СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект ученицы 11п класса Поповой Вероники "Управление личными финансами как главная способность современного человека"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управление личными финансами в современных условиях приобретает особое значение в силу ряда объективных причин: – значительное влияние уникальных факторов, прежде всего внешней среды, на уровень доходов населения (например, санкции, пандемия), увеличение амплитуды колебаний цен на потребительские товары и услуги, устойчивая тенденция на полярное перераспределение доходов (например, в пользу накоплений или, наоборот, активного текущего потребления). При этом важно отметить, что переход к цифровой трансформации экономики подразумевает учет таких дополнительных факторов финансового риска, как: – недостаточность развития информационных компетенций граждан при распоряжении личными финансами

Просмотр содержимого документа
«Проект ученицы 11п класса Поповой Вероники "Управление личными финансами как главная способность современного человека"»


Школьный этап научного форума молодых исследователей «Шаг в будущее»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»











УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ, КАК ГЛАВНАЯ СПОСОБНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА











Автор:

Попова Вероника Андреевна

Россия, ХМАО ЮГРА, МБОУ «СОШ №8»

города Ханты-Мансийска, 11п класс

Научный руководитель:

Джура Елена Николаевна

учитель математики МБОУ «СОШ №8»

города Ханты-Мансийска,





























г. Ханты –Мансийск, 2022 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................................................3

ГЛАВА I. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ - НЕОБХОДИМАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ XXI ВЕКА.....................................................................................................................................................5

1.1. Финансовая грамотность – что это такое?......................................................................5

1.2. Понятие денег, их виды и роль в рыночных отношениях.............................................6

1.3. Семейный бюджет.............................................................................................................8

1.4. Пять главных навыков финансово грамотных людей.................................................10

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.............................................................................................12

2.1. Анализ уровня финансовой грамотности населения России......................................12

2.2. Итоги анкетирования «Моё отношение к финансовой грамотности»……………..13

2.3. Деловая игра «Личный финансовый план» ………………………………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................................16

Список литературы…………………………………………………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………..18




































Мудрый человек держит

деньги в голове, но не в сердце”

Джонатан Свифт

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Финансовая грамотность оказывает серьёзное влияние на жизнь конкретного человека, она позволяет не только обеспечить себя и свою семью, но и строить долгосрочные инвестиционные планы своего будущего и будущее своих детей. Одной из главных проблем, с которой столкнулось современное общество России является отсутствие финансовой грамотности, что выражается в отсутствии и умении граждан строить долгосрочные финансовые планы, формировать эффективные сбережения, а также повышать качество жизни, грамотного оценивания рисков, умения принимать ответственность за собственное финансовое благополучие и благополучие свой семьи. [1]

Управление личными финансами в современных условиях приобретает особое значение в силу ряда объективных причин: – значительное влияние уникальных факторов, прежде всего внешней среды, на уровень доходов населения (например, санкции, пандемия), увеличение амплитуды колебаний цен на потребительские товары и услуги, устойчивая тенденция на полярное перераспределение доходов (например, в пользу накоплений или, наоборот, активного текущего потребления). При этом важно отметить, что переход к цифровой трансформации экономики подразумевает учет таких дополнительных факторов финансового риска, как: – недостаточность развития информационных компетенций граждан при распоряжении личными финансами. [9]

В утверждённой Правительством Российской Федерации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы проанализирован уровень финансовой грамотности населения в Российской Федерации по некоторым аспектам. Рассмотрена Национальная стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации для формирования у населения разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам.

Целью Стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан. Для достижения поставленной цели стратегии предполагается решение следующих задач: – повышение охвата и качества финансового образования и информирования населения в данной области. Повышение финансовой грамотности – это работа на перспективу, а значить особое место в этом процессе отводится школьникам и молодёжи. [8]

Проблема. Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска в отношении вопросов финансовой безопасности, так как поколение российских граждан, выросшее во времена СССР, не может обучить детей всем нюансам мира финансов, ведь они сами практически ничего не знают об этой сфере деятельности. Наши родители выросли в мире централизованной экономики, в СССР не существовало фондового рынка, хранить деньги можно было только в одном банке, а единственный законный источник существования - зарплата.

Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни в рыночных условиях. Любое финансовое решение должно приниматься осознанно и взвешенно. В связи с эти необходимо регулярно воспитывать и повышать финансовую грамотность со школьного возраста. [3]

Объект исследования: финансовая грамотность школьников.

Предмет исследования: управление личными финансами.

Цель.

Сформировать осознанную потребность в овладении финансовой грамотности и управлении личными финансами со школьных лет.

Задачи:

  • изучить основы личной финансовой грамотности;

  • исследовать принцип работы различных банковских операций;

  • выяснить уровень финансовой грамотности учащихся средних и старших классов;

  • выявить и разработать систему обучения главным навыкам финансовой грамотности школьников через составление личного финансового плана.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературных источников, материалов сети Интернет о формировании финансовой грамотности;

  • опрос – анкетирование учащихся 9-11 классов школы №8, студентов ЮГУ и взрослых по вопросам финансовой грамотности;

  • анализ Всероссийских данных и полученных данных результатов опроса.

Гипотеза.

Основы управления личными финансами позволят выпускникам смело выполнять экономические расчеты во взрослой жизни и стать финансово успешным человеком.

Новизна исследования и практическая значимость.

Человеческий капитал, складывающийся при получении образования и улучшении профессиональных навыков, является основой персонального финансового потенциала.

Практическая значимость научной статьи обусловлена тем, что в результате работы над ней школьники получать полезную информацию о правилах финансовой грамотности. Будут предложены темы для изучения и обсуждения важности умения правильно распоряжаться своими финансами, грамотно формулируя личные финансовые цели, составляя личный финансовый план. Данные умения и навыки будут способствовать формированию активной жизненной позиции, развитию экономического образа мышления, воспитанию ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения вопросов в области экономики семьи. [2]





































ГЛАВА I. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ - КАК ГЛАВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ XXI ВЕКА.

1.1. Финансовая грамотность – что это такое?

В современном мире финансовая грамотность имеет огромное значение, как и для каждого индивидуально, так и для экономики нашей страны в общем. Однако многие до сих пор не понимают и не имеют представления как же правильно управлять личными финансами.

Финансовая грамотность — это умение управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять бюджет, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал. [4]

Обладание финансовой грамотностью помогает добиться финансового благополучия и сохранить его на протяжении всей жизни. При наличии подобных знаний человек не существует от зарплаты до зарплаты, а займы оформляет, только зная, что в перспективе ему это принесёт доход.

К сожалению, в России не каждый разбирается и знает основы финансовой грамотности. Большая часть населения воспитывалась в централизованной экономике. Такие граждане не привыкли постоянно думать о финансовом благополучии, а также планировать расходы на длительный период.

Централизованная экономика в СССР не позволяла существования на территории страны финансовых рынков, и единственный законный способ получения дохода являлась заработная плата. [9]

Экономика пронизывает почти все сферы жизнедеятельности современного человека, следовательно, формирование высокого, качественно нового уровня экономической культуры у подрастающего поколения имеет большое значение в жизни каждого.

Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией. [6]

Самые популярные цели развития финансовой грамотности:

Обеспечить финансовую защищённость себе и своей семье. Если вы овладеете умением вести учёт доходов и расходов, избегать кредитов, планировать свой бюджет, создавать сбережения и осознанно принимать финансовые решения, то задержка зарплаты, крупная покупка или смена деятельности не будут выбивать вас из колеи.

Обеспечить качественный уровень жизни: комфортное жильё, образование, медицинское обслуживание, своевременный отдых и достойное обеспечение в старости.

Расширение кругозора в области финансов. Развитие навыка отличать активы от пассивов, а также варианты разумных инвестиций от замаскированного мошенничества.

Освоение различных финансовых инструментов, которые не только сберегают накопленные средства, но и приумножают, создавая пассивный доход.

Финансовая грамотность имеет следующее значение:

Помогает в поисках источников дохода, отличающихся от работы по найму. Конечно, наличие финансовой грамотности не гарантирует получение большого дохода. Однако благодаря этим знаниям появляется понимание того, как зарабатывать деньги и какие варианты заработка являются самыми перспективными.

У человека появляются не только знания и умения, но и психологическая устойчивость. Финансово грамотные люди уверены в собственных силах.

На конец, именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. [1]

На уроках внеурочной деятельности по теме «Финансовая грамотность» рекомендуется рассмотреть следующие темы:

  • Деньги, их история, виды и функции;

  • Семейный бюджет;

  • Экономические отношения семьи и государства;

  • Семья и финансовый бизнес;

  • Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.

1.2. Понятие денег, их виды и роль в рыночных отношениях.

В рыночной экономике деньги играют огромную роль. Без них невозможен рыночный обмен. Деньги выступают в роли всеобщего эквивалента, который можно обменять на любой другой товар. При этом главное свойство денег — их абсолютная ликвидность. То есть скорость и легкость обмена денег на другие активы — наивысшая.

Оноре де Бальзак писал, что «деньги — это шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными». [4]

Деньги - товар особого вида, служащий всеобщим эквивалентом для приобретения товаров и услуг.

Основные свойства денег (требования к денежному материалу):

  • качественная однородность — отдельные экземпляры денег должны быть одинаковыми;

  • прочность — деньги должны быть достаточно прочными, чтобы долгое время участвовать в обороте;

  • сохраняемость — возможность длительного хранения денег без потери ими своих физико-химических или иных свойств;

  • делимость и объединяемость— деньги должны быть способны к размену и объединению в более крупные денежные единицы;

  • компактность — достаточно высокая стоимость при небольшом объеме и массе;

  • узнаваемость — каждый должен быть способен легко и быстро узнать деньги и определить их номинал;

  • безопасность — наличие защиты от подделки, хищения и пр.

Выделяют и различные виды денег:

Наличные деньги - монеты и банковские билеты (казначейские билеты и банкноты). Наличные деньги в обращение выпускает только центральный банк государства (в России - Центробанк РФ).

Монеты - металлические деньги, банкноты - бумажные. Монеты, как правило, служат для размена, а банкноты для более крупных покупок.

Безналичные деньги - средства на различных банковских счетах, банковские вклады, государственные ценные бумаги, электронные платежные системы. Сюда же можно отнести криптовалюту, с нечётким юридическим статусом, но большим потенциалом.

В рыночной экономике безналичные деньги, хранящиеся на счетах, получили широкое распространение. По сути, безналичные деньги — это запись о том, что определённая сумма принадлежит определённому человеку. Но в любой момент их можно перевести в наличные (например, снять деньги в банкомате). [8]

История возникновения денег.

Первоначально имел место натуральный обмен (бартер). Постепенно стали выделяться наиболее ходовые и востребованные вещи, которые использовались для обмена — товарные деньги. Эти товарные деньги были различными у разных народов и в разных местностях. На Руси товарными деньгами служили соляные бруски, мех и шкуры. Позднее в качестве обменной валюты начали использовать слитки, бруски и прутки металла из меди, серебра и золота. [6]

Использование металла в качестве денег имело свои плюсы и минусы. Металл был прочным и компактным. Но металлические слитки приходилось каждый раз взвешивать и проверять их пробу.

Вследствие этого люди придумали монеты, которые имели фиксированный вес и стоимость. Большинство историков склонны считать, что первым государством, внедрившим в оборот деньги из металла, было Лидийское царство. Это подтверждают находки археологов, возраст которых составляет немногим более 2 500 лет.

Монеты, как платежное средство, имели целый ряд достоинств: их было удобно носить с собой и хранить, они имели большую стоимость при небольшом весе. [9]

Тем временем эволюция денег продолжалась, и следующей ступенью стало появление бумажных банкнот. Первые бумажные деньги были придуманы в Китае, в 940 году.

Идея с банкнотами понравилась правителям многих государств. Но в Европе она была внедрена значительно позже. Причиной этому стала изолированность Китая от других стран.

В России и Европе активно применять боны, в качестве которых использовались бумажные облигации и купюры, стали сравнительно недавно – около 300 лет назад. Причиной такого решения стал огромный вес кошелька. Чтобы расплатиться монетами за крупную покупку, приходилось возить с собой огромные мешки.

Затем пришло время безналичных денег: банковских переводов, кредитных карт, электронных платежных систем.

А уже в XXI веке мир увидел первую криптовалюту под названием биткоин. В 2008 году описание принципов ее работы (протокол) опубликовал Сатоси Накамото (англ. «SatoshiNakamoto»), а в 2009 была завершена разработка программы-клиента и сгенерированы первые биткоины. Сатоси Накамото — это псевдоним, настоящее имя создателя биткоина до сих пор остается неизвестным. [4]

Основные функции денег.

Сущность денег проявляется наиболее полно в единстве их функций. Можно выделить основные функции денег.

Деньги, как мера стоимости — деньги позволяют измерять стоимость товаров.

Деньги, как средство обращения — деньги выступают в качестве посредника при обмене товаров.

Деньги, как средство накопления — деньги могут формировать богатство. При этом они изымаются из сферы обращения и превращаются в ценности (золото, недвижимость, ценные бумаги).

Деньги, как средство платежа — что проявляется при продаже товаров в кредит или рассрочку.

Деньги, как мировые деньги — эта функция закрепляется за наиболее устойчивой, важной и общепризнанной денежной единицей (американский доллар, фунт стерлингов). Мировые деньги позволяют совершать обмен товарами между государствами. [2]

1.3. Семейный бюджет.

Каждая ячейка общества может вкладывать в это понятие отдельный смысл. Совместный бюджет ведется для того, чтобы контролировать общие траты, а также накопить на какую-либо большую покупку — автомобиль, квартиру, путешествие.

Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определенный временной период. [1]

Семья решает вести общий бюджет, чтобы достичь какой-либо цели. При этом сама цель может быть какой угодно, главное, что обе стороны пришли к взаимной договоренности.

Важные причины для ведения семейного бюджета.

Улучшение благосостояния семьи — чем больше денег в семье, тем больше возможностей и перспектив.

Совершение серьезной покупки — накопление необходимой суммы на улучшение жилищных условий.

Ведение бухгалтерии — чтобы понимать, сколько и куда уходит денег за определенный период.

Укрепление отношений — исключить выяснения и споры, кто и за что в семье должен платить.

Создание финансовой подушки — на случай непредвиденных трат или потери дохода семьи.

Основа общего семейного бюджета базируется на доходах каждого члена семьи. Это может быть заработная плата, инвестиции, вклады, пенсии, социальные льготы, арендная плата и т.д. [9]

При подсчете расходов следует учитывать следующие направления: питание, транспорт, коммунальные услуги, услуги связи, образование и спорт, отдых и развлечения, содержание домашних животных, оплаты долгов и отдельные траты каждого из супругов.

Доходам и расходам можно дать более общие классификации. К примеру, есть траты, которые являются обязательными (питание, коммунальные услуги), а есть те, которые можно снизить или избежать вовсе (вредные привычки, развлечения). Сведение доходов и расходов даст общую картину о семейном бюджете за определённый период. При этом семейный бюджет разделяется на отдельные виды. [4]

Совместный бюджет работает по принципу так называемого “общего котла”. Каждый из супругов вносит в общую кассу деньги. Затем из этой кассы деньги расходуются на общие семейные нужды. Суть данного подвида заключается в том, что все расходы совершаются совместно, по договорённости. Такая схема применяется, если у супругов примерно одни и те же взгляды на финансовое планирование.

Раздельный бюджет представляет разделение расходов между супругами. Например, глава семьи оплачивает коммунальные услуги, а супруга отвечает за покупку продуктов и товаров первой необходимости. Такой подход помогает избежать споров и конфликтных ситуаций.

Долевой бюджет - наиболее удобный, справедливый и рациональный подвид семейного бюджета. Его суть заключается в том, что каждый из супругов вносит в общую кассу определённый процент от своего заработка. Конечный процент обговаривается сторонами. [7]

1.4. Пять главных навыков финансово грамотных людей.

Навык 1. Планирование и учет финансовых потоков.

Огромное значение для финансово грамотных людей имеет ежедневный учёт финансовых потоков. Грамотное планирование доходов и расходов, ведение семейного бюджета позволяет приумножить свои финансовые возможности. Сегодня планирование своих финансов существенно упростилось благодаря разработке различных программ.

Не менее важным является создание сбережений и фонда для инвестирования. Это помогает всегда знать какими финансовыми ресурсами вы обладаете на случай форс-мажорных ситуаций.

Навык 2. Использование дополнительных источников дохода.

Одна из причин сохранения финансовой грамотности населения на низком уровне является то, что большинство граждан в качестве единственного источника дохода видят традиционную работу по найму. Поэтому в процессе изучения важно усвоить, что помимо активного дохода можно использовать и пассивный.

Кроме того, специалисты рекомендуют направлять часть дохода на саморазвитие и повышение квалификации. Такие вложения обязательно принесут результат в будущем.

Навык 3. Правильное отношение к финансам.

Огромное значение имеет правильное отношение к денежным средствам. Придётся изменить подход к финансам с потребительского на управленческое. Это означает, что необходимо избавиться от принципа “что заработал, то и потратил”.

Важно избавиться от денежной зависимости, которая управляет огромным количеством людей. Сделайте так, чтобы вы управляли своими финансами, а не они вами. Такое правило на практике оказывается верным и перспективным.

Навык 4. Взаимодействие с финансовыми организациями.

Добиться успеха практически невозможно без сотрудничества с банками, страховщиками, брокерами и прочими компаниями, которые являются частью инфраструктуры финансового рынка. Важно научиться применять предлагаемые инструменты, чтобы управлять финансами и сбережениями, а также приумножать капитал.

Необходимо научиться выстраивать с банками взаимовыгодное сотрудничество. При этом следует помнить: займы чаще всего до добра не доводят. При этом депозиты являются отличным инструментом, который помогает сохранять накопления.

Навык 5. Грамотное инвестирование капитала.

Любой человек вне зависимости от рода деятельности должен понимать: деньги могут приносить пассивный доход.

Вложение денежных средств всегда сопряжено с определенными рисками. Поэтому для грамотного инвестирования принципиально научиться диверсификации. Для того, чтобы минимизировать риск, придётся вкладывать финансы в различные инструменты. [4]
































ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Анализ уровня финансовой грамотности населения России.

Анализ уровня финансовой грамотности населения России проводился нами на основе результатов исследования Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

На основании исследования можно сделать вывод о том, что доля россиян со средним уровнем финансовой грамотности выросла до 61%. [9]

Высокий уровень финансовой грамотности стабильно демонстрируют 10% россиян.

Доля людей с низким уровнем финансовой грамотности за этот период сократилась с 44% до 29%.

Уровень финансовой грамотности растет, прежде всего за счет навыков краткосрочного планирования, ведения семейного бюджета, контроля личных финансов и способности делать сбережения.

Низкий уровень финансовой грамотности характерен для людей, мало знакомых с финансовыми продуктами, для жителей сельских районов, которые не пользуются цифровыми инструментами, а также для неработающих граждан – студентов и особенно пенсионеров. [5]

Финансовая образованность населения особенно заметно показывает себя в кризисное время. Большое количество кризисных ситуаций в России за последние 30 лет сформировало у граждан непоколебимое отношение к деньгам в двух вариантах:

1) не идти на риск и максимально уберечь деньги;

2) вложить деньги в валюту как в средство защиты от инфляции в стране.

При этом именно кризисы способствовали постепенному повышению уровня грамотного отношения к деньгам. В кризисных ситуациях, таких как пандемия COVID-19, актуальность финансовой грамотности для большинства граждан еще больше возрастает, особенно в таких базовых вопросах, как наличие финансовой подушки сбережений, умение сравнивать риски и стоимость финансовых услуг, оптимизировать бюджет и избегать лишней задолженности, распознавать финансовых мошенников и не попадать в их ловушки.

Неопределённость будущего, своевременная адаптация к ежедневным изменениям ориентируют молодое поколение на совершенно иное отношение к экономике, чем у предыдущих поколений. Молодежь — это тот фундамент, без которого невозможно построить новую экономическую систему России. Систему, в которой финансовый потенциал населения станет финансовой основой развития реальной экономики. [3]

В целях оценки уровня финансовой грамотности, актуальности и наиболее эффективных способов ее повышение среди молодого поколения, НАФИ был проведен социологический опрос среди студентов в 17 городах России.

Финансовая грамотность студентов, по субъективной оценке, находится на достаточно высоком уровне - почти половина (45%) студентов оценивают свои знания и навыки по управлению личными финансами как хорошие и отличные. При этом студенты экономических специализаций оценивают свои знания выше - 53%.

Наименее известны студентам вопросы, связанные с потребительским кредитованием, и понимаем его стоимости и умением сравнивать стоимость различных кредитных продуктов между собой. Именно на этой сфере требуется сделать акцент в программах повышения финансовой грамотности. [5]

Согласно исследованию Российского технологического университета — МИРЭА, степень внедрения финансовой грамотности в школьные программы составляет 85,7%, в программы профессиональных образовательных организаций — 85,5%.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. [1]

На сегодняшний день Правительством Российской Федерации утверждена и реализована Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы с целью увеличения охвата и качества финансового образования и повышения осведомленности общественности, а также создания необходимой основы и ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий. С помощью Стратегии вводятся элементы финансовой грамотности в образовательные программы в школах и университетах, разрабатываются необходимые информационные продукты и организуются массовые мероприятия для различных категорий потребителей финансовых услуг.

Потребность в финансовой грамотности школьников, студентов и населения подтверждают и наши результаты исследования. [9]

2.2. Итоги анкетирования “Моё отношение к финансовой грамотности”.

В настоящее время молодёжь является наиболее перспективным сегментом пользователей финансовых услуг. Нами в рамках данного исследования проведено анкетирование по теме: «Мое отношение к финансовой грамотности» (Приложение 1). В анкетировании приняли участие 120 человек, из них: 60 человека – школьники, 44 – студенты ЮГУ, 16 – взрослые.

Цель: Выявление уровня финансовой грамотности студентов и с целью дальнейшего развития их способностей в данной области.

Задачи:

  • Определить уровень финансовой грамотности студентов;

  • провести анализ результатов анкетирования с целью подготовки мероприятий по выявленным проблемам;

  • показать студентам значимость финансовой грамотности;

  • развивать умение распоряжаться финансами.

Планируемые результаты: на основании проведенного исследования выявить – отношение обучающихся к осознанию грамотного распоряжения финансами.

  • Определить наиболее интересующие для опрошенных вопросы.

  • Скорректировать программу работы кружка финансовой грамотности, программу по налогам и налогообложению (используя блоки по темам), и т.д.

  • Спланировать изучение наиболее актуальных вопросов на элективных курсах, через кружковую работу, семинары и педсоветы на следующий учебный год. [5]

По результатам анкетирования выявлено, что 93% опрошенных считают, что финансовая грамотность – это умение грамотно вести учёт своих доходов и расходов. Большинство опрошенных (65%) считают, что имеют достаточные знания и навыки в области финансовой грамотности, однако 84% хотели бы получать дополнительные знания в области финансовой грамотности через обучающие вебинары и курсы в интернете, и иметь возможность прохождения специальных курсов по месту учебы или работы. Более 40% опрошенных считают необходимым изучение финансовой грамотности в школах в качестве отдельного предмета «Основы финансовой грамотности», также в виде специальных образовательных программ, проводимых участниками финансовых рынков. Вопросами финансовой ситуации в стране и мире (около 60%) интересуются редко. В плане повышения уровня финансовой грамотности опрошенных интересуют следующие вопросы: планирование личного бюджета, банковские операции и функционирование пенсионной системы. Большинство (81%) считает, что для человека в современном обществе вести учет личных денежных средств и планировать бюджет необходимо. Около 79% – ведут учет приблизительно, знают в целом, сколько было денег и сколько потрачено за месяц. 64% детей полностью осознают свои мысли и чувства по отношению к деньгам, а также выяснили, что для 56% опрошенных деньги очень важны.

2.3. Деловая игра “Личный финансовый план”.

Для того, чтобы получить собственные практические навыки по управлению личными финансами, мы изучили материалы «Методического пособия по задачам для деловой обучающей игры по основам потребительских знаний в области финансов у подростков 7-11 классов» (Раздел 7. Основы личного финансового планирования), разработанные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»).

По материалам данного пособия, используя за основу разработку деловой игры Сбербанка, мы адаптировали её под свой контингент обучающихся и провели деловую игру «Личный финансовый план» в 9-11 классах.

Целью деловой игры было освоение технологии постановки и планирования достижения финансовых целей, то есть проектирование личного финансового плана.

Планируемые образовательные результаты:

  • формулирование и аргументирование собственных суждений, касающихся отдельных вопросов экономической жизни и опирающихся на экономические знания и личный опыт.

  • классификация доходов и расходов с отнесением их к постоянным и переменным;

  • распределение доходов и расходов для составления финансового плана;

  • составление финансового плана периодом в 12 месяцев;

  • формулирование финансовой цели;

  • определение временного интервала достижения финансовой цели;

  • освоение техники планирования личных финансовых средств.

Основные результаты и выводы, полученные в ходе проведения игры:

1. Участники получили новые знания о деньгах, об их истории возникновения, значении в жизни человека и способах их накопления.

2. Научились поэтапно составлять личный финансовый план для достижения своей финансовой цели.

3. На примере личного финансового плана, провели опыт по накоплению на свою мечту, например, ноутбук, личная страница в соц. сетях, путешествие, открытие личного бизнеса, обучение в престижных Вузах страны и за рубежом.

Личный финансовый план — это документ, отражающий текущее положение наших дел, наши личные финансовые цели, а также план их достижения, то есть накопления и инвестирования средств. Составление финансового плана помогло участникам игры ответить на главные вопросы, например: как правильно поставить финансовую цель? Что необходимо знать и уметь, чтобы её достичь? Как составить личный финансовый план? [5]









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования нами получены выводы и определены перспективы продолжения исследования.

1. Финансовое просвещение - актуальная задача современного общества. Незнание основ финансовой грамотности делает человека уязвимым в сфере финансовой безопасности. Проблема особенно важна в связи с нестабильным экономическим положением.

2. Финансовая грамотность - необходимое условие социализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к социуму, финансовым отношениям, самостоятельности, уважения к себе и к окружающим.

3. Недостаток финансовых знаний ведет к тому, что значительная часть населения, независимо от величины доходов, принимает не всегда верное решение в управлении собственными финансами.

4. Задача повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации является актуальной и требует комплексных решений. В частности, эту задачу можно и нужно решать уже на этапе школьного образования.

5. Работа над данной темой способствует формированию основ финансовой грамотности. Полученные знания, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечат разумное поведение в экономической среде.

Данная научная статья предназначена для работы с учащимися общеобразовательной школы, для укрепления знаний по финансовой грамотности.

Личная значимость темы статьи заключается в том, что, пересмотрев поток семейных денежных средств, нами проанализированы доходы и расходы. На основе этого мы научились составлять личный финансовый план, выявили и устранили лишние расходы из семейного бюджета, а также сделали общую копилку денежных средств для будущего инвестирования капитала с целью достижения семейных финансовых целей.

Перспективы работы мы видим а продолжении данного исследования в направлении разработки новых механизмов по формированию навыков управления личными финансами у школьников и молодёжи (студентов).

Хороший уровень финансовой грамотности полезен каждому человеку. Выигрышем будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем, стабильность процветания экономики и общества.






Список литературы:

  1. Бокарев А. Повышение финансовой грамотности – это работа на перспективу [Электронный ресурс]. URL: http://www.fingramota.org/lichnye-finansy/lichnyj-byudzhet/item/2255 (дата обращения: 14.09.2022 г.).

  2. Горяев А., Финансовая грамота : спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. — Москва : Юнайтед Пресс, 2012. — 121 с. ; 29 см. Свердловская ОУНБ; КХ; Формат Б; Инв. номер 2335855-КХ

  3. Зеленцова А. В., Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. — Москва :КНОРУС :ЦИПСиР, 2012. — 106 с. ; 22 см. — (Библиотека Центра исследований платежных систем и расчетов). Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2348751-КХ

  4. Левин А. Ю. Что такое финансовая грамотность - основы для начинающих + ТОП 9 советов, с чего начать изучение финансовой грамотности: [сайт], - Финансовая грамотность: основы финансовой грамотности + советы, с чего начать обучение (biznesmenam.com)(дата обращения: 10.09.2022 г.)

  5. Методическое пособие по задачам для деловой обучающей игры по основам потребительских знаний в области финансов у подростков 7-11 классов.,разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»):[методическое пособие],- http://ou75.omsk.obr55.ru/files/2020/10/деловая-игра-по-финансовой-грамотности-1.pdf(дата обращения: 02.10.2022 г.)

  6. Родина Л. А., Завьялова Л. В. Управление личными финансами в современных условиях // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2020. – Т. 18, № 4. – С. 36–47. – DOI: 10.24147/1812- 3988.2020.18(4).36-47., [статья],- https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-lichnymi-finansami-v-sovremennyh-usloviyah/viewer (дата обращения: 02.09.2022 г.)

  7. Русанова И. В. Что такое семейный бюджет.[статья], - Семейный бюджет: что это такое, каким он бывает, для чего нужен (brobank.ru)(дата обращения: 24.09.2022 г.)

  8. Смирнова Н. Д. Актуальность повышения уровня финансовой грамотности школьников. Актуальность повышения уровня финансовой грамотности школьников (cyberleninka.ru) (дата обращения: 11.09.2022 г.)

  9. Финансовая грамотность населения: проблемы, региональные практики и перспективы развития: сборник научных статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции / под редакцией Матчинова В.А., Сусляковой О.Н. - Калуга, 2021. – 298 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкетирование

по выявлению способностей школьников и студентов в вопросах финансовой грамотности.

Цель: Выявление уровня финансовой грамотности студентов и с целью дальнейшего развития их способностей в данной области.

Задачи:

  • Определить уровень финансовой грамотности студентов;

  • провести анализ результатов анкетирования с целью подготовки мероприятий по выявленным проблемам;

  • показать студентам значимость финансовой грамотности;

  • развивать умение распоряжаться финансами.

Планируемые результаты: на основании проведенного исследования выявить – отношение обучающихся к осознанию грамотного распоряжения финансами.

  • Определить наиболее интересующие для опрошенных вопросы.

  • Скорректировать программу работы кружка финансовой грамотности, программу по налогам и налогообложению (используя блоки по темам), и т.д.

  • Спланировать изучение наиболее актуальных вопросов на элективных курсах, через кружковую работу, семинары и педсоветы на следующий учебный год.

Вопрос № 1 Как Вы считаете, что означает понятие "финансовая грамотность"? (Можно выбрать несколько ответов)

  • умение эффективно управлять личными финансами;

  • умение грамотно вести учет своих доходов и расходов;

  • иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках;

  • умение разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг;

  • умение принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и нести ответственность за такие решения;

  • это фиктивное понятие, не имеющее отношение к реальной жизни; затрудняюсь ответить.

Вопрос № 2 Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? Дайте оценку своим знаниям и навыкам.

  • знаний и навыков нет;

  • очень плохие знания и навыки;

  • плохие знания и навыки;

  • достаточные знания и навыки;

  • хорошие знания и навыки;

  • очень хорошие знания и навыки;

  • отличные знания и навыки;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 3 Какие источники получения информации по вопросам финансовой грамотности Вы хотели бы иметь? (Можно выбрать несколько ответов)

  • специальные социальные учреждения для получения консультаций у специалистов;

  • обучающие программы по телевидению;

  • обучающие вебинары и курсы в интернете;

  • специальные печатные издания;

  • возможность прохождения специальных курсов по месту работы или учебы; возможность прохождения специальных курсов по месту жительства;

  • ничего из выше перечисленного мне не нужно;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 4 Нуждаетесь ли Вы в повышении своей финансовой грамотности?

  • да, это сейчас важнейший вопрос для меня;

  • да, сильно нуждаюсь;

  • скорее да;

  • скорее нет;

  • нет, не нуждаюсь;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 5 Как Вы считаете, необходимо ли изучение основ финансовой грамотности в школе?

  • да, это крайне важно и необходимо сейчас;

  • да, необходимо; скорее да;

  • скорее нет;

  • нет, в этом нет необходимости;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 6 В какой форме необходимо изучение финансовой грамотности в школе?

  • факультативные занятия;

  • элективные курсы;

  • отдельный предмет «Основы финансовой грамотности»;

  • в рамках курса «Налоги и налогообложение»;

  • специальные образовательные программы, проводимые участниками финансовых рынков (пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые компании, банки и т.п.);

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 7 Как часто Вы интересуетесь вопросами финансовой ситуации в стране и мире?

  • постоянно интересуюсь этими вопросами;

  • довольно часто, держу этот вопрос под контролем;

  • иногда, эпизодически интересуюсь;

  • довольно редко обращаю на это внимание;

  • не интересуюсь, в этом нет необходимости;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 8 Какими информационными источниками Вы пользуетесь для получения сведений по вопросам финансовой грамотности? Пронумеруйте их в порядке значимости для Вас (1 – самое значимое; 2 – на втором месте и т.д.)

  • массовые периодические издания (газеты, журналы);

  • телевидение;

  • интернет, социальные сети;

  • специализированные периодические издания о мире финансов;

  • специальную литературу о финансах;

  • советы друзей и знакомых;

  • не пользуюсь ничем из выше перечисленного.

Вопрос № 9 Какие вопросы Вас больше всего интересуют в плане повышения уровня своей финансовой грамотности? (Можно выбрать несколько ответов)

  • банковские услуги (кредиты, депозиты);

  • планирование личного бюджета;

  • функционирование пенсионной системы, пенсионные фонды; налогообложение физических лиц;

  • функционирование страховой системы, страховые полисы; фондовые рынки (акции, облигации, ПИФы и т.п.);

  • ничего из выше перечисленного меня не интересует;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 10 Как Вы считаете, насколько важно для человека в современном обществе вести учет личных денежных средств и планировать свой бюджет? да, это крайне важно и необходимо сейчас;

  • да, необходимо;

  • скорее да;

  • скорее нет;

  • нет, в этом нет необходимости;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 11 Ведете ли Вы учет своих личных денежных средств?

  • да, постоянно веду учет и фиксирую все поступления и расходы;

  • веду учет приблизительно, знаю в целом, сколько у меня было денег и сколько потрачено за месяц;

  • не веду учет, не знаю, сколько у меня было денег и сколько потрачено за месяц;

  • не веду учет, т.к. у меня нет своих личных финансовых средств;

  • не веду учет, считаю это нецелесообразно затрудняюсь ответить.

Вопрос № 12 Осознаете ли Вы, что Вы на самом деле думаете о деньгах, и какие чувства они у Вас вызывают?

  • да, полностью осознаю свои мысли и чувства по отношению к деньгам; осознаю в некоторой степени, не часто думаю об этом;

  • нет, никогда об этом не задумывался;

  • затрудняюсь ответить.

Вопрос № 13 Считаете ли Вы, что деньги для Вас важны?

  • да, деньги важнее всего; деньги очень важны; деньги важны;

  • деньги не слишком важны для меня;

  • нет, деньги не важны для меня;

  • затрудняюсь ответить.
































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Деловая игра_Личный финансовый план


Для этой игры понадобятся:

  • Ведущий - учитель

  • Игроки.

  • Раздаточный материал (1 лист «личный финансовый план» на каждого игрока)

  • Конверт для помещения туда номеров играющих

  • Номера участников игры

  • Электронная таблица для перерасчета цен



Сегодня каждый из вас попробует составить свой первый личный финансовый план для достижения одной из предложенных финансовых целей.

Обратите внимание на бланк, который лежит перед каждым из вас. Примерно так мог бы выглядеть финансовый план, если бы его вели на бумаге.

Давайте сначала обсудим правила игры, а после этого я расскажу, как пользоваться бланком.

Итак, во время игры я попрошу не забегать вперед и четко следовать моим указанием — это поможет вам не запутаться и полностью насладиться игрой.

Главная цель каждого участника – реализовать 1 финансовую цель к концу последнего игрового года. Победителем станет тот, кто реализовал наиболее дорогую финансовую цель среди всех участников.

Обратите внимание: финансовая цель ставится в самом начале игры и не меняется до конца игры. Реализация поставленной цели осуществляется путем использования четырех финансовых инструментов: банковский депозит, облигации, акции и полис страхования жизни.

Давайте разберемся с этими инструментами по порядку. Для начала, давайте обсудим банковский депозит. Банковский депозит — это когда вы отдаете свои деньги банку на определенный срок, например, на год, а банк платит вам за пользование этими деньгами какой-то процент. Например, депозит под 6% годовых означает, что за год к вашей сумме прибавится 6%. Давайте разберем на примере. Допустим, я отнес в банк 1 0000 рублей — сколько я заберу через год?

Слушаем ответы участников.

Правильно, 10 600 рублей. Как видите, я не только уберег эти деньги от непредвиденных ситуаций, вроде ограбления или моих собственных лишних трат, но и сильно снизил влияние инфляции на них и даже что-то заработал.

Следующим важным инструментом является страхование жизни. В какой-то степени оно тоже защищает нас от непредвиденных обстоятельств, но уже немного другого рода. Допустим, я покупаю полис в страховой компании за 100 рублей. За это страховая обещает при наступлении несчастного случая выплатить мне до 100 000 рублей. Казалось бы, ей это не выгодно. Но тем не менее, страховые зарабатывают и очень даже неплохо. Как так получается? Помимо меня, точно такой же полис купила еще не одна тысяча человек, а страховой случай наступил только с парой человек. Тем, с кем за это время ничего не случилось, деньги не возвращаются — для них они, по сути, сгорают.


Теперь поговорим немного об инструментах фондового рынка. Фондовый рынок — это площадка, на которой торгуют ценными бумагами. Ценная бумага – инструмент, который позволяет нам вкладывать наши деньги и получать доход. Если так будет понятнее, это альтернатива банковскому вкладу, на которой мы в потенциале можем зарабатывать больше. Если более официально, то это документ, закрепляющий ваше право на получение прибыли от ваших инвестиций. На фондовом рынке существует несколько видов ценных бумаг. Давайте рассмотрим самые популярные. Акции – это ценные бумаги, которые позволяют вам получать часть прибыли компании. Покупая акции компании, по сути, вы становитесь совладельцем компании. В зависимости от финансовых результатов компании, стоимость акций может как расти, так и падать. Пример. Вы купили акцию Сбербанка за 1000 и стали его акционером. Всего у сбербанка 10000 акций. Чистая прибыль Сбербанка составила 1000000. Соответственно, Сбербанк выплатил каждому акционеру по 100 рублей. Эти 100 рублей называются дивидендами. Облигация – ценная бумага, которая позволяет вам дать компании денег в долг. Компания в свою очередь обязуется вернуть долг с процентами. Аналогия – вы даете компании кредит, только вместо процентов по кредиту получаете купоны – периодические платежи. Когда срок облигации подходит к концу, компания выкупает у вас ее, тем самым возвращая долг. Итак, мы разобрались с финансовыми инструментами, давайте поговорим об их роли в сегодняшней игре:

● Доходность по депозиту составляет 8% годовых

● Доходность по государственным облигациям составляет 10% годовых

● Доходность по акциям определяется жеребьевкой участниками — каждый период я буду вызывать одного из вас с целью вытянуть жребий доходности, который будет распространяться на всех остальных

● Полис страхования жизни необходим для защиты от различных рисков, связанных с их здоровьем. Стоимость полиса в год – 2000 рублей. С каждым из вас в игре могут случиться «непредвиденные обстоятельства» изза которых вам придется пройти «лечение» Стоимость лечения – 20000 рублей. В случае, если вы приобрели полис страхования жизни, то его лечение оплачивает страховая компания, если не приобрели – вынуждены оплатить его самостоятельно.

Непредвиденные обстоятельства также определяются жеребьевкой — у каждого из вас на бланке есть номер. Каждый игровой период, наравне с доходностью по акциям, один из вас будет тянуть жребий непредвиденных событий. Он и будет определять, кому требуется страховка.

Помимо представленных 4 финансовых инструментов, вы можете оставить деньги в «наличных». Однако в таком случае есть возможность потерять их в результате «ограбления» — его мы тоже “вытянем” в один из периодов путем жеребьевки. Теперь я попрошу вас обратиться к бланкам. В начале расположены колонки ежегодных доходов и расходов, за ними следует графа «Свободные средства в год» - то есть то, что у получилось сэкономить.

Далее следует остаток с предыдущего года, который в первый год равняется нулю. «Остаток свободных средств + свободные средства» - графа, в которую вы записываете сумму свободных средств в год и остатка свободных средств.

Итак, вы выбрали финансовую цель, к достижению которой будете двигаться на протяжении 5 лет. Достигать свои цели вы будете благодаря использованию финансовых инструментов, которые располагаются в правой части большой таблицы. Под каждым инструментом имеются две колонки: начало года и конец года после того, как вы посчитали итог свободных средств, ваша задача – распределить эти средства по колонкам «начало года».


Начинаем первый год. Для начала, сложите свободные средства в год с остатком с предыдущего года, который в первый год равен 0, и запишите результат в соответствующую графу.

Теперь распределите все денежные средства по финансовым инструментам в графы “начало года”.

Происходит распределение

Теперь, когда вы распределили свои деньги по инструментам, мы определим доходность по акциям, а также узнаем, с кем в этом году произошли непредвиденные обстоятельства.

● Вызывается доброволец из зала для определения страхового случая, вытягивает один из номеров, по номеру определяется участник с соответствующим номером бланка личного финансового плана. Ведущий проверяет наличие у участника полиса страхования жизни, в случае отсутствия – записывает в графу «конец года» под страхованием «- 20 000».

● Вызывается еще один доброволец, вытягивает карточку доходности акций. Отлично, мы с вами узнали все, что нужно, о результатах этого года — теперь мы можем посчитать, сколько денег получилось по каждому инструменту, и записать результаты в графы «конец года».

Если вы оставляли деньги в наличных, сумма не меняется.

Если вкладывали в депозит, вам нужно умножить сумму на 1,08,

облигации — на 1.1.

В графе “конец года” полиса страхования жизни все ставят ноль, кроме тех, у кого выпал страховой случай и не был приобретен полис — вы ставите - 20 000.

Наконец, акции — умножаем в зависимости от того результата, который показала жеребьевка. Происходит подсчёт Теперь, когда вы узнали результат по каждому инструменту, вы можете посчитать итоговую сумму — сложите все графы “конец года” и запишите результат в “итого на конец год”.

Происходит подсчет Первый год окончен, мы готовы двигаться дальше. Перенесите сумму из “итого на конец года” в “остаток с предыдущего года” на следующем периоде и сложите ее со свободными средствами нового года. Вышеописанный процесс повторяется с каждым последующим периодом.

По итогу игры ведущий определяет победителя.

Итак, друзья, наша с вами игра завершена.

Обратная связь

Первой вашей ключевой ошибкой была постановка слишком амбициозной финансовой цели. Перед тем, как поставить перед собой финансовую цель и начать строить финансовый план необходимо адекватно оценить свои доходы и расходы, понять, сколько денег у нас остается в сбережениях. Многие из вас сегодня поставили себе цель, которая в полтора раза превышала объем всех ваших сбережений.

Вполне очевидно, что для того, чтобы достичь такую финансовую цель необходимо вкладывать деньги в весьма рискованные финансовые инструменты, надеясь на высокую доходность, например - акции. Это, в свою очередь, несет за собой серьезные риски потери денег, в чем некоторые из вас сегодня уже успели убедиться. Ваша финансовая цель должна быть адекватной и разумной, вы должны очень четко понимать, как вы будете ее достигать и какие риски вы при этом готовы нести.

Кстати, говоря о рисках. Отказ от страхования — это ваша вторая серьезная ошибка. Да, конечно, со многими из вас в игре так ничего и не случилось, но поверьте, в жизни последствия такого решения могут быть гораздо более неприятными. Вы должны финансово защищать себя и свою семью от различных неприятных событий. Особенно актуальным страхование является для тех, кто за счет своего дохода кормит всю семью. Учитывая, что стоимость страховки обычно в разы меньше страховых выплат, ее приобретение — это очень правильный шаг.

Третьей вашей ключевой ошибкой была чрезмерная увлеченность рискованными вложениями в акции. Акции — это ценные бумаги, которые дают вам возможность получать гораздо более высокий доход по сравнению с банковским вкладом. При чем доход по акциям можно получать как благодаря росту ее стоимости, так и благодаря дивидендным выплатам - части чистой прибыли компании, которая выплачивается нам как ее совладельцу. Однако, нам с вами стоит помнить важнейшее правило инвестиций - чем выше потенциальная доходность, тем выше риски потерять вложенные деньги. Некоторые из вас сегодня наглядно убедились в этом в процессе игры, однако в реальной жизни все еще сложнее. Для того, чтобы грамотно вкладывать свои деньги в акции и облигации на фондовом рынке необходимо получить специальные знания и опыт. Серьезным инвестициям необходимо учиться. Иначе, любые ваши вложения в акции превращаются в лотерею, ровно так как это было сегодня.

И, наконец, четвертая ошибка. Поднимите пожалуйста руку те, кто оставлял деньги в наличных? Поднимает половина участников. Скажите пожалуйста, а зачем вы это делали? Слушаем ответы участников, подбадриваем их. С самого начала игры нам с вами было известно, что облигации и банковский депозит не несут в себе никакого риска и при этом ежегодно приносят вам серьезный процентный доход. Вы могли с таким же успехом ничем не рисковать, но при этом получать доходность. Мало того, хранение больших денег в наличных в реальной жизни несет за собой серьезные риски, например - кражу, порчу или инфляцию.

Кстати говоря, кто-нибудь может рассказать мне, а что такое инфляция? Слушаем ответы участников, подбадриваем их. Инфляция — это процесс обесценивания наших с вами денег.




















































ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЗАДАЧАМ ДЛЯ ДЕЛОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ИГРЫ ПО ОСНОВАМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЗНАНИЙ В

ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ У ПОДРОСТКОВ 7-11 КЛАССОВ

Раздел 7. Основы личного финансового планирования

Дидактический материал для работы



Заказчик: Государственное автономное научное учреждение города Москвы «Институт

гуманитарного развития мегаполиса» (ГАНУ «ИГРМ»)

Разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

Г.В. Плеханова» (ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»)

Москва 2015


Личный финансовый план ― напоминает бизнес-план организации, только этот план составлен для вас, для вашей семьи, для вашего бюджета.


Актив ― любая собственность организации или физического лица: машины и оборудование, здания, запасы, банковские вклады и инвестиции в ценные бумаги, патенты и прочее. Все то, что приносит доход.


Пассив— это убытки, то, что забирает деньги у вас из кармана.


Долги ― этопассивы, ― те самые, которые забирают деньги из вашего кармана. Все долги можно разделить на «хорошие» и «плохие». «Плохие» долги ― это те долги, которые оплачиваете вы из своего кармана. Но есть и «хорошие долги». Это те, которые оплачивает кто-то другой. Взяли долг вы, а платит за него другой человек. Классический пример хорошего долга ― это квартира, купленная в кредит для последующей сдачи внаем.



Вклад― это денежные средства, внесенные в финансово-кредитное учреждение с целью хранения или получения прибыли.


Процентная ставка — это ставка, определяющая вознаграждение, которое получает клиент за размещение своих средств во вклад. Под процентной ставкой обычно подразумевается годовая процентная ставка, поэтому если срок вклада отличается от года, для того, чтобы высчитать доход, необходимо привести ставку к реальному сроку вклада.


Финансовая стратегия ― это генеральный план действий индивида, охватывающий формирование финансов и их планирование для обеспечения финансовой стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Правила распределения неожиданных доходов. Неожиданные доходы ― это средства, полученные в результате деятельности сверх той прибыли, которая планировалась индивидуумом. У каждого человека есть статьи трат, которые не являются первостепенными, но от этого не менее желаемы. И при получении дополнительных средств должен быть заранее составлен план и правила трат в зависимости от степени важности.



Задача к теме «Основы личного финансового планирования». Вариант 1.

Актив или пассив? Антон и Софья.

«Куда постоянно пропадают деньги, ведь заработная плата приходит два раза в месяц?» ― возмутился Антон, снова расплачиваясь по счетам за квартиру и выплачивая кредит на смартфон.

Родители же Софьи обладают активами, благодаря чему у нее всегда «водятся» карманные деньги. Используя опыт родителей, Софья имеет свое предположение о том, что является активом, а что пассивом.

Проверьте правильность мнения Антона и Софьи относительно активов и пассивов в их жизни. Подумайте и перераспределите в нужном порядке имущество и личные сбережения.

Таблица 1. Актив и пассив в понимании Антона.

Актив

Пассив

Машина

Квартира

Дача

Квартира, сдаваемая в аренду

Ценные бумаги

Работа

Облигации и акции

Вклад в банке

Кредит на ремонт Отпуск


Таблица 2. Актив и пассив в понимании Софьи.

Актив

Пассив

Квартира

Дача

Квартира, сдаваемая в аренду

Ценные бумаги

Работа

Облигации и акции

Вклад в банке

Машина

Кредит на ремонт

Отпуск

Работа











А как вы считаете, что будет верным?

Заполните таблицу:

Актив

Пассив





























Задача к теме «Основы личного финансового планирования». Вариант 2.

Вклад в мечту. Софья.

Софья планирует после окончания университета и двухлетней стажировки в компании поехать на курсы повышения квалификации за границу. Для этого по ее подсчетам ей необходимо 200 000 рублей. Для реализации этой мечты Софья начала делать определенные накопления. Имея их, она решается открыть вклад в банке.

Первым делом Софья проанализировала множество банков, далее необходимо определиться с процентной ставкой и выбрать банк. Оптимальный срок вклада для реализации задуманной идеи ― пять лет.



Таблица 3. Определение перспективного банка для вклада.

Наименование банка

Критерии для анализа



Финансовые показатели тыс. руб.

% ставка

Вид вклада

(возможность снимать и

пополнять без потери %)

Покупательская лояльность по

10-ти бальной шкале

Банк № 1

20451148 750

17

нет

10

Банк № 2

7 718 404 263

18

имеется

9,5

Банк № 3

2 114 023 345

18

имеется

9,5

Банк № 4

4 527 651 988

18,5

имеется

9,4

Банк № 5

2 429 501 449

20

имеется

8,7

Банк № 6

2 123 947 035

20

нет

8,5



Какой банк выберет Софья? Почему? Обоснуйте.

Какую сумму необходимо положить в банк Софье, для того чтобы через пять лет поехать на курсы в США на которые ей нужны 200 000 рублей?

_____________________________________________________

Задача к теме «Основы личного финансового планирования». Вариант 3.

Личный финансовый план достижения цели. Антон и Кирилл. Антон не умеет следить за своими финансовыми накоплениями, если у него нет свободных денежных средств, он с легкостью протягивает кредитную карточку продавцу.

А вот Кирилл, наоборот, владеет основами личного финансового планирования.

Изучая множество книг, он ознакомился с элементами финансовой стратегии. Ребятам уже более 21 года, Антон уже сдал на права в прошлом году, а Кирилл только учится в автошколе. У каждого есть свой разработанный финансовый план достижения целей.

Таблица 1. Поэтапный план достижения цели Антона.

Наименование этапов

Примечания

1

Потребность в покупке

«Хочу»

2

Разработка плана привлечения финансовых средств

Можно взять кредит сроком на пять лет

3

Принятие решения о покупке

Да/нет



Таблица 2. Поэтапный план достижения цели Кирилла.

Наименование этапов

Примечания

1

Осознание потребности в покупке

Необходимость в перевозке крупногабаритной мебели на дачу, два раза в неделю отвозить брата на занятия кун-фу

2

Оценка личных финансовых сбережений

Наличные средства, вклад в банке

3

Разработка плана привлечения финансовых средств

Спонсирование родственниками

4

Рассмотрение нескольких альтернативных вариантов приобретения автомобиля

Кредит, финансовые средства взаймы у друзей

5

Принятие решения о покупке

Да/нет


  1. Проведите оценку потребности в покупке автомобиля, проанализируйте финансовый план достижения цели Антона и Кирилла. Как вы считаете у Антона и Кирилла верно выстроены планы?

  2. Постройте оптимальный план достижения цели для Антона и Кирилла, используя этапы для распределения. Задайте цель, и выстроите этапы с учетом «специфики» мечты.

В примечаниях записывайте аспекты и причины, которые влияют на достижение желания.

Распределите этапы в финансовом плане и допишите примечания:

    1. покупка транспортного средства;

    2. контроль результатов;

    3. оценка личных финансовых сбережений;

    4. разработка плана привлечения финансовых средств (при нехватке личных);

    5. рассмотрение нескольких альтернативных вариантов приобретения автомобиля;

    6. выявление обоснованной необходимости в покупке; 7)принятие решения о покупке.

Заполните таблицу исходя из этапов, обозначенных выше. Допишите примечания для Антона.

Наименование этапов

Примечания

1




2




3




4




5




6




7







Заполните таблицу исходя из этапов, обозначенных выше. Допишите примечания для Кирилла.

Наименование этапов

Примечания

1




2




3




4




5




6




7





У вас есть цель, которая требует вложения финансовых средств? Какая? Она реалистична? Составьте свой личный план Я хочу _____________________________

Наименование этапов

Примечания

1




2




3




4




5




6




7







Формула сложного процентасложным процентом принято называть эффект, когда проценты прибыли прибавляются к основной сумме и в дальнейшем сами участвуют в создании новой прибыли.

Si = Sn х ( 1 + (P / Ny) )Nd, где Si — итоговая сумма; Sn — начальная сумма; P — годовая процентная ставка; Ny — количество периодов капитализации в году; Nd

количество периодов капитализации за весь период вклада.


Долгосрочные цели ― это цели, ограниченные временными рамками в пять лет, они должны быть четкими, простыми, соизмеримыми положениям, содержащим описание результатов, к которым индивид стремится за данный период.


Краткосрочные цели ― в них предусмотрены действия на ближайший один год и менее. Они, однако, должны быть строго подчинены идее долгосрочных целей.


Привлечение финансовых средств ― процедура поиска средств (как правило, оборотных), не принадлежащих индивидууму, полученных со стороны, но временно до их возврата, а возможно и без возврата.


Годовой финансовый план― это наиболее распространенный вид текущего планирования. Годовой финансовый план имеет форму баланса доходов и расходов и состоит из двух разделов: доходы и поступления, расходы и отчисления.



Годовой инвестиционный план ― это доступный финансовый продукт, который позволяет индивидууму определить сферы, в финансировании которых он заинтересован, период инвестирования рассчитывается на один год.



Правила вывода средств при неожиданных расходах ― крупные расходы не на финансовые цели. Когда подчас индивидууму приходится отказываться от первостепенных целей, так как на их место выходят неожиданные расходы. Они могут быть связаны с чрезвычайными ситуациями, нестабильной финансовой ситуацией и прочим. Каждый человек при планировании личного годового бюджета должен учитывать этот аспект и разрабатывать свои правила вывода денежных средств.




27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!