СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация в рамках исследовательского проекта.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Шахматы"»

Удивительный мир шахмат Выполнил: Янгулов Артур учащийся 2 класса «Р» Руководитель: Карева Ю.Ю. учитель начальных классов

Удивительный мир шахмат

Выполнил: Янгулов Артур

учащийся 2 класса «Р»

Руководитель: Карева Ю.Ю.

учитель начальных классов

История  возникновения шахмат Археологические находки свидетельствуют: игры с фишками на доске были известны в древние времена – в Ассирии, Месопотамии и Египте уже в III-IV тысячелетиях до нашей эры. Большинство историков согласно с тем, что шахматы возникли в Индии под названием чатуранга . Примерно в VII в. шахматы проникли из Индии в Персию, где они получили название чатранг .

История возникновения шахмат

Археологические находки свидетельствуют: игры с фишками на доске были известны в древние времена – в Ассирии, Месопотамии и Египте уже в III-IV тысячелетиях до нашей эры.

Большинство историков согласно с тем, что шахматы возникли в Индии под названием чатуранга .

Примерно в VII в. шахматы проникли из Индии в Персию, где они получили название чатранг .

Распространение шахмат по миру После того, как арабы завоевали Персию, с шахматами познакомился исламский мир. Арабы назвали их шатрандж . В Арабском Халифате шатрандж получил широкое распространение. Первое упоминание о шахматах в Западной Европе относится к самому началу XI века, однако игра могла быть уже известна и раньше. На Руси шахматы стали известны примерно в X-XI веке – шахматы в форме шатранджа были завезены с Востока торговыми путями, вероятнее всего, через Хорезм и Хазарию.

Распространение шахмат по миру

После того, как арабы завоевали Персию, с шахматами познакомился исламский мир. Арабы назвали их шатрандж . В Арабском Халифате шатрандж получил широкое распространение. Первое упоминание о шахматах в Западной Европе относится к самому началу XI века, однако игра могла быть уже известна и раньше.

На Руси шахматы стали известны примерно в X-XI веке – шахматы в форме шатранджа были завезены с Востока торговыми путями, вероятнее всего, через Хорезм и Хазарию.

Развитие шахмат В Средние века шахматы считались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати, входили в программу рыцарского воспитания. С конца XVI века слава сильнейших шахматистов переходит к итальянским мастерам, и с их игрой впервые связывается понятие школы – итальянской. В 18 веке центром шахматной жизни стала Франция. В 19 веке новый вклад в развитие позиционной школы внесли Пол Чарлз Морфи, первый русский мастер Александр Дмитриевич Петров, первый чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц.

Развитие шахмат

В Средние века шахматы считались одним из самых распространенных развлечений феодальной знати, входили в программу рыцарского воспитания. С конца XVI века слава сильнейших шахматистов переходит к итальянским мастерам, и с их игрой впервые связывается понятие школы – итальянской.

В 18 веке центром шахматной жизни стала Франция.

В 19 веке новый вклад в развитие позиционной школы внесли Пол Чарлз Морфи, первый русский мастер Александр Дмитриевич Петров, первый чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц.

Шахматы  в современном мире С начала 1930-х годов все более важную роль в развитии шахмат стала играть советская школа, представители которой, вобрав лучшие теоретические открытия прошлого, творчески развили и углубили теорию и практику шахматной игры. Среди ее главных достижений – разработка научно-обоснованного метода подготовки к соревнованиям, пионером которого был Михаил Моисеевич Ботвинник, новые открытия в теории дебютов и эндшпиля.

Шахматы в современном мире

С начала 1930-х годов все более важную роль в развитии шахмат стала играть советская школа, представители которой, вобрав лучшие теоретические открытия прошлого, творчески развили и углубили теорию и практику шахматной игры.

Среди ее главных достижений – разработка научно-обоснованного метода подготовки к соревнованиям, пионером которого был Михаил Моисеевич Ботвинник, новые открытия в теории дебютов и эндшпиля.

Теория шахматной игры Цель игры – поставить королю противника мат – такое нападение на короля, от которого нет защиты. Шахматная партия подразделяется на три стадии – дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Дебют – начальная стадия шахматной борьбы (около 15-20 ходов), характеризуется мобилизацией сил играющих. Миттельшпиль, или середина игры, следующая за дебютом стадия партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе. В игре в шахматы эндшпиль – окончание, или заключительная часть, партии. Одна из сложнейших стадий игры, в которой «просыпается от спячки» король и увеличивается значение пешек.

Теория шахматной игры

Цель игры – поставить королю противника мат – такое нападение на короля, от которого нет защиты.

Шахматная партия подразделяется на три стадии – дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Дебют – начальная стадия шахматной борьбы (около 15-20 ходов), характеризуется мобилизацией сил играющих.

Миттельшпиль, или середина игры, следующая за дебютом стадия партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе.

В игре в шахматы эндшпиль – окончание, или заключительная часть, партии. Одна из сложнейших стадий игры, в которой «просыпается от спячки» король и увеличивается значение пешек.

Шахматные ходы У игроков в начале игры имеется одинаковый набор фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого – «чёрными». Сами игроки называются «белые» и «чёрные» по цвету своих фигур. В каждый комплект фигур входят: король (♔, ♚), ферзь (♕, ♛), две ладьи (♖, ♜), два слона (♗, ♝), два коня (♘, ♞) и восемь пешек (♙, ♟). Ходы в шахматах делаются поочерёдно; взятие фигур необязательно, если нет иного хода для защиты атакованного короля.

Шахматные ходы

У игроков в начале игры имеется одинаковый набор фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого – «чёрными». Сами игроки называются «белые» и «чёрные» по цвету своих фигур.

В каждый комплект фигур входят: король (♔, ♚), ферзь (♕, ♛), две ладьи (♖, ♜), два слона (♗, ♝), два коня (♘, ♞) и восемь пешек (♙, ♟).

Ходы в шахматах делаются поочерёдно; взятие фигур необязательно, если нет иного хода для защиты атакованного короля.

Шахматные ходы Король (♔, ♚) ходит на любое соседнее поле вокруг себя Ферзь (♕, ♛) – на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали Ладья (♖, ♜) – на любое поле по вертикали и горизонтали

Шахматные ходы

Король (♔, ♚) ходит на любое соседнее поле вокруг себя

Ферзь (♕, ♛) – на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали

Ладья (♖, ♜) – на любое поле по вертикали и горизонтали

Шахматные ходы Слон (♗, ♝) – на любое поле по диагонали Конь (♘, ♞) движется буквой «Г», он – единственная фигура, которая может передвигаться через поля, занятые фигурами и пешками Пешки (♙, ♟) – только вперёд по вертикалям на одно поле (из начального положения имеют право двойного хода).

Шахматные ходы

Слон (♗, ♝) – на любое поле по диагонали

Конь (♘, ♞) движется буквой «Г», он – единственная фигура, которая может передвигаться через поля, занятые фигурами и пешками

Пешки (♙, ♟) – только вперёд по вертикалям на одно поле (из начального положения имеют право двойного хода).

Шахматные ходы Взаимодействие фигур играет в шахматах первостепенную роль: мат достигается только при согласованных действиях фигур против неприятельского короля. Во взаимодействии могут участвовать фигуры обеих сторон; иногда свои же фигуры не помогают, а мешают, ограничивая подвижность собственного короля или других своих фигур. Различают 4 элементарных формы тактического взаимодействия фигур: нападение – фигура атакует фигуру соперника; ограничение – фигура ограничивает зону действий, передвижение своих или неприятельских фигур; поддержка – фигура защищает другую фигуру; перекрытие.

Шахматные ходы

Взаимодействие фигур играет в шахматах первостепенную роль: мат достигается только при согласованных действиях фигур против неприятельского короля. Во взаимодействии могут участвовать фигуры обеих сторон; иногда свои же фигуры не помогают, а мешают, ограничивая подвижность собственного короля или других своих фигур.

Различают 4 элементарных формы тактического взаимодействия фигур:

  • нападение – фигура атакует фигуру соперника;
  • ограничение – фигура ограничивает зону действий, передвижение своих или неприятельских фигур;
  • поддержка – фигура защищает другую фигуру;
  • перекрытие.
Шахматные ходы Цель игры – поставить королю противника мат (такое нападение на короля, от которого нет защиты). Шахматная игра заканчивается вничью, если: • соотношение сил на доске таково, что мат сделать невозможно; • у одной из сторон при её очереди ходить нет ни одного возможного хода, но её король не атакован (положение пата); • король одной из сторон не может укрыться от шахов (вечный шах).

Шахматные ходы

Цель игры – поставить королю противника мат (такое нападение на короля, от которого нет защиты).

Шахматная игра заканчивается вничью, если:

• соотношение сил на доске таково, что мат сделать невозможно;

• у одной из сторон при её очереди ходить нет ни одного возможного хода, но её король не атакован (положение пата);

• король одной из сторон не может укрыться от шахов (вечный шах).

Правила шахмат Правило – «тронул – ходи» и «руку отнял – ход сделан». Прикосновение к фигурам при чужом ходе запрещено. Ход считается завершённым, когда выполнены следующие условия: Игрок отпустил руку от фигуры, которой сделал ход. В случае взятия – игрок снял с доски фигуру, которую он взял. В случае рокировки – игрок переставил короля и ладью и отпустил руку от ладьи. В случае проведения пешки – игрок отпустил руку от новой фигуры, поставленной им на поле превращения. Только после этого той же рукой переключаются шахматные часы. Игрок теряет право заявить о нарушении соперником этих правил после того, как он сам коснётся фигуры, чтобы сделать свой очередной ход.

Правила шахмат

Правило – «тронул – ходи» и «руку отнял – ход сделан».

Прикосновение к фигурам при чужом ходе запрещено.

Ход считается завершённым, когда выполнены следующие условия:

  • Игрок отпустил руку от фигуры, которой сделал ход.
  • В случае взятия – игрок снял с доски фигуру, которую он взял.
  • В случае рокировки – игрок переставил короля и ладью и отпустил руку от ладьи.
  • В случае проведения пешки – игрок отпустил руку от новой фигуры, поставленной им на поле превращения.

Только после этого той же рукой переключаются шахматные часы.

Игрок теряет право заявить о нарушении соперником этих правил после того, как он сам коснётся фигуры, чтобы сделать свой очередной ход.

Шахматные соревнования В шахматах и сейчас важно – кто является сильнейшим игроком. Для этого проводят турниры. Первый турнир состоялся в 1575 году в Мадриде. Развитие шахмат привело к появлению новых видов противоборств – нокаут (проигравший выбывает), круговая система, шахматные матчи, сеансы одновременной игры и другие. Международные соревнования проходят под эгидой Междунаро́дной ша́хматной федера́циия (ФИДЕ, Fédération Internationale des Échecs, FIDE). В России существует Российская шахматная федерация, являющаяся членом Международной шахматной федерации (ФИДЕ).

Шахматные соревнования

В шахматах и сейчас важно – кто является сильнейшим игроком. Для этого проводят турниры.

Первый турнир состоялся в 1575 году в Мадриде.

Развитие шахмат привело к появлению новых видов противоборств – нокаут (проигравший выбывает), круговая система, шахматные матчи, сеансы одновременной игры и другие.

Международные соревнования проходят под эгидой Междунаро́дной ша́хматной федера́циия (ФИДЕ, Fédération Internationale des Échecs, FIDE).

В России существует Российская шахматная федерация, являющаяся членом Международной шахматной федерации (ФИДЕ).

Польза шахмат Человеческий мозг ничем не отличается от нашего тела и способен к умственным тренировкам и наращиванию «мыслительных мускулов». Шахматы выступают универсальным тренажером, который не имеет аналогов по степени своей эффективности. Особенностью игры является то, что она воздействует сразу на два полушария человека, заставляя использовать серое вещество по максимуму. Игра позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление. Игроку приходится продумывать шаги наперед, строить предположительные варианты развития событий.

Польза шахмат

Человеческий мозг ничем не отличается от нашего тела и способен к умственным тренировкам и наращиванию «мыслительных мускулов». Шахматы выступают универсальным тренажером, который не имеет аналогов по степени своей эффективности. Особенностью игры является то, что она воздействует сразу на два полушария человека, заставляя использовать серое вещество по максимуму.

Игра позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление. Игроку приходится продумывать шаги наперед, строить предположительные варианты развития событий.

Что развивают шахматы Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности. Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника.

Что развивают шахматы

Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану.

Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий.

Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти.

Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности.

Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна.

Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника.

Что развивают шахматы Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек начнет изучать принципы игры. Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств.

Что развивают шахматы

Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек начнет изучать принципы игры.

Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения.

Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств.

Что развивают шахматы Улучшение вербальных навыков – во время игры общение между соперниками сводится к минимуму, однако одновременно задействуются участки мозга, отвечающие за коммуникацию и умение владеть языком. Развитие критического мышления – проведенные исследования показали, что люди, занимающиеся шахматами, отличаются более развитой логикой и критическим мышлением. Нормализация эмоционального фона – во время игры используется холодный расчет, который предусматривает сведение эмоций к минимуму. Шахматы учат владеть собой и своим эмоциональным состоянием всегда. Защита от возрастных недугов – медицинские исследования показали, что люди преклонного возраста, которые практикуют шахматы, подвержены меньшему риску развития синдрома Альцгеймера.

Что развивают шахматы

Улучшение вербальных навыков – во время игры общение между соперниками сводится к минимуму, однако одновременно задействуются участки мозга, отвечающие за коммуникацию и умение владеть языком.

Развитие критического мышления – проведенные исследования показали, что люди, занимающиеся шахматами, отличаются более развитой логикой и критическим мышлением.

Нормализация эмоционального фона – во время игры используется холодный расчет, который предусматривает сведение эмоций к минимуму. Шахматы учат владеть собой и своим эмоциональным состоянием всегда.

Защита от возрастных недугов – медицинские исследования показали, что люди преклонного возраста, которые практикуют шахматы, подвержены меньшему риску развития синдрома Альцгеймера.

Опрос в классе Для исследования знаний учеников о шахматах, в классе был проведен опрос, обработаны результаты и проведен их анализ. Ученикам были заданы следующие вопросы: Вы слышали о шахматах? Умеете ли вы играть в шахматы? Хотели бы вы научиться играть в шахматы? Как часто вы играете в шахматы?

Опрос в классе

Для исследования знаний учеников о шахматах, в классе был проведен опрос, обработаны результаты и проведен их анализ.

Ученикам были заданы следующие вопросы:

  • Вы слышали о шахматах?
  • Умеете ли вы играть в шахматы?
  • Хотели бы вы научиться играть в шахматы?
  • Как часто вы играете в шахматы?
Опрос в классе Обработка результатов опроса показала, что о шахматах слышали все ученики, и 58% из них умеют играть в шахматы. Причем 35% из них часто и регулярно играют в шахматы, что говорит о популярности шахмат. Среди учеников, которые не умеют играть в шахматы, обучиться игре хотело бы 45% (или 19% от числа учеников класса), что также говорит об интересе учеников к шахматам. В вопросе чем же являются шахматы – основными ответами стали – игра, наука и спорт, что говорит о том, что шахматы являются предметом на стыке этих дисциплин и не характеризуют собой одно направление.

Опрос в классе

Обработка результатов опроса показала, что о шахматах слышали все ученики, и 58% из них умеют играть в шахматы. Причем 35% из них часто и регулярно играют в шахматы, что говорит о популярности шахмат.

Среди учеников, которые не умеют играть в шахматы, обучиться игре хотело бы 45% (или 19% от числа учеников класса), что также говорит об интересе учеников к шахматам.

В вопросе чем же являются шахматы – основными ответами стали – игра, наука и спорт, что говорит о том, что шахматы являются предметом на стыке этих дисциплин и не характеризуют собой одно направление.

Опрос в классе Представления о шахматах распределились следующим образом:

Опрос в классе

Представления о шахматах распределились следующим образом:

Шахматы в жизни Воздействуя на игру, человек меняется сам. Игра в шахматы тренирует человеческий мозг, повышая его интеллектуальные и психологические возможности. При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет важное значение не только в развитии, но и в формировании характера. Молодые люди обучаясь шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки. Влияние шахмат на интеллект, безусловно, благостно скажется в любом возрасте. Можно смело утверждать, что шахматы полезны для людей любого возраста и социального положения. Они не имеют противопоказаний и ограничений. Шахматы представляют собой уникальный тандем приятного времяпровождения и развития умственных способностей.

Шахматы в жизни

Воздействуя на игру, человек меняется сам. Игра в шахматы тренирует человеческий мозг, повышая его интеллектуальные и психологические возможности.

При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет важное значение не только в развитии, но и в формировании характера. Молодые люди обучаясь шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.

Влияние шахмат на интеллект, безусловно, благостно скажется в любом возрасте.

Можно смело утверждать, что шахматы полезны для людей любого возраста и социального положения. Они не имеют противопоказаний и ограничений. Шахматы представляют собой уникальный тандем приятного времяпровождения и развития умственных способностей.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!