СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока географии с использованием интернет-ресурсов . Тема :" Структура хозяйства". 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

проект урока географии с использованием интернет-ресурсов .Тема" Структура хозяйства" 9класс

Просмотр содержимого документа
«Проект урока географии с использованием интернет-ресурсов . Тема :" Структура хозяйства". 9 класс»

Проект урока географии с использованием интернет-ресурсов Тема

Структура хозяйства

9 класс

Цель:

  • создать условия для усвоения учащимися особенностей структура хозяйства России.

Задачи:

  • помочь учащимся осознать многоаспектность структуры хозяйства страны, значения предприятий как первичной основы хозяйства, его элементарных «кирпичиков», от успеха работы которых зависит эффективность экономики;

  • обеспечить усвоение и закрепление содержания понятий «предприятие», «отрасль», «межотраслевой комплекс»;

  • организовать деятельность учащихся по выявлению состава и функции секторов хозяйства, значения межотраслевых комплексов;

  • содействовать развитию у школьников умений выделять признаки, формулировать определения понятий, выделять главное при выявлении признаков структурных составляющих экономики: предприятия, отрасли, МОК, сектора хозяйства, сферы труда; проводить исследование на основе статистических материалов и графических схем, формулировать выводы.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Содержание темы предполагает:

  • усвоение содержания понятий и терминов «предприятие», «отрасль», «межотраслевой комплекс»; «сектор хозяйства», сфера труда»;

  • выявление структурных и функциональных особенностей экономики;

  • определение тенденций в развитии сфер труда на этапе перехода России к постиндустриальному развитию.

Планируемые результаты.

Личностные:

  1. эмоционально-ценностное отношение к многоаспектности структуры экономики своей страны, многообразию в ней предприятий и отраслей;

  2. личностные представления о целостности хозяйства России, обеспеченной связями между структурными элементами экономики;

  3. стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные

Познавательные:

умение

  1. выявлять главные признаки понятий и оперировать ими;

    1. устанавливать причинно-следственные связи, проводить исследование, формулировать выводы;

    2. сравнивать объекты.

Регулятивные:

Умение:

  1. ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;

  2. организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  3. вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;

  4. выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные:

Умение:

  1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

  2. работать индивидуально и в паре;

  3. эффективно сотрудничать и взаимодействовать в группе при выработке общего решения в совместной деятельности;

  4. осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

знание:

  • содержания понятий и терминов: «предприятие», «отрасль», «межотраслевой комплекс»; «сектор хозяйства», «сфера труда»;

  • особенностей отраслевой и функциональной структуры хозяйства России.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • понимание роли многоотраслевой структуры экономики для обеспечения безопасности страны и достойного уровня жизни людей.

В сфере географической деятельности:

умение:

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей структуры современного российского хозяйства;

  • сравнивать структуру хозяйства России с наиболее развитыми странами мира;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об особенностях экономики России и родного края.

Организация образовательного пространства

Оборудование

Мультимедийный проектор, персональный компьютер на каждого ученика или двух обучающихся, выход в интернет на сайт: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection.edu.ru.

Ресурсы, в том числе электронные:

учебник географии, атлас по географии России для 8-9 классов, стенная экономическая карта России, схемы, отражающие структурные элементы хозяйства страны.

Функциональная и отраслевая структура хозяйства России. Мультимедиа.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/29215ee1-abed-4ec2-98ee-e4a2eaedfe14/018.swf

Общая характеристика хозяйства. Уровень развития хозяйства страны, его отраслевая, функциональная и территориальная структура. И1. Электронный учебный модуль.

http://85.142.23.53/packages/internet-school/BB509740-BBD9-1498-08EF-0B682D531774/0.0.0.0/teleschool.geo-8-45.i1.2.oms

Российский статистический ежегодник.

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1135087342078

Россия и страны мира - 2010г. Статистический сборник.

http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_39/Main.htm

Межпредметные связи

Обществознание, 8-9 классы / Тема «Экономика» Экономика и ее роль в жизни общества.

Формы работы:

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель:

  1. актуализировать имеющиеся знания по экономике и ее роли в жизни общества;

  2. мотивировать обучающихся к изучению темы.

Планируемые результаты

Личностные

  • проявление интереса к поставленной проблеме.

Регулятивные:

  • умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные

Умение:

  • вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

  • выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

  • работать в паре.

Предметные

Знание:

  • понятия «экономика»;

  • термина «валовой внутренний продукт»

  • главной цели экономики;

  • умение описывать и обобщать результаты образовательного и жизненного опыта, связанного с содержанием темы.

Форма работы:

Актуализация субъектного опыта учащихся

Учитель:

- сообщает тему урока;

- раскрывает цели учебного занятия;

- сообщает о значимости содержания урока социальной, практической, личностной;

- проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся, их жизненного опыта по вопросам:

1. Что такое экономика?

2. Какова главная цель экономики?

3. Какие способы управления экономикой вы знаете?

4. Как вы думаете, бывает ли «плохой» способ управления экономикой.

5. Какими отраслями, по вашему мнению, должно непосредственно управлять государство?

6. Что такое валовой внутренний продукт?

Ситуативное задание

Для осознанного восприятия новой темы необходимо использовать жизненный опыт обучающихся.

1. Приведите примеры предприятий вашего населенного пункта. С деятельностью каких предприятий вам в своей жизни приходилось знакомиться?

2. Какую продукцию производят предприятия родного края. В чем еще вы видите значение предприятий для населения?

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цель:

  • создать условия для усвоения учащимися особенностей структуры хозяйства России, содержания понятий «предприятие», «отрасль», «межотраслевой комплекс», знаний о секторах экономики и сферах труда, их функциональных особенностях.

Планируемые результаты:

Личностные:

эмоционально-ценностное отношение к сложной структуре экономики страны, как гаранту ее безопасности и достойного уровня жизни населения.

Регулятивные:

  • организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;

Коммуникативные:

  • умения организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в паре и группе;

  • умение осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.

Предметные:

  • знание содержания понятий и терминов, связанных со структурой хозяйства России, источников информации о количественных характеристиках экономики страны;

  • умения выявлять состав и функции крупных отраслей экономики на примере промышленности, секторов экономики, сфер труда, определять значение межотраслевых комплексов;

Форма работы:


Вводное слово учителя

Учитель обращает внимание учащихся на план изучения нового материала и сообщает о способах его реализации, формулирует вместе с учащимися проблему урока, которую следует разрешить.

Проблема: Как устроено хозяйство России?


План:

1. Предприятия – элементарные «кирпичики» экономики. Виды и типы предприятий.

2. Хозяйство - совокупность отраслей. Понятие «отрасль»,

3. Секторы экономики.

4. Понятие «межотраслевой комплекс».

5. Отрасли материального производства и социально-культурной (непроизводственной) сферы.

Изучение нового материала

Учитель:

Россия обладает огромным и сложно устроенным хозяйством. От этого зависит уровень развития страны и качество жизни населения. А отсюда большой интерес к изучению структуры хозяйства в целом и отдельных его элементов в частности.

Учитель организует усвоение понятия «предприятие». С этой целью он строит на интерактивной доске схему и объясняет содержание понятия (рисунок 1). Просит учащихся выделить признаки понятия (родовой признак: самостоятельный хозяйствующий объект; видовые: а) создан для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, б) создан в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли).

Далее рассматриваются виды предприятий. Учащиеся дополняют схему конкретными примерами предприятий (примерные ответы выделены полужирным курсивом).

Задание 1. Выясните: каково общее количество предприятий в стране; каких предприятий по видам экономической деятельности в стране наибольшее количество (укажите первые три места). Подумайте, какие причины могут определять рост количества предприятий в экономике страны? В случае затруднения обратитесь к материалам учебника.

Электронный ресурс:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1135087342078. (Последовательность действий: Выход в Российский статистический ежегодник за 201_ г. -- Предприятия и организации -- Общая характеристика предприятий и организаций -- Распределение предприятий и организаций по видам экономической деятельности).

Учащиеся фиксируют ответ в тетради.






















Рисунок 1 – Виды предприятий


Задание 2. Определите, используя материалы ежегодника, типы предприятий, отличающиеся по формам собственности. Выясните, какие из предприятий по формам собственности абсолютно преобладают в экономике нашей страны; каковы тенденции в динамике предприятий разных видов собственности.

Электронный ресурс:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1135087342078 (Последовательность действий: Выход в Российский статистический ежегодник за 201_ г. -- Предприятия и организации -- Общая характеристика предприятий и организаций -- Распределение предприятий и организаций по формам собственности).

Учащиеся фиксируют ответ в тетради.

Задание 3. Используя свой жизненный опыт, приведите примеры предприятий частной и государственной собственности. (Кому принадлежат известные вам предприятия?)

Учащиеся дают устные ответы.

Далее учитель организует усвоение учащимися содержания понятия «отрасль». На схеме выделяет родовой и видовые признаки. Учащиеся, работая в паре, формулируют определение понятия (рисунок 2).












Рисунок 2 – Содержание понятия «отрасль»

Задание 4. Приведите примеры различных отраслей. Назовите, какую продукцию они производят. Используйте материалы рисунка 3.

Форма работы:

Учитель: Хозяйство страны составляют крупные отрасли. Среди них: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля и др. Крупные отрасли включают в себя более мелкие. По материалам схемы «Промышленность» определите состав этой крупной отрасли хозяйства (рисунок 3).



















Рисунок 3 – Состав промышленности

Задание 4.

1. Откройте электронный ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/29215ee1-abed-4ec2-98ee-e4a2eaedfe14/018.swf

2. Изучите блок 4. Какие отрасли составляют промышленность? Приведите среди них примеры отраслей тяжелой, легкой и пищевой промышленности.

Обсуждение выполнения задания проходит в устной форме

Учитель: В зависимости от времени возникновения различных отраслей и их связей с природой хозяйство подразделяют на сектора (рисунок 4).




















Рисунок 4 – Секторы хозяйства (экономики)

Задание 5. Определите состав секторов хозяйства. Подумайте, почему они так названы (рисунок 4).

Форма работы:

Учитель: Для современной структуры хозяйства России характерной чертой является наличие межотраслевых комплексов (МОК). В соответствии с основной задачей (функцией) все отрасли хозяйства входят в состав МОК.

Задание 6. Изучите понятие «межотраслевой комплекс». Самостоятельно вычлените признаки этого понятия.

Задание 7. Выясните, какие комплексы образуют хозяйство страны (рисунок 5). Определите функции различных МОК.

Форма работы:
















Рисунок 5 – Межотраслевые комплексы

Задание 8. Как известно, самыми крупными структурными элементами экономики являются сферы труда. По рисунку 6 определите, какие сферы труда образуют хозяйство страны? Изучите состав каждой из сфер. Чем заняты отрасли каждой сферы?

Форма работы:























Рисунок 6 – Сферы труда экономики страны

Задание 9.

Пользуясь статистической информацией, сравните структуру хозяйства России и развитых стран (США, Япония, Германия). Приведите статистические данные, подтверждающие переход России к постиндустриальному этапу развития. Сделайте выводы о соответствии структуры российской обрабатывающей промышленности требованиям современности.

Ответ зафиксируйте в тетради. (В случае затруднения обратитесь к учебнику географии: География. Население и хозяйство России, 9 класс, автор Петрова Н.Н., С. 35)


Электронные ресурсы:

1. http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_39/IssWWW.exe/Stg/04-04.htm

2. http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_39/IssWWW.exe/Stg/06-02.htm

(Справочник «Россия и страны мира» на сайте Федеральной службы Государственной статистики).

Форма работы:

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель:

  • организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения особенностей структуры хозяйства России;

  • стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений в знакомой и нестандартной ситуациях;

  • научить школьников планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Регулятивные:

  • умения вести самостоятельный поиск, отбор информации из различных источников; ее переработку и представление в новой форме;

  • умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

  • умения работать индивидуально и в группе.

Предметные:

  • умения оперировать знаниями об отраслевой и функциональной структуре хозяйства для приобретения новых знаний;

  • умения находить и анализировать информацию из разных источников, необходимую для оценки и сравнения структуры хозяйства России и развитых и развивающихся стран;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного поиска географической информации об особенностях хозяйства России.


Варианты заданий

Задание 1. (репродуктивный уровень) Приведите цепочки примеров структурных элементов экономики, начиная с самых крупных ее частей.

Возможные ответы:

I вариант

II вариант

Структурный элемент

примеры

Структурный элемент

примеры

Сфера труда

материального производства

Сектор хозяйства

первичный

Крупная отрасль

промышленность

Крупная отрасль

промышленность

Отрасль

машиностроение

Отрасль

горнодобывающая

Отрасль

станкостроение

Отрасль

железорудная

Предприятие

завод

Предприятие

рудник


Форма работы:

Задание 2. (частично-поисковый уровень) Определите, какой сфере труда принадлежат предприятия: школа, автозавод, стадион, медный рудник, в какую отрасль они входят?

Ответ учащихся:

Предприятие

Сфера труда

Отрасль

школа

социально-культурная

Сфера услуг (образование)

стадион

Сфера услуг (спорт)

автозавод

материального производства

Машиностроение (автомобилестроение)

медный рудник

Цветная металлургия (медная промышленность)

Форма работы:

Задание 3. (творческий уровень) На примере топливно-энергетического комплекса представьте отрасли разных секторов экономики и раскройте связи между ними.

В случае затруднения обратитесь к электронному ресурсу:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/BB509740-BBD9-1498-08EF-0B682D531774/0.0.0.0/teleschool.geo-8-45.i1.2.oms

Пункт 3. Функциональная структура хозяйства 

Форма работы:

IV этап. Диагностика качества освоения темы

Цель:

  • установить степень усвоения темы «Размещение населения».

Планируемые результаты:

Регулятивные:

  • умения выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные

  • умение выполнять учебные задания в паре.

Предметные

  • знание понятий и терминов по изученной теме;

  • знание (понимание) особенностей структуры хозяйства России;

Учитель организует взаимопроверку в парах:

Тест:


I вариант:

II вариант:

1. Дополните ответ:

Совокупность однородных предприятий, занятых производством аналогичной продукции, выполняющих схожие работы, однотипные услуги, удовлетворяющих сходные потребности - ____________________________.


Сочетание отраслей, имеющих устойчивые взаимосвязи и общий конечный результат - ___________________.

2. Установите соответствие:

Секторы хозяйства Отрасли производства Секторы хозяйства Отрасли производства
1. Вторичный. 2. Четвертичный А. Наука. Б. Конструкторские работы.

В. Обрабатывающая промышленность.

Г. Строительство

Д. Переподготовка кадров.

1. Первичный 2. Третичный А. Обрабатывающая промышленность; Б. Горнодобывающая промышленность; В. Транспорт.

Г. Охота

Д. Здравоохранение

3. Дополните ответ:

Промышленность, сельское хозяйство, строительство входят в состав сферы труда -________________________________________.


Образование, культура, здравоохранение входят в состав сферы труда ________________________________.

Форма работы:

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель:

Научить школьников:

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;

  • оценивать результат своей деятельности;

  • оценивать результат учебной деятельности.

Результаты деятельности:

Личностные:

  • Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме.

Регулятивные:

  • умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные:

  • умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата.

Предметные:

  • умение систематизировать знания по теме «Структура хозяйства».

Самоанализ и самооценка ученика

Задание (самооценка). Закончите предложения:

1. Я легко справился (лась) с заданиями (подчеркни):

а) на основе материалов схем;

б) со статистикой;

в) над выделением признаков понятий;

г) требующими формулировки выводов и умозаключений.

2. Какие задания вызвали у тебя затруднения?

а) трудностей не было;

б) трудности были (перечислите какие)

______________________________________________________________

3. Как ты поступил (а) в этом случае? Обратился за помощью …..

а) к товарищу

б) к учителю

в) нашел иной выход (укажи какой)

_______________________________________________________________

Используемая литература и сайты

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.

http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9067/

География: Примерная программа основного общего образования.

http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37186/14-o.pdf

Дронов, В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева;- М.: Просвещение, 2011.

Петрова, Н.Н. География. Население и хозяйство России, 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Н. Петрова, Н.А. Максимова. – М.: Мнемозина, 2010. автор

Шатных, А.В. Учебная книга для учащихся по географии России. Раздел I. Общий обзор России: хозяйство / А.В. Шатных – Курган: ИПКиПРО, 2005.



15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!