трудиться)

– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.


Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

-Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?

( доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов)

– Правильно. А какая формула будет лучшей? (та, в которой доходы больше, чем расходы)

Задание № 2.

– Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Как вы понимаете, что такое «экономия», «дефицит»? Значение этих слов вы найдете на карточках-подсказках.

Тексты карточек: Слайд 8-9

дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;

экономия – бережливое ведение хозяйства;

жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный – бережливо расходующий что-либо.

Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

( если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.)

– На чем можно сэкономить?

(сладости и излишества в еде; коммунальные услуги (экономия электричества);

-одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.) ( ответы уч-ся)

Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?

– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства . Давайте на практике применим свои знания в экономике, решая задачи.

Задание № 3. Решение экономических задач Слайд 10

а) Предприниматель платит в месяц налог государству 2 тысячи рублей. Сколько он заплатит за 4 месяца?

б) Семья имеет 10 тысяч дохода в месяц, а расхода 8 тысяч. Каков будет их накопительный фонд за 1 год?

-Молодцы, ребята!

V.Физкультурная минутка.

Мышечная и эмоциональная релаксация

Игра “Знаете ли вы номиналы денег?” Учитель называет разные числа, если есть такие номиналы денег, то дети приседают, если нет - поднимают руки.

VI. Самостоятельная работа.

Применение знаний на практике: составление рекомендаций

для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей (7 мин)

– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (премия, наследство)

- А непредвиденные расходы? (болезнь, несчастье).

-Как нужно планировать семейный бюджет? (исходить из доходов).

Теперь мы знаем, что есть государственный, семейный бюджет. Вы должны уже сейчас учиться быть бережливыми, составлять свой бюджет.

VII. Повторение пройденного материала.

(Обобщение полученных знаний в ходе решения теста.

Воспитание чувства отзывчивости и сострадания к окружающим) (8 мин)


1.Сейчас вам предстоит выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.

Тест

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара

– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет.)

– Абсолютно верно! Молодцы!

Оценивание

2. - Ребята, на электронный адрес нашей школы пришло сообщение "Прошу помочь!". Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Врачу-ветеринару на открытие приюта для бездомных собак. Обсудите в своей "семье", согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, и прокомментируйте свой выбор.

(Да, мы должны помогать друг другу). Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами.

3.Чтение стихотворения: «Больше работаешь –лучше живешь» Слайд 11

Больше работаешь – лучше живешь,

Лучше живешь – больше людям даешь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить ее? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути

VIII. Обобщение.

- Для чего нужен семейный бюджет? Выслушиваем ответы детей, сверяемся с учебником(учебник с. 78 – вывод урока).

Не случайно есть целая наука экономика, которая учит как надо вести хозяйство, планировать расходы, учитывать доходы. Ведь люди давно уже задумывались над этими вопросами, и народная мудрость отразилась в таких пословицах.

Слайд 12 – пословицы

Денежки счёт любят. Бережливость лучше богатства.

По приходу и расход. Копейка рубль бережёт.

IX. Подведение итогов урока.

-Мы достигли целей урока?

- Что вам понравилось?

Рекомендации учителя по выполнению домашнего задания (2 мин)

X. Творческое домашнее задание. Слайд13

1.– Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.

XI. Рефлексия и самооценка уч-ся

– Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе соседу – безымянный, кому урок понравился – мизинец.

Молодцы!

– Благодарю вас за урок!





8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!