СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Школьный участок лицея №23"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект будет полезен на уроках и во внеурочной деятельности по биологии, экологии, географии при изучении тем: "Почва", "Фитоценоз. Агроценоз"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Школьный участок лицея №23"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МБОУ «ЛИЦЕЙ №23» г. Кемерово










ПРОЕКТ

Тема: «Школьный участок Лицея №23»


Номинация «Экология почв»



Автор:

Тумбинский Роман,

ученик 10 «В» класса

г.Кемерово, МБОУ «Лицей №23»

Руководители:

Качаева Л.А., учитель биологии,

МБОУ «Лицей №23»

Иванова Л.Я., учитель географии,

МБОУ «Лицей №23»

Почтовый адрес организации:

650056 Кемеровская обл.,

г. Кемерово, ул. Ворошилова, 10 б,

Телефон: 8 (384) 251-47-77










г. Кемерово 2020г.

Содержание


Введение……………………………………………………………………….3

Актуальность проекта …………….………………………………………….4

Сбор и анализ информации…………………………………………………..5

Механизмы реализации проекта …………………………………………….8

1. Характеристика пришкольного участка

1.1 Земельная площадь пришкольного участка…………………………….9

1.2 Географические условия УОУ………………………………………….10

2. Структура и содержание УОУ

2.1 Отделы , вариативности, ассортимент растений на УОУ.………………11

2.2 Паспорт УОУ………………………………………………………………15

2.3 План схема УОУ…………………………………………………………...17

Рекомендации по благоустройству школьного участка ……………………19

Практическая значимость проекта……………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………..22

Литература……………………………………………………………………...23

Приложение…………………………………………………………………...24














Введение


С тех пор как человек пахать обрел уменье
украсить дом и двор, он ощутил стремленье,
и стал вокруг себя сажать для красоты
по вкусу своему деревья и цветы.

Жак Дели


Само слово « экология» придумал видный натуралист XIX века немецкий биолог Эрнст Геккель, так определивший его содержание «Под экологией мы понимаем общую науку об отношениях организмов к окружающей среде». Идею о взаимосвязи организмов и среды изложил и великий русский физиолог И. М. Сеченов: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен».

Пришкольная территория – это наш зеленый дом, который занимает огромное место в учебно-воспитательном процессе школы, где проводятся экскурсии, занятия спортом, изучением различных экосистем. Формируются знания, об отношениях человека и среды, о влиянии факторов среды на организм человека, а так же является зоной отдыха – нашим мини-парком. Это наше богатство и гордость, которое мы обязаны приумножать и сохранять.

Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

«Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы». Проблема благоустройства школьной территории стала актуальной с первых лет ее существования. Школьный двор становится эффективным средством формирования экологической культуры обучающихся, становления их нового гражданского сознания.

Актуальность проекта заключается в том, что не создана система мониторинга оценки экологической комфортности пришкольного участка и школьного здания для проведения учебных занятий.

Организм человека приспособлен к определённому качеству физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, могут произойти нарушения, несовместимые со здоровьем и нормальной жизнью. Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих в окружающей среде.

Школьники, родители, учителя лицея вносят посильный вклад в дело охраны природы. Пришкольная территория – наш зеленый дом, где проводятся экскурсии, уроки, создаются проекты по экологии и биологии. Учебно-опытный участок постоянный победитель и призер городского конкурса “Лучший пришкольный участок”. Это наше богатство и гордость, поэтому мы должны приумножать и сохранять этот красивый уголок нашего лицея, города.

Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит, не очень эстетично: где-то зарос густым дерном, кустарниками, много поросли вокруг деревьев. Также нет места для отдыха рядом с пришкольным учебно-опытным участком. Анкетирование обучающихся, работников школы, местного населения показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создать уголок с новыми красивыми клумбами, альпийской горкой, дорожками, скамейками, беседкой. Так родился проект по озеленению и благоустройству школьной территории.

Почему эта проблема стала актуальной на данный период? В чем ее важность? Почему до сих пор эта проблема оставалась нерешенной? Такие вопросы встали перед нами, лицеистами научного общества «Ноосфера».

Выбрано три инициативных группы экологического отряда «Юный эколог»:

I группа – проводила анкетирование среди обучающихся 5-11 классов.

II группа – разрабатывала план проекта благоустройства, включая дизайн оформление.

III группа – отвечала за материально-техническое обеспечение, необходимого для реализации проекта.

Теоретическая проработка темы проекта

Приступая к разработке проекта «Наш пришкольный участок», уже на первом подготовительном этапе была изучена литература по благоустройству территории, выращиванию и уходу за цветочно – декоративными растениями. Полезные советы и рекомендации мы получили из различных источников. На сайтах Интернета подобрали фотографии оригинальных малых архитектурных форм, которые можно разместить на территории нашей школы.

Инициаторами и организаторами проекта являются члены экологического отряда «Юный эколог» научного общества учащихся «Ноосфера». На заседании НОУ «Ноосферы» мы, члены экологического отряда, предложили учащимся 5-11 классов ответить на вопросы анкеты, эскизы дизайнерских композиций и схему школьной территории по благоустройству, провести социологический опрос среди учителей, родителей и местных жителей.

Вопросы анкеты:

  1. Нравится ли вам состояние школьного участка?

  2. Как вы считаете, нуждается пришкольная территория в дальнейшем благоустройстве?

  3. Считаете ли вы проблему благоустройства территории школы актуальной?

  4. Хотели бы вы принять участие в благоустройстве территории?

Анализ социологического опроса и анкетирования

Все опросные листы заполнялись самими респондентами в нашем присутствии. В случае необходимости они получали наши разъяснения. В социологическом опросе приняли участие 80 респондентов, из них 28% - работники школы, 25% - местное население и в анкетировании 97% - обучающиеся школы.

На вопрос: Что бы вам хотелось создать на территории пришкольного участка?

- 70% респондентов хотели бы создать цветники с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;

- 20% - оборудовать места отдыха (беседки, скамейки); 10% - закладка школьного сада.

Большинство опрошенных (95%) готовы принять участие в благоустройстве школьной территории (приложение 1).

Проанализировав данные источники, были сделаны следующие выводы:

  1. Проблема благоустройства и озеленения школьной территории

является актуальной.

  1. Благоустройство и озеленение школьного участка играет важную

санитарно-гигиеническую и учебно-воспитательную роль.

  1. Помимо эстетической функции, очень важна функция практическая,

ребята получат не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки, которые пригодятся им в жизни.

  1. Привлечение лицеистов к активным экологическим делам поможет

воспитать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе.

  1. Благоустроенная территория школы вызывает восхищение гостей, а

ученики, родители и учителя будут чувствовать себя комфортно и гармонично.

Любое начинание, если приложить творческие возможности, фантазию, активность и трудолюбие, можно завершить успешно. Мы уверены, что в будущем наш лицей встретит всех в обновленном виде, который будет радовать и хозяев школы, и всех гостей.

Цель: создание паспорта школьного участка для улучшения экологического состояния, дальнейшего озеленения, благоустройства территории.

Задачи:

1.Изучить месторасположение школы, природно-климатические условия

территории

2.Определить видовой состав растений

3.Произвести количественный учет зеленых насаждений

4.Оценить экологическое состояние почвы, воздуха, растительности

5.Составить план-схему школьного участка

6.Дать рекомендации по благоустройству школьного участка, разработать и осуществить план озеленения и благоустройства территории школьного двора

Объект исследования: пришкольный участок

Предмет исследования: видовое разнообразие растений школьного участка.

Методы, используемые в ходе реализации проекта:

Анкетирование, социологический опрос, изучение, анализ литературы по благоустройству пришкольного участка.

Методика Паспорт школьного участка был составлен по методике инвентаризации городских насаждений А.А. Аболина [1].

Словарь основных понятий:

экология - наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания,

ландшафтный дизайн -,

дендрология - раздел ботаники, предметом изучения которого являются древесные растения: деревья, кустарники, полукустарники, кустарнички, древовидные лианы, древесные стланики и подушкообразные растения,

ноосфера - «разумная оболочка» Земли, в которой проявляется деятельность человека как главный, определяющий фактор,

клумба - участок (ограниченная территория), на котором выращивают цветочно-декоративные растения,

газон - участок земли с искусственно созданным травяным покровом; травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции,

миксбордер - участок (ограниченная территория), на котором выращивают декоративные растения.






Организационные механизмы реализации проекта


№ п/п

Этапы, вид деятельности

Срок выполнения

I этап Подготовительный

1

Экологический отряд «Юный эколог»

- проведение анкетирования, изучение экологического состояния ландшафтных участков территории лицея;
- приобретение учащимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта;
- создание экологического паспорта;

- организация и проведение практической работы по реализации проекта «Пришкольный участок лицея №23».

Декабрь 2019г.







Май-сентябрь 2020г.

II этап Практический

2

Построение ориентировочной схемы деятельности

Февраль – март 2020 г.

Реализация проекта

Апрель – май 2020г.

III этап Заключительный

3

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений. Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.

Июль-август 2020г.


Сентябрь 2020г.

Объем работы и предлагаемые решения

План мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1

Проведение анализа экологического состояния школьной территории. Создание экологического паспорта пришкольного участка

Руководители проекта, экологический отряд

«Юный эколог»


2

Старт конкурса учащихся «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора»

3

Анкетирование «Наш школьный двор» 5-11 класс

Экологический отряд

«Юный эколог»

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

4

Разработка коллективного проекта школьного двора:

-создание проектной группы;
-создание ландшафтных участков и цветников

Экологический отряд

«Юный эколог»,

руководители проекта, классные руководители

ПРАКТИЧЕСКИЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАПЫ

5

Приобретение семян и выращивание рассады

Руководители проекта, учащиеся, классные руководители, родители

6

Трудовой десант по благоустройству школьного участка и работа летнего экологического отряда

«Юный эколог»:

А) уборка мусора на пришкольной территории;

Б) разбивка клумб, газонов

Руководители проекта, экологический отряд

«Юный эколог»


7

Обработка почвы, посадка рассады цветочных культур на пришкольном участке. Уход за посаженными растениями.

Руководители проекта, учащиеся, классные руководители, родители

8

Осенние работы:
- сбор и подготовка семян к хранению;
- осенняя обработка почвы,

- подведение итогов проекта

Руководители проекта, классные руководители, учащиеся, экологический отряд «Юный эколог»


Социальные партеры проекта Родители, местные жители микрорайона, выпускники лицея.

Паспорт пришкольного участка (приложение 2)

Характеристика пришкольного участка

I.Общие сведения

    1. Земельная площадь пришкольного участка

Под учебно-опытный участок отводится земельная площадь 1000 кв. м.

Он расположен вокруг школы, плохо освещен солнцем и имеет источник водоснабжения – водопровод, который находится рядом со школой, что дает возможность, не нарушая расписания занятий затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ. Участок со всех сторон огорожен забором, вокруг участка живая изгородь (тополь, береза, ель, липа).

На учебно-опытном участке находятся отделы: цветочно-декоративный, полеводства, дендрологический, лекарственный, плодово-ягодный и экологический, на котором располагается альпийская горка и каменистый сад.

Для благоустройства территории экологический отряд составил план-схему пришкольного участка (приложение2).

1.2 Географические условия на школьном учебно-опытном участке

Учебно-опытный участок расположен во дворе, между жилыми домами и вдали от оживлённых дорог и промышленных предприятий. Основная часть УОУ находится в полузатенённом месте, на северо-востоке от здания школы.

Это зона рискованного земледелия Кузнецкой котловины юго-востока Западно-Сибирской равнины.

Климат резко континентальный, средняя температура июля +18°С, января -19°С. Среднегодовое количество осадков 500 мм. Преобладают западные и юго-западные ветра.

Почва на школьном участке – суглинистая, слабокислая, слой гумуса очень маленький. Почва нуждается в мелиорации.













2. Структура и содержание отделов учебно-опытного участка

2.1. Отделы УОУ, их вариативность и ассортимент растений

Учебно-опытный участок занимает площадь 1000 кв.м. имеет следующие отделы:

  • Цветочно-декоративных культур – 303 кв.м.

  • Отдел полеводства – 25 кв.м.

  • Экологический отдел –175 кв.м.

  • Дендрологический отдел – 260 кв.м.

  • Плодово-ягодный отдел– 30 кв.м.

  • Лекарственный отдел- 20 кв.м.

Отдел цветочно-декоративных растений отдельного участка не имеет. Растения этого отдела являются дополнением каждого из отделов, они также обрамляют дорожки, украшают вход в здание. Здесь ребята знакомятся с различными цветочно-декоративными растениями, сажают, выращивают и ухаживают за растениями, тем самым учатся приёмам озеленения школьной территории. На УОУ цветочно-декоративные растения, прежде всего, служат для эстетического воспитания учащихся. Общение с цветами облагораживает человека, учит его понимать и ценить прекрасное. Рабатки, клумбы располагаются перед зданием школы, на переднем плане учебно-опытного участка, вдоль основных дорожек. Для оформления школьных цветников используются как однолетние (петунии, бархатцы, алиссум, настурция, сальвия), так и двулетнние (маргаритки, виола) и многолетние растения (ирисы, флоксы, лилии, люпины, примула, ромашка садовая ). Ассортимент цветов подобран таким образом, чтобы они цвели в течение всего вегетационного периода, непрерывно сменяя друг друга.


Ассортимент растений цветочно-декоративного отдела


п/п

Однолетние

Двулетние

Многолетние

1

Колеус

Виола

Акация (мимоза)

Аквилегия

2

Алиссум

Маргаритки

Мускари

Бадан

3

Циния


Нарциссы

Бруннера

4

Бархатцы


Нивяник

Спирея

5

Гвоздика


Осока декор.

Жёлтый шар

6

Целозия


Очиток

Ирисы

7

Настурция


Пионы

Камнеломка

8

Петуния


Сныть

Кислица

9

Рудбекия


Виноград

Ландыш

10

Сальвия красная


Флоксы

Лилейник

11

Перилла


Хоста

Лилии

12

Космея


Чистец

Лихнис

13

Шафран


Энотера

Люпин

Отдел полеводства представлен двумя делянками, на которых произрастают злаковые растения: овёс, пшеница.

Экологический отдел является наглядной демонстрацией взаимосвязей в природе и представляет разнообразие растений с различными требованиями к условиям жизни: светолюбивые и теневыносливые, засухоустойчивые и влаголюбивые, ксерофиты и гигрофиты, зацветающие и раскрывающиеся в разное время суток и сезона, растения-барометры и растения-компасы, а также растений- представителей различных экосистем. Альпийская горка (коллекция засухоустойчивых и светолюбивых растений, как правило, представителей альпийских лугов и засушливой степной зоны) Среди седумов (очитков), толстянок, камнеломок, молодила, и др. яркими пятнами располагаются растения, цветущие в разные времена года: ранневесенние - мускари, примулы, баданы; в летний период - флокс шиловидный, алиссум, колокольчик карпатский, и др.; осенью - энотера и др. На хорошо освещенном месте среди камней создается определенный микрорельеф с сухими, прогреваемыми склонами. Альпийская горка и каменистый сад имитируют горный ландшафт. Эстетика каменистых садов отвергает искусственность и симметрию. Им всегда придается облик природного уголка. Здесь растут влаголюбивые растения: ирис, примула, камнеломка. На плоской территории сооружён типа рокария «плоская долина».

Ассортимент растений экологического отдела

п/п

Однолетние

Двулетние

Многолетние

1.             

Сальвия красная

Маргаритки

Лилии, лилейник

2.

Петуния

Виола

Молодило, папоротник

3.

Бархатцы


Ирисы, брунера

4.

Настурция


Жасмин, матрикария

5.

Шафран


Примула, флоксы

6.

Космея


Ландыш, кислица

7.

Циния


Камнеломка, чистец

8.

Василек однолетний


Пижма, очиток

9.

Алиссум




Дендрологический отдел знакомит школьников с основными породами хвойных и лиственных пород древесных и кустарниковых растений Кемеровской области, с агротехникой их выращивания, с использованием деревьев и кустарников для озеленения территорий. Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии, приспособленности к жизни в различных условиях, изготовления наглядных пособий и коллекций. Декоративные деревья и кустарники являются хорошими объектами для наблюдений и опытов.

Важное место в озеленении школьной территории занимает дендрарий. Он даёт представление о разнообразии древесно-кустарниковой флоры.

Ассортимент растений дендрологического отдела

№п/п

Виды растений

Кол-во (шт)

1

Ель сибирская

25

2

Клён ясенелистный

12

3

Ель голубая

2

4

Сирень обыкновенная

3

5

Сосна обыкновенная

14

6

Береза бородавчатая

28

7

Рябина сибирская

6

8

Черемуха обыкновенная

2

9

Липа сибирская

8

10

Вяз приземистый

6

11

Яблоня мелкоплодная

3

12

Тополь обыкновенный

7

13

Тополь пирамидальный

2


Зоологический отдел способствует развитию интереса и воспитанию любви детей к животным, умению привлекать птиц и насекомых-помощников на учебно-опытный участок. В зоологическом отделе на стволах деревьев размещены птичьи кормушки для подкормки пернатых и искусственные гнездовья. Зимой кормушки посещают большие синицы, домовый воробей, сизый голубь, поползни, дятлы, сороки. Ягоды рябины и мелкие плоды ранеток привлекают снегирей, свиристелей, дроздов-рябинников. Дети учатся не просто кормить птиц, а приучаются делать это в соответствии с биологическими особенностями и вкусовыми предпочтениями пернатых.

Л екарственный отдел знакомит школьников с морфологией и вегетационным периодом лекарственных растений Кемеровской области, используется для всестороннего изучения лекарственной флоры, создания наглядных пособий. В отделе выращиваются такие лекарственные растения, как ландыш майский, бадан толстолистный, черемуха обыкновенная, сирень.

Плодово-ягодный отдел способствует расширению кругозора учащихся о особенностях строения, размножения и выращивания следующих растений: малины, земляники, смородины, крыжовника.

Зеленый класс находится на школьном учебно-опытном участке и предназначен для индивидуальной и групповой работы учащихся при выполнении различных видов деятельности. Здесь проводятся практические занятия, экскурсии по биологии, экологии, географии. Учащиеся имеют возможность провести наблюдения, необходимые измерения и оформить результаты.

2.2 Паспорт учебно-опытного участка

Паспорт школьного участка был составлен по методике инвентаризации городских насаждений А.А. Аболина [1].

Биогруппы растений определяемые на учебно-опытном участке:

1- деревья, расположенные на проездах - вид насаждения (рядовая, групповая посадка), номера деревьев, порода, возраст, диаметр, отмечаются подвергающиеся стрижке деревья, состояние;

2- деревья, расположенные в скверах, садах и бульварах, записываются те же данные, что и на проездах, кроме нумерации;

3- деревья, расположенные на учетных участках парков, лесопарков, - вид насаждений, преобладающий состав пород, сомкнутость насаждений, количество деревьев на 1 га площади, средний возраст, состояние;

4- кустарники - вид насаждений (аллейная, групповая посадка), порода, возраст, количество кустов, протяженность для рядовой (аллейной) посадки, состояние.

5- газоны и цветники учитываются по площади (многолетние цветы, кроме того учитываются по количеству кустов на учетном участке).

Типы газонов: партерный газон, обыкновенный газон, спортивный газон, луговой газон.



Состояние насаждений определяется по следующим признакам:

1 - «хорошее» - растения здоровые с правильной, хорошо развитой кроной, без существенных повреждений; газоны без пролысин и с хорошо развитым травостоем - стриженым или луговым, цветники без увядших растений и их частей;

2 - «удовлетворительное» - растения здоровые, но с неправильно развитой кроной, со значительными, но не угрожающими их жизни ранениями или повреждениями, с дуплами и др.; кустарник без сорняков, но с наличием поросли; газон с небольшими пролысинами, малоухоженным травостоем; цветники с наличием увядших частей растений;

3 - «неудовлетворительное» - древостой с неправильно и слабо развитой кроной, со значительными повреждениями и ранениями, с зараженностью болезнями или вредителями, угрожающими их жизни; кустарники с наличием поросли и отмерших частей, с сорняками; газоны с редким, вымирающим, полным сорняков травостоем; цветники с большими выпадами цветов, увядших растений и их частей.

Полевой дневник пришкольного участка содержит информацию о экологическом состоянии шести отделов. Во всех отделах преобладают биогруппы № 3, № 4, №5. Вид насаждений - групповая, рядовая и линейная посадка. Состав древостоя (биогруппы) разнообразен. По площади самым большим отделом является дендрологический - 1976м2, затем экологический – 555м2, цветочно-декоративный – 544м2, лекарственный – 107м2, полевой – 54м2, ягодный – 20м2 (приложение 3).

2.3 План-схема учебно-опытного участка

Учебно-опытный участок расположен во дворе, между жилыми домами и вдали от оживлённых дорог и промышленных предприятий. Основная часть учебно-опытного участка находится в полузатенённом месте, на северо-востоке от здания школы.
Лицею №23 в текущем учебном году 85 лет (в данном здании 27 лет). За этот период было высажено более 80 деревьев и 97 кустарников. При подкормке истощенной почвы используются органические удобрения (перегной) и редко (только для проведения опыта) минеральные удобрения, которые вносятся в соответствии с нормами. Минеральными удобрениями пользуемся в соответствии с инструкцией по технике безопасности. На территории участка и всей территории школы не происходит сжигание опавших листьев и веток. Около сорока елей и сосен произрастает на учебно-опытном участке, что благотворно влияет на экологическое состояние атмосферы, так как эти деревья выделяют фитонциды.

На основе исследований, проводимых в 2018-2019 году, по определению экологического состояния почвы учебно-опытного участка выявлено, что:

тип почвы – среднесуглинистая, по механическому составу: полевой, лекарственный и плодово-ягодный отделы - мелко-средне-комковатая; цветочно-декоративный и экологический отделы - средне-ореховато-пылеватая; дендрологический отдел - средне-комковатая.

По физическим свойствам:

Полевой, лекарственный и плодово-ягодный отделы - среднеслабоемкая, слабопроницаемая, плохо аэрированная;

Цветочно-декоративный отдел - слабоемкая, среднепроницаемая, плохо аэрированная;

Дендрологический отдел - слабоемкая, слабопроницаемая, плохо аэрированная;

Экологический отдел - среднеслабоемкая, слабопроницаемая, полохо аэрированная.


По химическому составу:

Полевой, лекарственный, цветочно-декоративный отделы - рН=6,6; наличие: Са2+;

Плодово-ягодный отдел - рН=6,5; наличие: Са2+;

Дендрологический и экологический отделы - рН=6,2; наличие: Са2+; Cl-.

Выявлена зависимость состояния растительности от качества почвы: на полевом, плодово-ягодном и цветочно-декоративном отделе растительность находится в неудовлетворительном состоянии, древостой с неправильно развитой кроной, растения повреждены вредителями, цветение редкое, кустарники с наличием поросли и с сорняками.

Почва всех отделов среднесуглинистая, слабопроницаемая, плохо аэрированная, среднеслабоемкая мелко-средне-комковатая (5-30мм), а у цветочно-декоративного отдела – слабоемкая, средне-ореховато-пылеватая (7-10мм). Катионы кальция присутствуют во всех почвах, рН – слабокислая.

Состояние насаждений лекарственного, дендрологического и экологического отделов удовлетворительное. На дендрологическом и экологическом отделах присутствует хлороз.

Почва всех отделов среднесуглинистая, плохо аэрированная, рН – слабокислая, присутствуют катионы кальция.

Различаются:

почва лекарственного отдела: мелко-средне-комковатая (5-30мм), среднеслабоемкая, слабопроницаемая;

почва дендрологического отдела: средне-комковатая (10-30мм), слабоемкая, слабопроницаемая, наличие Cl-;

почва экологического отдела: средне-ореховато-пылеватая (7-10мм), среднеслабоемкая, слабопроницаемая, наличие Cl- (Приложение 11).

Благодаря произрастанию газоустойчивых растений (клен ясенелистный, карагана древовидная, рябина обыкновенная, тополь черный) состояние этих участков удовлетворительное.


Таким образом:

  1. На пришкольном участке удовлетворительное состояние имеют следующие отделы: лекарственный, дендрологический, экологический, неудовлетворительное: полевой, плодово-ягодный и цветочно-декоративный

  2. Состояние растительности на участке зависит от типа почвы, ее физико-химических свойств

  3. Почва дендрологического, экологического отделов содержит хлорид-анионы

  4. Угнетенное состояние растений связано с плохой аэрированностью почвы, слабой проницаемостью для воды.

Рекомендации по благоустройству школьного участка

1. Введение в почву дендрологического и экологического отделов аммиачной селитры и хлорида калия для предотвращения хлороза у растений

2. Проведение мелиорационных мероприятий для увеличения аэрированности и водопроницаемости почв всех отделов для развития корневой системы зеленых насаждений (рыхление, пескование, глинование и землевание)

3. Составить график субботников, для сохранения чистоты территории (Приложение 12)

4. Высадка газоустойчивых пород деревьев в дендрологическом и экологическом в качестве биологических фильтров от выхлопных газов: наиболее устойчивыми к фитотоксиканту среди голосеменных растений являются: туя западная (5,2% поверхности поврежденной хвои), туя складчатая (5,8%), ель колючая (8,6%), кипарис лузитанский (4,6%), кипарис голый (9,8%); среди покрытосеменных слабая повреждаемость наблюдалась у 14% испытанных видов, в том числе гледичия трехколючковая (3,4 % повреждения листовой пластинки), секуринега полукустарниковая (4,1%), ликвидамбр смолоносный (5,4 %), сирень венгерская (5,8%), калина гордовина (6,5%), снежноягодник белый (7,1%), ясень зеленый (7,6 %), клен ясенелистный (7,5 %), магнолия Кобус (8,5 %) [9;10;11].

5. Для повышения эстетичности пришкольного участка и сохранения его многофункциональности было принято решение к каждому отделу применить свой тип ландшафтного дизайна, основными типами которого являются:

5.1. Регулярный стиль характеризуется прямыми линиями и четкими геометрическими формами (в этом типе планируется оформить экологический отдел, так как для роли биофильтра очень подходит высадка прямыми линиями).

5.2. Пейзажный стиль, подразумевает кривые, естественные линии, растения высаживают хаотически (в этом стиле будет оформлен лекарственный отдел).

5.3. Лесной стиль - максимально приближенный к природному пейзажу. Поэтому для дизайнера основной задачей является создание иллюзии лесной опушки, что реализуется путем высаживания лесных растений, создания ручьев и тому подобное (в этом стиле будет сделан цветочно-декоративный отдел).

5.4. Сад в стиле модерн диктует повторение элементов и разных деталей, плавное перетекание форм и линий, воплощения самых неожиданных идей в этом стиле планируется сделать полевой отдел).

5.5. Кантри - сад подойдет тем, кто не любит подстригать газоны - для его проектирования используют простые материалы и естественное травяное покрытие, создают декоративный огород (в этом стиле будет оформлен плодово-ягодный отдел).

5.6. Альпийский сад –отличает цветники между камнями, в этом стиле будет оформлен экологический отдел.

Практическая значимость проектной работы

  1. Разработка паспорта школьного участка, создание рекомендаций, методик и их выполнение помогут улучшить состояние пришкольного участка, увеличить плодородие почвы, ландшафт школьного двора.

  2. Привлечение большого числа учащихся к работе над данным проектом, его реализацией сформирует бережное отношение к природе, любви к родному краю.

  3. Учебно-опытный участок - база опытнической работы учащихся. На нём постоянно трудятся ребята, не прекращается там работа даже в разгар каникул. С любовью поливают, пропалывают, подсаживают школьники разнообразные растения, приобретая опыт и навыки садоводства, закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии и по труду, познают растительные организмы, овладевают методом управления ростом и развитием растений.

  4. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело всегда доводить до конца.

Объединение усилий педагогов, учащихся, родителей, широкой общественности, направленных на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение территории школы, создание единой духовной среды позволяет строить социально – активную школу равных возможностей.

Мы, авторы проекта, экологический отряд «Юный эколог» прекрасно осознаем важность вопроса эстетического оформления пришкольной территории. Кроме того, сам процесс организации озеленения и благоустройства школьной территории станет творческим и продуктивным, так как в его основу будет положено создание и реализация общешкольных проектов, которые объединят разновозрастных школьников, педагогов и родителей, обучающихся. Лицеисты приобретут практические и теоретические навыки по созданию красоты, у них активно будет развиваться креативное мышление. При творческой и созидательной работе на учебно-опытном участке и на пришкольной территории ребятам прививается любовь к природе, к родному краю, к Родине, у них развивается чувство прекрасного, вырабатывается активная жизненная позиция по сотворению прекрасного и устранению безобразного в окружающей действительности, формируется чувство долга и ответственности.




Заключение

Реализация данного проекта поможет создать условия для использования творческих способностей учащихся и вовлечению их в процесс дизайнерского искусства.

Не останутся равнодушными родители и жители микрорайона, которые захотят помочь в осуществлении нашего проекта.

Кроме того, повысится конкурентоспособность лицея за счет создания имиджа уютного школьного двора, красота которого создавалась инициативой и трудом волонтеров, детей, родителей и педагогов. На данный момент уже составлен план проведения субботников, экологических акций на территории школы.

Наука говорит, что нельзя безнаказанно влиять на природу, так как последствия такого воздействия непредсказуемы и могут оказаться катастрофическими.

И только если каждый из нас будет бережно относиться к природе, беречь ее богатства, думать о своих негативных последствиях, мы сможем избежать экологического бедствия и сохранить природную гармонию.














Список использованных источников

  1. Аболин А.А. Авдеев В.В. Методика инвентаризации городских зеленых насаждений, минстройроссии; академия коммунального хозяйства им. к.д. Памфилова, Москва, 1997 г

  2. Экология Кемеровской области `2000-2004 г.г. Стат. сб. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области - Кемерово, 2005 - 160 с.

  3. Высоцкая М. В. Экология 9 класс. - М.: Энас, 2006.-128с.

  4. Зверев А.Т. Экология. – М.: ОНИКС 21 век, 2004. - 251с.

  5. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс – М.: Дрофа, 2008. - 247с.

  6. Миркин Б.М., Наумова Н.Г. Популярный экологический словарь.-М.: Устойчивый мир, 1999. - 287с.

  7. Соловьев Л.И. География Кемеровской области. - Кемерово: СКИФ, 2006.-379с.

  8. Яковченко М.А., Ермолаев В.А., Косолапова А.А., Аланкина Д.Н. Исследование почвенно-агрохимических характеристик зональных почв угледобывающих предприятий Кемеровской области - Вестник КрасГАУ, 2017. №4.

  9. Николаевский, В.С. Некоторые итоги исследования газоустойчивости растений - Учен. зап. Пермск. ун-та, 1973. – №281. – вып.1. – С. 183 – 188

  10. Кулова, Д.Д. Использование древесных интродуцентов в оздоровлении окружающей среды. Экологические проблемы современности: материалы семинара Майкоп, 25 мая 2009 г. Майкопский государственный технологический университет: редкол. Кулова Д.Д. [и др.]. - Майкоп, 2009. - с. 161-170.

  11. Николаевский, В.С. Биологические основы газоустойчивости растений - Новосибирск, 1979. - 215 с.

  12. Администрация Кемеровской области; Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области в 2018 году. - г. Кемерово, 2019 – 203 с.

  13. Кемеровская область. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кемеровская_область

………Приложение 1

Анкета «Наш школьный двор»























Приложение 2

План схема пришкольного участка










































Приложение 3




ПАСПОРТ

ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА


____________Школьный учебно-опытный участок______________________


(название объекта)


находящегося______МБОУ«Лицей№23»________________________________


(наименование организации)


город__________Кемерово____________________________________________


Раздел 1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ


Площадь





4.

Общая площадь объекта

4277м2




5.

Под зелеными насаждениями, из них:

под деревьями,

под кустарниками,

под цветниками,

под газонами (без деревьев)


1976м2 

200м2

544м2

2531м2




6.

Под замощением:

асфальтовое покрытие


1022м2 




7.

Под строениями и сооружениями

167м2 



9.

Архитектурные сооружения

 4м2



НА ОБЪЕКТЕ НАХОДЯТСЯ:


№№ п/п

№№ по плану

Наименование

Единица измерения

Кол-во

Примечание


 1

1

Теплица   


 100м2

1



2

2

Гараж

42м2 

1


3

3

Трансформаторная будка

25м2

1
















Приложение 3 (продолжение)


В пределах учетного участка определяются биогруппы и тип озелененной территории.

ПримечаниеЕсли при обследовании насаждений в натуре окажетсячто в пределах учетного участка имеются разные биогруппыа также отдельные группы деревьев и кустарниковкоторые посвоим таксационным особенностям резко выделяютсято такие площадки учитываются в своих границах отдельно и на плане обозначаются порядковыми номерами.

В процессе обследования зеленых насаждений записываются нижеследующие данные в отношении:

1- деревьев, расположенных на проездах - вид насаждения (рядовая, групповая посадка), номера деревьев, порода, возраст, диаметр, отмечаются подвергающиеся стрижке деревья, состояние;

2- деревьев, расположенных в скверах, садах и бульварах, записываются те же данные, что и на проездах, кроме нумерации;

3- деревьев, расположенных на учетных участках парков, лесопарков, - вид насаждений, преобладающий состав пород, сомкнутость насаждений, количество деревьев на 1 га площади, средний возраст, состояние;

4- кустарников - вид насаждений (аллейная, групповая посадка), порода, возраст, количество кустов, протяженность для рядовой (аллейной) посадки, состояние.

5- газоны и цветники учитываются по площади (многолетние цветы, кроме того учитываются по количеству кустов на учетном участке).

Состояние насаждений определяется по следующим признакам:

1 - «хорошее» - растения здоровые с правильной, хорошо развитой кроной, без существенных повреждений; газоны без пролысин и с хорошо развитым травостоем - стриженым или луговым, цветники без увядших растений и их частей;

2 - «удовлетворительное» - растения здоровые, но с неправильно развитой кроной, со значительными, но не угрожающими их жизни ранениями или повреждениями, с дуплами и др.; кустарник без сорняков, но с наличием поросли; газон с небольшими пролысинами, малоухоженным травостоем; цветники с наличием увядших частей растений;

3 - «неудовлетворительное» - древостой с неправильно и слабо развитой кроной, со значительными повреждениями и ранениями, с зараженностью болезнями или вредителями, угрожающими их жизни; кустарники с наличием поросли и отмерших частей, с сорняками; газоны с редким, вымирающим, полным сорняков травостоем; цветники с большими выпадами цветов, увядших растений и их частей.





Приложение 3 (продолжение)



ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ЦВЕТНИКИ, ГАЗОНЫ, НАЗВАНИЕ

ЛАНДШАФТНО-АРХИТЕКТУРНОГО ОБЪЕКТА МБОУ «ЛИЦЕЙ №23»

№ учетного участка


№ биогруппы

Вид насаждений (рядовая, групповая посадка)

Состав древостоя (биогруппы)порода, тип газона, цветника

Возраст

Диаметр (на высоте 1,3 м)

Высота м

Количество

Подвергающиеся обрезке, шт.

Состояние

кв. м

шт.

1

2

3

№1-полевой отдел

3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

Групповая

обыкновенный

-

-

-

54

-

-

-

-

+

№2-плодово-ягодный отдел


3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

Рядовая

1

-

-

-


20



5

-

-

-

+

2

-

-

-

6

3

-

-

-

4

5

Групповая

обыкновенный

-

-

-

-

-

-

-

+

№3-лекарственный отдел

3

Групповая


4


25


0,4


28


106


5

+

-

-

+

5


26


0,86


28


4

-

-

-

-

Рядовая

6

25

0,34

1

2

+

-

-

+

4

Групповая

7

8

-

-

-

3

2

-

-

+

-

5

Групповая

обыкновенный

-

-

-

106

-

-

-

+

-

№4-цветочно-декоративный отдел


3

Групповая

5

26

0,7

28

544

4

-

-

-

+

11

20

0,4

45

5

+

-

+

-

10

5

0,5

30

3

-

-

-

+

4

Линейная

8

-

-

-

5

-

-

-

+

16

-

-

-

4

-

-

+

-

5

Гркпповая

Обыкновенный

-

-

-

-

-

-

-

+

№5-дендрологический отдел


























3






















Групповая





























4


25


0,4


28


1976

2

+

-

+

-

5


26


0,86


28


17

-

-

-

+

6


25

0,34

1

10

+

-

+

-

9


24

0,75

27

2

-

-

+

-

10


5

0,5

30

14

-

-

-

+

11

20

0,4

45

20

+

-

+

-


12


19

0,3

10

4

+

-

+

-

13

23

0,5

22

8

+

-

+

-


14


18

0,4

4

3

+

-

-

+

15

Приложение 3 (продолжение)


25

0,42

33

2

+



-

+

-

22

23

0,5

20

6

+

-

-

+

4


8

-

-

-

2

-

-

+

-


17


-

-

-

4

-

-

+

-

18

-

-

-

6

-

-

+

-

5

Групповая

Обыкновенный

-

-

-

-

-

-

+

-

№6-экологический отдел


3

Групповая

11


20

0,4

45

555

2

+

-

+

-

12

19

0,3

10

3

+

-

-

+

4

Линейная

8


-

-

-

5

-

-

+

-

17


-

-

-

6

-

-

+

-

19


-

-

-

5

-

-

+

-

20

-

-

-

8

-

-

+

-


21

-

-

-

7

-

-

+

-

5

Групповая

Обыкновенный

-

-

-

-

-

-

+

-

  1. Малина обыкновенная

  2. Крыжовник обыкновенный

  3. С

    №1 - полевой отдел №2 - плодово-ягодный

    №3 - лекарственный отдел №4 - цветочно-декоративный отдел

    №5 - дендрологический отдел №6 - экологический отдел

    мородина черная

  4. Тополь обыкновенный

  5. Ель сибирская

  6. Клён ясенелистный

  7. Черёмуха обыкновенная

  8. Сирень обыкновенная

  9. Ель голубая

  10. Сосна обыкновенная

  11. Береза бородавчатая

  12. Рябина сибирская

  13. Липа сибирская

  14. Яблоня мелкоплодная

  15. Тополь пирамидальный

  16. Пузыреплодник калинолистный

  17. Спирея метельчатая

  18. Барбарис обыкновенный

  19. Жасмин белый

  20. Пион уклоняющийся

  21. Бересклет бородавчатый

  22. Вяз приземистый


Приложение 4


Паспорт проекта «Пришкольный участок МБОУ «Лицея №23»


Направления

(нужное подчеркнуть)

1. Молодежное предпринимательство

2. Наука и инновации

3. Гражданско-патриотическое воспитание

4. Профессиональная ориентация

5. Добровольчество

6. Здоровый образ жизни

7. Средства массовой информации

8. Творчество


Название проекта

Пришкольный участок МБОУ «Лицея №23»

Ф.И.О. руководителя проекта, автор

(Педагог и ребенок)

Руководители: Качаева Людмила Александровна, Иванова Людмила Яковлевна

Автор: Тумбинский Роман Сергеевич

Название команды (если проект представляет команда)

Экологический отряд «Юный эколог»

Место учебы

МБОУ «Лицей №23»

Телефон (ребенка – руководителя проекта)

Тумбинский Р.89039096706,

руководители: Иванова Л.Я. 89059095824, Качаева Л.А. 89131330132

E-mail (руководителя проекта)

mila.ca4aewa@yandex.ru

Название органа ученического самоуправления

Научное общество учащихся «Ноосфера»


Проблема

конкретное описание неудовлетворяющей вас ситуации, которую нужно поправить.


На территории  нашей школы находятся отделы: цветочно-декоративный, дендрологический, полевой, экологический. Высаженные цветы, несмотря на хороший уход плохо развиваются. Клумбы имеют непривлекательный вид. Городские ребята не знают как растет рожь, пшеница, овес, чем они отличаются. Не знают назначение лекарственных растений, не умеют ухаживать за плодово-ягодными культурами.

Кроме того, в ходе реализации проекта будет изменен ландшафт школьного участка, отделы будут выглядеть красивыми и ухоженными.

Цель проекта


разработка проекта пришкольного участка с учетом современного ландшафтного дизайна, повышение плодородия почвы

Приложение 4 (продолжение)


Задачи проекта

необходимые достаточные условия для осуществления, достижения цели

  1. изучить общественное мнение лицеистов;

  2. повысить социальную активность школьников, родителей при выращивании рассады, оформлении клумб и уходом за растениями;

  3. составить структурные композиции пришкольной территории;

  4. произвести оценку проекта пришкольного участка, и условий практической его реализации;

  5. провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.

Целевая группа, на которую направлен проект

Обучающиеся с 1 по 11 класс, родители, учителя, жители микрорайона

Территория реализации проекта

Пришкольный участок лицея №23

Проектная команда. (Необходимо расписать по функциям)


Проектная команда состоит из пяти человек, которые имеют навыки написания проектов, активно участвовали в экологических акциях, конференциях. Являлись победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по экологии, биологии на региональном уровне, победители и призеры муниципального этапа. Обладают такими личными качествами, как целеустремленность, инициативность, активность, умением доводить начатое дело до конца. Имеют возможность уделить проекту достаточно времени и, прежде всего, могли интегрироваться в команду по своим личным качествам.

Срок реализации проекта

Декабрь 2019 год по сентябрь 2020 год

Этапы реализации проекта и временной план организационных мероприятий

Мероприятия – это то, что нужно делать, чтобы достичь данных целей и задач (с конкретными датами).

1.Подготовительный Декабрь 2019г.

- Проведение анализа экологического состояния школьной территории.

- Старт конкурса учащихся «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора»

- Анкетирование «Наш школьный двор» 5-11 класс

2

Приложение 4 (продолжение)


. Проектировочный Февраль - март 2020 г.

Разработка коллективного проекта школьного двора:

- создание проектной группы;
- создание ландшафтных участков и цветников




Февраль - март 2018 г.

3. Практический Реализация проекта

Апрель – май 2020 г.

- Приобретение семян и выращивание рассады

- Трудовой десант по благоустройству школьного

участка и работа летнего экологического отряда

«Юный эколог»:

А) уборка мусора на пришкольной территории;

Б) разбивка клумб, газонов

- Обработка почвы, посадка рассады цветочных культур на школьном участке. Уход за посаженными растениями.

- Осенние работы:
- сбор и подготовка семян к хранению;
- осенняя обработка почвы. Подведение итогов проекта




Апрель – май 2018 г.

4. Аналитико – коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений Июль-август 2020 г.


Июль-август 2018 г.

5.Заключительный Сентябрь 2020 г.

Сопоставление действительных и желаемых

результатов работы.


Сентябрь

2018 г.


Конкретные ожидаемые результаты

1. Ученики, выращивая рассаду, ухаживая за клумбами будут бережно относится не только к растениям, произрастающим на школьном участке, но и к природе родного края.

2. Покупка готовой рассады для создания элементов ландшафтного дизайна на школьной территории - достаточно дорогостоящее занятие, поэтому ученики совместно с родителями будут выращивают цветочную рассаду из семян. Остатки рассады можно продать населению. Школьный участок принесет экономическую выгоду, на заработанные деньги, можно приобрести сельскохозяйственный инвентарь, удобрения, семена.

3.Привлекая родителей к благоустройству и озеленению территории, повышается их социальная активность, экологическое сознание.

4. Совместно с учителями биологии и географии нами составлена программа внеурочной деятельности «Декоративное цветоводство с основами аранжировки» для 5-7 классов, которую хотим реализовать, организовав в лицее на будущий учебный год кружок.

5

Приложение 4 (продолжение)


.Произведена будет обрезка деревьев, кустарников, побелены стволы деревьев, бордюры цветников. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);

6.Учащиеся примут активное участие в экологических конкурсах, конференциях, акциях различного уровня.

Перспективы дальнейшего развития и финансирования проекта

Продолжить научно- исследовательскую работу по изучению экологического состояния пришкольной территории.

Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на состояние растений, видового состава растений.

Создать «Экологическую тропу», фотовыставку в лицее «Цвети, мой школьный двор».

Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди родителей с целью привлечения внимания, оказания помощи по экологическому оздоровлению пришкольной территории.

Финансирование проекта будет осуществлено за счет: добровольных пожертвований родителей, спонсорской помощи различных организаций.









28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!