СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа носит познавательный характер и будет интересна всем участникам образовательного процесса, и школьникам, и их родителям, и учителям.

Цель проекта – расширить знания о способах усовершенствования своей учебной деятельности.Данная работа носит познавательный характер и будет интересна всем участникам образовательного процесса, и школьникам, и их родителям, и учителям.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность»»











Проект

«Советы самому себе: как усовершенствовать
свою учебную деятельность»













Подготовила:

ученица 6 «А» класса
МБОУ «Школа № 75» г. Рязани
А.И. Ибрагимова





















Оглавление

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

3. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

4. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12









































Введение


Многие дети школьного возраста уже в младших классах начинают задумываться о своем будущем, о профессии, которая будет приносить и удовольствие и финансовое удовлетворение во взрослой жизни.

И мы отчетливо понимаем, что если уже сейчас не начать учиться, обучаться чему-то помимо школьной программы, заниматься саморазвитием, все мечты о счастливой карьере могут оказаться несбыточными. А ведь для того, чтобы улучшить качество своей учебы прямо сейчас, многого не нужно. Существуют способы усовершенствования учебной деятельности, которые являются необходимостью для любого, кто хочет добиться успеха и достичь желаемого результата в образовательном процессе, которые, не будут новыми, но станут главными.

Поэтому тема моего проекта «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность» показалась мне достаточно интересной и актуальной. Мы знаем, что не все ученики следят за своей учебой, и только оканчивая школу, они начинают осознавать, какую величайшую ценность представляют для них знания.

Данная работа носит познавательный характер и будет интересна всем участникам образовательного процесса, и школьникам, и их родителям, и учителям.

Цель проекта – расширить знания о способах усовершенствования своей учебной деятельности.

Выполнение проекта способствует развитию познавательных и организационных действий учеников, развивает творческие и коммуникативные способности детей, учит получать информацию из разных источников (в том числе из сети Интернет), осмысливать ее и применять в своей деятельности.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:

1) получить информацию о способах усовершенствования учебной деятельности, используя различные источники информации (интернет ресурсы, книги, справочники);

2) сформулировать советы самому себе, о том, как я могу улучшить свою учебную деятельность;

3) разработать и создать основные рекомендации в виде карточек «Советы самому себе. Как улучшить свою учебную деятельность»;

4) поделится полученной информацией с одноклассниками.

В работе мы выясним понятия «деятельность» и «учебная деятельность», выделим их основные виды, определим мотивы, подробнее рассмотрим основные характеристики и структуру учебной деятельности на основании изученной литературы.

Проблемой совершенствования учебной деятельности занимались многие ученые, среди которых: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, С.Л. Рубенштейн и другие.









































Основная часть

Интерес в моей работе представляет учебная деятельность, что это такое, ее сущность, в чем она заключается, из чего состоит, какие дает результаты и главный вопрос – как ее усовершенствовать.

Учебная деятельность – это один из видов деятельности человека. Поэтому вначале рассмотрим понятие деятельности, какие другие ее виды существуют, что побуждает человека к деятельности.

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

В ходе деятельности происходит активное взаимодействие с окружающей действительностью, в нем живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект. Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности.

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд, творчество. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Каждый из них представляет собой процесс, благодаря которому человек учится чему-то новому, развивается, совершенствуется, познает окружающий его мир.

Общение – вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией эмоциями, идеями между общающимися людьми. Целью любого вида общения является получение какого-либо результата. Общение является одним из основных качеств человека, а также непременным условием социализации, без него человек становится асоциальным. Благодаря общению, мы узнаем что-то новое и развиваемся.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Играя, человек еще в совсем юном возрасте учится строить отношения с другими людьми (детьми), обретает некоторые навыки работы в группе. В детской игре моделируются ситуации взрослой жизни. Основной единицей детской игры является роль – одно из главных условий для развития сознания и поведения детей. Игра является таким типом активности, при котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта. Она позволяет обучиться методам осуществления общественных действий, а также овладеть предметами человеческой культуры.

Учение – вид деятельности, в результате которого человек познает мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Способствует развитию личности и формированию его мировоззрения. Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность. Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

В основе учения – освоение опыта предыдущих поколений. Этот вид деятельности человек активно осуществляет уже в более сознательном возрасте.

Труд – это вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Благодаря труду человек приобретает множество положительных качеств (выносливость, трудолюбие), совершенствует свою жизнь и жизнь других людей, окружающую его среду.

Творчество – деятельность, в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности – уникальность ее результата.

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Так же творчество помогает отвлечься от повседневной жизни и погрузится в иной мир мыслей и приключений.


Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы.

Слово «мотив» французского происхождения и означает то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотив играет решающую роль в деятельности человека, потому что без него никакая деятельность не была бы возможной. Человек без мотивации, не заинтересован в каких-либо действиях.

В мотивах деятельности проявляется потребность человека. Это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность, конечно, направлена на какой-нибудь предмет. Если человек имеет потребность в общении или в эмоциональной поддержке, то он идет общаться с кем-то. Если человек имеет потребность в лучшем доме или более вкусной еде – он начинает заниматься трудовой деятельностью. Человек устал и хочет восстановить силы – он занимается каким-то досугом, то есть, занят в игровой деятельности. Невозможность справиться с каким-либо заданием порождает недостаток в знаниях, которые необходимы для его решения, – предметом потребности в данном случае являются знания.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, осуществлять деятельность. Вся жизнедеятельность человека состоит, непосредственно, из потребностей. Людей без потребностей не существует.

На деятельность человека также оказывают большое влияние его интересы. Проявляя интерес, мы начинаем уточнять предмет нашей потребности, который наилучшим образом сможет его удовлетворить. Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию эмоциональных и познавательных потребностей. Неудовлетворение часто приводит к депрессии. Немецкий философ Гегель считал, что действия людей вытекают из их потребностей и интересов.

Успешность любой деятельности во многом зависит и от способностей человека. Они являются одним из средств достижения целей. Способности – главная (хотя и не единственная) черта любой деятельности. Поэтому, чтобы достичь успеха в дальнейшей деятельности, человеку очень важно на ранней стадии постараться оценить, в чем конкретно проявляются его способности. Качественный уровень развития способностей определяется понятиями таланта и гениальности.


Итак, одним из первых переломных моментов в жизни человека становится поступление в школу. Учение в отличие от игры становится обязательным занятием ребенка.

Зачастую считают, что учебная деятельность и процесс обучения – одно и то же, однако это не совсем верно.

По одному из определений учебная деятельность – это деятельность человека (ребенка), в процессе которой он овладевает способами учебных действий. Этот вид деятельности направлен на самого человека и помогает его личностному и культурному развитию.

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Учение и обучение тесно связаны и составляют двусторонний процесс, который заключается в передаче и усвоении знаний.

Выделим основные характеристики учебной деятельности:

- учебная деятельность направлена на овладение знаний посредством решения учебных задач;

- учебная деятельность направлена на усвоение общих способов учебных действий;

- учебная деятельность способна изменить психические свойства личности ребенка и вывести их на более высокую ступень.

Цель учебной деятельности состоит в приобретении учеником знаний. Если же ребенок не имеет потребности в знаниях, то данная деятельность для него бессмысленна.

Сущность учебной деятельности состоит в личностном развитии ученика. Главным продуктом учебной деятельности является формирование у обучающегося теоретического сознания и мышления. А один из важнейших результатов учебной деятельности – научить ребенка учиться самостоятельно.

Структура учебной деятельности включает пять основных компонентов:

- мотивацию;

- учебные задачи, представленные в форме учебных заданий;

- учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи;

- действия контроля, переходящие в самоконтроль;

- действия оценки, переходящие в самооценку.

Рассмотрим каждый из них.

Среди мотивов можно выделить:

- познавательные (внешние) – желание овладеть новыми знаниями, интерес к предмету, стремление к самообразованию;

- социальные (внутренние) – желание получить хорошую оценку, занять определенную позицию в группе, получить красный диплом и т.д.

Обычно мотивация учебной деятельности включает оба вида мотивов, но предпочтительнее, чтобы познавательные мотивы доминировали над социальными.

Учебная задача – основная единица учебной деятельности; представляющее собой систему информации о каком-либо явлении, объекте, процессе, в которой определена лишь часть сведений, а остальная часть должна быть найдена в процессе решения.

Компоненты учебной задачи:

а) предмет задачи («дано»);

б) требование задачи (формулировка задания, «искомое»);

в) способ решения – система используемых обучающимся операций, которая обеспечивает решение задачи. Может включать в себя определенный алгоритм – модель способа решения задачи, которая предполагает выполнение четкой последовательности учебных действий. Учебная задача предполагает формирование навыка учиться;

Учебные действия – структурные компоненты учебной деятельности, представляют собой действия, с помощью которых усваивается учебная задача, которые включают в себя отдельные операции. А операции – это конкретные способы, с помощью которых осуществляются действия. Учебные операции со временем автоматизируются и не требуют постоянного контроля сознанием.

Действие контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

Действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет. Оценка фиксирует соответствие или несоответствие результатов усвоения требованиям учебной ситуации. На первых порах оценку дает в основном учитель, поскольку он организует и контроль, но по мере формирования у детей самоконтроля функция оценки также переходит к ним. Школьники приобретают умение более или менее точно определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач.


Итак, как же улучшить свою учебную деятельность?

Чтобы получить хорошее образование, необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний, многие ученики имеют большой потенциал, но не знают, как усовершенствовать свою учебную деятельность. Так что же нужно делать, чтобы усовершенствовать свой учебный процесс – рассмотрим несколько эффективных рекомендаций для улучшения учебной деятельности в школе и дома.


Как улучшить свою учебную деятельность в школе:

- слушайте учителя, не отвлекаясь на разговоры с соседом по парте;

- активно участвуйте на уроке, с целью получения дополнительной оценки;

- заручитесь поддержкой педагога, то есть попросите указать на ваши слабые места и на возможные варианты улучшения оценки;

- повторяйте пройденный материал перед началом урока и уточняйте сомнительные моменты и интересующие вас вопросы;

- научитесь самостоятельному поиску необходимой информации с различных источников: интернета, библиотеки, энциклопедий, справочников;

- обменивайтесь интересной информацией с одноклассниками, с целью пополнения багажа знаний;

- пользуйтесь возможностью исправлять плохую оценку на хорошую;

- всегда конспектируйте материал и выполняйте все указания учителя;

- регулярно посещайте урочные и внеурочные занятия;


Как улучшить свою учебную деятельность дома:

- систематически готовьтесь к урокам;

- соблюдайте режим дня и правильно питайтесь;

- ведите здоровый образ жизни, так как это залог успеха;

- правильно планируйте время и не оставляйте учебные занятия на поздние часы;

- заручитесь поддержкой родителей, то есть обсудите с родителями свои пробелы в учебном процессе;

- исключите внешние помехи в виде гаджетов и громких звуков;

- работайте с дополнительной литературой в свободное время;

- развивайте чувство ответственности и стремление доводить дело до логического конца;

- выполняйте домашнее задание с временным запасом;





















Заключение


В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что к учебному процессу нужно относиться серьезно. Некоторые ребята не понимают, для чего они ходят в школу. Только оканчивая школу, они начинают сознавать, какую величайшую ценность представляют для них знания. Ведь знания – это истинный золотой запас человечества. А главное назначение человека – добывать, хранить, обрабатывать и практически использовать все новую информацию об окружающем мире.

Таким образом, в результате проделанной работы я узнала основные секреты, которые позволяют усовершенствовать свою учебную деятельность. Конечно, я и сама буду стараться выполнять все советы, чтобы всегда хорошо учиться.

Мне очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам понять, что учеба очень важна для их будущей жизни, что успех учебы зависит только от них самих.

Считаю, что задачи, которые стояли передо мной в ходе работы над проектом, я выполнила.






























Литература


1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Учебник для 6 класса, 2020 – С. 31-33.

2. Виды деятельности [Электронный ресурс] – https://uchitel.pro

3. Как улучшить свою учебную деятельность [Электронный ресурс] – https://heaclub.ru/sovety-samomu-sebe-kak-usovershenstvovat-svoyu-uchebnuyu-deyatelnost-obshhestvoznanie

4. Структура учебной деятельности [Электронный ресурс] – https://poisk-ru.ru/s53761t2.html

5. Что такое деятельность [Электронный ресурс] – https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2229

6. Что побуждает человека к деятельности [Электронный ресурс] –https://studbooks.net/10723/sotsiologiya/pobuzhdayuschih_lyudey_deyatelnosti

7. Что такое учебная деятельность [Электронный ресурс] –https://spravochnick.ru/psihologiya/deyatelnost/uchebnaya_deyatelnost/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!