СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока по обществознанию в 5 классе по теме Свободное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока по обществознанию в 5 классе по теме Свободное время

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по обществознанию в 5 классе по теме Свободное время»



1.Проект урока (соответствующий требованиям ФГОС)


1.1. Описание проекта


Урок когнитивного типа

(урок постановки проблем и их решения).


Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:


Количество учащихся 5 «Б» класса – 29 человек, из них 13 - мальчиков, 16 -девочек. С 1 по 4 класс ребята обучались по программе «Школа России». Уровень способностей учащихся достаточно высокий, по итогам I четверти качество образования составило 62%, при 100% обученности, во второй четверти уже 82%. У ребят хорошо развита способность монологической речи, при чем на проблемные вопросы, учащиеся дают развернутый и обоснованный ответ, который является собственным образовательным продуктом, результатом выполнения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, коммуникативных.

Учащиеся данного класса очень активны и при работе с ними я использую приемы технологии критического мышления: кластеры, «Мозговой штурм», стратегию решения проблем «ИДЕАЛ» и др. Для визуальности эффекта я применяю ресурсы Web2.0 (программы Xmind, облако слов «Tagxedo», киностудию Windows Live, LearningApps-упражнения с помощью интерактивных модулей).

В качестве ожидаемых проблем могут оказаться увлечение дискуссией и нехватка времени. Для этого учитель как наставник, обеспечивает управление развитием ученика, не прерывая взаимодействия с ним.


Цели проекта


Дать представление о том, какое значение свободное время имеет в жизни человека и семьи, о противоречивости влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка; раскрыть значение понятий свободное время, отдых.

Задачи проекта

Привести учащихся к пониманию, что в основе свободного времени лежит не пустое время препровождения, а деятельностный, ответственный выбор, ведущий к саморазвитию и самообразованию.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики

Учащиеся научатся анализировать факторы, влияющие на выбор досуга подростков; смогут осуществлять осознанный выбор в познавательной деятельности; формулировать свою точку зрения, прийти к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Знать понятийный аппарат, уметь обосновывать свою точку зрения и применять новые знания для аргументации на проблемные задания.


1.2. Технологическая карта урока


Тема урока: «Свободное время»

Цель урока: дать представление о том, какое значение свободное время имеет в жизни человека и семьи, о противоречивости влияния досуга и отдыха на процесс социализации подростка; раскрыть значение понятий: свободное время, отдых.


Задачи урока:

Обучающие: научиться давать характеристику видов свободного времени; анализировать факторы, влияющие на выбор того или иного досуга подростков; принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной деятельности; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде таблицы.

Развивающие: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий.

Воспитательные: формирование ответственного отношения к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Ключевые понятия урока: досуг, свободное время, отдых


Тип урока: урок – изучение нового материала.


План урока:

  1. Что такое время.

  2. Что такое свободное время.

  3. Качества свободного времени.


Форма организации обучения: урок постановки проблем и их решения.

Основные виды деятельности учащихся: обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы; затем организуется индивидуальное и коллективное её решение, демонстрация и обсуждение полученных результатов; после этого формулируются результаты, проводится рефлексия и оценка индивидуальной и коллективной деятельности.

Домашнее задание: Пар.5, стр.40. Составить свое облако слов на тему «Мое полезное свободное время» в программе Tagxedo, распечатать и суметь его защитить, сделать тест по Пар.5, выложенному в электронный дневник.


Этапы урока:


1.3. ХОД УРОКА


-Ребята, а что вы больше всего любите делать после школы? Перечислите действия и попросим Антона записать их на доске.

-Знаете ли вы, что такое досуг?

Правильно, следовательно, досуг-это свободное время, где можно проявить свою индивидуальность и самостоятельность.

- Кто может нам назвать поговорки или пословицы о времени?


  • Время всему научит.

  • Время на время не приходит.

  • Время за нами, время перед нами, а при нас нет.

  • Время красит, безвременье старит.

  • Всякое время переходчиво.

  • Время деньги дает, а на деньги время не купишь.

  • Все до поры до времени.



-Предположите, о чем пойдет речь на уроке?


-О времени.


-Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?


-Что такое свободное время? Как правильно его использовать? Полезные и бесполезные занятия.



-Время, не занятое делами и учебой.


Возможные варианты: играть в компьютер, рисовать, смотреть телевизор, читать, играть с домашними животными...


-Спасибо, а теперь давайте подумаем, если досуг- это свободное время, то почему его обязательно проводить с пользой?



Актуализация знаний


4 мин.


-Какой ответ на вопрос учителя: «Почему ты не выполнил домашнее задание?» чаще всего вы используете?


- Не хватило времени.


-Всем нам знаком феномен (наблюдаемое явление, событие) нехватки времени. Послушайте, как эту ситуацию описывает психолог Л.М.Гайсина:

«В сутках целых 24 часа, но иногда даже вспомнить не получается, на что я потратила весь день. Думаю, я не одна такая и эта проблема встречается у многих. А ведь когда-нибудь, будучи совсем взрослой, я не смогу вспомнить, на что потратила свою жизнь. Поэтому важно вовремя научиться правильно организовывать своё время, бережно к нему относиться, чтобы успеть все, проживать жизнь полно и насыщенно и в тоже время находить его для отдыха и наслаждения жизнью.»

-Какую проблему поднимает автор? Считаете ли её важной для обсуждения?


-Да, в жизни много интересного, многое хочется успеть.


Изучение нового материала

25 мин.

- Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите словосочетание свободное время? Давайте зафиксируем ваши ответы в программе Xmind (интеллектуальные карты)-см. приложение№1



Обществоведы дают следующее определение этому термину, запишем его в тетрадь:


Свободное время-часть внерабочего времени, остающаяся у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат.


-Сейчас я покажу вам небольшой фрагмент мультфильма «Сказка о потерянном времени», а вы ответьте: «Какие занятия этих ребят вы бы хотели повторить, а какие нет?»






-Не хотелось бы им подражать, так как они тратят время впустую.


-Попробуем сейчас составить памятку «Как правильно использовать время», записывая ваши ответы на доске.


-Вы будете использовать время эффективно, если будете понимать, что поставленные задачи можно решить.


-Используя метод «Мозговой штурм», продолжите первоначальный наш список, о том чем подросток занимается (а не только любит заниматься) в своё свободное время, а я буду записывать ваши предложения на доске.


-А теперь попытаемся классифицировать занятия подростка, заполнив таблицу:

Полезные

занятия

Бесполезные занятия

Вредные занятия


  1. занимается спортом;

  2. гуляет на улице;

  3. сидит в ВК (социальные сети);

  4. ходит в магазин;

  5. выносит мусор;

  6. убирается в квартире;

  7. ругается с родителями, друзьями;

  8. курит;

  9. делает уроки;

  10. валяется на диване;

  11. ходит в театр;

  12. ездит с родителями в путешествие



Полезные занятия 1,4,5,6,9,11,12

Бесполезные занятия 2,3,10

Вредные занятия 7,8


- Исходя из ваших записей я составил облако слов на тему «Свободное время» (Приложение№2)


Дома составьте свое представление свободного времени в этой программе.





  1. Составьте список всех дел;

  2. Выделите дела от самых главных и обязательных к второстепенным;

  3. Выделите дела, которые выполняются ежедневно и проанализируйте их степень важности (может они и не являются важными);

  4. Управляйте своим временем (уходите от бессмысленных разговоров, переписок — смс, сидение в соц. сетях);

  5. Идя в магазин — составьте список всего необходимого;

  6. Проверьте список дел, которые вы выполнили за день и напишите задачи на следующий день, поставив в верху те дела, которые не были выполнены в срок.



Первичное закрепление


Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса.


-Давайте с помощью теста проверим, как вы проводите свое свободное время, и выработаем рекомендации по эффективному его использованию. (см. Приложение №3- тест «Как вы проводите свое свободное время»)


Ребята отвечают на вопросы в тесте, затем по результатам получают рекомендации психолога.


Выводы психолога по результатам теста:

0-8 баллов: свободное время вы проводите очень однообразно. Все же время от времени вам нужно проявлять силу воли. Вряд ли вы порадуете своих родителей и друзей, если на их вопрос о том, как вы хотите провести выходные, ответите: «а мне все равно».

10-14 баллов: Чтение-это замечательное занятие, но нельзя заниматься этим, сидя в кресле, бесконечно. Вам бы лучше заняться спортом.

16-20 баллов: Вы умеете пользоваться каждой минутой своего времени. У вас много забот. Слово «скука» вам незнакомо.

Если вы набрали 20 баллов, подумайте: остается ли у вас время на отдых?



Выводы по уроку

5 мин.


Используя полученные знания о том, что такое время, какими качествами оно обладает, составьте синквейн на тему «Время» (напомнив правила написания синквейна в пяти строках):

  1. тема стихотворения, выраженная одним словом- имя существительное;

  2. описание темы в двух словах-имена прилагательные;

  3. описания действия в рамках этой темы тремя словами- глаголами;

  4. фраза, выражающая отношение автора к данной теме;

  5. одно слово- синоним к первому.

Время

Незаметное, быстротечное

Убегает, теряется, тянется

Невозможно остановить его-

Вечность.


Организация изучения домашнего задания


5 мин.


Прочитать параграф 5, стр.40, составить свое облако слов в программе Tagxego на тему «Мое полезное свободное время», решить тест, выложенный в электронном дневнике.




Самоанализ урока.

По данному уроку была выбрана форма - урок постановки проблем и их решения по методике дидактического сценирования уроков и учебных занятий не случайно, так как ключевым в дидактическом сценировании оказывается моделирование образовательных событий, ситуаций и создание условий для позиционной коммуникации в них.

В моих действиях, как учителя, реализующих сенарную технологи, акцент делается не только на способах передачи информации и формирования умений и навыков, но и на работе со способностями учащихся.

В деятельности учащихся при данной технологии урока представляется возможность выбора и свободы коммуникации в образовательном процессе, им выстраивается реальное понимание проблемы и пути ее решения.

Планирование составлено на основе рабочей программы: Обществознание. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, 5-9 классы. Москва. Просвещение. 2014.

Уникальность данного урока заключается в том, что он дает возможность подростку проанализировать свое свободное время, насколько оно является эффективным и как влияет в дальнейшем это на его социализацию.

При подготовке к уроку учитывались и возрастные особенности, и умственные способности учащихся данного класса. Ребята мотивированы к учебной деятельности, обладают высокой степенью мыслекоммуникативным взаимодействием с учителем, имеют достаточно продвинутый уровень при работе с компьютером и ресурсами Web2.0, поэтому не вызывает сложностей при постановке проблемных задач и их графическим изображением. Поставленные, перед уроком задачи были решены на каждом этапе урока. Изменения вносились лишь по временным рамкам, ребята успевали быстрее, чем планировалось.

Урок прошел на достаточно высоком уровне. Методы и приемы на каждом этапе урока соответствовали содержанию и цели урока, а также уровню подготовки ребят и их возрасту. Особенно привлекательно то, что учащиеся успешно овладевают методами активного обучения. Активность ребят, их заинтересованность материалом урока доказывает правильность в подборе материала, методах и приемах проведения урока.

В качестве недостатков урока можно выделить у некоторых учащихся недостаточную концентрацию внимания, отсутствие быстрого переключения, излишняя эмоциональность.

Опыт этого урока будет учтен в дальнейшей работе.































Приложения:


Приложение №1







Приложение №2:


Приложение №3:

(тест «Как вы проводите свободное время»)


Из каждой позиции надо выбрать один вариант.

    1. а) У вас сломался телевизор, и вы спокойно ждете мастера, так как смотрите передачи не каждый день, а время от времени.

б) У вас сломался телевизор, и вы сразу же находите способ его починить, так как не можете без него обойтись ни единого дня.


    1. а) Вы можете назвать три книги, которые недавно прочитали или собираетесь прочесть.

б) Вы еще не знаете, что будете читать, так как определенных планов нет.



    1. а) У вас есть хобби: вы собираете марки, или увлекаетесь фотографией, или...

б) Любимое ваше занятие- растянуться на диване или провести вечер в ближайшем кафе.



    1. а) Вы любите природу, прогулки в лесу, пользуетесь малейшей возможностью, чтобы совершить короткую или продолжительную экскурсию.

б) Хождение пешком не доставляет вам никакого удовольствия, лучше лишний раз проехать на автобусе или автомобиле.



    1. а) Целый год вы без устали трудились, а когда начинаются каникулы отлично отдыхаете, ничего не делая, лежа на диване.

б) Во время каникул вы предпочитаете путешествовать, посещая новые места.



    1. а) Если у вас неожиданно выдался свободный день, вы знаете, что делать, так как планов уйма.

б) Если у вас неожиданно выдался свободный день, вы не знаете, что делать, так как это произошло неожиданно.



    1. В воскресенье вам должны позвонить. Ожидая телефонный звонок, вы:

а) сидите перед телевизором или слушаете радио;

б) занимаетесь уборкой в квартире.



    1. а) Дома вы играете в шахматы, домино...

б) У вас нет ни одной из этих игр, но вы собираетесь их приобрести.




    1. а) Вы не испытывайте никаких эмоций к человеку, который разводит почтовых голубей. Вам это безразлично.

б) Вы можете понять того, кто завел какое-либо животное и очень увлечен, заботясь о нем.



    1. а) свободное время для вас не проблема, у вас столько разных интересов, что вы не знаете, чем в первую очередь займетесь.

б) Свободное время вам в тягость6 вам хочется, чтобы выходные прошли поскорее.


Приложение №5

(домашний тест по тест «Свободное время)

1)Свободное время-это

а) время для выполнения обязательных занятий

б) время, не занятое никакими делами

в) время, которым человек распоряжается сам, по своему усмотрению

г) время для дополнительных занятий.

2)Какие занятия из перечисленных относятся к вашим обязательным делам? (выбор цифр неограничен)

а) учебные занятия

б) просмотр телепередач

в) работа по дому

г) прогулка с собакой

д) занятия в музыкальной школе

3)Какие занятия из перечисленных составляют ваше свободное время?(выбор цифр неограничен)

а) чтение книг

б) просмотр телепередач

в) компьютерные игры

г) прогулки с друзьями

д) занятия в спортивных секциях

е) уход за домашними животными

4)Верно ли следующее суждение?

Чтобы стать гармонично развитым человеком, нужно не только хорошо учиться, но и делать зарядку, выполнять физическую работу, заниматься спортом.

а) верно

б) неверно

5)Верны ли суждения об отдыхе?

А. Активный отдых на свежем воздухе после учебных занятий очень полезен.

Б. Люди умственного труда считают отдыхом физическую работу, например, на огороде, в саду и т.п.

а) верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения не верны


6)Что означает выражение: «Отдых- это перемена вида деятельности?»

а) просмотр одной передачи сменяется просмотром другой

б) умственные занятия сменяются физическим трудом и наоборот

в) правильное распределение своего рабочего и свободного времени

7)Какая позиция из данных лучше всего раскрывает смысл выражения «Делу -время, потехе-час»?

а) умение ценить свое и чужое время

б) необходимость правильно распределить своё время

в) основное время нужно отводить делам, а отдыху- только свободное время, досуг.

Ответы к тесту:






























Список литературы:


1)Обществознание 5 класс. Учебник, под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. Москва.Просвещение.2015.


2)Р.Н. Лебедева. Тесты по обществознанию. К учебнику, под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. (М. Просвещение). Москва. Экзамен.2016.


3)Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н.Боголюбова и др. (М. Просвещение). Москва. ВАКО.2016.


4)Г.А. Игнатьева, М.Н. Крайникова, А.С. Мольков, О.В. Тулопова, О.Е. Фефелова. Проектирование и сценирование инновационных форм учебных занятий в условиях введения ФГОС общего образования. Нижний Новгород.2013.


5)С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. Москва. Просвещение. 2009.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!