СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Тема: «Интересные факты о пчелах»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Тема проекта: Интересные факты о пчелах.
  2. Цели проекта: узнать больше о пчелах, об укладе их жизни, особенностях поведения.
  3. Задачи проекта:

- изучить особенности поведения пчел;

- узнать об укладе жизни пчел;

- выяснить ,все ли пчелы одинаковые ;

- узнать неизвестные факты о пчелах;

  1. Актуальность выбранной темы:Пчеловодством в нашей семье занимаются из поколения в поколение. В 2018 году мой  дедушка занял 1 место по Шекснинскому району по качеству меда.
  2. Гипотеза проекта: что,если не все пчелы одинаковые, у них хорошо организован совместный труд, и они умеют различать своих и чужих?
  3. Тип проекта: познавательно-творческий.
  4. ФИО руководителя проекта: Гладилова Людмила Юрьевна

список участников проекта: Кузин Максим Александрович.

  1. Методы и средства реализации проекта:

Изучение информации из различных источников: научно-популярная,                        справочная, энциклопедическая и учебная литература.

  1. Список источников информации :

-Виноградов В. П., Нуждин А. С., Розов С. А. Основы пчеловодства. — Колос, 1966.

-Н.Н. Зарецкий «Уход за пчёлами».

-Информационные материалы Интернет-ресурса.

-Миньков С. Г., Плотников И. С. Справочник пчеловода. — 3-е дополн. иперераб. — Алма-Ата: Кайнар

-В. М.Николаевский «Справочник по пчеловодству»

Просмотр содержимого документа
«Проект Тема: «Интересные факты о пчелах»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №33"









Проект



Тема: «Интересные факты о пчелах»













Выполнил: Кузин М. А.

ученик 9 «В» класса

Руководитель: Гладилова Л.Ю.

Учитель биологии







г. Череповец

2020



Содержание



Паспорт……………………………………………………………..3

Введение……………………………………………………………4

1.Пчелиный дом……………………………………………………5

2.Пчелиные разговоры и танцы………….………………………..8

3.Пчелы и предсказание погоды………………………..………...11

4.Удивительные факты о пчелах …………………………………11

Заключение…………………………………………………………14

Вывод……………………………………………………………….14

Литература………………………………………………………….16



























ПАСПОРТ ПРОЕКТА


  1. Тема проекта: Интересные факты о пчелах.

  2. Цели проекта: узнать больше о пчелах, об укладе их жизни, особенностях поведения.

  3. Задачи проекта:

- изучить особенности поведения пчел;

- узнать об укладе жизни пчел;

- выяснить ,все ли пчелы одинаковые ;

- узнать неизвестные факты о пчелах;

  1. Актуальность выбранной темы: Пчеловодством в нашей семье занимаются из поколения в поколение. В 2018 году мой дедушка занял 1 место по Шекснинскому району по качеству меда.

  2. Гипотеза проекта: что, если не все пчелы одинаковые, у них хорошо организован совместный труд, и они умеют различать своих и чужих?

  3. Тип проекта: познавательно-творческий.

  4. ФИО руководителя проекта: Гладилова Людмила Юрьевна

список участников проекта: Кузин Максим Александрович.

  1. Методы и средства реализации проекта:

Изучение информации из различных источников: научно-популярная, справочная, энциклопедическая и учебная литература.

  1. Список источников информации :

-Виноградов В. П., Нуждин А. С., Розов С. А. Основы пчеловодства. — Колос, 1966.

-Н.Н. Зарецкий «Уход за пчёлами».

-Информационные материалы Интернет-ресурса.

-Миньков С. Г., Плотников И. С. Справочник пчеловода. — 3-е дополн. и перераб. — Алма-Ата: Кайнар

-В. М.Николаевский «Справочник по пчеловодству»













Введение

Пчела прекрасна.
Она несет пучок солнца на спине.
И оплодотворение цветку нарцисса.
Она поет только об исполненном...
И все, к чему она прикасается, расцветает!

Гелуэй Киннелл

О пчелах и их продуктах много веков писали великие умы и большие таланты. Пчела несет в себе тайну, тайну Природы. Аристотель, древнегреческий мыслитель, называет мед "слезою звездной", дождем, выпавшим на землю, чтобы сделать жизнь людей чуточку слаще. Продукты пчеловодства изучаются учеными и до сих пор до конца не изучены. Древние всегда считали мед пищей богов, небесным нектаром, а пчел - символом бессмертия. Многие царственные особы украшали свои гербы изображением пчел.

Ученые считают, что пчела на Земле появилась на 50-60 тыс. лет ранее человека. В Испании, в горах рядом с Валенсии был обнаружен наскальный рисунок безвестного художника древности . Пчел всегда считали большой загадкой и стремились к их обожествлению: древние греки и римляне считали, что пчела - дочь Солнца; славяне всегда считали мед Божьим даром. Известно, что в древние времена в Палестине процветало пчеловодство, причём множество пчелиных роёв обитало на скалах: в жаркие дни вытопившийся из сотов (восковых построек пчел из шестигранных ячеек) мёд стекал по камням вниз, и оттого эти места получили поэтическое название «земля, где текут молоко и мёд».

О том, что пчелиные гнёзда — ценная добыча, люди знали уже в каменном веке. Поэтому они усердно охотились за ними, чтобы добыть мёд и воск, хотя это было делом опасным и трудным. Пчёлы могли изжалить сборщиков до смерти, когда они из расщелин скал или дупел высоких деревьев вырезали соты с воском и мёдом. То, что в древности наши предки собирали мёд, подтверждают древние наскальные рисунки. На стене изображён человек, вынимающий соты из пчелиного гнезда

Издревле занимались пчеловодством и на Руси. Называлось это бортничеством, а бортью назывался улей в дупле. В 17 – 18 веках бортник сдавал воск в церковь и ему отпускали грехи. Воск приравнивали к золоту.

Современное пчеловодство связано с тремя открытиями:

1) В 1815 году украинский пчеловод П.И. Прокопович изобрел разборный рамочный улей. В результате пчеловоды получили возможность осматривать и переставлять соты, воздействовать на пчелиную семью.

2) Немецкий пчеловод Меринг, наблюдая за строительством сотов в улье, заметил, что пчелы сначала строят из воска полоску для донышек с ячеек, а затем уже надстраивают стенки ячеек. Это навело на мысль давать пчелам готовые тонкие листки из воска с выгравированными на них шестиугольными донышками ячеек.

3) В 1865 году чешский пчеловод Грушка изобрел медогонку, которая дала возможность извлекать мед из сотов, не повреждая их.

В настоящее время с пчеловодством тесно связаны такие науки, как химия и медицина. Пчела не только дарит человеку самый сладкий продукт природы – мед, помогает решать экологические проблемы, но и дает возможность его любознательному и пытливому уму проникнуть в увлекательные тайны ее жизни. Люди тысячелетиями наблюдают жизнь пчел и не устают восхищаться свойственным им трудолюбием, самоотверженностью при обороне своих семей, запасливостью, совершенным качеством создаваемых продуктов.

1.Пчелиный дом

Все медоносные пчёлы живут большими семьями, общинами, сообществами, поэтому их называют общественными насекомыми. Пчелиная семья, согласно образному определению пчеловода П.И. Прокоповича, «самодействующая фабрика». В каждой семье есть родители и дети. Гармоничная семья состоит из:

- мамы (единственной полноценной самки),

- десятков тысяч рабочих пчел детей (медоносных пчёл),

- сотен трутней - пап.

Матка предназначена для откладывания яиц. Из оплодотворённых яиц развиваются рабочие пчёлы, а из неоплодотворённых – трутни. Матку легко отличить по внешнему виду от рабочих пчёл: она длиннее и больше их. В нормальной пчелиной семье матка одна.

От рабочих пчёл матка отличается и размером и внешним видом. Она намного больше рабочих пчёл - 2,0-2,5 см. У неё удлинённое брюшко, наполовину прикрытое крыльями. Молодые матки очень подвижны, взрослые – медлительны.

В пчелиной семье может жить и работать только одна матка. При появлении в семье второй матки, они вступают в схватку друг с другом, которая кончается смертью одной из них.

Пчелиная матка – главный член пчелиного клана, единственное существо, без которого жизнь целой семьи становится бессмысленной и бесполезной. И, как правило, смерть матки влечет за собой гибель всей колонии. Матка же, в свою очередь, не может заботиться ни о себе, ни о своем потомстве. Она не умеет добывать и заготавливать корм, строить соты, охранять улей, она не приспособлена ни к чему кроме «деторождения». Таким образом, ни пчелиное общество, ни сама матка существовать автономно друг от друга не могут.

Матка откладывает яички, из которых развиваются и рабочие пчёлы, и трутни, и новые матки. Если пчёлы усиленно кормят матку, она откладывает большое количество яичек. Пчелиная матка способна откладывать летом до 2000 яиц в сутки, а матка-рекордистка - до 3500 яиц, общий вес которых почти вдвое больше ее собственного.

Матка несёт яйца двух родов: оплодотворённые, из которых развиваются исключительно женские особи (рабочие пчёлы и матки), и не оплодотворённые, из которых развиваются только трутни.

Матка через 5-7 дней после рождения вылетает из улья, делая первые облёты. Затем матка продолжает вылетать до тех пор, пока она не встретится с трутнем в воздухе.

В каждую ячейку соты она откладывает только по одному яичку. Прежде чем отложить яичко проверяет, достаточно ли ячейка подготовлена (в грязные ячейки матка никогда яичек не откладывает).

Живут матки до 5 лет, но хорошими несушками они бывают только

первые два года жизни.

Матка источает специальные вещества – феромоны, по которым пчелы безошибочно определяют принадлежность тех или иных особей к своему клану. Этот аромат хорошо известен каждому члену семьи. Пчел, которые пахнут по-другому, никогда не пропустят в улей.

Рабочие пчёлы – составляют основную часть пчелиной семьи. Все многочисленные работы в улье выполняют рабочие пчёлы. Они чистят, охраняют и вентилируют гнездо, строят соты, выкармливают расплод, собирают нектар и пыльцу, перерабатывают их в мёд и пергу и складывают в запас, поддерживают в гнезде необходимую температуру и влажность воздуха, приносят в улей воду, прополис (пчелиный клей), которым замазывают все щели в улье.

Трутни – пчелиные самцы, предназначены для оплодотворения самки, сбором меда они не занимаются. Трутня легко отличить от рабочей пчелы: он значительно большего размера.

Пчелы самцы называются трутнями. Это настоящие бездельники. От рабочих пчел они отличаются крупными размерами и мощными крыльями, у них отличное зрение. Основное и единственное их предназначение – оплодотворение самок. У трутней для работы нет никаких данных: ни густой опушки, ни корзиночек на ногах, их челюсти слабы, хоботок короток. Трутни ленивы настолько, что сами не едят. Их кормят рабочие пчёлы, они ничего не могут: ни строить, ни охранять, ни собирать нектар. Трутни абсолютно безобидны – у них нет жала. Изолированные от пчел, они гибнут через сутки.

Большую часть своей жизни трутни проводят в улье на сотах. В солнечные дни они вылетают на прогулки. Ориентируются они неплохо, поскольку имеют очень большие глаза. Трутни выводятся только тогда, когда семья вдоволь обеспечена едой, а пыльцы поступает в улей больше, чем необходимо. Когда матка отправляется в свой брачный полет, все трутни устремляется за ней. В воздухе они окружают самку очень плотным клубком, охраняя ее от птиц, отдавая свою жизнь за неё. Поэтому пчелиная семья воспитывает их побольше.

В середине лета, когда корма становится меньше, трутни становятся обузой. Рабочие пчёлы начинают их кусать, щипать, тянут к выходу. Но в конце лета трутней выталкивают за порог, и беспомощные они гибнут у входа в улей.

В пчелиной семье каждый выполняет свою работу, необходимую для всей семьи. Работа не прекращается ни днем, ни ночью, не затихает ни на минуту.

В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу, в дуплах деревьев. Постепенно люди стали разводить пчёл вблизи жилья на специальных участках – пасеках. На пасеках медоносные пчелы живут в ульях - домах для пчелиных семей, сделанных людьми. В пчелином улье проходит жизнь пчел, в нем они строят свое гнездо.

В гнезде пчелы поддерживают необходимую температуру и определенную влажность. Пчелиный улей должен надежно защищать гнездо пчел от всех неблагоприятных погодных условий, а также от врагов пчел - мышей, птиц, муравьев и других. Улей должен обеспечивать пчелиную семью пространством для ее роста и местом для накопления больших запасов кормов, а это значит, что гнездо семьи в пчелином улье должно иметь возможность увеличиваться и уменьшаться в зависимости от времени года и потребности.

Всего в улье 60 000 – 120 000 пчел. У пчел много врагов и нахлебников,поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент броситься на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.

На пасеке пчёлы живут в деревянных жилищах — ульях. Дикие пчёлы селятся в дуплах деревьев.

Но из чего бы, не был пчелиный дом, пчёлы сразу начинают строить в нем соты. Если пасечник устанавливает в улье специальные рамки, пчёлы принимают их за основу, если нет — строят их сами.

Каждый сот состоит из нескольких тысяч, расположенных параллельными рядами, шестигранных ячеек.

Пчелы - отличные «математики». Они изобрели самую совершенную геометрическую форму сот - шестигранник с трехгранной пирамидой из опрокинутых ромбиков на ее дне, что обеспечило наивысшую прочность этих хрупких восковых строений и исключительную экономию места. Тупые углы ромбиков всегда равны 109 градусам 28 минутам, а острые — 70 градусам 31 минуте.

Строительный материал ячеек — воск. Он образуется в складках брюшка пчелы и выделяется наружу в виде тонких пластинок. Пчёлы подхватывает их лапками, сминают челюстями и прилепляют полученный комочек воска на место постройки.

2. Пчелиные разговоры и танцы

Танец для пчел является методом коммуникации. Таким способом они сообщают друг другу определенную информацию. Существует несколько разновидностей танца пчел. Каждый имеет свои особенности и значение. Пчелы воспринимают пространство особым образом, что отражается и на системе сигналов.

Пчела-разведчица, находит много пищи, возвращается домой и начинает «танцевать» — выполняя особые движений. Другие пчёлы наблюдают за ней и понимают где находиться место сбора нектара. Пчела-разведчица заранее метит это место ароматом из особой железы.

Круговой танец – сигнал о том, что источник нектара или пыльцы находится в радиусе 5-100м от улья. Более сложным виляющим танцем пчела сообщает о том, что медоносы растут на расстоянии более 100м от улья, а также указывает им направление полета. Темп танца зависит от расстояния до источника корма: чем оно больше, тем медленнее движется пчела.

Еще в древности, пчеловоды обратили внимание на загадочные движения некоторых пчел на прилетных досках и передней стенке улья во время интенсивного медосбора. Не зная как еще объяснить подобные «танцы» пчел, пчеловоды приписывали их к проявлению радости пчел от обилия нектара в природе.

И действительно, нельзя было без умиления смотреть на то, как некоторые пчелы бегали по замысловатым траекториям, описывали восьмерки, жужжа при этом с разной тональностью. Тем более умиляло то, что такую «радующуюся» пчелу всегда сопровождал десяток или более других рабочих пчел, которые также как бы радовались вместе с нею. Пчеловоды кивали головами, глядя на эти «пчелиные танцы» и говорили, что, наконец, то семья занялась настоящим делом, которого они от нее, собственно и ждали.

Подобную радость пчел через «танцы», во время медосбора, замечали также и на поверхности сотов, внутри гнезда. И если пчеловоды объясняли подобное поведение пчел радостью, то ученые попытались по-своему объяснить такое поведение пчел.

Первым, кто заинтересовался подобным поведением пчел, еще в 1788 году, был ученый Эрнст Спитцер, который также первым объяснил подобные "танцы" пчел их методом общения между собой, через особый «язык танцев». Позднее, многие ученые занимались расшифровкой языка пчел и значительно продвинулись в этом направлении.

Так было установлено, что подобные "танцы", во время медосбора, направлены исключительно на мобилизацию всего населения улья на интенсивный сбор нектара и пыльцы с медоносных растений. Например, было установлено, что круговой "танец" пчелы - разведчицы означает, что до нектароносных растений не более 100 метров. Если пчела внезапно останавливалась и пересекала описанный ею круг по прямой линии, то эта линия указывала направление на источник нектара по отношению к Солнцу. Описываемая танцующей пчелой восьмерка, говорила остальным пчелам, что лететь до нужных им растений достаточно далеко. Активность и энергичность танцующей пчелы, говорит об обилии нектара и пыльцы и их близости, в указанных ей направлениях.

И напротив, вялое и неторопливое движение пчел – разведчиц говорит, что лететь за кормом придется долго и далеко.

Это удалось сделать датскому исследователю А. Миххельсону в 1990 году, который сумел создать миниатюрных пчел – роботов с дистанционным управлением, с помощью которых были сымитированы сигнальные танцы пчел - разведчиц непосредственно в центре гнезда пчел на поверхностях соты. И все 11 корреляций "танцев" пчел - разведчиц были успешно подтверждены.

Позже, ряд исследований других ученых позволили сделать выводы и о тональной составляющей звуков, которые издает пчела – разведчица во время своего "танца". Обнаружилась прямая связь силы и тональности сигналов с расстоянием до источников корма. Причем пчелой - разведчицей указывались все обнаруженные ею источники корма и расстояния до них, которые ей удалось обнаружить во время своего первого разведывательного полета. Через издаваемые ею звуки, сочетаемые с "танцами" и виляниями брюшком, пчела - разведчица предавала полную карту местности, которую она исследовала и координаты медоносных растений на этой карте. Следующие «по пятам» за пчелой - разведчицей по соте несколько (5 - 6) пчел, повторяют все ее движения, запоминая тем самым указанную ею карту и затем вылетают из улья для проверки полученных «данных». Вернувшись назад в улей с нектаром и пыльцой, эти пчелы подтверждают информацию, полученную ими от пчелы – разведчицы об источниках корма, и далее, через такие же "танцы", сообщают координаты самого богатого кормом источнике остальным рабочим пчелам. При этом, принесенный ими нектар раздается ими всем следующими за ними в их "танце" пчелам, чтобы те запомнили запах медоносных растений, к которым им предстоит лететь.

В конечном итоге, такое многократное подтверждение о существовании богатых источников корма, мобилизует всех остальных рабочих пчел семьи (кроме занятых работами внутри улья) на сбор нектара и пыльцы. Таким образом, происходит мобилизация пчел на сбор запасов корма и их массовый вылет пчел в поле к источникам корма.

Подобная, массовая мобилизация пчел происходит и при размножении (делении) основной семьи на две или больше, что на языке пчеловодов называется "роением" пчел.

И в этом случае, «язык танца» пчел – разведчиц, сообщает остальным членам семьи, что найдено новое жилище для отделяемой от основной, части семьи. Происходит неоднократное подтверждение, через "танцы", о пригодности нового жилища, расстояния до него и точное наикратчайшее направление полета.





3.Пчёлы и предсказание погоды

Тело пчёл покрыто пушком, чувствительным к изменениям влажности. С повышением влажности воздуха в более высоких слоях атмосферы, где летают пчёлы, они испытывают неудобства вследствие конденсации влаги на поверхности тела, что приводит к изменению их поведения. По длительным наблюдениям пчеловодов:

- ранний дружный вылет пчёл за взятком предвещает хороший солнечный день;

- если с утра небо затянуто облаками, а пчёлы всё равно вылетают из ульев, следует ожидать улучшения погоды;

- пчёлы вылетают из ульев, но держатся вблизи пасеки – верная примета скорого дождя;

- если пчёлы в хорошую погоду рано прекращают лёт за взятком, то завтра будет погожий денёк;

- если пчёлы допоздна продолжают летать за взятком, запасая кормом – жди длительного ненастья;

- если летом пчёлы вылетают из улья и усаживаются на его стенках – быть сильной жаре;

- при ясной погоде пчёлы с утра не летят за взятком, а сидят в улье и гудят, жужжат – это верный признак скорого дождя (через 6-8 часов будет дождь);

- бывает, в солнечный день пчёлы вдруг в массе летят в улей, а встречный лёт отсутствует. Это верный признак грозы.

- перед тёплой зимой леток остаётся открытым;

- ранний вылет пчёл после зимы предвещает раннюю и тёплую весну.

4. Удивительные факты о пчелах

Факт 1

Пчела - коллективное насекомое, поэтому самостоятельно она долго прожить не сможет. В больших семьях пчела живёт дольше, в маленьких жизнь короче.

Факт 2

Рацион питания пчел, весьма ограничен. Это нектар, необходимый для поддержания энергии, а также цветочная пыльца - белковый корм.

Однако чистым нектаром и чистой пыльцой пчёлы питаться не могут. Нектар проходит процесс ферментации, где сложные сахара расщепляются на простые, фруктозу и глюкозу, а пыльца проходит процесс молочнокислого брожения, превращаясь в пергу.

Факт 3

Для полноценной жизни пчелам требуются соты. Они строят их из воска, который сами же и выделяют.

Инженеры всего мира недоумевают, как такие простые насекомые, у которых полностью отсутствует мышление, решили сложную задачу, таким простым способом. А именно, расположить максимальное количество расплода, меда и перги в прочной конструкции, используя при этом, минимальное количество материала и трудозатрат. Ведь согласитесь, шестигранники (форма пчелиной ячейки) размещённые вплотную друг к другу, где каждая стенка является так же стенкой соседнего, полностью соответствует условиям этой задачи.

Факт 4

Наивно полагать, что пчёлы боятся дыма, а пчеловод, использующий дымарь во время работы, их отпугивает. На самом деле дым у пчёл ассоциируется с лесным пожаром. Пчела убегает от дыма не, потому что его боится, а для того, чтобы набрать полный зобик меда и готовиться покинуть свой дом.

Факт 5

Пчела способна преодолевать довольно большие расстояния, при этом без конкретной цели она улей не покидает. Во время полёта она потребляет нектар который и собирает, а значит для того чтобы полёт был результативным она должна принести больше, чем потребила.

Чем ближе пчелиная семья находится к источнику взятка, тем больше она принесет. Считается, что это расстояние должно быть не более 3 км.

Факт 6

Ошибочно полагать, что все пчёлы, находящиеся в улье, летают за нектаром. На самом деле количество пчел занимающихся внешнеульевыми работами (летные) в разы меньше, чем тех, которые работают внутри улья.

Работы внутри улья намного больше, чем снаружи.

Нужно кормить расплод, заниматься строительством сот, принимать нектар и т.д. Поэтому пчел, занимающихся внутриульевыми работами, примерно 70% от общего количества.

Факт 7

Пчела никогда не умирает внутри улья, исключением является только зима. Она чувствует приближение своей смерти и вовремя покидает улей, улетает, как можно дальше.

Но даже если так случилось, что пчела погибла в улье, она падает на дно, тогда другая пчела выносит её тело. При этом старается отлететь как можно дальше и только там бросает этот трупик. Делается это для того, чтобы бактерии, которые размножаются в мёртвом теле, не заражали здоровых пчел.

Факт 8

Матка никогда не жалит человека. Несмотря на то, что жало у матки есть, она никогда его не применяет. Точнее применяет его всего один раз в жизни, когда встречает конкурентку. В пчелиной семье всего одна Королева.

Но если так случилось, что матка погибла, и пчёлы выводят себе новую, они для перестраховки закладывают всегда несколько маточников от 5 до 50. Молодые неплодное матки начинают выходить, и тогда начинается настоящая бойня, выживает сильнейшая. Пчёлы в этой бойне участие не принимают.

Но та, последняя, которая останется в живых, по достоинству будет считаться Королевой.

Факт 9

Не только пыльцу, но и взрывоопасные вещества умело находят эти летающие крохи. Проведенные исследования показали, что они находят взрывчатку, лучше и быстрее хорошо обученных и натренированных псов.

Факт 10

В зимний период, чтобы матка не замерзла, ее облепляют со всех сторон и двигаются вокруг, согревая и поддерживая температуру в +28 градусов.

Факт 11

Пчёлы очень плохо видят и не способны различать объекты, расположенные дальше полутора метров.

Факт 12

У пчел пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди. Пчелы красный цвет не различают. Они видят его как темно-серый или черный. Но воспринимают как цвет ультрафиолетовые лучи, хотя для человека это только темнота. Пчёлы обладают врождённым предпочтением к фиолетовым и сине-зелёным цветам. В лабиринте были размещены конструкции в виде цветов различных цветов и форм. Как только в лабиринт запустили плёл, они сразу же помчались в жёлтым и синим образцам. Однако оказалось, что одним лишь цветом насекомых не одурачить. Если пчёлы не получали от "цветов" предпочтительной расцветки нектара или пыльцы, они тут же принимались исследовать другие предложения. Таким образом, по сравнению с голодом визуальные "симпатии" пчёл – на втором плане.

Заключение

Пчела - символ трудолюбия и коллективизма, польза в сельском хозяйстве от пчёл огромна, поскольку они являются одними из самых активных опылителей цветковых растений. С цветов и листьев разных растений пчёлы собирают корм и вырабатывают в своём организме ценные продукты: мёд, воск, прополис, маточное молочко. С тех пор как пчела стала спутницей человека, она неизменно привлекает его внимание. Это чудесное насекомое изучали и изучают натуралисты, философы, биологи, химики, врачи, поэты.

У пчёл один из самых маленьких размеров мозга в мире. И в то же время они настолько умны и организованны. О пчёлах можно рассказывать без конца. И главная трудность в рассказе — необходимость поставить точку, поэтому просто поставлю многоточие ...

Вывод

Много интересного и поучительного я узнал, пока готовил этот проект. Пчёлы очень полезные насекомые. Кроме ароматного и душистого мёда мы используем пчелиный прополис, воск, даже яд пчелиный и тот приносит пользу людям. Когда я буду видеть пчёл, я буду наблюдать за ними и не буду их бояться!

Мои гипотезы подтвердились : не все пчелы одинаковые и у них хорошо организован совместный труд.

В процессе исследования, проведенного в этой работе, мне удалось узнать много нового, интересного о пчёлах, их жизни и пользе для человека. Это оказалось интересным и увлекательным. Я смог применить все способы познания окружающего мира: поиск информации, чтение литературного материала, беседы с взрослыми.

Я узнал много о пчёлах, укладе их жизни, особенностях поведения, о роении, медосборе и самое главное о пчелиных «разговорах».

Невозможно переоценить пользу, которую приносят пчелы опылением растений. Они, по существу, являются хранителями и творцами природы. Если бы не было этих насекомых, то многие виды растительного мира давно бы исчезли, а некоторые из них вообще бы не появились в природе, потому что они существуют благодаря перекрестному опылению растений пчелами.

«Жизнь пчёл похожа на волшебный колодец: чем больше из него черпаешь, тем обильнее он наполняется водой».





































Литература

Виноградов В. П., Нуждин А. С., Розов С. А. Основы пчеловодства. — Колос, 1966.

Н.Н. Зарецкий «Уход за пчёлами».

Информационные материалы интернет-ресурса.

Миньков С. Г., Плотников И. С. Справочник пчеловода. — 3-е дополн. и перераб. — Алма-Ата: Кайнар

В. М.Николаевский «Справочник по пчеловодству».

В. Орлов «Самоучитель пчеловода».

В. Смирнов «Энциклопедия пчеловода»

Что есть что. Пчёлы, шмели, осы. Ольга Короткова. Москва, 2001.

Козин Р.Б., Лебедев В.И., Иренкова Н.В. Биология медоносной пчелы. – Спб.: Изд-во «Лань», 2007. – 320 с.

Котова Г.А., Воробьев Б.Л. Пасека, пчелы, мед. Издательский дом МСП, 2005.- 224с.

Крылов В.Н., Пчелинный яд. – научно-справочное издание, 2010.















12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!