СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Сказка для каждого"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшим инновационным подходом к обучению и воспитанию детей с особыми возможностями здоровья является инклюзивное образование.

Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения. Такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. Поэтому задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой.

 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Сказка для каждого"»






ИНН 5752022610


КПП 575201001

Управление образования администрации города Орла муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа 2 г. Орла


302001 г. Орел, ул. Карачевская, 29

Телефон/факс (4862) 76-02-99 e-mail:shcola [email protected]







Материалы участника городского конкурса педагогического

мастерства

«Воспитать человека»

в номинации «Лучший классный руководитель» в направлении

«Воспитание на основе взаимодействия семьи и образовательной организации»

учителя начальных классов

Буйновой Светланы Аркадьевны


Орёл 2021










Буйнова

Светлана Аркадьевна

учитель начальных классов муниципальной бюджетной средней общеобразовательной школы № 2 города Орла

Классный руководитель 1 «в» класса АООП

Управление образования администрации города Орла

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа 2 г. Орла

ИНН 5752022610

КПП 575201001

302001 г. Орел, ул. Карачевская, 29

Телефон/факс (4862) 76-02-99 e-mail:shcola [email protected]












Методическая разработка воспитательного проекта

«Сказка для каждого«

Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ


учитель начальных классов Буйнова Светлана Аркадьевна


Орел 2021

Содержание




п\п

Название

Страница

1.

Краткая аннотация проекта

3

2.

Сроки реализации проекта

3

3.

Описание проблемы

3

4.

Актуальность проекта

5

5.

Основные целевые группы проекта

5

6.

Цель проекта

6

7.

Задачи проекта

7

8.

Методы реализации проекта

7

9.

Опыт реализации проекта

8

10.

Мультипликативность опыта

11

11.

Приложения

12

«Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки».


Альберт Эйнштейн



    1. Краткая аннотация проекта.


Важнейшим инновационным подходом к обучению и воспитанию детей с особыми возможностями здоровья является инклюзивное образование.

Дети с ОВЗ имеют определенные особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения. Такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. Поэтому задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой.

Исходя из своего опыта работы и проанализировав педагогический опыт своих коллег, мы сделали вывод, что наиболее емким средством, включающим в себя все аспекты воспитания детей с ОВЗ, является сказкотерапия.

Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.


    1. Сроки реализации проекта: 2020-2021 учебный год



    1. Описание проблемы, снижению остроты которой посвящён проект.


О психотерапевтическом эффекте сказок, "сказкотерапии", известно давно. И ее активно пользуют наряду со способами лечения людей при помощи музыки, живописи и поэзии. Сказка позволяет в игровой форме

познакомить ребенка с культурой, бытом, традициями, историей не только своего, но и других народов. В маленьком сюжете учит увидеть многообразие и насыщенность культуры страны. Ощутить особенности речи, представить по описаниям наряды, узнать о ценностях того или иного народа, подвигах, победах и поражениях, горестях и радостях.

Слушание и чтение сказок формирует у ребенка словарный запас, языковую культуру и слуховую память. Совместное чтение и слушание сказок, совместное сопереживание любимым героям сближает педагога, тьютора, родителей и детей. Для ребенка очень важно ощущать умение взрослого говорить с ним на одном языке, а сказка как раз и учит этому языку.

Но, естественно, необходимо помнить, что сказка — всего лишь некий "инструмент" воздействия на маленького человека. И только умелое использование и правильный выбор сказок в соответствии с возрастом и имеющейся проблемой или задачей для педагога, тьютора и родителей способны оказывать нужный воспитательный или лечебный эффект.

Сказкотерапия – это направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в подготовке детей с особыми нуждами к жизни и труду.

Сопереживая, ребёнок интуитивно с помощью чувств постигает то, что не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств - самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причём не в назидательной форме, а так, что ребёнок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребёнок может сверять и свои собственные поступки. Именно на примерах сказочных героев воспитываются такие важные качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели. Кроме того, сказки развивают воображение,

учат фантазировать. А ведь детские фантазии - необходимое условие полноценного развития личности ребёнка, залог его душевного благополучия. Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Это именно то, что необходимо для детей с ОВЗ. Детские психологи утверждают, что сказка помогает ребёнку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми.

Сказка — это не только мощный воспитательный инструмент, но и способ достижения доверия и поиска общего языка между ребенком и родителем или ребенком и педагогом.

Сказки легко внедряются в любые образовательные программы, не меняя их содержания. Поэтому я считаю, что сказкотерапия наиболее эффективна в воспитании детей с ОВЗ.


    1. Актуальность проекта.


Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не всегда могут найти решение своей проблемы самостоятельно, а обратиться к специалисту бывает и того сложнее. И от этого страдает лишь процесс правильного взаимодействия с «особым» ребёнком.

Ребёнку или взрослому подчас бывает сложно поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. В сказке каждый способен легко, непринужденно и естественно прожить весь свой жизненный путь и чувства.

Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются.

Это уникальный способ воспитывать ребенка не с помощью увещеваний и абстрактных суждений, а с помощью непосредственного опыта и действий

героев, которые могут быть любимы или не любимы, но все же очень значимы для ребенка.

Сказка развивает фантазию: ребенок, слушающий сказку, способен представлять и домысливать сюжет. Это позволяет ему реализовывать свои способности мыслить абстрактно и освобождает от стереотипов. Одним словом, развивает творческие способности.

Многие родители упрекают детей в склонности к излишнему фантазированию. Но зачастую, детские фантазии и истории являются актом

«самотерапии», ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы.


    1. Основные целевые группы проекта:


  • учитель;

  • родители;

  • дети;

  • тьютор;

  • социальные партнёры.


    1. Цель проекта:


игровая коррекция поведения и развитие эмоционально-личностной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

    1. Задачи проекта: Коррекционно-образовательные:
  • Создание условий для развития творческого воображенияи самовыражения в процессе драматизации сказки.

Коррекционно-развивающие:
  • Развитие навыков коммуникации.

  • Формирование различных позитивных моделей поведения.

Коррекционно-воспитательные:
  • Ознакомление родителей с методом сказкотерапии и вовлечение их в совместную с ребенком творческую деятельность.

  • Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

  • Развитие умения преодолевать трудности и страхи.


    1. Методы реализации проекта.
  1. Чтение сказки и её анализ.


Помогает побудить у детей интерес к читаемому; эмоционально настроить на восприятие читаемого; помочь правильно воспринять произведение.

  1. Групповое рассказывание сказок.


Формирует умение последовательно и логично пересказывать литературный текст, правильно строить предложения. Развивает и совершенствует связную речь, расширяет словарный запас.


  1. Рисование сказки.


Рисуя ребёнок воплощает свои чувства и мысли, все, что его волнует. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

  1. Драматизация сказки, имидж терапия.

Большое влияние драматизации оказывают на развитие способностей коммуникации. В процессе игры у детей приобретается опыт взаимопонимания, умения пояснять свои действия и намерения, а так же согласовывать их с другими детьми. В драматизациях особенно важным является составление и разработка педагогами сценариев, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка, таким образом, предоставляя детям равные возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом. Преображение каждого ребёнка с помощью костюма также способствует повышению самооценки, снижению уровня

тревожности и за счет нового образа самоутверждению. Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. Находясь в образе, он может с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения.


9. Опыт реализации проекта

Воспитание ребёнка с ОВЗ – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, такой ребенок испытывает воздействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает ребенка с ограниченными возможностями здоровья успешным в дальнейшем. Именно поэтому в своей работе с «особыми» детьми я пользуюсь такими принципами:

    • Быть всегда «чуть-чуть» ребенком.

    • Уметь чувствовать, как дети, радоваться и смеяться вместе с ними, быть незаметным, когда ребёнок занят делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь.

    • Принимать каждого ребёнка таким какой он есть.

    • Детей нужно не только учить, но и самому учиться у них!


Этапы проекта:

Этапы проекта реализуются во внеурочной деятельности.


  1. Подготовительный (май - сентябрь);

    1. Определение цели и задач проекта.

    2. Изучение психолого-педагогической литературы, интернет – ресурсов по теме.

    3. Выявление и анализ проблем, имеющихся в социально- личностном развитии детей, на основе диагностического материала, предоставляемого психологом, логопедом и дефектологом школы. Приложение 1.

    4. Составление плана работы.

    5. Подбор наглядных средств, необходимых для реализации проекта и практических методов (артикуляционных упражнений и дидактических игр для развития речи детей с ОВЗ). Приложение 2.

    6. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», обсуждение с родителями плана реализации проекта.

  2. Основной ( октябрь –март);


Работа с детьми:

    1. Опросник «Твоя любимая сказка». Приложение 3.

    2. Просмотр мультипликационных фильмов, беседы по ним.

    3. Рисование, лепка, аппликация сюжетов к любимым сказкам.

    4. Оформление выставок поделок и рисунков «Сказка в гости к нам пришла». Приложение 4.

    5. Упражнения по формированию выразительности, развитию мимики, пантомимики, моторики. Приложение 5.

    6. Выбор произведений для инсценировки: «Репка», «Теремок».

Обе сказки соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста с ОВЗ. Воспитательная ценность сказки «Репка» в том, что она учит детей преодолевать препятствия и находить выход из трудных ситуаций, возникающих у

человека в жизни; способствует формированию таких нравственных качеств как сострадание, взаимопомощь, чувство дружбы и коллективизма.

Работа над сюжетом сказки «Теремок» поможет в дальнейшем выстраивать отношения между одноклассниками на основе взаимоуважения, сопереживания, сочувствия и дружелюбия; сформировать коммуникативные навыки; повысить уровень сплочённости класса; способствовать профилактике конфликтов.

(Постановки готовятся по очереди в соответствии с намеченным планом).

    1. Первичное восприятие и анализ содержания литературного произведения.

    2. Знакомство с героями инсценировки (внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).

    3. Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.)

    4. Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интереса к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.

    5. Распределение ролей.

    6. Подготовка атрибутов и костюмов для инсценировки.

    7. Работа над ролью: составление словесного портрета героя; фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с друзьями, придумывание его занятий, игр; сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой.

Работа с родителями:

  1. Совместное обдумывание и изготовление костюмов, масок, декораций для театральных постановок, помощь в драматизации сказки. Приложение 6.

  2. Организация самого представления. Приложение 7.

  1. Рефлексивный (апрель, май);

    1. Подведение итогов: просмотр видео, фотографий со спектакля, беседы с детьми, Проведение повторных диагностических исследований.

    2. Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме «Использование методов сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ».

    3. Определение перспектив дальнейшей работы.



10. Мультипликативность

Данный педагогический опыт соответствует современным тенденциям развития образования и воспитания и может быть использован для работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья с целью достижения наилучших результатов в их социально – личностном развитии.

Так же он может быть опубликован на сайте учителя

https://multiurok.ru/bujjnva/


В ходе работы по методам сказкотерапии на коррекционно- развивающих занятиях можно было заметить, что:


  • у детей снимается физическое и психическое напряжение;


  • дети учатся преодолевать барьеры в общении, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;


  • развиваются способности к сочувствию, сопереживанию сначала персонажам сказки, а затем и друг другу;


  • снижается чрезмерная двигательная активность;

  • улучшаются и активизируются выразительные средства общения, пластика, мимика и речь;


  • развивается фантазия и образное мышление;


  • эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и к окружающему миру, формируется положительный образ своего «Я» и принятие себя.


Таким образом можно сделать вывод о том, что сказкотерапия помогает повысить самооценку ребёнка, расширить словарный запас, стимулировать развитие памяти, творческого воображения и мышления. Разнообразные методы и приёмы позволяют варьировать задания по уровню сложности. Чтение, сочинение собственных сказок, театрализация создают тёплую атмосферу в группе, способствуют развитию словесного творчества и становлению гармоничной личности детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.













Приложения








Приложение 1


Диагностики в работе педагога – психолога школы.

В настоящее время проблема эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях достаточна актуальна. Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды. Мы предположили, что использование методов сказкотерапии (драматизации ) во внеурочное время развивает эмоциональную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья.

Возникновение эмоций связано с процессом удовлетворения потребностей. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недостаточный уровень эмоциональной сферы. Как правило, эмоциональная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется быстрой сменой настроения и эмоций, их неустойчивостью. Часто наблюдается состояние беспокойства. Младшие школьники постепенно начинают владеть своими эмоциями, но не всегда могут сдерживать их проявление. Поэтому, необходимо, найти правильный подход для развития эмоциональной сферы младших школьников с ОВЗ.

Недостатки характера детей, преимущественно эмоционально обусловленные:

  1. Неустойчивость, противоречивость (внезапная смена настроения).

  2. Повышенная возбудимость аффектов (раздражительность, эмоциональные реакции проявляются необузданно и безудержно).

  3. Сильная острота симпатий и антипатий к людям (приятные и неприятные ощущения).

  4. Импульсивность поступков (эмоциональная неуравновешенность).

  5. Иступленный гнев (состояние кратковременного безумия).

  6. Пугливость и болезненные страхи (фобии).

  7. Пессимизм и чрезмерная веселость.

  8. Равнодушие, безучастность (действия и слова не запечатлеваются психикой).

С целью изучения эмоциональной сферы детей с ОВЗ в классном коллективе нами было проведено диагностирование в 1 «В» АООП классе МБОУ –СОШ №2. Всего приняли участие 11 детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве метода исследования выступают:

«Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению» (модификация А.Д. Андреевой), «Цветовой тест» (М. Люшера), «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Дукаревич). Чтобы определить уровень познавательной активности, тревожности и гнева младших школьников с ОВЗ, мы использовали методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреевой).



Методика диагностики мотивации учения и

эмоционального отношения к учению









0 10 20


30 40


50 60

70


тревожность

повышенная эмоциональность неустойчивые эмоуиональные отношения позитивное отношение у учению









Анализ данных показывает, что у 70% детей определяется школьная тревожность, резко отрицательное отношение к школе и учению, чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворенностью ведущих социогенных потребностей отмечается у 60%, неустойчивое эмоциональное отношение - у 20%, продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению – 20% детей с ОВЗ.

Для диагностики психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей с ОВЗ мы использовали методику Люшера «Цветовой тест». Анализ результатов диагностики показал, что наиболее предпочитаемыми цветами для младших школьников с ОВЗ являются: синий (потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности), красный (потребность активно действовать и добиваться успеха), фиолетовый и черный. Менее предпочитаемые – желтый, коричневый, красный. У большинства детей зеленый цвет (потребность в самоутверждении) находится в 6-ой позиции. Отвергаемый зеленый цвет означает какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств.

Для изучения уровня тревожности и самооценки младших школьников нами была проведена методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Дукаревич). Испытуемым для изображения несуществующего животного был предложен набор из шести карандашей (желтый, синий, зеленый, красный, коричневый и черный), но при этом не делался акцент на обязательном применении всех цветов.



Результаты оценивания рисунка



Балл

Уровень


0-3 балла

- с низким уровнем агрессивности




23






Анализ методики «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Дукаревич)






уровень агрессии выше среднего



средний уровень агрессии



уровень агрессии ниже среднего



низкий уровень агресии


3

0 1 2

4 5


Синий и красный цвета предпочтительнее для младших школьников,

отмечается положительный рост его появления в рисунках испытуемых. Многие рисунки несуществующего животного имеют такие детали, как рога

(защита, агрессия), хвост (выражают отношение к собственным действиям,

решениям, выводам, к своей вербальной продукции), шерсть (чувственность, подчеркивание своего пола). На рисунках мы можем увидеть чрезмерную детализацию. На рисунках детей преобладают углы, наличие зубов, рог, когтей и т.д. Все эти элементы означают признаки враждебности, повышенной тревожности, импульсивности поступков, эмоционально неустойчивому состоянию детей. Нужно отметить, что большое количество таких деталей используют мальчики.

Рисунки детей со средним и низким уровнями агрессии отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии. На таких рисунках

мы не наблюдаем опасных животных с угрожающим выражением лица или нападающих животных, также элементы, означающие вражду, тревожность, агрессию (зубы, клюв, когти). В основном, такие рисунки преобладают у девочек.

Таким образом, анализ исходных данных представляет нам показатели уровней эмоциональной сферы детей с ОВЗ в классном коллективе. Из результатов проведенных нами диагностик можно сказать, что большинство учеников с ОВЗ имеют средний и низкий уровни эмоциональной сферы.


Для развития эмоциональной сферы учащихся были созданы следующие условия:

  • доступность организации для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

  • применение эффективных подходов, методов, форм работы, материально-технических условий для развития эмоциональной сферы;

  • оказание индивидуальной (групповой) помощи сказкотерапии (поддержка, сопровождение) учащимся в решении процессе проблем метод.

Методика сказкотерапии направлена на эмоционально-личностное развитие ребенка: - снижение психоэмоционального напряжения;

  • формирование адекватного отношения к себе и другим; - понимание своих чувств и чувств других людей; - формирование и развитие коммуникативных умений.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что учащимся стало легче сотрудничать и объединяться друг с другом. Заметно повысилась осознанность выбора в групповой работе. Ребята стали более доброжелательны, более свободными и открытыми в общении, изменили свои статусные роли. Уровень агрессивности снизился на несколько показателей.

Выводы. Таким образом, развитие эмоциональной сферы младших школьников, на наш взгляд, заключается в следующем:

  • определение эффективных подходов, методов, форм работы;

  • систематическое использование в учебно - воспитательном процессе техник сказкотерапии, которые позволяют результативнее формировать и развивать у младших школьников эмоциональную сферу, познавательные процессы, успешную социализацию с учетом индивидуально – психических особенностей;

  • оказание групповой/индивидуальной помощи учащимся с ОВЗ.

Методы сказкотерапии обеспечивают разностороннее развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует формированию коллектива и дает возможность успешно социализироваться в обществе. Данная работа продемонстрировала положительный результат: у детей с ОВЗ уменьшается проявления агрессии, страха, неуверенности в себе. Прослеживается положительная динамика в формировании коммуникативных качеств. Дети терпеливо относятся друг к другу, с взаимопониманием и поддержкой. Использование методов сказкотерапии создает положительный эмоциональный фон в коллективе.


Педагог психолог Н.И.Шебанова

Диагностики в работе учителя - дефектолога школы.

С целью выявления особенностей речевого развития детей с ОВЗ в классном коллективе нами было проведено диагностирование в 1 «В» АООП классе МБОУ – СОШ №2. Приняли участие 11 детей с ограниченными возможностями здоровья. Диагностика позволяет провести исследование состояния речевого развития младших школьников, позволяет оценить состояние основных компонентов экспрессивной речи ребенка. Чтобы определить уровень познавательной активности, мы использовали методику тестовой диагностики (Т.А.Фатековой).


Речевые пробы полного варианта методики обследования речи и система их оценки.


Серия 1


    1. Исследование сенсомоторного уровня речи;


    1. Исследование артикуляционной моторик;


    1. Исследование звукопроизношения;


    1. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова;


Серия 2.


  1. Исследование навыков языкового анализа;

  2. Сколько слов в предложении?

  3. Сколько слогов в слове?

  4. Определи место звука в слове?

  5. 5.Сколько звуков в слове?


Серия 3.


    1. Исследование грамматического строя речи;

    2. Повторение предложений;

    3. Верификация предложений;

    4. Ооставление предложений из слов в начальной форме;

    5. Добавление предлога в предложение; Серия 4.

  1. Исследование словаря и навыков словообразования;


  1. Образование существительных в уменьшительной форме;


  1. Образование прилагательных от существительных;


Серия 5. Исследование понимания логико-грамматических отношений Серия 6. Исследование связной речи.

Результаты исследования сенсомоторного уровня речи





По данным результатам можно сделать вывод о том, что у детей в большей степени страдает фонематическое восприятие и сформированность слоговой структуры.

Результаты исследования грамматического строя речи

По результатам, полученным при исследовании можно сделать вывод о том, что большее затруднения дети испытывают при повторении предложений и при составлении предложений из слов и некоторые трудности при использовании предлогов.

Результаты исследования словаря и навыков словообразования



По полученным данным видно, что у детей менее сформированы такие навыки словообразования:

  • образование относительных прилагательных от существительных

  • называние детенышей животных

  • образование притяжательных прилагательных от существительных

Результаты исследования связной речи




Анализируя данное исследования связной речи можно сказать о том, что у детей в наибольшей степени наблюдаются:

  • затруднения в лексико -грамматическом оформлении высказывания

  • нарушения смысловой целостности высказывания.

Не один из 11 первоклассников не набрал 30 баллов, что говорит об общем невысоком уровне развития связанной речи.

Таким образом, проведение обследования устной речи помогло выявить различные ее нарушения, а также те компоненты, которые не сформированы в большей степени. Суммируя все полученные данные, мы пришли к выводу, что у данной группы детей наиболее не сформированы фонематическое восприятие, звуко-слоговая структура слова, словарный запас, навыки словообразования и связанная речь, а страдает лексико-грамматический строй речи и звукопроизношение. Все нарушения речи имеют разную степень выраженности: у троих детей

–ОНР III уровня, у одного

–ФФН, у троих имеются нарушения речи по некоторым компонентам. Общим невысоким показателем обладает развитие связанной речи.





Учитель дефектолог А.Ю. Миронова

Приложение 2

Артикуляционные упражнения.


Данные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, каждая поза удерживается 5-7 секунд. Не следует предлагать детям более 3 – 4 упражнений.


«Дудочка» Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

«Заборчик» Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

«Злая лошадка» Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

«Лошадка» Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

«Грибок» Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

«Лопни шарик» Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

«Хомяк» Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

«Рыбка» Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.

«Часики» Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чистим зубки» Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Кружок» Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус» Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Качели» Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

«Барабанщик» Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Покусаем язычок» Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?» Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Пароход гудит» Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

Дидактические игры на развитие речи.

«Радио»

Задача: Активизировать речь детей, воспитывать наблюдательность,

Ход игры: Учитель обращается к детям: «Ребята, сегодня мы будем играть в новую игру, под названием «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня на радио дикторами будете вы. Один из вас будет описывать кого- нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, хитрая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)

«Живая иллюстрация»

Для этой игры идеально подходят стихи А. Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи А. Барто предоставляют для этого богатейший материал. Если игроков несколько, то можно ввести элемент соревнования. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Задача педагога в данном случае — психокоррекция поведения, а не установление справедливости.

«Колдун»

Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его

заколдовали. Другие дети должны пересказать и отгадать то, что

«заколдованный» показывает.

«Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.

«Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы и т.д., дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. п.

«Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея

— волшебная палочка.

«Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.

«Собери картинку» — формирует умение составлять целостную картинку из нескольких частей по образцу, развивает логическое мышление, внимание.

Приложение 3

Опросник для детей «Твоя любимая сказка»


  1. Какие сказки ты знаешь?



  1. Нравится ли тебе слушать сказки?



  1. Кто чаще всего читает тебе сказки?



  1. Какая сказка твоя самая любимая?



  1. Назови любимых героев сказок.



  1. На кого из персонажей твоей любимой сказки ты хотел бы быть похожим?



  1. Какого героя сказки ты считаешь самым неприятным?



  1. Есть ли сказки, которые тебе не нравятся?



  1. Хотел ли ты сам оказаться на месте своего любимого сказочного героя ?



Приложение 4

Сказкотерапевтическое рисование ( выставка « Сказка в гости к нам»)


































Работы учащегося 1 «В» класса АООП Мерцалова Марка



Приложение 5


Упражнения на развитие мелкой моторики

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский


    1. Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.

«Деревья» — поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

«Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.


    1. Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений.
    2. «Звонок» - на столе перед детьми настольный звонок – кнопка или ее рисунок. Учащиеся сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.


«Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.

«Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу.

«Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых над столом тыл! ной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птички летят, машут крыльями.

«Игра на пианино» - имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах «Веселый оркестр».

«Катаем лодочку» - пальцы обеих рук сложены вместе, плавны движения кистей рук в горизонтальном положении.

«Курочка пьет воду» — локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключение» кистевого замаха.

«Веселые маляры» - движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз

«Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.



  1. Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме) слуховому восприятию, после показа.

«Ладонь - кулак»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.

«Ладонь - кулак - ребро»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.

«Отстукивание»* - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.

  1. Упражнения с предметами.

«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.

«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера, формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.

При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие бусинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.

Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».


  1. Графические работы:


  • обводка контуров, лекал;

  • воспроизведение изображения с помощью опорных точек;

  • штриховка в разных направлениях;

  • дорисовывание недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;

  • раскрашивание картинок;

  • соединение точек, нанесенных на листе бумаги.


  1. Игры для развития тонкой моторики и координации движений.


«Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце машина, в другом - дом. Затем сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.

«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» все движения

Луноход Посмотрите, луноход, По Луне легко идёт

Он шагает очень важно,

В нём сидит герой отважный.

Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук

переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают

по очереди правой и левой рукой.

взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.

«Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами.


  1. Пальчиковая гимнастика.

Упражнения для пальцев и кисти Упражнения для ладоней

Огонь Чтобы нам огонь добыть Трём ладонью о ладонь. Вдруг ладошка заискрится И бумажка загорится.

Разные движения пальцами

Дети трут ладонью о ладонь, повторяют четверостишие

Червячки Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает, Каркает: "Вот и обед!" Глядь - а червячков уж нет!

(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

Ладони лежат на коленях или на столе)

пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь -движение ползущей гусеницы

идем по столу указательным и средним пальцами остальные пальцы поджаты к ладони

складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз

раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх

Замок На дверях висит замок, Кто его открыть бы смог? Постуча-а-али!

Покрути-и-ли! Потяну-у-ули! И открыли!

Руки в замок, раскачиваем замком вверх-вниз в такт.

Пальцы в замке, стучим запястными суставами.

Пальцы в замке, крутим ладони. Пальцы в замке, тянем в стороны.

Открываем замок, руки сами

улетают в стороны!







Имиджтерапия







На репетиции.

















Инсценировка сказки.



Постановка сказки «Репка»

Приложение 7










2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!