МОУ «ДАШКОВСКАЯ СОШ»
ПРОЕКТ УРОКА
по теме
«Начало индустриальной эпохи»
Учитель истории и обществознания
Сорокина Марина Викторовна
2019 г.
Цели урока: На основе материала первой главы учебника, дополнительного материала систематизировать и обобщить полученные ранее знания в форме мини-проекта; презентовать результаты своей групповой работы одноклассникам
а) образовательные:
проверить уровень усвоения знаний и качество полученных знаний;
обучение систематизации знаний;
обучение логическому мышлению и формулированию выводов;
обучение прогнозированию ситуации;
закрепление навыков анализа и прогноза;
б) воспитательные:
формирование убежденности, что каждое действие имеет свои последствия;
воспитание гражданственности и патриотизма;
в) развивающие:
развитие логического мышления во время работы над проектом;
формирование умения делать выводы на основе известных фактов.
Планируемые результаты
Предметные
Объяснять особенности социально-экономического, политического и духовного развития общества в 19 веке; выделять черты индустриального общества; знать основные направления общественной мысли, науки, искусства и их представителей; владеть терминологией.
Давать характеристику социально-экономической ситуации и политической ситуации в Европе 19 века;
Формулировать и аргументировать свое мнение с опорой на исторические источники.
Метапредметные УУД
Познавательные: овладевать целостными представлениями о качествах личности человека; привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями; участвовать в коллективном обсуждении проблем; распределять обязанности, проявлять способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном этапе развития общества.
Личностные
Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет - ресурсы и др.)
Тип урока: практическое занятие
Место урока в учебном плане: Данный урок завершает тему «Начало индустриальной эпохи» курса Всеобщая история. История Нового времени
Техническое и методическое обеспечение урока:
Компьютерная презентация;
Дополнительный раздаточный материал по теме;
Оценочный лист для самопроверки;
Планшет;
Документ – камера.
Программное обеспечение урока:
Текстовый редактор Word;
Наличие выхода в Интернет;
Графический редактор Paint;
Презентация Microsoft Power Point.
Информационная карта урока
Этап урока | Дидактическая цель | Методы | Виды деятельности учащихся |
I. Организационный момент | Включение учащихся в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | Учитель сообщает тему, выдвигает учебные проблемы; определяет форму самостоятельной работы учащихся (групповая); разъясняет инструкцию и требования к оформлению результатов практической работы. | Настрой на продуктивную деятельность |
1. Вступительное слово учителя Разминка. | Настроить учащихся на работу. | Учитель проводит разминку по терминам | Повторяют терминологию. |
2. Постановка цели урока | Определить значимость изучаемой темы Определить проблемы и задачи на урок | Начало презентации, постановка проблемы | Формулируют тему урока. Формулируют цели и задачи урока |
3. Мотивация | Повышение интереса учащихся к истории. | Введение элементов игры в работу | Настраиваются на работу |
4. Постановка проблемного задания | Определение формы и методов работы на уроке, разбивка на группы и постановка задач для каждой группы | Правила работы в группе. Раздача заданий для групп | Учащиеся знакомятся с правилами работы над мини-проектом. Распределяют роли в группе. |
II. Самостоятельная работа учащихся над проектом. | Обучение систематизации знаний; обучение логическому мышлению и формулированию выводов; обучение прогнозированию ситуации; закрепление навыков анализа и прогноза. | Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса. | Работа в группе с материалом учебника, иллюстрациями, источниками; составление мини-проекта, сообщение от группы |
1. Работа в группах | Сформировать умение организовать работу в группе, чтобы получить положительный результат | Распределение ролей в группе так, чтобы каждый учащийся имел самостоятельное задание и возможности его решения | Работают с материалами, отбирают информацию для коллажа по теме. |
2.Письменное оформление отчетов - ответов | Зафиксировать полученные результаты работы | Оформление мини-проекта | Учащиеся формулируют свои выводы и оформляют коллаж. |
Ш. Творческие отчеты групп | Сообщение полученных данных другим группам, обсуждение и формулировка общих выводов. | Могут быть творческие отчеты групп, выступление представителей. | Сообщение учащихся, представление информации, полученной из источников. |
IV. Подведение итогов. Рефлексия | Закрепление полученных знаний, подведение итогов урока | Суммирование подходов и оценок или формулирование общего вывода; оценивание школьников. | Учащиеся делают вывод по уроку |
1. Опрос представителей других групп учащимися – обсуждение урока | Выяснить степень усвоения материала всеми учащимися. Дать возможность учащимся побыть в роли учителя. | Ответы на вопросы по теме урока | Учащиеся опрашивают друг друга по материалам первой главы. |
2. Рефлексия | Выяснить отношение учащихся к данному уроку | Учитель предлагает рассказать о своих впечатлениях от урока | Делятся своими впечатлениями. |
3. Домашнее задание | Закрепление полученных знаний дома | Написать небольшое эссе «Мое мнение о начале индустриальной эпохи» | Письменное домашнее задание |
I. Организационный момент. (10 мин)
1. Вступительное слово. Добрый день ребята! Добрый день наши уважаемые гости! Наш урок мы по традиции начинаем с разминки.
Разминка по терминам (государство, индустриализация, модернизация, колония, метрополия, сословие, класс, демократизация, урбанизация, революция, реформа, культура, идеология) (3 мин)
Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок, а почему вы узнаете совсем скоро.
2. Определение темы урока (4 мин)
На прошлых уроках мы изучили материал первой главы учебника. Как она называется? (ответ). Мы узнали, что в 19 веке произошли кардинальные перемены в жизни людей. Информации было так много, что теперь, чтобы хорошо все запомнить, что нам надо сделать? (систематизировать и обобщить). Урок – обобщение «Начало индустриальной эпохи» (слайд 1).
Постановка целей и задач урока
Цели и задачи урока: (слайд 2)
Выделить черты индустриального общества.
Определить какие изменения произошли в общественной мысли в 19 веке.
Систематизировать научные достижения и открытия, установить их влияние на повседневную жизнь людей.
Как изменения в жизни отразились в искусстве.
3. Мотивация. (1 мин)
Ребята, сегодня перед нами стоит непростая задача, дело в том, что в будущем, в мире случилась катастрофа и пропали все сведения о прошлом человечества! Но с помощью машины времени к нам прибыли потомки. Давайте поможем им узнать и сохранить информацию об изменениях в мире в 19 веке.
4. Постановка проблемного задания. (2 мин)
Ребята, мы поделились на группы, каждая группа получит от гостей задание. Ваша задача: за 15 мин., опираясь на материал учебника, собранные вами дополнительные материалы, подготовить послание нашим потомкам по вашей теме. Учтите, они ничего не знают о событиях прошлого, и вы их единственная надежда! На листах ватмана вы создаете коллаж с информацией о тех изменениях, которые произошли в экономике, политике, социальной и духовной сфере. У каждой группы свое направление. Поторопитесь, портал скоро закроется! Желаю успеха!
II. Самостоятельная работа учащихся над проектом. (15 мин)
Физкультминутка
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелки.
Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть вдаль.
Упражнения для шейного отдела позвоночника
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
«Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
Наклоны головы вправо-влево.
«Сова»: поворот головы вправо-влево.
III. Представление результатов работы по группам (12 мин):
Основные характеристики можно условно разделить на три группы: производственные, экономические и социальные.
Основные производственные черты и признаки индустриального общества заключаются в следующем:
механизация производства;
реорганизация труда;
разделение труда;
повышение производительности.
Среди экономических характеристик необходимо выделить:
рост влияния частного производства;
появление рынка конкурентных товаров;
расширение рынков сбыта.
Основная экономическая черта индустриального общества – неравномерное экономическое развитие. Кризис, инфляция, спад производства – все это частые явления в экономике индустриального государства. Промышленная революция отнюдь не дает гарантии стабильности. Главная черта индустриального общества в плане его социального развития – изменение ценностей и мировоззрения, на что влияет: развитие и доступность образования; повышение качества жизни; популяризация культуры и искусства; урбанизация; расширение прав и свобод человека.
2 группа (Демократизация. «Великие идеологии»)
Демократиза́ция — процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и так далее.
Две политические традиции:
Преобразования происходят под воздействием революций (континентальная Европа);
Эволюционный реформаторский путь (Англия, США).
Проявления демократизации:
19 век – век Конституций (США, Франция, Германия, Испания и т.д).
Ограничение власти монарха Конституцией или парламентом.
Развитие парламентаризма.
Развитие политических партий.
Расширение личных гражданских прав.
Идеологии:
Консерватизм (Ж. де Местр, Э. Берк)
Либерализм (Дж. С. Милль, Б. Констан)
Социализм (Ш. Фурье, К.-А. де Сен – Симон, Р. Оуэн)
Анархизм (П.-Ж. Прудон, П.А. Кропоткин)
Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс)
3 группа (Образование и наука. Технические открытия и изобретения)
Майкл Фарадѐй - открыл явление электромагнетизма и научился превращать механическую энергию в электрическую. Учёный понял, что электрический ток может вырабатываться при изменении магнитного поля. На основе этого Фарадей создал первый электродвигатель и первый трансформатор.
Джеймс Кларк Ма̀ксвелл - важнейшим его открытием стала электромагнитная теория света.
Генрих Герц - научно доказал существование электромагнитных волн
Изучением устройства атомов занимался Хѐнрик Ло̀ренц. А Джордж Сто̀ни предложил назвать единицу электрического заряда «электрон». Позже учёные выяснили, что электрон не самостоятельная частица, а составляющая атома.
Вильгельм Ко̀нрад Рентгѐн - открытие невидимых икс-лучей, способных проникать сквозь предметы. Использование этих лучей дало возможность увидеть то, что скрыто под слоем какого-либо вещества, и запечатлеть это на фотоплёнке.
Антуа̀н Анрѝ Беккерѐль установил, что некоторые химические элементы при разложении атомных ядер выделяют излучение. Это явление получило название радиоактивность.
Пьер Кюрѝ и его супруга Мария Склодовская-Кюри. - в 1898 году они открыли новый элемент, который получил название Поло̀ний, в честь родины Марии – Польши.
Чарльз Да̀рвин - всё живое не было сотворено Богом, а сформировалось в процессе длительного развития. В 1859 году он выпустил книгу «Происхождение видов». Чарльз Дарвин выдвинул теорию естественного отбора, согласно которой выживают только самые приспособленные особи. А в 1871 году он выпустил книгу «Происхождение человека», в которой обосновал, что человек произошёл от человекообразной обезьяны путём долгой эволюции.
В XIX веке начала развиваться такая наука как микробиология. Её основоположником стал Луи Пастѐр - предложил метод прививок, чтобы обезопасить человека от болезней. Также учёный предложил технологию обеззараживания и длительного хранения продуктов, которая получила название «пастериза̀ция».
Микробиологом был и Роберт Кох. Ему удалось открыть бациллу сибирской язвы и микроб, вызывающий холеру. Бесценным вкладом в развитие медицины стало обнаружение им возбудителя туберкулёза. Роберт Кох с помощью красителей обнаружил крошечные палочки ярко-синего цвета. Позже их назвали «палочки Коха». Произошло это в 1882 году.
В 1816 году Рэнѐ Лаэннэ̀к изобрёл стетоскоп, с помощью которого можно было прослушивать сердце и лёгкие человека.
В Европе и США развивалась система образования. Начальное образование становилось всеобщим и бесплатным.
4 группа (Искусство)
Критический реализм - художественное направление, в основе которого - принцип историзма, правдивого изображения действительности. Возник в 20-х годах XIX века в Европе во многом как отрицание художественных принципов романтизма. Для него характерна типизация как средство раскрытия социальных качеств личности. Реализм создает типические характеры в типических обстоятельствах. Его представителями были Стендаль, О. Бальзак, В. Скотт, Ч. Диккенс.
Романти́зм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Характерная черта романтизма - интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа (Ф.Купер, А.Виньи, В.Гюго), основоположником которого считается В.Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху.
Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).
В эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья и не ослабевает восхищение античностью и в конце 18 – нач. 19 вв.
Импрессиони́зм — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX вв, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру.
Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Термин «импрессионизм» возник с лёгкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. Impression, soleil levant). Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в новой «небрежной» манере.
IV. Подведение итогов. Рефлексия. (8 мин)
1. Каждая группа составляет вопросы по своей теме для других групп. Самый активный участник группы задает эти вопросы своим товарищам и выставляет отметки в оценочный лист.
2. Ребята, мы все молодцы, смогли передать важное послание потомкам, теперь они смогут узнать о том, как жили их предки. Давайте теперь обсудим урок. Что вам понравилось? Что не понравилось? С каким настроением вы уйдете сегодня с урока?
3. Домашнее задание: Написать небольшое эссе «Мое мнение о начале индустриальной эпохи».