СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОЕКТ «Танцы кукол» (по танцевальной сюите «Танцы кукол» Д.Д. Шостаковича) Средняя группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "танцы кукол" Д Д Шостаковича

Просмотр содержимого документа
«конспект занятия»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Звездочка"






Конспект НОД

по музыкальному развитию детей на тему:

«Танцы кукол»












Подготовила музыкальный руководитель Набиева Т.А.



Ст Егорлыкская

2021




Цель:

Обогащение музыкального опыта детей через слушание музыкальных произведений из альбома Д. Д. Шостаковича «Танцы кукол»

Задачи.

Образовательные:

Продолжить работу над умением понимать, чувствовать настроение музыки. Передавать его в движениях;

Подбирать соответствующий характеру музыки музыкальный инструмент;

Продолжить формирование умения различать жанр танца в музыке.

Развивающие:

Развивать творческую фантазию, воображение.

Обогащать музыкальные впечатления детей.

Развивать чувство ритма.

Развивать умение соотносить настроение музыки с образом куклы.

Развивать речь детей, слуховое внимание, музыкальную память детей.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к классической музыке.

Предварительная работа.

Прослушивание музыкальных произведений Д. Д. Шостаковича из музыкального альбома «Танцы кукол».

Разучивание музыкально – ритмических движений, используемых в танце. Разучивание песни «Мир музыки» сл. и муз. Е. В. Машечковой.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Знакомство с портретом композитора.

Оборудование.

Музыкальный центр, выставка кукол, портрет Д. Д. Шостаковича, различные музыкальные инструменты, флеш накопитель с записью музыки композитора, мультфильм на музыку Д. Д. Шостаковича «Танцы кукол», ноутбук.

Словарь.

Д. Д. Шостакович, альбом «Танцы кукол», фарфоровая, шарманка, вальс, полька, музыкальное произведение, пьеса, характер, настроение, темп музыки, оркестр.

Ход занятия:

Дети входят в зал парами под музыку Д. Д. Шостаковича «Романс». Музыкальный руководитель здоровается с детьми.

-Ребята, а что необычного сегодня вы увидели в зале?

(Дети обращают внимание на кукол).

- Сегодня к нам в гости пришли куклы. Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. (Звучит «Романс» Д. Д. Шостаковича). На фоне музыки музыкальный руководитель рассказывает:

- Чтобы порадовать детей, взрослые всегда делали игрушки, в том числе и кукол. Их делали из тряпочек, глины, дерева, соломы, бумаги. А когда мне было столько же лет, сколько и вам сейчас, я со своими подружками делала кукол из корешков травы (подорожника). Мы очень любили этих кукол и играли с ними целыми днями. О куклах написано много и стихов, и сказок, и песен, и музыки. Вот и этот замечательный композитор (показывает на портрет) посвятил целый музыкальный альбом куклам.

Назовите, пожалуйста, имя этого композитора.

( дети отвечают)

А как называется этот музыкальный альбом?

(показывает, дети отвечают)

Сегодня мы будем слушать произведения из этого альбома, а куклы помогут нам лучше понять настроение, характер музыки Д. Д. Шостаковича.

Давайте сейчас сядем на стульчики и послушаем одно из произведений композитора. (дети садятся на места). Когда будете слушать пьесу, попробуйте определить, какой характер у музыки, какое настроение? Как называется это произведение? (дети слушают «Лирический вальс» и определяют характер и настроение музыки). Музыкальный руководитель:

- Ребята, а какая из этих кукол могла бы станцевать этот вальс?

(ребенок выбирает куклу и объясняет, почему он выбрал именно эту куклу)

- Давайте, мы сейчас превратимся в волшебных кукол и станцуем «Лирический вальс». Мальчики, приглашайте своих «кукол»!

(дети танцуют вальс, затем садятся). Музыкальный руководитель:

- А вот и еще одно произведение Д. Д. Шостаковича из альбома «Танцы кукол». Послушайте его, скажите, как называется эта пьеса и подумайте,

в каком характере написана она. Звучит «Танец» Д. Д. Шостаковича. После прослушивания детям предлагается открыть свои «шкатулочки» и складывать в них слова- определения музыки данной пьесы. (руки детей сложены в «замок», дети «раскрывают» его, чтобы «сложить» слова в «шкатулку»). Музыкальный руководитель:

- Молодцы! А какую куклу вы выберете для этого танца? (дети выбирают Петрушку и объясняют свой выбор)

- Конечно, музыка напоминает ярмарочное гулянье. На ярмарках народ веселился, играл, и без Петрушки ни одно гулянье не обходилось. Давайте и мы повеселимся- поиграем, как будто бы на ярмарке очутились.

А звучать во время игры будет пьеса Д. Д. Шостаковича «Танец».

Музыкальный руководитель:

- А теперь мы подойдем к нашим куклам и придумаем им имена, только вы не просто имя называйте, а прохлопывайте его.

Ритмическая игра «Придумай имя»

Музыкальный руководитель:

-Ребята, а в детстве у меня была еще одна любимая игрушка.

Я тоже очень любила играть с нею, слушать ее. Может быть, благодаря этой игрушке, я и стала музыкантом. А вот что это за игрушка, вам подскажет музыка. Давайте сядем и послушаем.

Звучит пьеса «Шарманка»

Музыкальный руководитель:

- Как называется эта пьеса? А что такое шарманка? Как звучит музыка

у Д. Д. Шостаковича в этой пьесе? А какой танец играет шарманщик? (польку).

Как вы определили, что это полька?

(дети отвечают на вопросы)

-Ребята, вы, наверно, обратили уже внимание на музыкальные инструменты, которые лежат на столе. Вспомните, как они называются?

(Дети отвечают)

Подумайте, звучание каких инструментов может украсить это произведение?

-Теперь возьмем музыкальные инструменты и попробуем сыграть пьесу «Шарманка» все вместе. Как называется наш состав? (оркестр)

А кто руководит оркестром? (ответ)

Сегодня нашим дирижером будет… (имя ребенка)

(Дети играют на музыкальных инструментах и садятся на стульчики).

Музыкальный руководитель:

О музыке какого композитора мы сегодня говорили? (ответ)

А какие произведения слушали? (ответ)

А как называется музыкальный альбом, в который вошли все эти произведения? (ответ)

-Молодцы, вы все запомнили. Я очень надеюсь, что музыка великих композиторов будет всегда рядом с вами и хочу сделать вам небольшой подарок- это мультфильм на музыку Д. Д. Шостаковича.

Он так и называется «Танцы кукол».

А закончить нашу встречу мне хочется песней «Мир музыки».

Дети поют песню, затем прощаются и уходят из зала под музыку Шостаковича «Романс».


Просмотр содержимого документа
«Сказка шумелка»

Сказка- шумелка

про

прекрасную куклу-принцессу

В одном королевстве жила была прекрасная принцесса.

(металлофон) Она была очень красива. Когда выходило солнышко, принцесса просыпалась. (бубенцы) Распускались цветы (колокольчики). Оживал и журчал ручеек. (стакан воды и трубочка)

Но однажды мимо пролетала злая колдунья (трещетка). Она заколдовала (металлофон) принцессу и сразу солнышко спряталось (бубенцы). Завяли цветочки (колокольчики). Замер ручеек (стакан воды и трубочка). Мимо скакал принц (ложки деревянные). Он остановился и замер, увидев принцессу. Он сказал волшебные слова(-----------). И принцесса проснулась (металлофон). И сразу выглянуло солнышко (бубенцы). Распустились цветы (колокольчики). Зажурчал ручеек (стакан воды и трубочка)

Просмотр содержимого документа
«кукольный спектакль как звери солнышко будили»

Озвучка кукольного спектакля

«Как звери солнышко будили»


Ведущий: Посмотрите, на полянке, домик маленький стоит. На ширме 
Солнышко в нем отдыхает, до утра в нем почивает. 
И сейчас оно лежит, на перинке сладко спит. 
Хватит солнцу отдыхать. Солнышко, пора вставать! 
Нет, не слышит ничего, даже не глядит в окно. 
Кто к окошку подойдет, солнышко нам позовет? 
(выходит мишка на ширме) 
Мишка: Громко- громко зарычу, в окно лапой постучу. 
Солнышко, пора вставать, с малышами танцевать! (стучит) 
Ведущий: Нет не слышит ничего, солнце не глядит в окно. 
Кто к окошку подойдет, солнышко нам позовет? 
(выбегает зайка
Зайка: Я веселый зайка, зайка -побегайка. 
Ну-ка, солнышко, проснись, и в окошке появись! (стучит) 
Ведущий: Нет не слышит ничего, солнце не глядит в окно. 
Кто к окошку подойдет, солнышко нам позовет? 
(выбегает лисичка) 
Лисичка: Я лисичка, хвостик рыжий 
Встану к домику поближе 
Ну-ка, солнышко, проснись, и в окошке появись! (стучит) 
Ведущий: Нет не слышит ничего, солнце не глядит в окно. 
Ребята, я придумала! 
Солнце надо всем позвать, 
Громко- громко закричать. 
Все дети: Солнышко, просыпайся! 
На небе появляйся! 
(выходит солнышко
Солнышко: здравствуйте а вот и я 
Разбудили вы меня 
Но мне и так пора вставать 
Лучами землю согревать 
Что б цветочки все проснулись 
А наши мамы улыбнулись 
От меня вам всем привет 
И цветов большой букет





Просмотр содержимого документа
«проект средняя руппа танцы кукол»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 8 «Звездочка»






ПРОЕКТ


«Танцы кукол»

(по танцевальной сюите «Танцы кукол» Д.Д. Шостаковича)


Средняя группа





Подготовила:

музыкальный руководитель Набиева Т.А




Ст Егорлыкская

2021 уч год


Средняя группа

Паспорт проекта

Цель проекта: Дать представление об одном из первичных жанров музыки - танце.


Задачи проекта:

- познакомит ь с композитором Д. Шостакович;

- учить различать характер пьес одного жанра;

- учить различать оттенки настроений, передавать характер музыки в движениях;

- учить различать оттенки настроений, передавать характер музыки в цвете и форме линий;

- учить оркестровать пьесы, соотносить характер музыки с тембрами музыкальных инструментов;

- познакомить с танцами гавот и полька;

- учить различать форму музыкального произведения, передавать смену характера музыки в игре на различных музыкальных инструментах, в движениях;

- познакомить с инструментальным жанром вокальной музыки – романсом;

- сравнить романс с пьесами танцевальных жанров;

- учить различать в музыке признаки танцевальности и песенности;

- закрепить представления о пьесах Д. Шостаковича в игре-инсценировке.


Вид проекта:    краткосрочный.


Время реализации проекта: 

февраль 2021 г. - 2 недели (01.02.2021 г. – 15. 02 2021 г.)


Участники проекта: воспитанники средней группы ДОУ, воспитатель, музыкальный руководитель.


Актуальность проекта:


В процессе восприятия музыки формируется не только музыкальный вкус, развивается интерес к различным жанрам и видам музыкального творчества, но и развивается эмоциональный интеллект, способность осознавать через средства художественной выразительности чувства окружающих людей, понимать смысл и содержание музыкальных произведений, замечать хорошее и плохое, учиться проводить параллели между миром реальных объектов и их художественной интерпретации, вырабатывается способность к самостоятельному мышлению и абстракции, что оказывает незаменимое влияние на развитие полноценной психологически устойчивой интеллектуальной личности.


Предполагаемый результат:  


- дети познакомятся с творчеством Д. Шостаковича;

- появится опыт восприятия произведений МХК;


- у детей сформируется представление об одном из основных жанров в музыке – танец;

- побуждение интереса к музыкальному искусству;

- появится потребность выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).



Продукт проектной деятельности:


- Организация выставки «Рисуем танцы»;

- итоговое занятие игра - инсценировка;

- фото презентация проекта.


Работа по проекту с детьми:


 1 этап.  Организационный.


  • Составление паспорта проекта.

  • Подбор детской литературы.

  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

  • Подбор аудио, видео и фото материала.

  • Разработка проекта.


2 этап. Практический (выполнение проекта)


  • Проведение с детьми цикла музыкальных занятий.

  • Проведение совместных занятий музыка + живопись.

  • Проведение бесед об изобразительности музыки.

  • Чтение художественной литературы о танцах, разучивание стихов.



3 этап.  Заключительный (результаты)


  • Организация выставки «Рисуем танец»;

  • Викторина по теме «Танцы кукол» Д. Шостаковича;

  • итоговое занятие игра – инсценировка.




Виды детско-взрослой деятельности

Познавательно-исследовательское развитие

Во время ОД использование методов контрастного сопоставления и различных методов уподобления (тактильное  уподобление, темброво-инструментальное, цветовое, моторно-двигательное   уподобление)

Активизация  разнообразных  творческих  действий, направленных на  осознание  музыкального  образа. Поиск образа и способа его выражения.

Речевое

развитие

Творческое рассказы детей о музыке.

Беседы с детьми «О том какая музыка», «Какого цвета музыка», «Как мы её нарисуем». (Эмоционально – выразительные  пояснения  характера  музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие  смену  настроений, поэзия, сказочная  сюжетная  форма  занятий.)

Пополнение словаря эстетических эмоций ребёнка – «Тезаурус».


Социально-коммуникативное

развитие

Организация во время ОД совместной деятельности, проведение игр «Оркестр», «Потанцуем», «Дирижер».

Физическое развитие

Организация во время ОД пластического интонирования, ритмизация пьес, ритмических движений.

Художественно-эстетическое развитие

Прослушивание музыкальных произведений Д. Шостаковича из танцевальной сюиты «Танцы кукол».

Просмотра мультипликационного фильма «Танцы кукол. Пластическое, цвето и римто интонирование. Закрепление знаний об игре на ДМИ и продолжение формирование навыков игры на них. Формирование цвето музыкального представлений.




Схема реализации проекта

 Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Поисковый

Сбор информации

01.02.2021 г. – 15.02.2021 г.

Аналитический

Анализ информации

05.02.2021 г. – 14.02.2021 г.

Практический

Активная деятельность

05.02.2021 – 15.02.2021 г.

Презентационный

Выставка, игра- инсценировка.

15.02.21 г.




Использованная литература:


  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости»

  2. «Технология (сценарии занятий) по музыкальному воспитанию» Н.М. Крылова, Н.С. Русских (старшая и подготовительная группы)

  3. Региональная программа дошкольного образования «Родники Дона» Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина

















































Занятие 1 - 2

Тема: Композиторы-детям. Д. Д. Шостакович.

Фортепианный цикл «Танцы кукол»

Д митрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)-великий русский советский композитор 20 века, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать», - утверждал Д. Д. Шостакович.

Ш остакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Отец будущего композитора был инженером, любил петь. Мама, талантливая пианистка, стала первой учительницей музыки Митеньки. Вот таким он был в детстве (см. фото). С 9 лет сочиняет, а в 13 – поступает в Петроградскую консерваторию. После обучения начался славный музыкальный путь композитора.

Многие композиторы писали музыку специально для детей.

К теме детства в своём творчестве обратился и Д. Д. Шостакович - в 1952 году сочинил свой знаменитый фортепианный цикл «Танцы кукол».

История создания альбома «Танцы кукол» очень необычна. Когда Митя был маленький, ему приснился сказочный сон. Будто бы он и его маленькая подружка забрели на чердак своего дома. Среди старых забытых вещей они нашли огромный, покрытый паутиной и пылью сундук.

Дети долго возились с ним. Тяжёлая крышка никак не хотела подниматься. Но вот сундук открыт! И что же дети увидели в нём? Сундук был наполнен самыми разными куклами. Здесь были куклы из детского кукольного театра, которые одевались на руку и оживали. Были и куклы в старинных бальных нарядах. И куклы-матрёшки в расписных сарафанах. А также куклы, сшитые из тряпок, был и шарманщик, который накручивал ручку своей шарманки.

А на самом дне лежала кукла необыкновенной красоты. На ней было красивое платье с блёстками, золотые локоны обрамляли красивое личико, глазки, словно звёздочки горели глянцевым блеском, она напоминала сказочную Фею. Дети заигрались с куклами и устроили целое представление. Им казалось, что они очутились в красивом большом зале, где были рассажены все их куклы. И вдруг зазвучала чудесная музыка. Она была такой волшебной, что нельзя было не восторгаться ею, нежная, изящная, красивая.

Услышав эту музыку, Фея-кукла, вдруг словно проснулась ото сна, ожила и стала танцевать, кружиться и стала звать других кукол на бал: «Куклы, милые, вставайте, бал волшебный открывайте!» И зазвучала другая волшебная музыка, и на середину зала один за другим стали выходить куклы и танцевать, танцевать… Но вдруг музыка неожиданно закончилась, и все куклы очень огорчились. Но шарманщик спас положение.

Не печальтесь, вы друзья!

Есть шарманка у меня!

Ты шарманочка, играй

Бал веселый продолжай!

Так бы и дальше продолжался сказочный сон, но тут мама тронула Митю за плечо и сказала: «Митя, Митя просыпайся! В гостиной ждёт тебя чай с твоими любимыми пирожными. И Митя проснулся! Позже, став композитором, он воплотил свой сказочный сон в музыке, так появился детский альбом «Танцы кукол», который Д. Д. Шостакович посвятил своей дочери Галине.

Сейчас мы послушаем пьесы из этого альбома. «Танцы кукол» включают в себя семь разнохарактерных пьес, в которых ощущается светлое и доброе начало, задор и юношеский оптимизм, и мечтательность. Почти во всех господствует мажорный лад.

Начало формы

Конец формы

1. Лирический вальс
2. Гавот
3. Романс
4. Полька
5. Вальс-шутка
6. Шарманка
7. Танец

Лирический вальс

По названию танца можно понять его характер. Лирический – значит, задушевный, нежный, взволнованный. Начинается вальс волшебной, сказочно красивой мелодией, нежной и мечтательной. Устремлённой и полётной. В вальсе три части. Музыка крайних частей (первой и третьей) звучит более плавно, спокойно и нежно, чем в середине.









Гавот

Гавот – старинный французский танец. Хороводный танец. Появился 400 лет назад. Отличается умеренным темпом, светлым, энергичным, торжественным характером, некоторой величавостью. Позднее гавот стал популярным придворным танцем, его танцевали на балах.





Романс

Романс – это песня нежного, лирического характера, задушевная и искренняя, повествующая о личных переживаниях человека. Но есть инструментальные пьесы (без пения) с таким же названием.  Пение в инструментальной пьесе, которая называется «Романс», заменяет красивая, песенная мелодия, которая как бы поётся, а на самом деле – исполняется на музыкальном инструменте.

Полька



П олька – в переводе с чешского означает «половинка шага». Это чешский народный танец, подвижный, сопровождается маленькими прыжками.  Позднее от него произошёл бальный танец – более праздничный, задорный.

Игрушки танцуют. Сначала тихонько, потом всё смелее, задорней, игривей, веселее. От такой музыки как будто искрятся и рассыпаются вокруг смешинки! Ноги сами так и идут в пляс!

Вальс-шутка

В альс в переводе с французского означает «кружиться». По характеру вальсы бывают разные, но чаще всего это плавный танец. «Вальс-шутка» звучит в очень высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно, как музыкальная шкатулка. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующей куколки.





Шарманка

Это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку, Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Её жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь.

Все вы знаете сказку А. Толстого «Золотой ключик». Папа Карло, который сделал из полена Буратино, был шарманщиком. Посмотрите на изображение шарманки. Но были и шарманки, наигрывавшие весёлые, забавные мелодии.

Аккомпанемент в пьесе звучит без изменения от начала до конца. Так передаётся однообразие, механичность звучания этого инструмента. 



Танец

Вот такие замечательные произведения для детей писал Дмитрий Шостакович. Пьесы из альбома «Танцы кукол» - яркие, характерные, образные.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!