ПРОЕКТ:
«Сказкотерапия как средство развития лексической стороны речи детей 4-5 лет с нарушениями речи»
Руководитель проекта:
Учитель-логопед Гончарова Т.А.
Актуальность проекта.
В общей основе развития личности лежит овладение речью. По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, не достаточный потенциал личности.
Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.
На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса.
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. В этот же период происходит формирование всех сторон речи. Формирование умений и навыков связной речи, а так же обогащение словаря у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.
На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми имеющих отклонения в речевом развитии, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
Занятия с применением метода сказкотерапии помогает:
развивать речь детей (пересказывание сказок; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок);
выявить и поддержать творческие способности;
снизить уровень тревожности и агрессивности;
развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций.
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Цель проекта:
Развитие и расширение активного словаря детей 4-5 лет имеющих нарушения речи разной степени сложности.
Задачи проекта:
Обогатить словарь, усвоить новые, ранее неизвестные детьми слова, а также новые значения ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
Уточнить словарь, т.е. помочь овладеть точностью и выразительностью языка (наполнить содержанием слова, известные детям, усвоить многозначность, синонимики и т.п.).
Активизировать словарь, перенести как можно большее число слов из пассивного в активный словарь, включить слова в предложения, словосочетания.
Принципы проекта:
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.
Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к познанию окружающего и стимулирования деятельности для коррекции нарушений.
Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу воспитания и развития, что является необходимым условием эффективности коррекционного воздействия.
Принцип доступности. Разработать содержание процессов обучения, развития и воспитания с учетом возможностей детей имеющих речевые нарушения.
Принцип опоры на коллектив. Учитывать характер малых групп, регулировать их социально-психологический климат. Создать максимально комфортные условия для обмена опытом между детьми, а так же для того, что бы каждый ребенок мог научиться на примере другого.
Принцип культуросообразности воспитания, предполагает, что воспитание будет основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры нашего государства и специфические особенности нашего региона.
Принцип субъектности. Максимально содействать развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений.
Участники проекта:
Тип проекта: коррекционный.
Срок реализации: долгосрочный.
Содержание воспитательно-коррекционной работы:
Основная идея – коррекционно-развивающее обучение.
Формы работы с детьми:
Методы и приемы:
Интерпретация сказок.
Рассказывание сказок.
Сочинение сказок.
Переписывание или дописывание сказок.
Постановка сказок при помощи кукол.
Дыхательная и артикуляционная гимнастики.
Рисование сказки.
Игры-драматизации.
Игры на снятие физического, эмоционального и психологического напряжения.
Просмотр и прослушивание сказок с использованием ИТК.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в коррекционный процесс развития детей с нарушениями речи.
Задачи:
Убедить родителей в необходимости закреплять пройденный материал на занятиях по сказкотерапии в домашних условиях;
Внедрить упражнения используемые в данном методе в повседневную жизнь детей имеющих нарушения речи;
Способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок-передвижек;
Вовлекать родителей в воспитательный и оздоровительный процесс как активных его участников.
Формы взаимодействия с родителями:
Работа с воспитателями:
Ведущая идея – использование приемов сказкотерапии в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.
Задачи:
Формы взаимодействия с воспитателями:
Консультации;
Мастер-классы;
Помощь в создании предметно-развивающей среды;
Индивидуальное консультирование;
Выставки детского творчества.
Предполагаемый результат:
Активный словарь детей 4-5 лет, имеющих нарушения, речи приближен или достигает возрастной нормы. Словарь более богатый, насыщен оборотами ранее не использовавшимися детьми в самостоятельной речи. Язык детей более выразителен и точен, освоены такие понятия как многозначность и синонимимика.
Тематический план мероприятий
Дата проведения | Тема занятия | Цель занятия |
3 неделя сентября | «Шустрик у бабушки» Познавательно-аффективная ориентировка | Ознакомление детей с голосами домашних животных и их названиями. |
4 неделя сентября | «Шустрик у бабушки» Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций | Создание ситуации для подведения детей к самостоятельному подбору слов для описания героев и событий с ними произошедших. Активизация в речи детей звуки животных (для тяжелых нарушений), названия животных (для легких нарушений). |
1 неделя октября | «Шустрик у бабушки» Выражение замещающей потребности | Ознакомление с названиями детенышей домашних животных. Активизация в речи детей названий домашних животных. |
2 неделя октября | «Про посуду» Познавательно-аффективная ориентировка | Ознакомление детей с названиями посуды и ее назначении. |
3 неделя октября | «Про посуду» Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций | Создание ситуации для подведения детей к самостоятельному подбору слов для описания героев и событий с ними произошедших. |
4 неделя октября | «Про посуду» Выражение замещающей потребности | Довести до детей значения некоторых предметов посуды, ранее им незнакомой. |
1 неделя декабря | «Как Дед Мороз парад принимал» Познавательно-аффективная ориентировка | Познакомить детей со способами описания животных. Довести до детей, что словами можно отразить внешний вид и характер любого животного. |
2 неделя декабря | «Как Дед Мороз парад принимал» Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций | Создание ситуации для подведения детей к самостоятельному подбору слов для описания героев и событий с ними произошедших. |
3 неделя декабря | «Как Дед Мороз парад принимал» Выражение замещающей потребности | Побуждать детей самостоятельному рассказыванию знакомых сказок. Формирование умения брать на себя роль какого-либо персонажа. |
1 неделя января | «Проказы старухи зимы» Познавательно-аффективная ориентировка | Познакомить детей со словами родственниками (однокоренные слова). |
2 неделя января | «Проказы старухи зимы» Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций | Создание ситуации для подведения детей к самостоятельному подбору однокоренных слов для описания героев и событий с ними произошедших. |
3 неделя января | «Проказы старухи зимы» Выражение замещающей потребности | Формировать умение правильно подбирать слова, которые характеризуют животных. |
4 неделя января | «Корова Буренка» Познавательно-аффективная ориентировка | Ознакомление детей с уменьшительно-ласкательными названиями животных, формами повелительного наклонения глаголов. Формирование умения выразительно имитировать голоса животных с разной интонацией и громкостью. |
1 неделя февраля | «Корова Буренка» Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций | Создание ситуации для подведения детей к самостоятельному подбору слов для описания героев и событий с ними произошедших. Активизация в речи детей звуки животных (для тяжелых нарушений), уменьшительно-ласкательных названий животных и форм повелительного наклонения глаголов (для легких нарушений). |
2 неделя февраля | «Корова Буренка» Выражение замещающей потребности | Ознакомление с оттеночными характеристиками слов (кот – котище, хвост – хвостише). Развитие интонационной стороны речи. |
3 неделя февраля | «Кот Васька» Познавательно-аффективная ориентировка | Формирование умения совместно составлять описательные рассказы используя знакомые слова. |
4 неделя февраля | «Кот Васька» Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций | Продолжать формирование умения заканчивать предложение начатое педагогом, дополняющее описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации. |
1 неделя марта | «Кот Васька» Выражение замещающей потребности | Ознакомление детей с оттеночными характеристиками слов (страшно-престрашно). Продолжить ознакомление с формами повелительного наклонения глаголов. |
2 неделя марта | «Добрая темнота» Познавательно-аффективная ориентировка | Ознакомление детей образными выражениями. |
3 неделя марта | «Добрая темнота» Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций | Формировать умение заканчивать предложение начатое педагогом, дополняющее описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации. |
4 неделя марта | «Добрая темнота» Выражение замещающей потребности | Активизировать в речи детей признаки и действия предметов. |
1 неделя апреля | «Цыпленок – хвастунишка» Познавательно-аффективная ориентировка | Продолжить ознакомление с формами повелительного наклонения глаголов (не хвались, лучше плавать научись и т.д.). |
2 неделя апреля | «Цыпленок – хвастунишка» Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций | Активизировать в речи детей признаки и действия предметов. |
1 неделя мая | «Цыпленок – хвастунишка» Выражение замещающей потребности | Формировать умение заканчивать предложение начатое педагогом, дополняющее описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации. |
2 неделя мая | «Ласковый цветок и сердитые тучки» Познавательно-аффективная ориентировка | Ознакомление детей образными выражениями. |
3 неделя мая | «Ласковый цветок и сердитые тучки» Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций | Активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов. |
4 неделя мая | «Ласковый цветок и сердитые тучки» Выражение замещающей потребности | Формировать умение заканчивать предложение начатое педагогом, дополняющее описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации. |
Контрольно-оценочная деятельность.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Количество баллов на начало учебного года | Количество баллов на конец учебного года |
| | | |
| | | |
Методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
Исследование активного словаря:
Конкретные существительные. Назвать, что нарисовано на картинках: юла, собака, самолёт, пальто, сапоги, яблоко, пылесос, лыжи, диван, телевизор, кубики и т.д.
Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов.
Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Существительные, обозначающие части тела, части предметов:
- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;
- части одежды: рукав, воротник, пуговица;
- части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;
- части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.
Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – называет не менее 3 частей, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет не более 2 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Название профессий.
Оценка: всего 5 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Глагольные словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы:
Что ты делаешь в течении дня?
Кто как передвигается?
Кто как голос подаёт?
Кто что делает? (с использованием названий профессий)
Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, называет правильно не менее 3 действий, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет правильно не более 1-2 действий, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Словарь прилагательных.
- Называет цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.
- называние формы: квадратный, треугольный, овальный, круглый, прямоугольный.
Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Подбор антонимов:
Добро – зло, высокий – низкий, горе – счастье, друг – враг, лёгкий – тяжёлый, поднимать – ставить, хороший – плохой, давать – забирать, широкий – узкий, покупать – продавать.
Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Исследование пассивного словаря.
Конкретные существительные: «Покажи, где кукла, мишки, стол и т.д.»
Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Существительные, обозначающие части тела, части предметов: «Покажи, где у тебя глаза, локоть, палец и т.д.»
- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;
- части одежды: рукав, воротник, пуговица;
- части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;
- части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.
Оценка: всего 3 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – показывает все части, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, показывает не более 3 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Название профессий: «Поёт певец, а кто лечит, строит и т.д.»
Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Глагольный словарь: «Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? Кто плавает?)
Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Словарь прилагательных. Попросить показать, где оранжевый цвет, где голубой, розовый, коричневый. Ответить на вопросы: «Какой формы стол, окно, тарелка».
Оценка: всего 2 пробы по 4 признака, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 212 баллов, соответствует высокому уровню; 123 – 176 б. – среднему; менее 123 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.
Методика изучения словарного запаса детей М.А. Поваляевой.
Задание №1. Классификация понятий.
Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Логопед называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.
Задание №2. Подбор антонимов.
Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый; бежать – стоять, смеяться – плакать, разговаривать – молчать; высоко – низко, далеко – близко).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов – не соответствует.
Задание №3. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, весёлый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует семантическому полю.
Задание №4. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать ещё? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла – придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл – менее 3 слов; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.
После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявления словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35 – 50 баллов – среднему; менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.
Используемая литература:
Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;
Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;
Капская А.Ю., МирончикТ.Л. «Планета чудес» (Развивающая сказкотерапия для детей) - М.:ТЦ Сфера, 2008.;
Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии», СПб.: Речь, 2010;
Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия», СПб.: Речь, 2011;
Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб.: Речь, 2008.
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=532247
http://logoped18.ru/logopedist/logopedicheskaya-skazka-trudolyubivaya-bozhya-korovka.php