Этапы работы над проектом | Цели и задачи | Деятельность учителя и учащихся. |
Погружение в проект | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание групп учащихся для работы над проектом. | Создание проблемной ситуации. Анкета «Верите ли вы?» Ребятам зачитываются вопросы, на которые они отвечают «да» или «нет». Пётр I был не только правителем государства, но и солдатом, моряком, строителем. Монахи в монастырях писали летописи – записи событий русской истории. Комсомольцы носили пионерский галстук. Серп и молот – символ союза рабочих и крестьян. Ледовое побоище проходило на реке Неве. Рыцари – знатные воины на Руси. Александр Васильевич Суворов за свою жизнь не проиграл ни одного сражения. Первая печатная книга – «Библия» издана в 1564 году Иваном Фёдоровым. Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Полёт длился 2 дня. Ребята проверяют анкету и убеждаются, что историю России знают плохо. Учитель: Откуда будем брать информацию? (учебник, фильм, интернет, у родителей, экскурсия) Учитель задаёт цепочку из 6 вопросов - Зачем современному человеку знать историю? Ребята отвечают , например, чтобы много знать; Учитель - Зачем много знать? ( чтобы быть интересным человеком); - Зачем быть интересным человеком? и т. д. Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по «Реке времени» Нам нужно разделиться на группы, чтобы выполнить творческое задание. Ребята открывают оглавление учебника «Моё Отечество» и работая в группах составляют кластер «Чему мы научимся c помощью учебника «Моё Отечество» Чему мы научимся c помощью учебника «Моё Отечество» Учитель предлагает создать проект и всю информацию оформить в виде общей работы. Учащиеся определяют продукт проекта : газета. Задача: собрать информацию и изложить её в газете «Река времени». Ребята работают в группах, создают макет будущей газеты. Весь проект будет разбит на этапы – периоды русской истории: «Времена древней Руси» 4 урока; «Времена Московского государства» 4 урока; «Времена Российской империи XVIII – начало XX века» 5 уроков; «Времена Советской России и СССР 1917 – 1991 г.» 4 урока; «Современная Россия» 4 урока. |
Планирование деятельности | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. | После изучения каждого периода дети составляют кластер, работая в группах и распределяют обязанности, кто что готовит для газеты, обсуждают, где будут искать информацию. O чём расскажет газета. События Памятники периода культуры Правители Символы Прославленные Люди |
Осуществление деятельности по решению проблемы 4. Оформление результатов | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | «Времена древней Руси» 4 урока События периода: Создание Древнерусского государства. Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче. Раздробленность русских земель. Ледовое побоище. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Символы: Киев – столица великих князей Древней Руси. Прославленные люди: Александр Невский Правители: Владимир Святославович Памятники культуры: Храмы. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Творческие задания: 1. сообщение «Как жили Восточные славяне в древности» (o богах, одежде, праздниках); 2. Сообщение o том, как возник город Москва (можно выступить от имени летописца, путешественника, воина из дружины Юрия Долгорукова). 3. Презентация «Александр Невский» 4. Напиши послание древнерусским князьям, описав в нём беды пришедшие на Русь в результате раздробленности государства. 5. Нарисуй и опиши словами древнерусского богатыря (его одежду, оружие, доспехи). Как ты думаешь, o чём думает изображённый тобой богатырь? 6. Найди в старинных былинах эпизоды, в которых рассказывается o подвигах русских богатырей. 7. Решение проблемы. Мозговой штурм . «Как вы думаете, что надо было сделать русским княжествам, чтобы освободиться от власти Золотой Орды? |
«Времена Московского государства» 4 урока События периода: Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Смутное время. Освобождение Москвы и спасение Отечества. Символы: Государственный герб России – двуглавый орёл. Прославленные люди : Дмитрий Донской, Сергей Радонежский, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский Правители: Великий государь Иван III, царь Иван Грозный Памятники культуры: Столица государства – Москва, Московский Кремль, соборы Московского Кремля, собор Василия Блаженного. Творческие задания: 1. Придумать вопрос, относящийся к этой эпохе и знать на него ответ. Задать вопрос своему товарищу. 2. Допиши предложения: Ваше мнение (позиция) | Мы хотели бы пожить во времена_______________________________________ Мы не хотели бы попасть в тот момент нашей истории, когда____________________________________________ | Объяснение (аргумент) | потому что_______________________________________ | 3. Опиши битву на Куликовском поле от первого лица (дружинника, участника ополчения, воина – монгола, летописца) 4. Придумай и запиши речь, c которой Козьма Минин мог бы обратиться к русскому народу, призывая его на борьбу c иноземцами. 5. От своего имени (от имени человека современной России) напиши благодарственное письмо К. Минину и Д. Пожарскому. Отметь, в чём их заслуга перед Россией. |
«Времена Российской империи XVIII – начало XX века» 5 уроков События периода: Преобразование России Петром Великим. Победа в войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Крепостное право. Отечественная история 1812. Бородинская битва. Символы: Государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг. Прославленные люди: Великий русский полководец А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М. Ломоносов, А. С. Пушкин Правители: Екатерина II, Александр II Памятники культуры: Достопримечательности Санкт-Петербурга Творческие задания: 1. Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового города – Санкт-Петербурга, сражаешься со шведскими войсками (на выбор). Опиши свои впечатления c точки зрения простого ремесленника, солдата, матроса в виде письма к родным. 2. Найди в известных тебе стихах А. С. Пушкина описания родной природы, сказочных персонажей. Сделай иллюстрацию к понравившимся строкам. 3. Напиши воспоминание от имени солдата (горожанина, крестьянина) XIX века o том, почему ты принял участие в военных действиях 1812 года. 4. Нарисуй, что нового появилось в жизни людей к концу XIX века. 5. Доклад o достопримечательностях, которые появились в этот этап времени. 6. Доклад o прославленных людях этой эпохи. 7. Экскурсия по городу «Осмотр достопримечательностей». Создание маршрута путешествия по карте. 8. Сочинение «Мои чувства и личные впечатления от увиденного» 9. Нарисуй эскиз памятника, которого, на твой взгляд, недоставало Российской империи. Придумай название этому памятнику, напиши, в каком городе его можно было бы поставить и в связи c каким событием? |
«Времена Советской России и СССР 1917 – 1991 г.» 4 урока События периода: Революция 1917. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза. Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Символы СССР: красный флаг, герб Прославленные люди: Герои Великой Отечественной войны. Правители: Николай II, В.И. Ленин, И. В. Сталин Памятники культуры Творческие задания: Электронная презентация «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны». Сочинение «Кем из моих предков я горжусь», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом». Экскурсия к Крейсеру Аврора. Напиши «письмо c фронта» от имени участника войны. Расскажи, что увидел на войне, какие чувства испытал, выскажи свою оценку событиям. Возьми интервью. Узнай у своих родителей, кто в вашей семье участвовал в Великой Отечественной войне. Вспомни строки из песен, стихотворений, посвящённых Великой Отечественной войне. Сделай иллюстрации к этим строкам. Придумай кроссворд по терминам, именам, названиям, встречающимся в этом разделе. |
«Современная Россия» 4 урока События периода: Преобразование СССР в СНГ. Демократия. Символы: Восстановление государственных символов. Конституция – основной закон государства. Прославленные люди Правители: Президент. Правительство. Государственная дума. Памятники культуры: Библиотеки, музеи, театры – достояние российской культуры. Творческие задания: Интервью « Разные взгляды на прошлое и настоящее страны» Опиши или изобрази схематично, как ты себе представляешь идеальное государство. Кто им должен управлять, какие там должны быть законы и порядки. Создание коллажа «Я через 20 лет». Представь, что ты оказался в другой стране и тебе нужно попасть в российское посольство. Как, не зная языка, можно объяснить, из какой ты страны? Напиши письмо домой o своих приключениях. Нарисуй герб и флаг придуманного на уроке государства. Нарисуй или опиши особенности традиционного костюма одного из народов России. Придумай, что уже сегодня ты можешь оставить после себя следующим поколениям. Возможно, у тебя есть стихи собственного сочинения, коллекции, «произведения искусства» и т. д. Прими участие в выставке «Мой вклад в историю России». Продолжи предложение. Современной России нужен закон, в котором говорится: « _____________________________________________________________________». Это важно, потому что _______________________________________________________. |
5. Презентация результатов | Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | Итог Кластер Зачем современному человеку нужно изучать историю? История учит нас уважать опыт и мудрость старших, как это было в племенах восточных славян; История напоминает нам o том, что мы должны стараться жить в гармонии c природой, не разрушать её деятельностью; История призывает нас помнить, что войны наносят человечеству непоправимый ущерб: гибнет огромное количество людей, разоряются целые народы, бесследно исчезают ценнейшие памятники культуры; Пользуясь опытом прошлых поколений, современные люди учатся решать свои проблемы не силой, а разумом и убеждением. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; |
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности | Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи: – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности. | Рефлексия Что понравилось в работе? Какие ошибки? Какой твой вклад в общее дело? Какую оценку поставишь себе, отметь на шкале. Вспомни задачу, которую ставили в начале проекта? Удалось ли достигнуть желаемого? Чему я научился? Какое впечатление o работе? Как можно использовать созданную вами газету? |