СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Развитие кистевого и пальчикового праксиса у детей с НОДА, через различные виды дидактических пособий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект предназначен для работы с детьми, имеющие нарушение опорно- двигательного аппарата.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Развитие кистевого и пальчикового праксиса у детей с НОДА, через различные виды дидактических пособий»»

МБДОУ «Детский сад №106 комбинированного вида»















Проект

«Развитие кистевого и пальчикового праксиса у детей с НОДА, через различные виды дидактических пособий»













учитель-дефектолог:

Липина М.А., высшая кв. категория



















г. Каменск-Уральский



Тема: «Развитие кистевого и пальчикового праксиса у детей с НОДА, через различные виды дидактических пособий.

Актуальность: кистевой и пальцевой праксис зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной. Область мелкой моторики включает в себя различные движения – от самых простых (хватание игрушки) до сложных (рисование и письмо). При плохом развитии кистевого и пальцевого праксиса у детей с НОДА наблюдается задержка речевого развития, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на интеллекте ребенка.

Детям с НОДА сложно выполнять точные действия с мелкими и плоскостными предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координировано. Трудности ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения. Сложность произвольного распределения мышечного тонуса сказывается на моторике рук ребенка.

Когда ребенок с НОДА не может перелистывать страницы книжки, взять игрушки в руки, поиграть с различными сортерами или вкладышами собрать мелкие пазлы или узоры из мозаики, не удерживает карандаш или кисть, его рука может стать настолько вялой, атоничной, или, наоборот, он с такой силой нажимает на карандаш, что на бумаге получается дыра; если занимаемся лепкой, то оказывается, что ребенок не может самостоятельно скатать шарик или «колбаску», и др.

Поэтому основная помощь должна состоять в передаче ребенку моторного стереотипа действия, движения, то есть в манипулировании руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и совместно рисуем или пишем. Многие действия, связанные с тонкой моторикой, формируются именно обучением составным движениям путем манипулирования руками ребенка. Цель такого манипулирования – развитие кинестетической памяти и сознания. Ребенку нужно не просто показать (он не умеет подражать в отличие от других детей), но научить, выполняя операцию его руками до тех пор, пока она не будет доведена до автоматизма.

Достигается это следующим образом. Сначала следует показать ребенку, что нужно делать и какой результат нужно получить. Затем следует предоставить ребенку возможность попробовать самостоятельно выполнить задание. Вероятнее всего, он откажется. А если он проявит инициативу, надо быть готовым в любой момент в случае затруднения прийти на помощь. Если ребенок проявляет тревожность по поводу выполнения задания, нужно его руки взять в свои и таким образом выполнить операцию.

Из-за сложностей произвольной концентрации внимания, характерных для ребенка с НОДА, он не может выполнить задание по образцу или подражанию. Поэтому приведенный выше способ взаимодействия является наиболее приемлемым. По мере того как ребенок сможет дольше заниматься (удерживать внимание на задании) и его движения станут более уверенными, предоставьте ему больше самостоятельности, поддерживая кисти рук, а потом локоть. И так продолжать до тех пор, пока навык не будет выполняться самостоятельно. Как правило, это происходит не сразу, но обязательно произойдет.

Развитие мелкой моторики у детей с НОДА проходит постепенно, потому что это индивидуальный процесс и у каждого малыша он проходит своими темпами. Поначалу движения будут неаккуратными и неуклюжими, но специальные игры помогут ему в формировании этих навыков.


Цель: развитие у детей с НОДА кистевого и пальчикового праксиса, используя различные виды дидактических пособий.

Задачи:

  1. Выявить индивидуальные особенности у детей с НОДА в развитие кистевого и пальчикового праксиса.

  2. Формировать умение правильно захватывать, держать, располагать предметы в пространстве и на плоскости.

  3. Развивать кистевой и пальчиковый праксис через различные виды упражнений и игр.

  4. Развивать скоординированные действия руки и глаза.

  5. Развивать наглядно-действенно и наглядно – образное мышления.

  6. Ориентироваться в собственном теле, на листе бумаге и в пространстве.

  7. Обучать умению следовать устным инструкциям.

  8. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха в процессе выполнения заданий.

Участники: дети с НОДА, учитель-дефектолог, родители.

Сроки реализации:

Сентябрь 2022 г. – Май 2023г.

Данный проект реализовывался на коррекционно-развивающих занятиях с учителем-дефектологом и при индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.

Этапы реализации проекта:

1-й этап – диагностический, подготовительный (Сентябрь 2022г.)

Включает в себя:

1. Проведение диагностического обследования детей.

2. Анкетирование родителей.

3. Оценка развивающей среды кабинета.

2-й этап – Коррекционно – развивающий (Сентябрь 2022 – Май 2023г).

Цель: развитие кистевого и пальцевого праксиса у детей с НОДА.

Формы работы: коррекционно – развивающие занятия с элементами тренинговых упражнений.

3-й этап – Контрольный (Май 2023г.). 
Контрольная диагностика.

4 этап – Консультативный (В течение года).

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление. Целесообразно использовать следующие методы и приемы:

- Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.

- Последовательность в проведении игр и упражнений – «от простого к сложному». Сначала упражнения выполняются ведущей рукой, при успешном выполнении обеими руками одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.

- Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от возраста, значим результат. Поэтому любое достижение должно быть утилитарным и оцененным.

Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям:

  1. Массаж и самомассаж (по индивидуальным возможностям ребенка)

  2. Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения.

  3. Игры с предметами и материалами.

  4. Развитие графических навыков.

Результаты работы:

1. Большинство детей научилось правильно захватывать, держать, располагать предметы в пространстве и на плоскости.

2. Стали более четкие скоординированные действия руки и глаза.

3. Развилось наглядно-действенно и наглядно – образное мышления.

4. Дети стали ориентироваться в собственном теле, на листе бумаге и в пространстве.

5. Появились предпосылки к графическим навыкам.

6.Научились слышать и следовать устной инструкции.

7.Доводить начатое дело до конца, чего не было ранее.

8.Проявлять самостоятельный интерес к дидактическим пособиям.


Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрение за малейший успех, неназойливая помощь могут помочь добиться положительных результатов!






Литература:

1.Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи//Дошкольное воспитание. – 1990. - №8. – с.62-65.

2.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М.: Аст Астрель, 2003.

3.Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. –М.: Гном и Д, 2005.

4. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками / Ю. А. Соколова. – М.: 2004. -20с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!