СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Река времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта:

  1. Развитие творческих способностей;
  2. Формирование целостной картины истории России;
  3. Воспитание любви к Родине, уважения к её истории.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Река времени"»

Название проекта «За страницами истории» РЕКА ВРЕМЕНИ

Цель проекта:

  1. Развитие творческих способностей;

  2. Формирование целостной картины истории России;

  3. Воспитание любви к Родине, уважения к её истории.



Задачи:

  1. Познакомить c историческими событиями;

  2. Познакомить учащихся c жизнью людей в разные исторические периоды: «Времена древней Руси»; «Времена Московского государства»; «Времена Российской империи XVIII – начало XX века»; «Времена Советской России и СССР 1917 – 1991 г.; «Современная Россия».

Продукт проекта: газета «Река времени»

План проекта

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя и учащихся.

  1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание групп учащихся для работы над проектом.

Создание проблемной ситуации.

Анкета «Верите ли вы?» Ребятам зачитываются вопросы, на которые они отвечают «да» или «нет».

  1. Пётр I был не только правителем государства, но и солдатом, моряком, строителем.

  2. Монахи в монастырях писали летописи – записи событий русской истории.

  3. Комсомольцы носили пионерский галстук.

  4. Серп и молот – символ союза рабочих и крестьян.

  5. Ледовое побоище проходило на реке Неве.

  6. Рыцари – знатные воины на Руси.

  7. Александр Васильевич Суворов за свою жизнь не проиграл ни одного сражения.

  8. Первая печатная книга – «Библия» издана в 1564 году Иваном Фёдоровым.

  9. Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Полёт длился 2 дня.


Ребята проверяют анкету и убеждаются, что историю России знают плохо.


Учитель: Откуда будем брать информацию? (учебник, фильм, интернет, у родителей, экскурсия)

Учитель задаёт цепочку из 6 вопросов

- Зачем современному человеку знать историю? Ребята отвечают , например, чтобы много знать;

Учитель - Зачем много знать? ( чтобы быть интересным человеком);

- Зачем быть интересным человеком? и т. д.


Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по «Реке времени»

Нам нужно разделиться на группы, чтобы выполнить творческое задание.

Ребята открывают оглавление учебника «Моё Отечество» и работая в группах составляют кластер «Чему мы научимся c помощью учебника «Моё Отечество»


Чему мы научимся

c помощью

учебника «Моё Отечество»







Учитель предлагает создать проект и всю информацию оформить в виде общей работы.

Учащиеся определяют продукт проекта : газета.


Задача: собрать информацию и изложить её в газете «Река времени».


Ребята работают в группах, создают макет будущей газеты.




Весь проект будет разбит на этапы – периоды русской истории:

«Времена древней Руси» 4 урока;

«Времена Московского государства» 4 урока;

«Времена Российской империи XVIII – начало XX века» 5 уроков;

«Времена Советской России и СССР 1917 – 1991 г.» 4 урока;

«Современная Россия» 4 урока.



  1. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.


После изучения каждого периода

дети составляют кластер, работая в группах и распределяют обязанности, кто что готовит для газеты, обсуждают, где будут искать информацию.



O чём расскажет газета.



События Памятники

периода культуры

Правители

Символы Прославленные

Люди



  1. Осуществление деятельности по решению проблемы











4. Оформление результатов

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).





Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.


«Времена древней Руси» 4 урока


События периода: Создание Древнерусского государства. Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче. Раздробленность русских земель. Ледовое побоище. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда.

Символы: Киев – столица великих князей Древней Руси.

Прославленные люди: Александр Невский

Правители: Владимир Святославович

Памятники культуры: Храмы. Монастыри. Летописи и рукописные книги.


Творческие задания:

1. сообщение «Как жили Восточные славяне в древности» (o богах, одежде, праздниках);

2. Сообщение o том, как возник город Москва (можно выступить от имени летописца, путешественника, воина из дружины Юрия Долгорукова).

3. Презентация «Александр Невский»

4. Напиши послание древнерусским князьям, описав в нём беды пришедшие на Русь в результате раздробленности государства.

5. Нарисуй и опиши словами древнерусского богатыря (его одежду, оружие, доспехи). Как ты думаешь, o чём думает изображённый тобой богатырь?

6. Найди в старинных былинах эпизоды, в которых рассказывается o подвигах русских богатырей.

7. Решение проблемы. Мозговой штурм . «Как вы думаете, что надо было сделать русским княжествам, чтобы освободиться от власти Золотой Орды?


«Времена Московского государства» 4 урока


События периода: Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Смутное время. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Символы: Государственный герб России – двуглавый орёл.

Прославленные люди : Дмитрий Донской, Сергей Радонежский, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский

Правители: Великий государь Иван III, царь Иван Грозный

Памятники культуры: Столица государства – Москва, Московский Кремль, соборы Московского Кремля, собор Василия Блаженного.



Творческие задания:

1. Придумать вопрос, относящийся к этой эпохе и знать на него ответ. Задать вопрос своему товарищу.

2. Допиши предложения:

Ваше мнение (позиция)

Мы хотели бы пожить во времена_______________________________________

Мы не хотели бы попасть в тот момент нашей истории, когда____________________________________________

Объяснение (аргумент)

потому что_______________________________________


3. Опиши битву на Куликовском поле от первого лица (дружинника, участника ополчения, воина – монгола, летописца)

4. Придумай и запиши речь, c которой Козьма Минин мог бы обратиться к русскому народу, призывая его на борьбу c иноземцами.

5. От своего имени (от имени человека современной России) напиши благодарственное письмо К. Минину и Д. Пожарскому. Отметь, в чём их заслуга перед Россией.



«Времена Российской империи XVIII – начало XX века» 5 уроков

События периода: Преобразование России Петром Великим. Победа в войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Крепостное право. Отечественная история 1812. Бородинская битва.

Символы: Государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Прославленные люди: Великий русский полководец А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М. Ломоносов, А. С. Пушкин

Правители: Екатерина II, Александр II

Памятники культуры: Достопримечательности Санкт-Петербурга


Творческие задания:

1. Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового города – Санкт-Петербурга, сражаешься со шведскими войсками (на выбор). Опиши свои впечатления c точки зрения простого ремесленника, солдата, матроса в виде письма к родным.

2. Найди в известных тебе стихах А. С. Пушкина описания родной природы, сказочных персонажей. Сделай иллюстрацию к понравившимся строкам.

3. Напиши воспоминание от имени солдата (горожанина, крестьянина) XIX века o том, почему ты принял участие в военных действиях 1812 года.

4. Нарисуй, что нового появилось в жизни людей к концу XIX века.

5. Доклад o достопримечательностях, которые появились в этот этап времени.

6. Доклад o прославленных людях этой эпохи.

7. Экскурсия по городу «Осмотр достопримечательностей». Создание маршрута путешествия по карте.

8. Сочинение «Мои чувства и личные впечатления от увиденного»

9. Нарисуй эскиз памятника, которого, на твой взгляд, недоставало Российской империи. Придумай название этому памятнику, напиши, в каком городе его можно было бы поставить и в связи c каким событием?



«Времена Советской России и СССР 1917 – 1991 г.» 4 урока


События периода: Революция 1917. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза. Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом.

Символы СССР: красный флаг, герб

Прославленные люди: Герои Великой Отечественной войны.

Правители: Николай II, В.И. Ленин, И. В. Сталин

Памятники культуры


Творческие задания:

  1. Электронная презентация «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны».

  2. Сочинение «Кем из моих предков я горжусь», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом».

  3. Экскурсия к Крейсеру Аврора.

  4. Напиши «письмо c фронта» от имени участника войны. Расскажи, что увидел на войне, какие чувства испытал, выскажи свою оценку событиям.

  5. Возьми интервью. Узнай у своих родителей, кто в вашей семье участвовал в Великой Отечественной войне.

  6. Вспомни строки из песен, стихотворений, посвящённых Великой Отечественной войне. Сделай иллюстрации к этим строкам.

  7. Придумай кроссворд по терминам, именам, названиям, встречающимся в этом разделе.





«Современная Россия» 4 урока


События периода: Преобразование СССР в СНГ. Демократия.

Символы: Восстановление государственных символов. Конституция – основной закон государства.

Прославленные люди

Правители: Президент. Правительство. Государственная дума.

Памятники культуры: Библиотеки, музеи, театры – достояние российской культуры.


Творческие задания:

  1. Интервью « Разные взгляды на прошлое и настоящее страны»

  2. Опиши или изобрази схематично, как ты себе представляешь идеальное государство. Кто им должен управлять, какие там должны быть законы и порядки.

  3. Создание коллажа «Я через 20 лет».

  4. Представь, что ты оказался в другой стране и тебе нужно попасть в российское посольство. Как, не зная языка, можно объяснить, из какой ты страны? Напиши письмо домой o своих приключениях.

  5. Нарисуй герб и флаг придуманного на уроке государства.

  6. Нарисуй или опиши особенности традиционного костюма одного из народов России.

  7. Придумай, что уже сегодня ты можешь оставить после себя следующим поколениям. Возможно, у тебя есть стихи собственного сочинения, коллекции, «произведения искусства» и т. д. Прими участие в выставке «Мой вклад в историю России».

  8. Продолжи предложение. Современной России нужен закон, в котором говорится:

« _____________________________________________________________________».



Это важно, потому что _______________________________________________________.



5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Итог

Кластер

Зачем современному человеку

нужно изучать историю?





  1. История учит нас уважать опыт и мудрость старших, как это было в племенах восточных славян;

  2. История напоминает нам o том, что мы должны стараться жить в гармонии c природой, не разрушать её деятельностью;

  3. История призывает нас помнить, что войны наносят человечеству непоправимый ущерб: гибнет огромное количество людей, разоряются целые народы, бесследно исчезают ценнейшие памятники культуры;

  4. Пользуясь опытом прошлых поколений, современные люди учатся решать свои проблемы не силой, а разумом и убеждением.



Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;




6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Рефлексия

  1. Что понравилось в работе?

  2. Какие ошибки?

  3. Какой твой вклад в общее дело?

  4. Какую оценку поставишь себе, отметь на шкале.

  5. Вспомни задачу, которую ставили в начале проекта? Удалось ли достигнуть желаемого?

  6. Чему я научился?

  7. Какое впечатление o работе?

  8. Как можно использовать созданную вами газету?



11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!