СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Судьба учителя как частичка истории малой родины"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Судьба учителя как часть истории малой родины"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Судьба учителя как частичка истории малой родины"»

Оглавление

  1. Введение …....……………………………………………………..... стр.2

  2. Основная часть …………………………………………………….. стр.3-6

  1. Вступление ………………………………………………………… стр.3

  2. Детство и учеба в церковно-приходской школе Моисеева С. Н. …… стр.3

  3. Работа в школе ………………………………………………………... стр.4

  4. Общественная работа. Ликбез ………………………………………. стр.4-5

  5. Период политических репрессий …………………………………. стр.5

Ш. Заключение ………………………………………………………… стр.5-6

Литература …………………………………………………………………. стр.6 Приложение ………………………………………………………................ стр.7-11















































  1. Введение

Большую часть времени дети проводят в школе. Школа играет немаловажную роль в становлении личности. А какая школа была раньше? В каких условиях учились наши предки? Немногочисленные фотографии со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Постепенно и они приходят в ветхость.

Цель исследования: изучить развитие просвещения в Красночетайском районе Чувашской Республики на примере жизни учителя Моисеева Семена Николаевича. Вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память. А память – это преодоление времени. Память – это то, что живёт в веках, передаётся от поколения к поколению. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением.

Наше исследование актуально, так как рассматривает школу, а она - начало сознательной истории личности, а история личности - история страны. Отсюда мы выдвинули гипотезу: если мы будем изучать, сохранять школьную историю, то сможем создать условия в школе для патриотического воспитания учащихся и тогда школу будут заканчивать ученики с активной жизненной позицией, патриоты своей Родины, способные преобразовать не только историю школы, но и историю своей малой Родины.

Задачи:

1. Изучить основные источники информации: семейный архив, интернет, литературу.

2. Исследовать историю просвещения в Красночетайском районе Чувашской Республики.

3. Провести анализ полученных материалов.

4. Обобщить данные и разработать проект исследования.

Новизна: основной объект исследования – семейный архив Моисеевых, личные воспоминания, которые до этого не изучались.

Практическая значимость работы: дополнение истории развития чувашского просвещения результатами изучения семейного архива Моисеевых и личными воспоминаниями членов семьи.

План исследования:

1. Выбор темы исследования.

2. Сбор материала. Изучение литературы по теме проекта.

3. Обобщение материала.

4. Подготовка к защите, презентации.

5. Представление работы слушателям, выступление с докладом





  1. Основная часть


  1. Вступление

История школы сплетается из нитей-судеб ее учеников и учителей, и вплетается в историю поселения, района, республики и всей страны. Мы хотели бы показать развитие чувашского просвещения в Красночетайском районе Чувашской Республики на примере судьбы дедушки нашей учительницы Моисеевой А.Г.


  1. Детство и учеба в церковно-приходской школе Моисеева С. Н.

Дедушку звали - Моисеев Семен Николаевич (Приложение 1). Он родился 29 января 1897 года в деревне Новые Атаи Красночетайского района Чувашской Республики в крестьянской семье (Приложение 2).

Из автобиографии Моисеева С.Н.: «…Родители были неграмотные. Они … выделились на новую усадьбу. После чего жили плохо и занимались исключительно сельским хозяйством. До Октябрьской революции на 6-7 едоков семьи имели две «надельные души». Своего хлеба не хватало ежегодно…» (Приложение 3)

Несмотря на трудности, родители хотели дать детям образование. Когда Семену исполнилось восемь лет, его отдали учиться в Хоршевашскую церковно-приходскую школу (Приложение 4). Учителя там были очень строгие.

Из воспоминаний сестры Моисеевой (Степановой) Марии Николаевны: «Маленький Семен пошел в первый класс. На одном из уроков музыки он неправильно спел ноту. За это он получил удар об клавесин.... У бедного брата зубы и десны после этого болели так, что он не мог есть хлеб: мякоть он высасывал, а корка хлеба оставалась… Семен решил в школу больше не ходить. Утром он прятался под мостом, а когда дети возвращались домой, вместе с ними шел домой».

Как же отреагировали родители, когда узнали о прогулах сына? В это трудно сейчас поверить, мама Семена наказала его и отправила обратно в школу. «Учителя всегда правы, наказали – значит был виноват», - так посчитали родители. Страшно даже об этом думать, но розги в школах до революции воспринимались как норма. Вот, наверное, откуда появилась русская пословица: «Корень учения горек, а плод сладок».

Из воспоминаний дочери Моисеевой Лидии Семеновны: «У отца не было специального музыкального образования, но он умел играть на гармошке, на мандолине. Других музыкальных инструментов в семье не было. Точнее, не могли себе позволить… В газетах иногда появлялись слова и музыка новых песен. Отец напевал их по нотам, хотя никогда до этого данную мелодию не слышал.

Отец кроме уроков математики, вел уроки музыки, хорошо знал музыкальную терминологию, руководил школьным хором. Делил детей по голосам: сопрано, альт, контральт.

В гости иногда приходили соседи Самсоновы (еще одна учительская семья) (Приложение 5), и тогда дома устраивались музыкальные вечера. Самсонов Георгий Семенович играл на гитаре».

После церковно-приходской школы с 1909 по 1912 год Моисеев С.Н. учился во второклассной учительской школе, которая находилась в селе Красные Четаи (Приложение 4). Изучив свидетельство, мы заметили, что названия предметов сильно отличаются от современных (Приложение 6): Закон божий, церковная история общая и русская, церковное пение, русский язык, церковно-славянский язык, отечественная история, география, арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, начальные практические сведения по гигиене и чистописание.


  1. Работа в школе

Когда он закончил учительскую школу, ему было 15 лет. В таком юном возрасте Семен начал работать учителем в Хозанкинской церковно-приходской школе.

Из воспоминаний сестры Марии Николаевны: «Брат и сам был еще ребенком, когда начал работать в школе. В начале своей педагогической деятельности стоял перед учениками в сапогах на цыпочках, чтобы выглядеть выше и солиднее. В классе учились одновременно дети разных возрастных групп. Тогда все зависело от желания родителей, в первый класс могли отправить и семь, и четырнадцать лет. Были и те, кто считал учение пустой тратой времени. И особенно это касалось девочек».

Началась Первая мировая война. В народе называли ее Русско-Германская. В 1916 году весной отца Моисеева С.Н. забирают на войну, а летом - и его самого. Тогда ему было 19 лет. Дома мать остается пятью малолетними детьми.

Из автобиографии Моисеева С.Н.: «В армии я сначала служил в городе Симбирске, а потом в действующей армии на австрийском и румынском фронтах. Здесь я в первый раз через солдатских депутатов познакомился с революционным движением. До этого никакого представления о революции не имел.

По возвращении из армии я примкнул к бедняцкой организации и был избран секретарем сельисполкома и селькомбеда, где проработал с 1 января 1918 года по 1 февраля 1919 года.

Любовь к детям и к учительской работе у меня не погасла, стало тянуть на прежнюю работу" (Приложение 7).

Сначала он работал в Тарабайской школе I ступени. Летом 1919 года в г.Курмыш прослушал курсы по переподготовке учителей (Приложение 8). После Октябрьской революции начали открываться много новых школ. В родной деревне Моисеева С.Н. тоже появилась однокомплектная школа.

Об этом есть запись в БУ Государственном архиве Чувашской Республики Минкультуры Чувашии (Ф. №221 и 675, опись 1, д. №208 и 156, листы 1, 184, 234): «В документах архивного фонда Ядринского уездного отдела народного образования Казанской губернии, в списке учителей чувашских школ Курмышского уезда по волостям на 1918-1919 учебный год, впервые упоминается Ново-Атаевская однокомплектная школа Атаевской (Штанашской) волости. Учитель – Афанасьев Иван Васильевич, утвержден на должность с 1 сентября 1918 года.

В 1919 году этот учитель, как бывший офицер, мобилизован в Красную Армию. Вместо него 26 августа 1919 года из Тарабайской школы переведен уроженец деревни Новые Атаи 1897 г.р. Моисеев Семен Николаевич.

С 1918 по1928 года дети занимались в частных наемных домах. А в 1929 году была сдана в эксплуатацию школа деревянная на два комплекта».

На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918-1919 годах, система образования была коренным образом изменена: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке.

  1. Общественная работа. Ликбез.

Серьёзной проблемой была неграмотность значительной части населения, особенно крестьянства. Советское руководство считало достижение всеобщей грамотности одной из приоритетных задач. Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек. Перепись 1920 года, проведённая на территории Советской России, зафиксировала умение читать у 41,7 % населения в возрасте от 8 лет и старше».

Моисеев С.Н. работал добросовестно. В 1933-1934 учебном году был делегирован на Республиканский съезд учителей-ударников. Даже работая учителем, никогда не отрывался от общественной работы: выбирался в члены сельсовета, председателем ревизионной комиссии, исполнял обязанности инструктора по ликбезу (Приложение 9).

Ликбе́з (ликвида́ция безгра́мотности у населения) — массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму в СССР. Исторически термин «ликбез» возник как сокращение названия государственной программы Советской России по «ликвидации безграмотности», начало которой положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Каждый населённый пункт с численностью неграмотных свыше 15 человек должен был иметь школу грамоты (ликпункт). Срок обучения в такой школе составлял 3-4 месяца. Программа обучения включала чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов было уточнено, что на занятиях на ликпункте неграмотных обучали: читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся на два часа сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями (Приложение 10).

  1. Период политических репрессий

30 июля 1937 года был подписан секретный приказ НКВД № 00447. Этот день считается началом Большого террора — периода политических репрессий, во время которого в 1937-1938 годах в СССР было арестовано не менее 1,7 миллиона человек (более 700 тысяч из них были казнены). Не обошли они и Моисеева Семена Николаевича.

Из воспоминаний сына Моисеева Виктора Семеновича: «На отца написали донос, что учитель Семен Николаевич разговаривал со священнослужителем. К доносу прилагалась групповая фотография, где отец стоял рядом со священником. Его забрали в НКВД. Три дня допрашивали, били наганом по голове… Больше никаких обвинений не было».

Через три дня Семена Николаевича отпустили, но после этого он прожил не долго… Умер в августе 1941 года в возрасте 44 года.

Две дочери Моисеева С.Н., Лидия и Зоя, продолжили династию педагогов, работали учителями начальных классов в родной Новоатайской средней школе. А внучка, Алина, помогала нам писать этот проект.


  1. Анкетирование

В опросе участвовали обучающиеся 1 классов (24 ученика) и 5 классов (20 учеников). Вопросы: 1. Знаете ли Вы как зовут Ваших дедушек и бабушек? 2. Рассказывали ли Вам старшие родственники о своих школьных годах? 3. Вы хотите знать какая была школа раньше? Результаты (Приложение 11) показали, что дети мало знают об истории школы, но есть заинтересованность в этих знаниях.

III. Заключение.

Проведя исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что история школы сплетается из нитей-судеб ее учеников и учителей, и вплетается в историю поселения, района, республики и всей страны. Историю школы надо знать обязательно, так как она является связующей нитью между поколениями. Люди, забывающие своё прошлое – не имеют будущего. В ходе нашего исследования мы изучили семейный архив семьи Моисеевых, в частности историю жизни Моисеева Семена Николаевича. История школы и людей неразрывно связана с историческими событиями страны.

Проанализировав материал, мы узнали, какой была школа в начале XX века до Октябрьской революции и после него. На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918-1919 годах, система образования была коренным образом изменена: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке.

Через историю школы мы непосредственно соприкоснулись с прошлым, научились понимать его. Несмотря на все подводные течения и рифы, школьный корабль продолжает идти дальше. Таким образом, мы считаем, что поставленная цель и стоящие перед нами задачи были достигнуты, данная работа в дальнейшем может быть использована в учебно- воспитательном процессе.

Литература: Семейный архив семьи Моисеевых. http://chuvashia.spravedlivo.ru/005161968.html Ликбез — Википедия (wikipedia.org) Образование в Чувашии — Википедия (wikipedia.org) Приказ НКВД СССР № 00447 — Википедия (wikipedia.org)


































Приложение 1


Моисеев Семен Николаевич

Приложение 2


Семья Моисеевых

(снято в 1937 году в дер.Новые Атаи Красночетайского района)

Отец – Моисеев Семен Николаевич, мать – Моисеева Ирина Федоровна, сын – Моисеев Виктор Семенович, дочь – Моисеева Лидия Семеновна.

Приложение 3

Из автобиографии Моисеева С.Н.


Приложение 4

Из автобиографии Моисеева С.Н.

П риложение 5


Семья Самсоновых

(снято в мае 1941 года)

Стоят: Римма Георгиевна Самсонова - учитель русского языка и литературы, Зинаида Георгиевна Самсонова (Григорьевская) – библиотекарь Новоатайской средней школы, Евгений Георгиевич Самсонов (погиб в августе 1945 года на войне с Японией). Сидят: Георгий Семенович Самсонов – заслуженный учитель Чувашской АССР, врач Александра Георгиевна Самсонова (Степанова), Татьяна Гавриловна Самсонова – учитель начальных классов.

Приложение 6

Свидетельство Моисеева С.Н. об окончании Второклассной учительской школы в селе Красные Четаи


Приложение 7

Из автобиографии Моисеева С.Н.

Приложение 8

Аттестат Моисеева С.Н. на звание учителя начальных классов


Приложение 9

Из автобиографии Моисеева С.Н.


Приложение 10


Плакаты по Ликбезу



Приложение 11

Результаты анкетирования


Вопросы

1 класс

«да»

5 класс

«да»

1. Знаете ли Вы как зовут Ваших дедушек и бабушек?

15

17

2. Рассказывали ли Вам старшие родственники о своих школьных годах?

5

6

3. Вы хотите знать какая была школа раньше?

22

19










14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!