Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 комбинированного вида» 623400 ул. Тевосяна 5а, г.Каменск-Уральский [email protected]
Проект
«Степ – аэробика для детей»
Воспитатель: Канюкова С.А.
Категория: высшая
Эпиграф
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении.
Ж.-Ж. Руссо
Введение
Физическое развитие является одной из важных частей общей системы обучения и воспитания детей с тяжелым нарушением речи (ТНР). Оно осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка: на занятиях, прогулках, в режимных моментах. Перед физическим развитием детей с ТНР стоят те же задачи, что и перед физическим развитием здоровых детей. Но так как специфические особенности психомоторного развития таких детей требуют разработки специальных методов и приемов работы, то и задачи физического развития составляют единый и неразрывный процесс с коррекционным обучением. Поэтому при правильно организованном физическом развитии можно не только укрепить здоровье ребенка, но и скорректировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что, несомненно, будет способствовать развитию полноценной личности, которая сможет активно включиться в социальную жизнь и найти себе достойное место в обществе.
В нашу группу поступают дети с такими данными раннего физического развития, как внутричерепное давление, есть случаи гипервозбудимости, мышечной гипотонии, ММД. На момент поступления в детский сад дети имеют, как следствие этих заболеваний, тяжелые нарушения речи. Эти дети по своему физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением моторики, общей скованностью, дискоординацией и слабостью движений, двигательной расторможенностью, слабой ориентировкой в пространстве.
Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, к появлениям таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, заторможенность и другие.
Поэтому для детей с ТНР планирование физкультурной, здоровьесберегающей работы составляется с учетом коррекционно – развивающих задач.
В поисках успешного физического развития, укрепления здоровья, повышения интереса детей к спорту, улучшения речевого развития детей разработан проект « Степ аэробика для детей».
Степ – аэробика – это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы ( степ – платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.
«Step» в переводе с английского языка буквально означает «шаг». В конце ХХ века Джина Миллер разработала новую методику – степ – аэробику. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесенной ею травмы колена. Первым тренажером, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца ее собственного дома. Джина так увлеклась движениями, в которых было множество элементов спуска и подъема, что не заметила, как пролетало время, и опомнилась только тогда, когда совсем выздоровела и приобрела свою прежнюю спортивную форму. Она на собственном опыте убедилась, что простейшие тренировки на ступеньках дали просто замечательные результаты. Воодушевившись полученными результатами, Джина Миллер решила превратить реабилитационную программу в новый вид фитнеса, который увлек миллионы людей, поддерживающих свое тело в тонусе. Со временем данная программа стала называться «Степ – аэробика» и получила широкое распространение среди приверженцев здорового и активного образ жизни.
Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, для детей подготавливают индивидуальные снаряды – степы. Степ – это ступенька высотой не более 8см., шириной – 25см., длиной – 40см., легкий и обтянутый мягким дерматином
Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.
Большая популярность степ-аэробики объясняется следующими факторами:
*Основные движения просты и вполне доступны детям без специальной двигательной, в частности танцевальной подготовки.
*Занятия проводятся в знакомой обстановке. Каждый ребенок выполняет упражнения на своем постоянном месте. Педагог может легко осуществлять контроль и коррекцию нагрузки, наблюдать за занимающимися. Для проведения занятий не требуется больших залов.
*Движения отличаются большим разнообразием в зависимости от уровня подготовленности: сложных хореографических элементов, танцевальных движений и комбинаций различного характера. Можно разнообразить движения за счет положения платформы вдоль туловища или поперек, а также используя две платформы.
*Этот вид аэробики задействует крупные группы мышц и активно воздействует на кардиореспираторную систему.
*Степ-платформу можно применять с целью развития выносливости, для силовых тренировок и проведения речевых игр.
Актуальность:
*Степ-аэробика повышает уровень координации движений, что является одним из важных показателей успешного физического развития детей.
*Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.
*Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы.
*Эмоциональность достигается музыкальным сопровождением, элементами танца, образными упражнениями, сюжетными композициями, подражанием и копированием различных действий человека и животных, знакомством с малыми жанрами народного поэтического творчества (стихи, скороговорки ит.д.).
*Регулярность и правильность организованных занятий на степах повышает уровень двигательной активности и имеет оздоровительное значение , способствует качественному улучшению речевого развития ребенка
Цель: формирование оптимальной двигательной активности дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования (степ-платформ)
Задачи:
Образовательные:
Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
Повышать работоспособность и двигательную активность;
Формировать правильную осанку;
Формировать преставления о собственном теле;
Формирование пространственных преставлений;
Формирование речевых умений и навыков.
Развивающие:
Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем
Развивать двигательные качества: мышечную силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности;
Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой;
Способствовать гармоническому развитию ребенка, устойчивого к заболеваниям и неблагоприятным воздействиям окружающей среды
Развитие координации движений и речи.
Способствовать улучшению психического состояния, снятию стрессов;
Формировать навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;
Развивать чувство уверенности в себе.
Воспитательные:
Повышение эмоционального уровня, психорегуляция:
Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
Развивать чувство товарищества, взаимопомощи;
Воспитывать коллективные движения (синхронность).
Воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям, физическим упражнениям.
Проект разработан с учетом методических рекомендаций
по физическому развитию детей дошкольного возраста. Основаниями для разработки системы организации деятельности развития предпосылок научно – технического типа мышления у детей дошкольного возраста в детском саду послужили следующие документы:
- Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №82
-ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 17 октября 2013г. № 1155
- СанПин 2.4.1.3040-13 (от 15.05.2013);
Новизна данного проекта заключается в том, что наряду с
традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения
по степ-аэробике, а также логоритмические упражнения. Оптимальное
сочетание которых в ходе занятий позволяет решать не только задачи по
физическому воспитанию, но и развивать координацию движений и речь.
Принципы:
Продумывая содержание занятий аэробикой, учитываются морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдая при этом основные физиологические принципы:
-рациональный подбор упражнений,
- равномерное распределение нагрузки на организм,
- постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.
Ожидаемый результат:
*Повысился уровень двигательной активности, физических качеств.
* Сформировалось устойчивое равновесие, улучшилась координация движений.
*Повысился рост показателей физического развития и подготовленности детей к школе.
*Освоили разнообразные базы движений, улучшилось чувство ритма, снизилась утомляемость.
*Сформировался устойчивый интерес к занятиям степ - аэробикой, к здоровому образу жизни.
* Освоили базовые шаги, научились применять их в самостоятельной деятельности при выполнении музыкально-ритмических комплексов
* Качественно улучшилось речевого развития ребенка.
Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный
Участники проекта: : дети, воспитатели, родители, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию.
Первый этап – Организационный.
Цель: анализ условий, обеспечивающих эффективность реализации проекта.
Виды деятельности:
*Анализ информационных ресурсов.
*Изготовление степ-платформ.
*Диагностическое обследование дошкольников.
*Подбор комплексов гимнастических упражнений.
*Организация работы с родителями.
*Координация работы с другими участниками проекта: воспитатель по физическому воспитанию, учитель-логопед.
Второй этап – Практический.
Цель: организация деятельности участников проекта
Виды деятельности:
*Специально организованная деятельность в форме занятий.
*Совместная деятельность детей с воспитателями.
*Самостоятельная деятельность детей.
*Работа с родителями.
*Работа с узкими специалистами ДОУ.
Третий этап – Завершающий.
Цель: анализ соответствия результатов деятельности цели проекта.
Виды деятельности:
*Мониторинг физического развития воспитанников.
*Анкетирование родителей.
*Спортивный праздник.
Эффективность работы во многом определяется взаимодействием между педагогами и учителем – логопедом, воспитателем по физической культуре и родителями.
Степ-аэробикой занимаемся в различных видах деятельности:
- режимные моменты в течении дня;
- динамические паузы на занятиях
- индивидуальная работа;
- в показательных выступлениях детей на праздниках;
- самостоятельная деятельность детей;
- прогулка.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей чередуются с более спокойной деятельностью. При самостоятельной деятельности заботимся о создании физкультурно – игровой среды, где дети используют степ - платформы. Результаты промежуточного диагностического обследования позволяют отметить, что использование степ - аэробики эффективно и результативно: у детей повысился уровень двигательной активности в течение дня, интерес к физкультурным занятиям , улучшилось чувство ритма, снизилась утомляемость
Немаловажную роль в работе по данному направлению играет заинтересованное отношение родителей. Поэтому одним из направлений деятельности явилась работа с семьей. В начале учебного года был проведен опрос с целью выявления отношения родителей к физическому развитию детей и занятиям степ - аэробикой . Результаты анкетирования показали, что 20% - имеют представления о степ – аэробике, 0% - не занимались и не занимаются, 100% - хотели, чтоб их дети занимались
Чтобы раскрыть родителям возможности степ - аэробики использовались разнообразные формы работы: круглый стол, практикум, совместные праздники и развлечения, индивидуальные семейные заняти и др.
Литература
Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников// Дошкольное образование, 2008 №5
Кузина И. Степ-аэробика не просто мода// Обруч 2005 №1.
Долгорукова О. Фитнес-аэробика// Обруч 2005 №6
Белова Т.А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2009 №7
Барабаш Т.Л. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2011 №12