ПРОЕКТ
«Сказки А.С. Пушкина»
Руководитель проекта: Кудрявцева Ирина Николаевна
Подготовила проект: Липилина Софья ( ученица 8 класса)
Паспорт проекта
Название проекта: «Сказки А.С. Пушкина»
Руководитель проекта: Кудрявцева Ирина Николаевна
Вид проекта: информационно-познавательный, исследовательский, творческий
Учебный предмет: литература
Цель проекта:
Сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина;
Научиться находить и анализировать информацию;
Развивать эмоциональную выразительность речи
Задачи проекта:
Расширить кругозор, развить литературное мышление
Познакомиться с жизнью и творчеством великого русского писателя А.С. Пушкина; привить интерес к его творчеству.
Обогащение словарного запаса; развитие памяти;
Создать условия для познавательно-исследовательской, творческой деятельности (Участие в онлайн акции «Рисуем сказки Пушкина»);
Предмет исследования: сказки А.С. Пушкина
Актуальность: Через произведения А.С. Пушкина, доброту и отзывчивость его героев способствовать формированию интереса к чтению художественной литературы. В настоящее время, время телевидения, а не чтения привить любовь к чтению.
Этапы проектной деятельности:
1 этап: мотивационный – поставить перед собой цели, задачи.
2 этап: подготовительный – подбор иллюстративного, музыкального материала (иллюстрации, картины, фотографии); подбор познавательной и художественной литературы.
3 этап: практический – изучить литературу о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Анализ используемых изобразительных средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты в сказках А.С. Пушкина
4 этап: заключительный – Участие в онлайн акции «Рисуем сказки Пушкина»
Реализация проекта
Изучение творчества А.С. Пушкина.
Участие в онлайн акции «Рисуем сказки Пушкина»
Сказки
Александра Сергеевича Пушкина
Сказки А.С. Пушкина читать интересно, их список невелик, но героев знают все: золотой петушок; поп и его работник Балда; старик, поймавший золотую рыбку, царь Салтан, богатыри и, конечно, ученый кот.
Пушкин писал сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа, его интересов. Автор всегда использует сказочный сюжет в стихотворной форме, имена героев многозначительны, а литературный язык передает все качества русской души.
Народная поэзия в виде устного творчества сопровождала и сопровождает людей на протяжении всей жизни, начинается знакомство с колыбельной, затем сказки и продолжается вплоть до смерти. Поются песни в праздники: на свадьбах и других застольях, вечерних посиделках с друзьями. Наш быт, воспоминания счастья или страданий отражаются в преданиях, сказках и передаются из поколения в поколение. Особенно яркими моментами становятся авторские произведения талантливых писателей, отражающие национальную красоту. Сказки А.С. Пушкина – именно такие произведения.
Из множества видов народного творчества особенно часто записывались волшебные сказки, отражающие одновременно трудолюбие и лень, радости и горести русского народа.
Читая сказки А.С. Пушкина, невольно понимаешь, что автор не ограничился простым изучением жизни обычного человека, он подошел к вопросу творчески, оставив современникам наследие из сказок, каждая из которых является жизненным уроком.
А.С. Пушкиным созданы сказки двух типов. В одних («Сказка о попе», «Сказка о медведихе» и «Сказка о рыбаке и рыбке») Пушкин стремится воспроизвести не только дух, сюжеты и образы народного творчества, но и народные формы стиха (песенного, поговорочного, раешного), языка и стиля. Сказки о попе и о медведихе написаны подлинно народным стихом, «Сказка о рыбаке и рыбке» - стихом, созданным самим Пушкиным и близким по своему строению к некоторым формам народного стиха. Поэт в этой сказке как бы перевоплощается в народного сказителя.
Другие сказки («О царе Салтане», «О мертвой царевне», «О золотом петушке») написаны более литературным языком; А.С. Пушкин употребляет в них поэтические выражения и обороты, хотя по общему духу, мотивам и образам они полностью сохраняют свой народный характер.
А.С. Пушкин хорошо знал, что многие сказочные сюжеты существуют в устном творчестве разных народов, переходят, видоизменяясь, от одного к другому. Поэтому он, подобно настоящему народному сказителю, брал, когда это было нужно, те или иные мотивы, детали сюжета из иноязычного фольклора, чудесным образом превращая их в подлинно русские. Немало вносил он в сказки и своего собственного: по-своему изменял народный сюжет, упрощал или усложнял его, вводил свои образы (золотой рыбки, царевны-Лебедь и т.п.).
Сказки А.С. Пушкина читать нужно очень внимательно, кроме необычных авторских героев (таких как золотая рыбка, исполняющая желания или нежная царевна-лебедь), встречаются живописные описания природы и магии. В своих сказках Пушкин использовал элементы и других жанров народной поэзии - песен, заговоров, причитаний. Таковы, например, заклинание Гвидона, обращенное к волне, или королевича Елисея - к солнцу, месяцу и ветру.
Сказки А.С. Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогает ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют торжеству правды. Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, пословицы, слова и выражения:
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
(«Сказка о царе Салтане».)
«… Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
В сказках А.С. Пушкина много слов разговорного, иногда просторечного языка («и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора», «инда плакал царь Дадон»). Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты.
В сказках автор используются различные метафоры.
1. Сказка о царе Салтане:
бездну вод — в глубокую воду
край долины — далеко в долину
грезы ночи — ночные мечты, видения или сны
маковки церквей — купол у церкви
по равнинам Окияна — по морю
2. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях:
жертвой злобе — жертва злых людей
под святыми стол дубовый — святые иконы раньше ставились в верхней части стен
втихомолку расцветая — незаметно стала прекрасной
год прошел как сон пустой — то есть очень быстро
3. Сказка о попе и о работнике его Балде:
рано поднялся — проснулся рано
понадеялся он на русский авось — понадеялся что все обойдется
всё у него пляшет — работа кипит
взяла тут унылость — расстроился
Попляши-ка ты под нашу балалайку — действуй по нашим правилам
4. Сказка о рыбаке и рыбке:
5. Сказка о золотом петушке:
концы владений — отдаленные земли
набега силы бранной — нападения войск
горы золота — большую награду
глубь долин — самые далекие места долины
сердце гор — центр гор
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне присутствуют следующие гиперболы:
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит — имеется в виду, что часто смотрит на дорогу
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет — вероятнее всего он скакал не по всему «свету», то есть миру, но тут имеется в виду, что он проехал много мест.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места — имеется в виду, что место настолько пустое и тихое, что даже зверей не бывает там, но следы там вполне могут быть, например, богатырей, которые ее туда принесли.
Спит царевна вечным сном — сон не может быть вечным, царевна умерла
И никто с начала мира
Не видал такого пира — преувеличение пышности свадьбы
В сказках Александра Сергеевича Пушкина применяется огромное количество самых разнообразных эпитетов. Они придают истории яркость, а также сближают их с русскими народными произведениями.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
белешенька земля
гость желанный
тяжелешенько вздохнула
ломлива
тихомолком расцветая
румяней и белее
черноброва
мать брюхатая
черной зависти
глушь лесную
светлой горнице
с лежанкой изразцовой
красная девица
зеленого вина
люблю сердечно
пес проклятый
наливное, молодое, золотое … яблочко
жалко смотрит,
грозно воет
свежо, душисто, румяно-золотисто (про яблоко)
алым губкам
белы руки
тиха, недвижна стала
мертвою царевной
горести душевной
тиха, свежа лежала
пустую гору
поклон земной
доброй вести
красну солнцу
теплою весной
круглолицый, светлоокий (про месяц)
месяц ясный
ветер могуч
ветер буйный
речкой тихоструйной
во тьме печальной
изумленными глазами
беседуя приятно
Сказка о царе Салтане
крещеный мир
тихонько заскрыпела
красная девица
пир честной
царицей молодой
честные гости
кровать слоновой кости
Государевой жене
добра коня
неведому зверюшку
царева возвращенья
законного решенья
Допьяна поят
суму пустую
гонец хмельной
Тайно бросить
царску волю
злую долю
синем небе
синем море
горькая вдовица
волна гульлива и вольна
морские камни
широком поле
Дуб зеленый
добрый ужин
тугой лук
снурок шелковый
лук дубовый
Тонку тросточку
Стрелкой легкой
дело лихо
Клёв кровавый
Гибель близкую
могучий избавитель
частыми зубцами
белыми стенами
святых монастырей
Оглушительный трезвон
Хор церковный
колымагах золотых
Пышный двор
Княжей шапкой
раздутых парусах
знакомом острову
Город новый златоглавый
крепкою заставой
Чорнобурыми лисами
славного Салтана
душой печальной
бег дальный
текучих вод
Лебедь белая
князь прекрасный
день ненастный
желанная страна
грустной думой
остров крутой, не привальный, не жилой
пустой равниной
дубок единый
Чудный остров
Подмигнув лукаво
орешки не простые
скорлупки золотые
чистый изумруд
Распроклятая мошка
Чудо чудное
двор широкий
елкою высокой
честном народе
хрустальный дом
донскими жеребцами
путь далек
Усмехнувшись исподтиха
Море вздуется бурливо
шумном беге
красавцы удалые
Великаны молодые
молвить справедливо
Гости умные
витязи морские
братья родные
Славный город
вод морских
Тяжек воздух
сама-то величава
Старой бабушки
Пораздумай путем
душою страстной
царевною прекрасной
вздохнув глубоко
белой груди
милой матушке
Дочь послушную
иконой чудотворной
главою покорной
лазоревой дали
Матушка родная
княгиня молодая
Незнакомой стороне
веселый пир
Сказка о попе и о работнике его Балде
Толоконный лоб
рано поднялся
Служителя не слишком дорогого
служить славно, усердно, исправно
вареную полбу
русский авось
поповом доме
думает частенько
срок близенько
Ум догадлив, повадлив
Верный работник
оброк полный
проклятое племя
положенного срока
великая помеха
голодный котенок
меньшего брата
ближний лесок
бесенок молоденек, слабенек
берегу морскому
братец любимый, родимый
поглядывает боком
Балдову победу
сивая кобыла
Бедненький бес
Глупый бес
Бедный поп
приговаривал с укоризной
Сказка о рыбаке и рыбке
синего моря
ветхой землянке
травой морскою
непростою рыбкой, золотою
Голосом человечьим
Дорогой откуп
ласковое слово
великое чудо
По-нашему говорила
пуще старуха бранится
кирпичною, беленою трубою
дубовыми, тесовыми вороты
черной крестьянкой
столбовою дворянкой
Не спокойно синее море
Высокий терем
собольей душегрейке
Парчовая кичка
золотые перстни
красные сапожки
усердные слуги
вольною царицей
целое царство
поведут поневоле
сидит она царицей
царские палаты
заморские вины
пряником печатным
грозная стража
грозная царица
взашеи затолкали
старый невежа
владычицей морскою
черная буря
сердитые волны
проклятою бабой
глубокое море
Сказка о золотом петушке
тридевятом царстве
тридесятом государстве
славный царь
был грозен он
Наносил обиды смело
ратных дел
старого царя
Страшный вред
Многочисленную рать
лихие гости
Золотого петушка
верный сторож
всё мирно
сидеть смирно
силы бранной
беды незваной
высокой спицы
Страшным шумом
Им невмочь
надгробного кургана
высоких гор
шелковый шатер
безмолвии чудесном
ущелье тесном
Рать побитая
страшная картина
протоптанной траве
кровавой мураве
тяжким стоном
Всяким яством
парчовую кровать
Покорясь безусловно
силой ратной
девицей молодой
сарачинской шапке белой
Весь поседелый
Старый друг
чин боярский
конюшни царской
Усмехнулся умильно
легкий звон
Добрым молодцам
«У лукоморья…»
дуб зеленый
Златая цепь
кот ученый
неведомых дорожках
невиданных зверей
курьих ножках
брег песчаный и пустой
видений полны
витязей прекрасных
вод ясных
дядька морской
грозного царя
верно служит
русский дух
Сказка о медведихе
весенней теплою порою
утренней белой зорюшки
лесу дремучего
бурая медведиха
милыми детушками
белой березою
малых детушек
глупых медвежатушек
он догадлив
сыру землю
медвежия шуба
медведя чернобурого
брюхо белое
Вдовца печального, горемычного
Веселой игры
большому боярину
звери большие
зверишки меньшие
зубы закусливые
глаза завистливые
торговый гость
жирный хвост
Зайка беленький, серенький
Александра Сергеевича Пушкина в своих сказках использует следующие сравнения:
1. Сказка о золотом петушке:
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
2. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Будто медом налилось!
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! — Она его ласкать
Год прошел, как сон пустой
Она,
Как под крылышком у сна
3. Сказка о попе и о работнике его Балде
Вынырнул подосланный бесенок,
Замяукал он, как голодный котенок
4. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
А сама-то величава,
Выступает, будто пава
Будто реченька журчит.
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком
Что ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,
Все равны, как на подбор
Сказки А.С. Пушкина отличаются богатством творческой фантазии, что особенно характерно для детской литературы. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и нравов различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером поэта. Таков целый город на острове Буяне – столица князя Гвидона:
…Город новый златоглавый…
…Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
…В колымагах золотых
Пышный двор встречает их…
Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, тридцать три богатыря, белка-чудесница. Для сказок А.С. Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; князя Гвидона – в комара, шмеля, муху. Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.
Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.
Онлайн акция
« Рисуем сказки Пушкина»