СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Смотри, думай, говори» Мнемотехника – как средство развития связной речи дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Смотри, думай, говори» Мнемотехника – как средство развития связной речи дошкольников.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот, почему так важно, создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Смотри, думай, говори» Мнемотехника – как средство развития связной речи дошкольников.»

Проект «Смотри, думай, говори» Мнемотехника – как средство развития связной речи дошкольников.

Паспорт проекта

Название проекта

«Смотри, думай, говори»

Вид проекта

Информационно – практико – ориентированный

Возраст

Дети в возрасте от 4 до 7 лет

Участники

Дети, родители, воспитатели Детского сада №79

Срок реализации

проекта

3 года (2021-2024г.г.)

Проблема


Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, плохое запоминание стихов

Цель проекта

Развитие связной речи и мышления детей дошкольного возраста средствами мнемотехники

Задачи

Образовательные:

  • Развивать и закреплять умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.

Развивающие:

  • совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;

  • способствовать развитию образного, ассоциативного и логического мышления;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

  • порадоваться вместе с детьми успехам, результатам деятельности.

Актуальность проекта

Определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе.

Новизна проекта

Использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Педагогическая целесообразность проекта

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.

Практическая ценность

Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со средней группы детского сада

Ресурсное обеспечение программы:

Информационное

Информационная страница на сайте дошкольного учреждения; мультимедийные презентации, интернет ресурсы

Методическое:

Теоретическая и методическая литература, периодическая печать, материалы по передовому педагогическому опыту. Серия практических пособий «Развитие. Обучение. Игра», для индивидуальной работы с дошкольниками, разработанная педагогом-психологом Трясоруковой Т.П., победителя Всероссийского конкурса «Новые технологии для «Новой школы».

Кадровое:

В работе участвуют: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель логопед

Ожидаемые результаты реализации проекты:

  • Появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; пополнение и активизация словарного запаса детей;

  • развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи;

  • умение договариваться и работать слажено; обращаться к взрослому с вопросом;

  • умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике;

  • умение перекодировать информацию из абстрактной в визуальную и наоборот

Пояснительная записка

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот, почему так важно, создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому, перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи? Все ответы на эти вопросы мы нашли в методике – мнемотехника.

Для того чтобы получить ответы на все поставленные вопросы был разработан проект «Смотри, думай, говори!» (Развитие связной речи с использованием мнемотехники)».

Актуальность данного проекта определяется той ролью, которую играет мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, так как связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. Новизна проекта заключатся в обосновании педагогической методики и поиске педагогических условий развития речи и мышления детей дошкольного возраста средствами мнемотехники.

Участники проекта: В реализации проекта принимают участие дети 4 – 7 лет, родители, воспитатели, ДОУ №79

Цель проекта: развитие связной речи и мышления детей дошкольного возраста средствами мнемотехники

Задачи проекта

  1. Работа с детьми:

Образовательные:

  • закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений.

Развивающие:

  • совершенствовать связную речь в ходе рассказов по темам проекта;

  • способствовать развитию образного и логического мышления;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

  • порадоваться вместе с детьми успехам, результатам деятельности.

  1. Работа с педагогами:

  • Повышение профессионального мастерства, интереса к проблеме развития связной речи, через знакомство педагогов с приемами мнемотехники.

  • Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме.

  1. Работа с родителями:

  • Повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности.

  • Овладение родителями мнемотехническим опытом работы и использование его дома.

Предполагаемые результаты в отношении детей:

  • появится умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; пополнение и активизация словарного запаса детей;

  • развитие логического, ассоциативного и образного мышления, совершенствование связной речи;

  • умение договариваться и работать слажено; обратиться к взрослому с вопросом;

  • умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов необходимых для исследований по определенной тематике.

Этапы работы

I этап. Поисково-теоретический -организационный (2021 – 2022):

  • Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.

  • Определить критерии и уровни развития связной речи детей дошкольного возраста

  • Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

  • Посещение семинаров – практикумов по проблеме

II этап. Внедренческий (2022-2023):

  • Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники.

  • Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.

  • Организация консультаций.

III этап. Результативный (2023-2024). Период рефлексии, анализ и обобщение результатов, формулировка выводов, составление рекомендаций, участие в конкурсах, фестивалях, семинарах, конференциях различного уровня; обогащение знаний детей, педагогов и родителей через разнообразные формы работа.

Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Под связной речью понимается развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.

Речь считается связной, если для нее характерны:

  • содержательность (хорошее знание предмета, о котором говориться);

  • точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

  • логичность (последовательное изложение мыслей);

  • ясность (понятность для окружающих);

  • правильность, чистота, богатство (разнообразие).

В работах Ф.А. Сохина проблема речевого воспитания, в том числе и вопросы развития связной речи, получила новое направление. Прежде всего, Ф.А. Сохин четко обосновал необходимость формирования осознания явлений языка и речи – это положение стало стержнем во всех исследованиях, относящихся к решению любой задачи речевого развития. При этом Сохин подчеркивал, что построения связного высказывания должно быть произвольным, преднамеренным, спланированным. Главным в произвольности и осознанности построения высказывания выступает способность отбора языковых средств, наиболее точно соответствующих выражаемому в речи содержанию и условиям общения.

Связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного развития. Именно с этих позиций интересны вопросы порождения речи, фазовая структура речевого акта, этапы развития речевого действия как процесса, формирование механизмов речи, роль мотивации в самостоятельном построении высказывания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, А.С Соколов, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др.).

По мнению исследователей, существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог.

Монологическая речь - более сложный вид связной речи. Говоря о монологической речи, имеется в виду формирование связного высказывания или, по определению лингвистов, умения создавать текст.

Монолог — это речь одного человека, обращенная к одному или нескольким слушателям. Она представляет собой непрерывное и довольно продолжительное по времени логически построенное высказывание. Содержание монологической речи определяется самим говорящим и исходит только из его внутреннего замысла. В отличие от диалога, монолог не прерывается слушателями и не поддерживается их репликами, поэтому говорящему труднее, чем в диалоге, понять отношение слушателей к содержанию его речи. Монолог служит для целенаправленной передачи информации. В дошкольном возрасте основными видами монологической речи являются пересказ и самостоятельный рассказ. Всеми рассмотренными видами связной речи ребенок овладевает постепенно, начиная с самых простых ее форм, то есть с диалогической речи.

Диалогической речью ребенок овладевает непроизвольно, поскольку она тесно связана с его практической деятельностью и используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослым в процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к взрослым с различными вопросами и просьбами о помощи и старается понять их ответы, то есть этот вид речи ему жизненно необходим.

В речи детей существуют множество проблем, односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Таким образом, можно сделать вывод, что речевое развитие детей дошкольного возраста — это период наиболее благоприятный для развития диалогического общения с взрослыми и сверстниками.


















































Перспективный план работы в средней группе


Сентябрь

Недели

Образовательная деятельность

Задачи, содержание


1 неделя

Пересказ русской народной сказки «Теремок»

Интонационно верно передавать диалоги персонажей опираясь на мнемотаблицу; использовать при пересказе выразительные средства языка

2 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: речь», стр.5

Знакомство с пособием. Предложить повторить предложения, используя картинки-подсказки.

3 неделя

Заучивание стихотворения Е.

Трутневой «Осень».

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы

4 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: мышление», стр.5

Предложить послушать стихотворение «В зимней хатке у бобра…». Назвать предметы, которые хранились в хатке у бобра. Выучить стихотворение, используя картинки-подсказки

Октябрь


1 неделя

Игра «Волшебники»

Обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержание: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы.

Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

2 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: окружающий мир», стр.5

Предложить рассмотреть картинки в таблице. Рассказать, кого можно увидеть в зоопарке.

3 неделя

Заучивание песни «Осень золотая»

Выразительно читать наизусть стихотворение по мнемосхеме, интонационно передавать мелодию песни.

4 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: окружающий мир», стр.6

Предложить рассмотреть картинки в таблице. Назвать части тел животных, которые здесь нарисованы.

Ноябрь


1 неделя

Пересказ русской народной сказки «Маша и медведь».

Выбор мнемотаблицы, которая соответствует тексту сказки; развивать умение передавать текст точно, последовательно, выразительно, с опорой на мнемотаблицу.

2 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: мышление», стр.6

Предложить прослушать предложения. Используя картинки – подсказки, повторить предложения

3 неделя

Игра «Цветик-семицветик»

Обогащение глагольного словаря

Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

4 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: речь», стр.6

Выучить скороговорку, используя картинки – подсказки.

Декабрь


1 неделя

Заучивание стихотворения С.Есенин «Поёт зима – аукает…»

Выучить стихотворение, используя картинки – подсказки.

2 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: речь», стр.7

Предложить послушать вопрос и выбрать из таблицы правильный ответ. Составить с этим словом предложение по образцу.

3 неделя

Заучивание новогодних песен.

Заучивание новогодних песен с опорой на мнемотаблицы

4 неделя

Заучивание новогодних песен.

Заучивание новогодних песен с опорой на мнемотаблицы

Январь

2 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: окружающий мир», стр.7

Предложить прослушать рассказ. Пересказать рассказ, используя картинки – подсказки.

3 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: окружающий мир», стр.8

Предложить отгадать загадку, используя картинки – подсказки. Выбрать в таблице правильный ответ (обвести нужную картинку кружком)

4 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: мышление», стр.7

Предложить отгадать загадку, используя картинки – подсказки. Раскрасить это животное в нижней таблице.

Февраль


1 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: мышление», стр.8

Составление описательного рассказа о животном по мнемотаблице. Умение отвечать на вопросы: Кто? Где? Какой? Что делает?

2 неделя

Игра «Цветик-семицветик»

Обогащение глагольного словаря. Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

3 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: речь», стр.8

Предложить выучить скороговорку, используя картинки – подсказки. Назвать звук, с которого начинаются все ключевые слова. Произнести эти слова, выделив первый звук: «М»

4 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: речь», стр.9

Предложить прослушать часть предложения. Используя картинки-подсказки, назвать последнее слово в предложениях (два последних слова)

Март


1 неделя

Чтение сказки «Три поросенка», С.Михалков

Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания окончания сказки. Учить схематически изображать последовательность действий персонажей.

2 неделя

Работа в пособии Т.Трясоруковой «Мнемодорожки: окружающий мир», стр.9

Предложить детям рассказать, что можно увидеть в лесу, по серии картинок мнемодорожки. Обогащение словаря, развитие долговременной памяти.


3 неделя



4 неделя







Перспективный план работы в старшей группе

Месяц

Образовательная деятельностью

Задачи, содержание

Сентябрь

Пересказ русской народной сказки

Интонационно верно передавать диалоги персонажей опираясь на мнемотаблицу; использовать при пересказе выразительные средства языка

Игра «Копилка слов»

Обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Октябрь

Заучивание стихотворения Е.

Трутневой «Осень».

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы

Игра «Волшебники»

Обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.

Содержание: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы.

Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.

Ноябрь

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Составление мнемотаблиц для пересказа; передавать текст точно, последовательно, выразительно

Игра «Цветик-семицветик»

Обогащение глагольного словаря

Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.


Декабрь

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».

Использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы; интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения

Игра «Теремок»

Обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации.

Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок.

Январь

Творческие сказки: «Как ёжик зайца выручил»,

«День рождения зайца».

Придумывание сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний; составление мнемосхем для придумывания сказки

Игра «Зашифруем слова»

Обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Содержание: Попросить ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам, возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Февраль

Игра «Кто в домике живет?» (по И.А. Чистяковой)

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; интонационно передавать нежность, любование зимней природой

Март

Пересказ рассказа М. Пришвина «Ёж».

Составление мнемотаблиц для пересказа; передавать текст точно, последовательно, выразительно; пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь

А.Н. Плещеев «Сельская песня»

Выразительно читать наизусть стихотворение, используя мнемотаблицы.

Апрель

Я. Аким «Апрель»

Составление мнемотаблицы на основе стихотворения; развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне.

Пересказ сказки Л.

Передавать текст точно, последовательно, выразительно; использование для пересказа готовые


Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…»

мнемотаблицы

Май

С. Есенин «Черёмуха»

Выразительно читать наизусть стихотворение, используя мнемотаблицы; развивать умение чувствовать напевность языка, языковые выразительные средства.

Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

Передавать текст точно, последовательно, выразительно; составление мнемотаблиц для пересказа; учить пересказывать от третьего лица

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы

Тема


Задачи



Сентябрь

1.Развитие речи. Пересказ сказки «Лиса и козел»

Связная речь: закрепить представление об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); продолжать учить использовать при пересказе мнемотехники, образные художественные средства, выразительно передавать диалоги. Словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания. Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму

Чтение художественной литературы (ЧХЛ)

Рассказывание народной сказки «Царевна-лягушка»

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.

2. Развитие речи.

Составление рассказа по картине «В школу»

Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя мнемотаблицы и приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным.

Словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; подбирать однокоренные слова к заданному слову; тренировать в дифференциации звуков [с] и [ш]; развивать интонационную выразительность речи.

ЧХЛ

«О чем печалишься, осень?

Чтение произведений об осени, рассматривание иллюстраций

Закрепить знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование осенними красками природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух: умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты; упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных.


3. Развитие речи. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений.

Словарь и грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы, анонимы к прилагательным и глаголам

Звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем, произносить двустишие с разной силой голоса

ЧХЛ

Русской народной сказки «Сивка-бурка»

Учить детей воспринимать образное содержание сказки. Осмысливать характеры персонажей; закреплять знания о жанровых особенностях сказки; формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

4. Развитие речи.

Составление текста рассуждения

Связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений.

Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова.

ЧХЛ

Заучивание стихотворения Е.

Трутневой «Осень»

Учить детей выразительно читать стихотворение Е. Трутневой «Осень» – передавая интонацию спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух детей: умение чувствовать, понимать и воспринимать образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания осенних пейзажей; активизировать употребление глаголов.

Октябрь

5. Развитие речи. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание

медвежат

Связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно.

Словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов, антонимов, к прилагательным и глаголам.

Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ж]; учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно.

ЧХЛ

Чтение туркменской сказки

«Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка»

Учить детей замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок, видеть в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования.

6. Развитие речи. Составление рассказа по картинам по теме

Домашние животные»

Связная речь: учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа. Правильность построения предложений.

Словарь и грамматика: учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умения сравнивать;

Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и ритме и с разной силой голоса.

ЧХЛ

Ознакомление с малыми фольклорными формами

Уточнить знания детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.


7. Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных

картин

Связная речь: учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название.

Словарь и грамматика: учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определение к заданным словам.

Звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы

ЧХЛ

Чтение сказки «Про зайца – длинные уши…» Д.Мамина-Сибиряка

Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению

8. Развитие речи. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду»

Связная речь: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет. Словарь и грамматика: учить образовывать форму родительского падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании.

Звуковая культура речи: учить дифференциации звуков [ц] и [ч] отрабатывать четкую дикцию.

ЧХЛ

Заучивание стихотворения

А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Учить детей выразительно читать стихотворение, передавая интонацию печаль осенней природы, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина

Ноябрь

9. Развитие речи. Составление текста поздравления

Связная речь: учить составлять текст-поздравление.

Словарь и грамматика: закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонацию.

ЧХЛ

Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка»

Познакомить детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки

10. Развитие речи. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать переживания, оценивать поступки, внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы других детей. Словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова Звуковая культура речи:

ЧХЛ

Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни

И.А. Крылова

«Стрекоза и Муравей». Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строению языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.


11. Развитие речи. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца»

Связная речь: учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описание, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности.

Словарь и грамматика: учить образованию винительного падежа множественного числа существительных.

Звуковая культура речи: учить отчетливому произношению потешек, различению ритма, тема речи и силы голоса.

ЧХЛ

Беседа о творчестве

А.С. Пушкина

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбки». Углубить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина; воспитывать умение творчески воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

12. Развитие речи. Составление рассказов с использованием

антонимов

Связная речь: учить составлять рассказ используя антонимы.

Словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу, вносить исправления.

ЧХЛ

Чтение стихотворения К.

Чолиева «Деревья спят» Беседа об осени

Учить детей составлять рассказ, используя выразительно- изобразительные средства языка, подбирать эпитете, сравнивая к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатление

Декабрь

13. Развитие речи. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»

Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность.

Словарь и грамматика: учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании.

Звуковая культура речи: развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса.

ЧХЛ

Малые фольклорные формы

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок, пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

14. Развитие речи. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Связная речь: учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.

Словарь и грамматика: обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу.

ЧХЛ

Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра

15. Развитие речи. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»

Связная речь: учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения.

Словарь и грамматика: учить выделять при сравнении существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначительностью слова.

Звуковая культура речи: учить правильному произношению звуков [с] – [с'], [з] – [з'], дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, изменять силу голоса, темп речи.



ЧХЛ

Заучивание стихотворения Е.

Тургенева «Первый снег»

Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении стихотворения, учить замечать изобразительно- выразительные средства языка, составлять лирические сказки на тему «Танец снежинок»

16. Развитие речи. Сочинение сказки на тему «Моя любимая игрушка»

Связная речь: учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.

Словарь и грамматика: учить подбирать слова для характеристики тех или иных признаков; систематизировать знания о способах словообразования.

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [в] и [ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками [в] и [ф].

ЧХЛ

Рассказывание сказки В. И

Одоевского «Мороз Иванович»

Учить детей эмоционально воспроизводить образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы

Январь

17. Развитие речи. Пересказ сказки «У страха глаза велики»

Связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей.

Словарь и грамматика: учить объяснять значение слов; давать задание на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия.

ЧХЛ

Чтение басни «Ворона и лисица»

Продолжать знакомить детей жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, её обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста; развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.

18. Развитие речи. Составление рассказа на тему

«Четвероногий друг»

Связная речь: учить развивать предложенный сюжет.

Словарь и грамматика: активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слова варежки в разных падежах.

Звуковая культура речи: учить дифференцированию звуков [ш] и [ж]; использованию вопросительной и повествовательной интонаций.

ЧХЛ

Чтение рассказа В.

Драгунского «Тайное становится явным».

Составление рассказов по пословице

Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивировано оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки. Осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.


19. Развитие речи. Синение сказки на предложенный сюжет

Связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет.

Словарь и грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету, уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.

ЧХЛ

Заучивание стихотворения С. Есенина

«Белая береза». Творческое рассказывание. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы

20. Развитие речи. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой»

Связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности. Словарь и грамматика: активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

ЧХЛ

Чтение сказки У. Диснея «Три поросёнка»

Учить детей чувствовать юмористический характер сказки, замечать образный язык; развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов сказки

Февраль

21. Развитие речи. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин

Связная речь: учить передавать сюжет по серии картин, определять основную идею сказки.

Словарь и грамматика: учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей; составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели.

Звуковая культура речи: подбирать слова и фразы, схожие по звучанию.

ЧХЛ

Малые фольклорные формы

Знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками, загадками, воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; развивать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки.

22. Развитие речи. Составление рассказа «Как Ежонок попал в беду» по серии сюжетных картин

Связная речь: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения.

Словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам Звуковая культура речи:

ЧХЛ

Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег»

Углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов; передавать образы зимней природы в рисунке и словесном описании.


23. Развитие речи. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин

Связная речь: учить составлять связное высказывание со серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями;

Словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам;

Звуковая культура речи: выполнять фонетические упражнения на изменение интонации.

ЧХЛ

Чтение басни С. Михалкова «Ошибка»

Анализ фразеологизмов, пословиц, рисование к ним иллюстраций. Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; формировать представление о С. Михалкове как о баснописце; продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц, поговорок.

24. Развитие речи. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии картин

Связная речь: развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями.

Словарь и грамматика: подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам. Звуковая культура речи:

ЧХЛ

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценки поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки

Март

25. Развитие речи. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам

Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность.

Словарь и грамматика: учить употреблять название детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов.

Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи.

ЧХЛ

Чтение рассказов, стихов о весне. Рассматривание иллюстраций

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов

26. Развитие речи. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта

Связная речь: учить пересказ текста точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по анальгии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную.

Словарь и грамматика: познакомить со значением слова «игла»

Звуковая культура речи: учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова.



ЧХЛ

Чтение басни Л Толстого

«Собака и ее тень». Анализ пословиц.

Учить детей осмысливать аллегорию басни, ее образную суть, соотносить идею басни со значением пословицы

27. Пересказ сказки Л. Толстого

«Белка и волк»

Связная речь: учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает).

Словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи аноним.

ЧХЛ

Чтение сказки Чтение сказки М. Михайлова «Лесные хоромы».

Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок»

Познакомить детей со сказкой, помочь найти сходное и отличное от русской народной сказки «Теремок», научить осмысливать идею сказки, оценивать характеры персонажей.

28. Развитие речи. Сочинение сказки на заданную тему

Связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра. Словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов и анонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование.

Звуковая культура речи: учить придумывать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

ЧХЛ

Чтение рассказа В.

Драгунского «Друг детства»

Учить детей эмоционально воспитывать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представление о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ); осмысливать значение образных выражений

Апрель

29. Развитие речи. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Связная речь: учить выразительно пересказывать сказку, использовать слова и речевые обороты из текста.

Словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц.

Звуковая культура речи: учить правильно произносить звуки [ж], [ш] и [р], изменять силу голоса и темп речи

ЧХЛ

Малые фольклорные формы

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углубить представления о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок, воспитывать любовь к устному народному творчеству.


30. Развитие речи. Описание пейзажной картины

Связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом.

Словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов.

Звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передовая голосом чувства радости и огорчения.

ЧХЛ

Заучивание стихотворения Г.

Новицкой «Вскрываются почки». Творческое рассказывание «Как разбудили

клен»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух; способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы; развивать речетворческие способности детей: умение составлять лирические рассказы и сказки

31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были

художниками»

Связная речь: учить составлять коллективный рассказ-описание.

Словарь и грамматика: учить строить предложение со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении.

Звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [р] – [р'], четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирая слова с [р] – [р']; закреплять представление о длинном и коротком слове, деление слов на слоги, ударение.

ЧХЛ

Беседа о русском творчестве.

Рассказывание сказки С.

Аксакова «Аленький цветочек».

Лексические упражнения

Систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве: о сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанрах, композициях, и национальных языковых особенностях русской сказки

32. Развитие речи. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

Связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики рассказа; учить пересказывать от третьего лица.

Словарь и грамматика: учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде числе.

Звуковая культура речи: давать задание на регулирование темпа голоса и силы голоса.

ЧХЛ

Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»

Уточнить знания детей о творчестве датского сказочника Г.Х. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; формировать внимание к поэтическим образам.

Май

33. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»,

«Ежи», «Белка с бельчатами»

Связная речь: учить составлять связный рассказ на картине.

Словарь и грамматика: давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков; активизировать в речи форму повествовательного наклонения глаголов.

ЧХЛ

Чтение сказки И.А. Крылова «Лебедь, Щука и рак»

Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, уточнить представление о жанровых особенностях басни; развивать точность, выразительность, ясность изложений мыслей.

34. Составление рассказа

«Веселое настроение»

Связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему.

Словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам.

Звуковая культура речи

ЧХЛ (29)

Малые фольклорные формы

Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углубить представления о пословицах и поговорках; формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

35. Развитие речи. Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему

Связная речь: учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии) Словарь и грамматика: учить подбирать синонимы и антонимы, названия детенышей животных.

Звуковая культура речи. Воспитывать интонационную выразительность.

ЧХЛ

Итоговая литературная викторина

Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений. Закрепить знания о малых фольклорных формах.

Развитие речи. (30) Описание пейзажной картины

Связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом.

Словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов.

Звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передовая голосом чувства радости и огорчения.

ЧХЛ (25.)

Чтение рассказов, стихов о весне. Рассматривание иллюстраций

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов



Методы работы.

Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.

Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Все мероприятия проводимся игровой мотивации. Детям задаются вопросы, выслушиваются ответы детей. Если возникает затруднение с ответом, то задаются наводящие вопросы, подбираются символы, зарисовываются в таблицу. Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала. Если дети не могут найти правильный символ, вопросами подводятся к правильному ответу или выводу. Ответы детей могут быть краткими или полными, в зависимости от характера вопроса.

Методология.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

В своей работе опирались на работы Т. В. Большевой (коллаж), Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели).

На основании анализа научной литературы выделили следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

  • Системный – технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания.

  • Личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка.

  • Деятельностный – развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои.

  • Диалогический – процесс обучения происходит в форме диалога.

  • Культурологический – ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

  • Информационный–ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

Проект опирается на обще дидактические принципы:

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Принцип интеграции: интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; интеграция детской деятельности.




Механизм реализации проекта

В течение 3 лет велась работа над проектом «Развитие связной речи посредством мнемотехник», апробировала приемы мнемотехники.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Для детей, особенно, в первый год обучения я даю цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т. д.

Работа с мнемотаблицей делится на нескольких этапов:

  1. этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

  2. этап – Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразование из символов в образы.

  3. этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа), стихотворения с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

При этом пересказ сказки, рассказа, стихотворения могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.

  • Дети учатся заменять ключевые слова в предложениях значками- символами; зарисовывать предметы и явления природы символами.

  • Самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполняют схему-модель как план пересказа.

  • Изученный материал закрепляется путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Дети сами с удовольствием придумывают свои собственные модели-схемы и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Как и вся работа начинается от простого к сложному, с простейших мнемоквадратов.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, необходимо использовать приём мнемотехники, ориентированный на наглядно - образное мышление детей. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить всё то, что они считают нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что всё очень просто и понятно детям. Заучивание стихотворения по мнемотаблице, помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы рассказывания.

Более подробно нужно остановиться на применении схем при заучивании стихотворений. Использование опорных рисунков облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов.

Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Подобрав стихотворение, выразительно прочитываю и по ходу чтения изображаю текст. Можно предложить детям прочитать стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Затем таблицу – рисунок поместить в группе на видном месте и в течение дня дети могут по желанию рассказывать текст.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения необходимо разрабатывать и составляю свою мнемотаблицу, подбирать рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создать мнемотаблицы.

Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляется возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.

Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его.

Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

При таком способе работы стихотворение запоминается целиком.

Разучивание стало для моих детей делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Ведь одно из правил укрепления памяти и речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики». Таким образом чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше будет развитой связная речь-показатель умственных способностей.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей.

Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Работа с педагогами и родителями:

  1. Консультация для педагогов и родителей «Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворений и пересказе текста».

  2. Консультация «Правильно ли говорит ваш ребенок?».

  3. Рекомендации педагогов родителей «Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?»

  4. Семинар «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи»

  5. Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

  6. Мастер – класс «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».



Список литературы:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозайка-Синтез, 1999

  2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

  3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.

  4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6

  2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92

  4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18

  5. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.

  6. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.

  7. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

  8. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

  9. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.

  10. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

  11. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.

  12. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.

  13. www.boltun-spb.ru.

  14. http://pandia.ru/text

  15. http://doshvozrast.ru

  16. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac26.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!