Просмотр содержимого документа
«Проект «Семейные драгоценности»»
Муниципальное автономное Образовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 111»
Проект
«Семейные драгоценности»
Руководитель:
Овсеенко
Евгения Владимировна
учитель начальных классов
первая категория
город Пермь
2018
Паспорт проекта
Автор проекта Овсеенко Евгения Владимировна
Название проекта « Семейные драгоценности»
География реализации: среди школ Правого берега г.Перми
Целевая аудитория: учащиеся микрорайона «Правый берег» с ОВЗ
Краткое описание проекта: Изучая возможности комплексной медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, имеющим нарушение речи и трудности в обучении, мы обратили внимание на сотрудничество школы, семьи и специалистов во внеурочной деятельности. Для правильной организации взаимодействия с данным контингентом семей мы как специалисты проходили обучение на семинарах специальных курсах и изучали литературу по нейропсихологии. В итоге нейропсихологической практики мы получили определенную систему медико-психологической помощи обучающимся с ОВЗ, имеющим нарушение речи. (Таблица 1)
Таблица 1.
Нарушения развития головного мозга по блокам и виды логопедической коррекции
Виды нарушений | 1 блока | 2 блока и межполушарных связей | 3 блока и межполушарных связей |
Органические проявления нарушения | Быстрая утомляемость Эмоциональная лабильность Заторможенность Расстройство ассоциаций между зрением и слухом | Нарушение осязания, слуха, артикуляции Нарушение моторики Правополушарная дисфункция | Не проявляются |
Психологические и логопедические показатели | Речевые персеверации Неустойчивое внимание Нарушение ориентации в пространстве Искажения слоговой структуры слова Оптическая дисграфия | Не дифференцирует слуховое восприятие звукового состава слова Недоразвитие фонематического анализа Моторная и сенсорная алалия | Сложности мотивации к деятельности Недостаток произвольности внимания Сокращение вариантов действий |
Воспитательные проблемы | Проблемы с выполнением задания Кризис сепарации мамы с ребенком | Проблемы, связанные с освоением языковых норм | Проблемы с мотивацией Депрессивные состояния |
Методы педагогической и логопедической помощи | Сказкотерапия Пальчиковая гимнастика и самомассаж рук и ног, су-джок, дыхательная гимнастика Функциональный тренинг Логоритмика | Формирование чувства осязания Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, развитие фонематических процессов, анализа и синтеза слога, слова, фразы и текста) Профилактика нарушений и обучение чтению и письму Функциональный тренинг | Обучение общепринятым нормам поведения Игровая деятельность с правилами игры Сказкотерапия Инсценирование |
Актуальность проекта.
Мы с коллегами обратили внимание на зависимость проблем современного общества и трудностей развития ребенка. В результате отметили:
-снижение уровня здоровья населения влекут органические и функциональные расстройства рождающихся детей (стали чаще отмечаться недоразвитие 1 блока головного мозга и межполушарных связей).
-проблемы воспитания: излишнее или недостаточное внимание родителей, потеря традиций преемственности рода ведут к педагогической запущенности, потере мотивации, поведенческих норм, нарушению функций саморегуляции и самоконтроля.
-факторы, сопутствующие компьютеризации, намеренное интеллектуальное развитие сверхспособностей, преобладание пассивного образа жизни приводит к несформированности волевых качеств личности, снижению общего кругозора и отсутствию жизненного опыта, сокращению угла зрения, снижению физических характеристик зрения. Всё это говорит о нарушениях развития 2 и 3 блока мозга.
В связи с этим в наших школах наравне с инновационными технологиями стали внедряться традиции, свойственные младшему школьному возрасту. В ходе проекта «Семейные драгоценности» усилиями администрации и социально-педагогической службы в школу вернулись дворовые игры, совместные читальни-посиделки и театральная деятельность.
На занятиях мы использовали театральные технологии для развития речи потому, что они предусматривают сочетание ритма, речевого дыхания, голоса, моторики, артикуляции с обязательным использованием пространства, взаимодействия и проявления волевых качеств личности, в общем, те методы работы, которые были определены во время нейропсихологической диагностики. Участие в театральной деятельности позволяет детям с ОВЗ развивать все зоны головного мозга и межполушарные связи, помогает адаптироваться в обществе, создаёт позитивный настрой детей и родителей к логопедическому процессу. А это и есть задачи нашего проекта.
Цель межшкольного проекта «Семейные драгоценности» -
активизация взаимодействия семьи и школы в развитии речи и в обучении чтению ребёнка с ОВЗ через применение инновационных подходов в коррекции.
Вид проекта: познавательно-практический
Сроки реализации проекта: 2018-2019 учебный год