СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект ученицы 11-го класса "Использование инфографики при изучении школьных предметов на примере изучения темы «Государственный бюджет» курса Обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект носит практико-ориентированный характер. Победитель на НПК Муниципального уровня в номинации "Практическая значимость". 

Просмотр содержимого документа
«Проект ученицы 11-го класса "Использование инфографики при изучении школьных предметов на примере изучения темы «Государственный бюджет» курса Обществознания"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга

Муниципальное образование «город Екатеринбург»

Ленинский район

Муниципальное автономное образовательное учреждение средней общеобразовательной школы №140 с углубленным изучением отдельных предметов


Направление: общественно-политическое

Секция: обществознание



Проект

Использование инфографики при изучении школьных предметов на примере изучения темы «Государственный бюджет» курса Обществознания


Автор проекта: Воротняк Наталия Сергеевна, 11 класс

Научный руководитель проекта: Колесникова Ольга Александровна,

Учитель экономики,

МАОУ СОШ №140 с углубленным изучением отдельных предметов

Электронный адрес руководителя проекта: [email protected]

Телефон руководителя проекта: 89122206197








2021

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ИНФОГРАФИКА», ЭТАПЫ ЕЕ СОЗДАНИЯ………………………

5

1.1.Понятие «инфографика». Применение комиксов в сфере образования…………………………………………………………….

5

1.2.Этапы создания инфографики и требования при её проектировании………………………………………………………..

8

ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОГРАФИКИ НА УРОКАХ……………………………………….

12

2.1. Проведение опроса среди старшеклассников о применении инфографики на уроках, анализ полученных данных………………

12

2.2. Проведение эксперимента по проведению урока с применением инфографики, анализ полученных данных…………………………..

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………….

21























ВВЕДЕНИЕ

В современном мире на смену текстовым документам приходят новые, имеющие большое количество графических образов: схемы и комиксы. Стремительно увеличивается разнообразие графических материалов, служащих для передачи знаний. Если раньше иллюстрации выступали только в качестве дополнения к основному тексту, то сейчас они обособились и являются самостоятельными объектами передачи информации.

Ученые-психологи давно выяснили, что текстовый материал воспринимается читателями куда хуже, чем тот же текст, соединенный с картинкой. Поэтому учебные пособия только с текстовой составляющей не всегда хорошо воспринимаются учениками. Отчасти, это происходит от того, что мозг, довольно быстро, устает от однообразного текста. Особенно тяжело учениками усваивается материал во время дистанционного обучения, поскольку они не получают от учителя должной обратной связи, либо учитель не может объяснить тему, находясь в режиме офлайн. Большее понимание материала достигается с помощью изучения разнообразных источников. Чтобы было легче понимать изучаемые законы и термины, можно использовать комиксы в качестве учебного пособия.

Актуальность проекта заключается в том, что применение различных визуальных форм представления информации положительно сказывается на изучении предметов в школьной программе.

Проблема: заключается в том, что учебные пособия для старших классов с представленной информацией в виде рисунков, инфографики отсутствуют, либо представлены в незначительном количестве.

Гипотеза: Материал, представленный в виде инфографики, воспринимается читателями лучше, чем тот же материал, но без графической составляющей.

Цель проекта: Создание учебного пособия с помощью инфографики по теме «Государственный бюджет» для одиннадцатого класса.

Задачи проекта:

  1. Рассмотреть программу изучения экономики в одиннадцатом классе.

  2. Изучить теоретический материал по понятию «инфографика», «комикс».

  3. Провести исследование о восприятии обычного учебного материала и его аналога, представленного в рисунке.

  4. Проанализировать полученные данные.

  5. Создать учебное пособие для уроков экономики с применением инфографики.

Объект исследования: процесс изучения предмета Обществознание.

Предмет исследования: процесс изучения темы из блока Экономика с помощью инфографики.

Теоретической и методологической основой проектной работы послужили труды ведущих зарубежных и отечественных авторов, теоретиков и практиков, периодическая литература по исследуемой проблеме. Существенную помощь в подготовке проекта оказало использование информационных ресурсов всемирной глобальной сети Internet (специализированных сайтов созданию комиксов).

Методы исследования: теоретические и эмпирические.

Проект состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложений.

Практическая значимость проекта: создание брошюры с использованием инфографики по теме «Государственный бюджет» в 11-м классе. Он может быть использован на уроках обществознания и экономики в очном, а также заочном режимах обучения.

Теоретическая значимость проекта: получение аналитических данных различия восприятия читателем учебного материала с наличием и отсутствием графической составляющей.

Продукт проекта: брошюра с использованием инфографики по теме «Государственный бюджет» для 11-го класса.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «ИНФОГРАФИКА», ЭТАПЫ ЕЕ СОЗДАНИЯ


1.1 Понятие «инфографика». Применение комиксов в сфере образования



Как известно, человеческий мозг устроен таким образом, что большая часть обрабатываемой им внешней информации, так или иначе, имеет визуальный характер. Проще говоря, окружающий нас мир мы более чем на 90 % воспринимаем глазами, и остальные органы чувств играют лишь вспомогательную роль.

Визуализация информации ориентируется на современное поколение, которое в большинстве своем характеризуется неспособностью воспринимать классические кинофильмы, музыку, литературу - все, что требует сосредоточенности и умения делать выводы и анализировать. Огромное количество людей «сидит» на рекламе, читает урывками, слушает музыку в авто. Они привыкли получать информацию пульсами и фокусироваться не на идеях, а на отдельных вспышках и образах. Поэтому главной формой изложения для них стал именно клип, ни к чему не обязывающая последовательность моментальных снимков. У них сформировалось «клиповое сознание».

Устоявшегося определения «клиповому сознанию» еще не дано. В основном, под этим термином понимается привычка воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа (отсюда и название), теленовости, инфографики, либо в любом другом виде, позволяющем такое восприятие. Главное требование к «клипу» - краткость и красочность его фрагментов.

Современное общество живет в мире компьютерных технологий. С появлением интернета на людей обрушилось огромное количество различной информации. Одновременно с этим процесс размеренного чтения сменился быстрым поверхностным прочтением и поиском главной информации. Текстовая информация, представляющая собой длинный сплошной текст, делится на абзацы, имеет в себе различные элементы выделения, такие как шрифт, цвет, линии, абзацы и прочее, но все равно уступает визуальной информации. Вследствие этого появилась целая новая наука, изучающая правильную графическую подачу информации [8].

Инфографика – графический способ передачи и группировки информации, целью которого является доступное, быстрое и четкое преподношение информации читателю. Инфографика является наиболее наглядной, чем многие другие средства визуализации. Наиболее распространённые элементы инфографики: мемы, таймлайны, таблицы, схемы, графики, диаграммы и комиксы.

В современном мире инфографика очень часто присутствует в просветительской деятельности. Интернет полон различных обучающих графических пособий, схем и комиксов. Очень часто применяется инфографика и в образовании. Например, схемы, иллюстрации, графики, диаграммы на страницах учебников являются инфографикой [8].

Инфографика - это особое умение лаконично сочетать большой объем информации, чисел и визуальных образов. Это работа не только с текстом, но и с его шрифтом, не просто сбор данных, но их анализ и обработка, и конечно же, работа с графическими изображениями. Грамотный перевод большого объема данных в визуальный образ часто является ярким дополнением к статье в журнале или газете.

Основной целью инфографики является совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации в простых образах, а также передача данных в компактном и интересном сообщении, которое выглядит привлекательнее, в сравнении с обычным текстом.

В современных условиях изменения подходов к образованию, с появлением новых технологий и новых форм обучения возникает острая необходимость в новых формах представления информации. Помимо, уже привычных нам, таблиц, схем, диаграмм, таймлайнов, в просветительской деятельности довольно часто стали применять комиксы [12]. Существует большое количество образовательных комиксов, в которых содержится вся нужная, адаптированная для обучения, литература. Подобная практика уже проводится в ряде многих стран: в Соединенных штатах Америки, Великобритании, Японии и во многих странах Европы [9].

Согласно Толковому словарю С.И.Ожегова «Комикс – небольшая, наполненная иллюстрациями книжка лёгкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями» [4].

Комикс – изображения, умещенные на определенном формате и сопоставленные в заранее продуманном порядке в пространстве. Графические и прочие изображения, призванные передать информацию и/или вызвать у зрителя эстетический отклик. У комикса, как у рисованной истории, есть свои подтипы:

Графический роман - роман, издающийся в графическом варианте, в котором основой передачи сюжета является рисунок, а не текст.

Стрип - это комиксы, представляющие собой ленту из двух-четырёх кадров, выстроенных в ряд. Обычно расположены горизонтально, но также могут быть представлены в виде вертикальной полосы или квадрата.

Манга - японские комиксы.

Веб-комикс - это комикс, опубликованный в сети интернет.

Комикс всегда был историей в картинках. Наскальная живопись, живопись в древнеегипетских гробницах, французский гобелен из Байё, русское лубочное искусство – всё это можно назвать прародителями современного комикса. Хотя тогда комикс еще был летописью. Художники старались отразить сам факт какого-то события, а не свое мнение относительно его. От всех своих прародителей комикс вобрал в себя наиболее яркие, запоминающиеся и полезные инструменты. Различные визуальные образы позволяют погружать читателя в повествование, они знакомят его с миром, в котором существуют герои комикса и через детали позволяют автору рассказать больше о персонажах, не перегружая читателя слишком обширными описаниями. В современном мире многие воспринимают комиксы только как развлечение, хотя изначально они имели просветительскую функцию, например, в XVI-XVII веках в Валенсии и Барселоне начали продавали картинки на религиозную тематику, рассказывающие простым людям истории из жизни святых. Так же продавали и светские истории, но их было гораздо меньше [5]. Мнение о комиксе как о произведении массовой развлекательной индустрии стало складываться в XX веке в период, называемый Золотым веком американских комиксов [7]. Именно тогда появился самый известный супергерой всех времён и народов — Супермен.



1.2 Этапы создания инфографики и требования при её проектировании


Инфографика, по-настоящему красива, когда она перестает быть просто каналом обмена информацией и предлагает некую новинку: новый взгляд на данные или формат, который разжигает в читателях искру интереса и приводит к новому уровню понимания [2].

Сегодня удачно восприятие разных форматов инфографики (графики, диаграммы), поэтому информационные сообщения стали более доступны и эффективны по воздействию, но по большей части они уже не обладают способностью удивлять человека.  Ключ к успеху любого визуального сообщения, красивое оно или нет, является предоставление доступа к информации таким образом, что пользователь может получить знания. Наиболее важным фактором, определяющим конструкцию визуального образа и успех самого проекта, являются сами данные [1].

Существует несколько правил, которые используются при создании инфографики. Но есть два принципа, которые являются наиболее важными. Первый принцип определяет необходимость строгого определения объекта, для которого предназначено сообщение. Второй принцип говорит о контексте использования. Пристальное внимание к этим двум принципам, помимо самих данных, поможет создать эффективную визуализацию данных.

Спектр применения инфографики достаточно широк, чтобы вывести наиболее общие правила визуализации данных, обратимся к инфографике в печатных изданиях и сети Интернет.

Есть три главные ступени для создания успешной инфографики в печати и в сети Интернет:

  1. четко понимать, что за тип информации будет представлен: пространственный, хронологический, количественный или смешанные комбинации;

  2. представлять себе соответствующий образ информации как единого целого, то есть гораздо больше, чем совокупность карт, схем, чертежей и диаграмм;

  3. выбрать нужный тип презентации - статический, динамический или интерактивный [13].

Начальные этапы создания инфографики для печатных СМИ и Интернета практически одинаковы:

1 этап - выбор темы. Ее основные свойства - востребованность и актуальность. Стоит принять во внимание, что «графике очень легко отображать существующее в реальности, значительно труднее перенести в визуальную плоскость отвлеченные понятия и почти невозможно - мнения и комментарии» [2].

2 этап - сбор информации. Здесь все напрямую зависит от темы. Например, если это авария, то нужно собрать всю доступную информацию, фотографии, экспертизы, свидетельства. В зависимости от того, как авария будет изображена, могут потребоваться карты местности.

3 этап - систематизация. Он является наиболее сложным и включает организацию собранной информации и создание плана ее презентации. Сюда входит:

  1. классификация информации по типу

  2. выбор тематики действия:

а) инструктивная тематика: пошаговая инструкция как происходили события или как происходит работа чего-либо.

б) исследовательская тематика: смысл выявляется активным изучением проблемы, истории, действия.

в) имитационная тематика: имитация реальных явлений для более
точного представления идеи.

г) коммуникативная тактика: дискуссии и дебаты как путь более точно понять и представить идею.

д) творческая тактика: создание новых форм и подходов к изучению и представлению информации.

3разделение информации на важные части по: местности, алфавиту, времени, категории, иерархии.

4 этап - эскиз (для печатной инфографики) и раскадровка (для интернет-инфографики). Степень детализации в эскизах или раскадровке зависит от глубины проработки темы.

Эскиз - основной вспомогательный инструмент, которым дизайнеры пользуются, чтобы запечатлеть свойства настроения, атмосферы и голоса. Это помогает подойти к вопросу со всех сторон, определить характер дизайна и установить, какие элементы нужны для его создания. Сам процесс составления эскиза может занять меньше часа, но сбор материала для него при работе над некоторыми проектами может растянуться на недели.

Создание эскиза невозможно без определенных навыков. Существуют определенные понятия, такие как форма, пространство, композиция, цвет и другие, которые дизайнер должен знать и уметь правильно с ними работать.

5 этап - планирование и работа над графикой (создание основного и второстепенных объектов). В печатных СМИ основной объект - это центральное изображение. Оно должно привлекать внимание читателя. В интернет-проекте принцип организации немного иной, так как порядок представления информации следует по принципам цифровой презентации, где позиция того или иного аргумента зависит не от размера элемента, а от его положения в цепи кадров. При линейной последовательности второстепенная информация дается в связи с основным объектом, тогда как при нелинейной - образуются тематические группы или врезки [14].

Красивая инфографика имеет четкую цель - передать сообщение или определенную точку зрения на информацию, которую она призвана донести. Доступ к этой информации должен быть максимально прост [11].

Постер, содержащий инфографику, не должен быть перегружен. Ввод вспомогательной информации на странице может привести к передаче дополнительной информации для читателя. Но следует помнить, что ненужные данные - шум. Если это не помогает, вероятно, это может помешать.

Вывод по 1 главе. Графический способ передачи и группировки информации, целью которого является доступное, быстрое и четкое преподношение информации читателю называется инфографика. Она является наиболее наглядной, чем многие другие средства визуализации. Одним из наиболее распространённых элементов инфографики является комикс.























ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОГРАФИКИ НА УРОКАХ


2.1 Проведение опроса среди старшеклассников о применении инфографики на уроках, анализ полученных данных


Для получения достоверной информации для проекта был составлен опрос. Целью было получение достоверной информации о том, знают ли люди, что такое инфографика и что она изучает. В состав анкеты входит десять несложных вопросов, с помощью которых можно сделать выводы: знают ли люди о такой науке, как инфографика; знакомы ли они с таким видом графической передачи информации, как комикс; в каком виде информация воспринимается лучше, графическом или текстовом.

Опрос проводился с помощью он-лайн анкетирования. В данном опросе приняли участие 30 человек. Большинство отвечающих 27 человек (87%) являются школьниками от 16-18 лет, а также 13% - это выпускники школы прошлых лет, возраст которых от 19 до 25 лет.

На вопрос «Вам когда-нибудь приходилось сталкиваться с комиксами в повседневной жизни?». Подавляющее большинство опрошенных ответило положительно 26 человек (86%), ответы «нет» и «не знаю» дали равное количество опрашиваемых по 2 человека (или по 7%) (Рис.1).

Далее был задан вопрос «Как Вам удобнее воспринимать информацию: в виде текста или в виде графического изображения?» Большинство опрашиваемых считает, что им удобнее воспринимать информацию в виде графического изображения – так ответили 83% респондентов (Рис.2).

К предыдущему вопросу был задан дополняющий вопрос «Как Вы считаете, какая информация легче запоминается: информация, представленная в виде изображения или информация, данная в виде текста?». Полученные данные представлены в круговой диаграмме (Рис.3). Из полученных данных можно сделать вывод, что подавляющее большинство 29 человек, то есть 97 % ответивших дали ответ, что информация, данная в виде изображения, запоминается легче по сравнению с текстовой информацией.


Рис.1. Приходилось ли Вам сталкиваться с комиксами?

Рис.2. Как Вам удобнее воспринимать информацию

Вопрос «Знаете ли Вы, что такое инфографика?» разделил респондентов практически на две части: ответ «да» - 43%, при этом чуть больше половины -57% опрошенных не знакомы с этим термином.


Рис. 3. Какая информация запоминается легче?

На следующий вопрос «Читаете ли Вы комиксы?» чуть больше трети или 12 опрашиваемых дали ответ «Иногда могу почитать», 11 человек дали ответ «Да» и 7 оставшихся респондентов дали ответ «Нет». (Рис.4)

Рис.4. Читаете ли Вы комиксы?

Далее был задан вопрос об обучении в школе «Вам тяжело дается/давалась школьная программа по предметам «обществознание» и «экономика» как в очном обучении , так и во время проведения дистанционного обучения?». На данный вопрос большинство опрашиваемых дали ответы «Нет» и «Затрудняюсь ответить» (43% и 40%), 13% дали ответ «Да», Затруднились ответить -4% (Рис.5).





Рис.5. Вам тяжело давалась школьная программа

Был предложен вопрос «Как Вы думаете, легче ли Вам было бы изучать школьную программу во время дистанционного обучения, если бы она была дана в виде графических изображений?». Больше половины респондентов сказали «Да» - 57%, сомневающихся оказалось третья часть ,они ответили «Не знаю» - 30%, «Затрудняюсь ответить» - 10%, нашлись и те респонденты, которые дали утвердительное «нет»- 3% респондентов.

Результаты дополняющего вопроса «Вы когда-нибудь читали комиксы не для удовольствия, а с целью получения какой-либо полезной информации?» показали, что 50% , то есть половина респондентов не читали комиксы для получения с их помощью полезной информации (Рис.6).

Рис.6 Вы читали комиксы ради получения полезной информации

Исходя из данных, полученных в ходе проведения опроса, можно сделать вывод, что большинство людей не знают, что такое Инфографика и что она изучает. Так же большинство опрошенных являются учениками школ и считают, что в обучения им легче будет воспринимать информацию, данную в виде графического изображения, возможно, комикса.



2.2 Проведение эксперимента по проведению урока с применением инфографики, анализ полученных данных.


Для проведения эксперимента был выбран блок Экономика обществоведческого курса, уроки в старших классах. Основные разделы, изучаемые на уроках экономики в одиннадцатом классе.

Учебная программа по экономике для одиннадцатого класса составляется на основе федерального государственного стандарта среднего общего образования по экономике. В общеобразовательной школе №140 базовый курс по экономике ученики изучают с помощью авторской программы И.В. Липсица «Экономика». Издательство: Вита-Пресс, 2015г. Москва. Данное учебное пособие рекомендовано Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Содержание среднего общего образования на базовом уровне по экономике представляет собой комплекс знаний по экономике, являющийся необходимым минимумом для современного гражданина РФ. Он включает в себя общие представления об экономике, как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки и умения, необходимые для социализации в экономической сфере. Рабочая программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, а также, на формирование у школьников общих, но цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Учебник содержит вводный курс основ микро- и макроэкономики для учащихся общеобразовательных школ. Учебное пособие содержит в себе шестнадцать глав и тридцать девять параграфов. В учебнике доходчиво раскрыта хозяйственная жизнь общества, логика экономических процессов, а также, причины различных проблем с которыми могут сталкиваться многие граждане Российской федерации.

Одной из изучаемых тем является «Роль государства в экономике. Бюджет государства».

Основные аспекты, изучаемые на данном уроке:

  • Экономическая политика государства

  • общие экономические цели государства в рыночной экономике

  • Экономические функции государства

  • Государственный бюджет

  • Важнейшие части государственного бюджета

  • Источники доходной и расходной части государственного бюджета

  • Государственный долг (внешний и внутренний)

  • Внешние и внутренние источники погашения долга

Для получения достоверной информации для анализа и подтверждения гипотезы был составлен вводный опрос. Целью этого опроса было получение достоверной информации о том, насколько хорошо ученики 11 класса знают тему «Государственный бюджет».

Для проведения эксперимента был создан мини-комикс на тему «Государственный бюджет» (Приложение№1). В представленном пособии с элементами инфографики содержится десять страниц, раскрывающих представленную тему. После проведения опроса учащимся 11 класса был представлен для изучения данный материал. Спустя некоторое время был повторно проведен опрос по теме «Государственный бюджет».

При сравнении результатов двух этих тестов было выяснено, что результаты второго теста были лучше по уровню знаний (Табл.1).

Таблица 1 Сравнительный анализ полученных данных об уровне знаний по теме «Государственный бюджет».

Вопрос

% правильных ответов ДО внедрения методического материала

% правильных ответов ПОСЛЕ внедрения методического материала

Что такое государственный бюджет?

87

95

Что такое бюджетный процесс?

70

90

Как формируется государственный бюджет?

46

69

Какие существуют требования к государственному бюджету?

42

73

Какие общественные задачи решает государственный бюджет?

87

94

Из каких частей состоит государственный бюджет?

80

97

Из чего складывается бюджет государства?

80

87

При анализе ответов на данные опросы был сделан вывод, что большинство опрашиваемых лучше поняли тему, представленную в формате инфографики. На вопрос «Как Вы думаете, почему во-второй раз Ваши результаты теста были выше?» большинство участников опроса пришли к выводу, что им тяжело полностью, досконально разобраться в теме без помощи учителя, поэтому комикс является неплохим учебным пособием во время самообучения.. Многие так же отметили, что им было легче запоминать информацию, данную в виде графического изображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сказать, что инфографика – приемлемый вспомогательный способ обучения. В настоящее время, в мире развитых информационных технологий, процесс размеренного чтения сменился быстрым поверхностным прочтением и поиском главной информации. Учебный материал с использованием инфографики, как раз, и является нужной формой для правильной передачи информации, поскольку он уже структурирован и в нем уже содержится только главная суть текста.

Изучение предметов в школьной программе проходит наиболее эффективно с применением различных визуальных форм представления информации. При этом одной из проблем является то, что учебные пособия для старших классов с представленной информацией в виде рисунков, инфографики отсутствуют, либо представлены в незначительном количестве.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что материал, созданный в с использованием инфографики, воспринимается читателями лучше, чем тот же материал, но без графической составляющей, была поставлена цель – создание учебного пособия по теме «Государственный бюджет» для одиннадцатого класса.

Для достижения цели были выполнены следующие задачи: рассмотрена программа изучения экономики в одиннадцатом классе; изучен теоретический материал по понятию «инфографика», «комикс»; проведено исследование о восприятии обычного учебного материала и его аналога, представленного в рисунке; проанализированы полученные данные; создано учебное пособие для уроков экономики с применением инфографики.

Практическая значимость проекта: создание комикса по теме «Государственный бюджет», который может быть использован на уроках экономики, обществознания в очном, а также заочном режимах обучения.

Таким образом, цель проекта была достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лаптев, В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику / Владимир Лаптев. - СПб.: Эйдос, 2012. - 180 с.

  2. Некляев, С.Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики. Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Медиа-Мир, 2008. - 248 с.

  3. Толковый словарь С.И. Ожегова он-лайн - https://slovarozhegova.ru/ дата доступа -12.12.20

  4. Учебно-методическое пособие для 10-11 классов «Экономика». И.В.Липсиц. Издательство «Вита пресс» Москва 2007.

  5. Фред Ван Ленте и Райан Данлеви История комиксов. -Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2015

  6. Сайт -https://ast.ru/news/nnn-m09-y18-istoriya-komiksov/ дата доступа 10.11.20

  7. Сайт - https://stoneforest.ru/look/culture/otkuda-poshli-komiksy/ дата доступа 15.10.20

  8. Сайт https://www.meteor-city.top/infographika-v-obrazovanii дата доступа 15.10.20

  9. Сайт-https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/infografika_v_obrazovanii_205540.html дата доступа 01.12.20

  10. Сайт https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/16418/1/itpp_2011_055.pdf -дата доступа 15.10.20

  11. Сайт https://ynpress.com/archives/77122 дата доступа 18.11.20

  12. Сайт https://comics.com.ua/node/852 дата доступа 18.11.20

  13. Сайт https://e-koncept.ru/2013/53454.html дата доступа 01.12.20

  14. Сайт http://www.cultin.ru/books-obrazovatelnye-komiksy дата доступа 02.01.21




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Макет учебного пособия






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!