СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Сказкотерапия как средство развития лексической стороны речи детей 4-5 лет с нарушениями речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Сказкотерапия как средство развития лексической стороны речи детей 4-5 лет с нарушениями речи»»









ПРОЕКТ:

«Сказкотерапия как средство развития лексической стороны речи детей 4-5 лет с нарушениями речи»















Руководитель проекта:

Учитель-логопед Гончарова Т.А.



  1. Актуальность проекта.

В общей основе развития личности лежит овладение речью. По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, не достаточный потенциал личности.

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.

На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса.

Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. В этот же период происходит формирование всех сторон речи. Формирование умений и навыков связной речи, а так же обогащение словаря у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.

На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми имеющих отклонения в речевом развитии, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.


Занятия с применением метода сказкотерапии помогает:

  • развивать речь детей (пересказывание сказок; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок);

  • выявить и поддержать творческие способности;

  • снизить уровень тревожности и агрессивности;

  • развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.



  1. Цель проекта:

Развитие и расширение активного словаря детей 4-5 лет имеющих нарушения речи разной степени сложности.



  1. Задачи проекта:

  1. Обогатить словарь, усвоить новые, ранее неизвестные детьми слова, а также новые значения ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

  2. Уточнить словарь, т.е. помочь овладеть точностью и выразительностью языка (наполнить содержанием слова, известные детям, усвоить многозначность, синонимики и т.п.).

  3. Активизировать словарь, перенести как можно большее число слов из пассивного в активный словарь, включить слова в предложения, словосочетания.



  1. Принципы проекта:

  1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.

  2. Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к познанию окружающего и стимулирования деятельности для коррекции нарушений.

  3. Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу воспитания и развития, что является необходимым условием эффективности коррекционного воздействия.

  4. Принцип доступности. Разработать содержание процессов обучения, развития и воспитания с учетом возможностей детей имеющих речевые нарушения.

  5. Принцип опоры на коллектив. Учитывать характер малых групп, регулировать их социально-психологический климат. Создать максимально комфортные условия для обмена опытом между детьми, а так же для того, что бы каждый ребенок мог научиться на примере другого.

  6. Принцип культуросообразности воспитания, предполагает, что воспитание будет основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры нашего государства и специфические особенности нашего региона.

  7. Принцип субъектности. Максимально содействать развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений.



Участники проекта:

  • Педагоги

  • Дети

  • Родители



Тип проекта: коррекционный.



Срок реализации: долгосрочный.


  1. Содержание воспитательно-коррекционной работы:

Основная идея – коррекционно-развивающее обучение.

Формы работы с детьми:

  • Непосредственно образовательная деятельность.

  • Коррекционно-развивающая работа.

  • Творческая деятельность

Методы и приемы:

  • Интерпретация сказок.

  • Рассказывание сказок.

  • Сочинение сказок.

  • Переписывание или дописывание сказок.

  • Постановка сказок при помощи кукол.

  • Дыхательная и артикуляционная гимнастики.

  • Рисование сказки.

  • Игры-драматизации.

  • Игры на снятие физического, эмоционального и психологического напряжения.

  • Просмотр и прослушивание сказок с использованием ИТК.


  1. Работа с родителями:

Ведущая идея – активное вовлечение родителей в коррекционный процесс развития детей с нарушениями речи.

Задачи:

  1. Убедить родителей в необходимости закреплять пройденный материал на занятиях по сказкотерапии в домашних условиях;

  2. Внедрить упражнения используемые в данном методе в повседневную жизнь детей имеющих нарушения речи;

  3. Способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок-передвижек;

  4. Вовлекать родителей в воспитательный и оздоровительный процесс как активных его участников.

Формы взаимодействия с родителями:

  • Анкетирование;

  • Индивидуальные беседы;

  • Наглядная информация;

  • Помощь в изготовлении атрибутов;

  • «Домашние задания».

  1. Работа с воспитателями:

Ведущая идея – использование приемов сказкотерапии в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.

Задачи:

  • пополнять теоретические знания;

  • обогащать     дидактическую базу по данной теме.


Формы взаимодействия с воспитателями:

  • Консультации;

  • Мастер-классы;

  • Помощь в создании предметно-развивающей среды;

  • Индивидуальное консультирование;

  • Выставки детского творчества.




Предполагаемый результат:

Активный словарь детей 4-5 лет, имеющих нарушения, речи приближен или достигает возрастной нормы. Словарь более богатый, насыщен оборотами ранее не использовавшимися детьми в самостоятельной речи. Язык детей более выразителен и точен, освоены такие понятия как многозначность и синонимимика.





























Тематический план мероприятий


Дата проведения

Тема занятия

Цель занятия

3 неделя сентября

«Шустрик у бабушки»

Познавательно-аффективная ориентировка

Ознакомление детей с голосами домашних животных и их названиями.

4 неделя сентября

«Шустрик у бабушки»

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Создание ситуации для подведения детей к самостоятельному подбору слов для описания героев и событий с ними произошедших.

Активизация в речи детей звуки животных (для тяжелых нарушений), названия животных (для легких нарушений).

1 неделя октября

«Шустрик у бабушки»

Выражение замещающей потребности

Ознакомление с названиями детенышей домашних животных. Активизация в речи детей названий домашних животных.

2 неделя октября

«Про посуду»

Познавательно-аффективная ориентировка

Ознакомление детей с названиями посуды и ее назначении.

3 неделя октября

«Про посуду»

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Создание ситуации для подведения детей к самостоятельному подбору слов для описания героев и событий с ними произошедших.


4 неделя октября

«Про посуду»

Выражение замещающей потребности

Довести до детей значения некоторых предметов посуды, ранее им незнакомой.

1 неделя декабря

«Как Дед Мороз парад принимал»

Познавательно-аффективная ориентировка

Познакомить детей со способами описания животных. Довести до детей, что словами можно отразить внешний вид и характер любого животного.

2 неделя декабря

«Как Дед Мороз парад принимал»

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Создание ситуации для подведения детей к самостоятельному подбору слов для описания героев и событий с ними произошедших.


3 неделя декабря

«Как Дед Мороз парад принимал»

Выражение замещающей потребности

Побуждать детей самостоятельному рассказыванию знакомых сказок. Формирование умения брать на себя роль какого-либо персонажа.

1 неделя января

«Проказы старухи зимы»

Познавательно-аффективная ориентировка

Познакомить детей со словами родственниками (однокоренные слова).

2 неделя января

«Проказы старухи зимы»

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Создание ситуации для подведения детей к самостоятельному подбору однокоренных слов для описания героев и событий с ними произошедших.


3 неделя января

«Проказы старухи зимы»

Выражение замещающей потребности

Формировать умение правильно подбирать слова, которые характеризуют животных.

4 неделя января

«Корова Буренка»

Познавательно-аффективная ориентировка

Ознакомление детей с уменьшительно-ласкательными названиями животных, формами повелительного наклонения глаголов.

Формирование умения выразительно имитировать голоса животных с разной интонацией и громкостью.

1 неделя февраля

«Корова Буренка»

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Создание ситуации для подведения детей к самостоятельному подбору слов для описания героев и событий с ними произошедших.

Активизация в речи детей звуки животных (для тяжелых нарушений), уменьшительно-ласкательных названий животных и форм повелительного наклонения глаголов (для легких нарушений).

2 неделя февраля

«Корова Буренка»

Выражение замещающей потребности

Ознакомление с оттеночными характеристиками слов (кот – котище, хвост – хвостише).

Развитие интонационной стороны речи.

3 неделя февраля

«Кот Васька»

Познавательно-аффективная ориентировка

Формирование умения совместно составлять описательные рассказы используя знакомые слова.


4 неделя февраля

«Кот Васька»

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Продолжать формирование умения заканчивать предложение начатое педагогом, дополняющее описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации.


1 неделя марта

«Кот Васька»

Выражение замещающей потребности

Ознакомление детей с оттеночными характеристиками слов (страшно-престрашно).

Продолжить ознакомление с формами повелительного наклонения глаголов.

2 неделя марта

«Добрая темнота»

Познавательно-аффективная ориентировка


Ознакомление детей образными выражениями.


3 неделя марта

«Добрая темнота»

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Формировать умение заканчивать предложение начатое педагогом, дополняющее описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации.


4 неделя марта

«Добрая темнота»

Выражение замещающей потребности

Активизировать в речи детей признаки и действия предметов.


1 неделя апреля

«Цыпленок – хвастунишка»

Познавательно-аффективная ориентировка

Продолжить ознакомление с формами повелительного наклонения глаголов (не хвались, лучше плавать научись и т.д.).


2 неделя апреля

«Цыпленок – хвастунишка»

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Активизировать в речи детей признаки и действия предметов.


1 неделя мая

«Цыпленок – хвастунишка»

Выражение замещающей потребности


Формировать умение заканчивать предложение начатое педагогом, дополняющее описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации.


2 неделя мая

«Ласковый цветок и сердитые тучки»

Познавательно-аффективная ориентировка

Ознакомление детей образными выражениями.


3 неделя мая

«Ласковый цветок и сердитые тучки»

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов.


4 неделя мая

«Ласковый цветок и сердитые тучки»

Выражение замещающей потребности

Формировать умение заканчивать предложение начатое педагогом, дополняющее описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации.



Контрольно-оценочная деятельность.



№ п/п

Ф.И. ребенка

Количество баллов на начало учебного года

Количество баллов на конец учебного года











Методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.

Исследование активного словаря:

  1. Конкретные существительные. Назвать, что нарисовано на картинках: юла, собака, самолёт, пальто, сапоги, яблоко, пылесос, лыжи, диван, телевизор, кубики и т.д.

Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

  1. Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов.

Оценка: всего 9 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

  1. Существительные, обозначающие части тела, части предметов:

- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;

- части одежды: рукав, воротник, пуговица;

- части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;

- части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.

Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – называет не менее 3 частей, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет не более 2 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.


  1. Название профессий.

Оценка: всего 5 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

  1. Глагольные словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы:

Что ты делаешь в течении дня?

Кто как передвигается?

Кто как голос подаёт?

Кто что делает? (с использованием названий профессий)

Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, называет правильно не менее 3 действий, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет правильно не более 1-2 действий, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

  1. Словарь прилагательных.

- Называет цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый.

- называние формы: квадратный, треугольный, овальный, круглый, прямоугольный.

Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.

  1. Подбор антонимов:

Добро – зло, высокий – низкий, горе – счастье, друг – враг, лёгкий – тяжёлый, поднимать – ставить, хороший – плохой, давать – забирать, широкий – узкий, покупать – продавать.

Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.


Исследование пассивного словаря.


  1. Конкретные существительные: «Покажи, где кукла, мишки, стол и т.д.»

Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.


  1. Существительные, обозначающие части тела, части предметов: «Покажи, где у тебя глаза, локоть, палец и т.д.»

- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;

- части одежды: рукав, воротник, пуговица;

- части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;

- части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.

Оценка: всего 3 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение – показывает все части, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, показывает не более 3 частей, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.


  1. Название профессий: «Поёт певец, а кто лечит, строит и т.д.»

Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.


  1. Глагольный словарь: «Кто мычит? Кто кудахчет? Кто ползает? Кто плавает?)

Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.


  1. Словарь прилагательных. Попросить показать, где оранжевый цвет, где голубой, розовый, коричневый. Ответить на вопросы: «Какой формы стол, окно, тарелка».

Оценка: всего 2 пробы по 4 признака, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.


После выполнения всех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 212 баллов, соответствует высокому уровню; 123 – 176 б. – среднему; менее 123 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.


Методика изучения словарного запаса детей М.А. Поваляевой.

Задание №1. Классификация понятий.

Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Логопед называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка 30 баллов.


Задание №2. Подбор антонимов.

Проводится в форме игры «Скажи наоборот». Ребёнку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слово, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый; бежать – стоять, смеяться – плакать, разговаривать – молчать; высоко – низко, далеко – близко).

Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – если подобранное слово является антонимом заданному; 0 баллов – не соответствует.


Задание №3. Подбор синонимов.

Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, весёлый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

Высшая оценка 10 баллов. 1 балл – подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует семантическому полю.


Задание №4. Подбор определений.

Проводится в форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать ещё? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла – придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл – менее 3 слов; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.

После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявления словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35 – 50 баллов – среднему; менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

Используемая литература:




  1. Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;

  2. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;

  3. Капская А.Ю., МирончикТ.Л. «Планета чудес» (Развивающая сказкотерапия для детей) - М.:ТЦ Сфера, 2008.;

  4. Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии», СПб.: Речь, 2010;

  5. Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия», СПб.: Речь, 2011;

  6. Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб.: Речь, 2008.

  7. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=532247

  8. http://logoped18.ru/logopedist/logopedicheskaya-skazka-trudolyubivaya-bozhya-korovka.php




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!