СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Психолого-педагогиеское сопровождение обучающихся начальной школы при переходе на основную ступень обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важных этапов школьника является переход  из наально

Просмотр содержимого документа
«Проект "Психолого-педагогиеское сопровождение обучающихся начальной школы при переходе на основную ступень обучения"»

ПРОЕКТ

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы при переходе на основную ступень обучения»


В нынешних современных условиях особенно актуальным является переосмысление социальной роли и функции системы образования. Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно "знаний, умений, навыков" к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Одним из важных этапов в жизни школьника является переход из начальной школы в среднюю. Принято считать, что младший школьник, становясь учеником среднего звена, испытывает сильнейший психологический стресс, едва ли не равный по своей силе стрессу первоклассника, пришедшего в школу первого сентября. Мы все знаем, что надо делать, чтобы снять психологическое напряжение и привить первокласснику любовь к учёбе. Но с пятиклассниками такая работа, как правило не ведётся.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:

– учитывать психологические особенности детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;

– анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Под психологической подготовкой учащихся подразумевается стойкая или временная активизация способностей личности к деятельности в определенных условиях. В широком смысле подготовка понимается как доведение чего-то до состояния готовности, соответствия определенным требованиям.

Психологическая готовность учащихся определяется той системой требований, которые школа 2-й ступени предъявляет к ним. Связаны они, как показывают исследования отечественных психологов (Борис Герасимович Ананьев, Алексей Николаевич Леонтьев), с изменением социальной позиции ученика, а также со спецификой учебной деятельности в основной школе.

Формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ступеней образования. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в работе учителей начальных классов и учителей-предметников. Преемственность между начальной и основной школами осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам и организационным формам учебно-воспитательной работы.

Вопрос о преемственности обучения между начальной и средней школой не является новым. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории. Причин такой ситуации, на мой взгляд, несколько.

Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного» возраста и у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода: физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Эти объективно сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых.

В настоящее время психология рассматривает адаптацию не как пассивное приспособление к условиям жизни, а как активное взаимодействие человека с окружающей средой, которое обеспечивает ему возможность самосохранения и саморазвития.

Важным этапом формирования адаптивных способностей детей является переход из начальной в среднюю школу, который теснейшим образом связан с особенностями учебной мотивации младших подростков и теми эмоциональными переживаниями, которые характерны для детей на данном этапе развития.

Переход ребенка из начальной школы в среднюю характеризуется объективными изменениями условий его школьной жизни: увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик; появляется несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал учебных программ, требующих новых уровней учебной работы; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; меняется система взаимоотношений с миром, людьми, самим собой, меняется социальный статус детей; актуализируются процессы формирования личности.

Поэтому, снижение успеваемости, падение интереса к учёбе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – является стандартным перечнем проблем, наблюдаемых при переходе на основную ступень обучения.

Есть немало житейских обстоятельств, объясняющих падение успеваемости и интереса к учёбе у учащихся. С этажа начальной школы, где они были самыми рослыми, ученики перемещаются на этажи основной школы, где они оказываются самыми маленькими.

Ещё более однозначно резкое и неизбежное изменение шкалы оценок взрослости и самостоятельности при переходе из начальной в основную школу происходит на уроке в результате смены учителей. И дело не в том, что к новым учителям, к их ожидания, стилям, требованиям надо привыкнуть, что учителя должны привыкнуть к классу, выучить имена всех своих учеников, узнать их индивидуальные особенности. Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, доведя свой класс до выпуска, до перехода на основную ступень, прожил с этими детьми 4 года, он помнит этих детей неумелыми первоклассниками, знает, сколько трудностей уже преодолел каждый ученик, и отчётливо видит, как каждый ребёнок вырос и какой потенциал для дальнейшего роста накопил.

Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышлёнышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными.

Из вышесказанного можно вывести проблему, над которой приходиться работать учителям среднего звена.

Первоочередная проблема заключается в том, что у большинства пятиклассников происходит снижение успеваемости

Причины возникновения этой проблемы

1.Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы учителями-предметниками

2. Скачкообразный переход к новым требованиям в сравнении с начальной школой

3. Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста и как следствие, неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста.
Но, несмотря на многочисленные исследования, проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю, ее сущностные психолого-педагогические характеристики не раскрыты до конца в своем единстве и взаимообусловленности. В частности, необходимо подготовить выпускников начальной школы к переходу в среднюю школу. Это и определило тему моего проекта: «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начальной школы при переходе на основную ступень обучения». Решение обозначенной проблемы позволит обучающимся более легко пройти период адаптации при переходе в среднее звено обучения.

Цель: Обеспечение успешной адаптации учащихся к обучению в общеобразовательной школе при переходе на основную ступень общего образования.

При переходе ребёнка из начальной школы в среднюю адаптация к новым условиям в значительной степени обусловлена его эмоциональными переживаниями.

Эмоциональные переживания в этот период во многом определяются характером взаимоотношений ребёнка с учителем.

В начале средней школы учебная мотивация, интерес к учению повышается, и это происходит за счёт новых учебных предметов при поддержке учителем проявлений положительного в отношении к учению в новых образовательных условиях.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам учебной мотивации и эмоциональных переживаний в младшем подростковом возрасте.

  2. Изучить особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний выпускников начальной школы и пятиклассников в условиях адаптации ко ступени обучения.

  3. Создать модель психолого - педагогического сопровождения учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено обучения в рамках внедрения ФГОС.

  4. Провести психолого-педагогическое диагностирование личностных качеств учеников.

  5. Разработать и организовать развивающие психологические занятия для выпускников начальной школы.

  6. Исследовать психологическую готовность выпускников начальной школы к переходу в среднее звено.

  7. Разработать комплексные мероприятия по решению проблем адаптации учащихся и профилактике дезадаптации.

Вид проекта: педагогический не завершенный.

Методы проекта:

  • теоретический: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме;

  • экспериментальные: наблюдение; анкетирование, тестирование; формирующий эксперимент; оценка деятельности;

  • методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных (статистический): обработка, интерпретация результатов.

Участники педагогического проекта: учителя и обучающиеся МОУ ГИМНАЗИИ № 2 заканчивающие начальную школу (4-е классы).

Планируемые результаты: Создание модели психолого-педагогического сопровождения позволит:

-подготовить выпускников начальной школы к переходу в среднее звено и адаптации в новых условиях образования

-сократить адаптационный период при переходе в 5 класс

- участвовать психологу в создании единого образовательного пространства, в котором обеспечивается развитие в каждом ребенке его возможных способностей;

- определить основные трудности при обучении;

- изучить психологические особенности учащихся;

-осуществить эффективную психолого-педагогическую помощь и поддержку обучающимся, педагогам и родителям.

Средства реализации образовательного проекта:

• мотивационно-потребностные, ориентированные на активизацию обучающихся и их родителей;

• информационно-образовательные, направленные на повышение информированности потенциальных участников проекта;

• организационно-деятельностные, заключающиеся в создании группы исполнителей проекта, распределении работ для решения проектных задач;

• рефлексивно-аналитические, направленные на анализ и оперативное изменение хода проектной задачи, с этой целью будет проводиться контроль над соблюдением этапов, содержанием проектных работ, по результатам каждого этапа и в целом выполнения проекта будет готовиться отчет.

Современные образовательные технологии:

  • педагогическое общение

  • педагогическая диагностика (социометрия)

  • современные технологии (ИКТ)

Срок реализации проекта: проект реализуется в течение с октября 2020г. по май 2022 года

Этапы реализации педагогического проекта:

  1. Организационный (октябрь – декабрь 2020 года)

На данном этапе планирую работу на весь период по сопровождению обучающихся, которые готовятся к переходу на основную ступень образования. Мною изучаются методические пособия, разрабатываются психокоррекционно и развивающие занятия. Для диагностической цели продумываю пакет методик и тестов, которые будут использоваться в диагностики в течение срока реализации проекта. На подготовительном этапе работаю над организационной структурой и наполнением ее содержанием. Считаю, что наибольший эффект предложенная мною модель, будет иметь если я ее реализую как целостную систему совместной деятельности педагогов и психолога, которая направлена на активное приспособление ребенка к новой школьной среде, включающее в себя успешное функционирование и перспективное психологическое развитие.

  1. Исполнительский (январь 2021г. – февраль 2022 г.)

Данный этап разбивается на два этапа:

1. Диагностическая работа (мониторинговые исследования и диагностики личностных качеств выпускников начальной школы)

2. Психолого – педагогическая работа (коррекционно-развивающих занятий, направленные на подготовку детей к успешному школьному обучению, работа по сплочению коллектива, а также профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации при переходе на среднюю ступень обучения)

Работа психолога, социального работника школы



1 этап. Диагностическая работа.

Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса) позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и составляющие общей тревожности, связанные с различными областями школьной жизни. Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в волнении и ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, одноклассников. У ребенка пониженная самооценка и он постоянно не уверен в правильности своего поведения. Методика Филлипса предназначена для диагностики уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя.
Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитывать школьникам, а можно предлагать в письменном виде. На каждый вопрос требуется ответить однозначно: «да» или «нет».

2 этап. Психолого – педагогическая работа ( в сопровождении психолога)

1.Беседа «Конфликты и способы их решения»

Анотация: в ходе данного классного часа учащиеся знакомятся с понятием конфликта и способами их разрешения. Благодаря самостоятельному обыгрыванию различных конфликтных ситуаций и совместному обсуждению способов их преодоления, учащиеся исследуют свое поведение в той или иной конфликтной ситуации, осознают собственные чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу.

Цель: развитие коммуникативных способностей школьников, умения общаться в группах, коллективе.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «компромисс», причинами возникновения конфликтов;

  • формировать навыки выхода из конфликтных ситуаций;

  • формировать благоприятную психологическую и нравственную атмосферу в классе;

  • побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию;

  • развивать толерантность общения.


2.Занятие «Взаимное знакомство классного руководителя и пятиклассников» (где можно включить упражнения на сплочение коллектива) Например, игра «Снежный ком» . Участники группы сидят в кругу. Первым представляется кл. рук-ль и называет свое настроение на 1 букву своего имени. Затем сидящий слева от него называет имя учителя, свое имя, и свое настроение на 1 букву своего имени. И так поступает каждый последующий ученик дойдя до кл.рук-ля.

3. Психологическая диагностика готовности ребёнка к переходу в среднее звено. (в сопровождении психолога)

1. Диагностика сформированности произвольного внимания.

Используется специально приготовленный текст, содержащий ряд ошибок. Ученики за определённое время (10 минут) должны найти ошибки и подчеркнуть их (или исправить).

2. Диагностика сформированности понятийного мышления.

Определение существенных признаков понятий.

 Найти два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками. Подчеркни эти слова.

Чтение (слово, глаза, книга, печать, очки)

Сад (растение, садовник, земля, вода, забор)

3.Диагностика мотивационной сферы.

Отношение к учению.

Инструкция: «Внимательно прочитай вопросы анкеты и ответь на каждый вопрос».

Что ты считаешь самым важным в школе? Почему?

Какой день недели ты больше всего любишь? Почему

На основании анализа сформированности всех психологических новообразований делается общее заключение о готовности 10 -11- летнего ребёнка к переходу на II ступень школьного обучения.

4. Родительское собрание «Готовность выпускников начальной школы к обучению в среднем звене»

5. Сказкотерапия «Развитие терпимости и чувства сопереживания в отношениях к окружающим»

Цель: Преодоление эгоцентризма, развитие чувства прекрасного в окружающем нас мире, чувства сопереживания, терпимости к другим, стремление помочь в трудной ситуации.

В процессе занятия, связывая приобретённый в сказке опыт с реальной жизнью, дети приводят примеры жизненных ситуаций на основе личного опыта. Затем делают выводы под руководством воспитателя. Кроме того, они моделируют различные варианты своего поведения. В заключительной части занятия проводится игровое упражнение «Доброе словечко»,  которое подготавливает детей к поведению в привычной социальной среде. Смена видов деятельности в процессе занятия способствует здоровьесбережению. Статическое напряжение сменяется двигательной активностью. При раскрытии темы успешно используется принцип наглядности с демонстрацией образа «колючего человека» и его видоизменения под влиянием чувства сопереживания и доброго отношения со стороны детей. Тема занятия актуальна, современна. На протяжении всего занятия поддерживается интерес детей.

6.Беседа «Что такое эмоции и зачем они нужны»

Цель : познакомить воспитанников с понятием настроение.

-развитие и коррекция эмоциональной сферы психики воспитанников.

1. Развивать пантомимические способности.

2. Упражнять в распознавании эмоциональных состояний по схематическим изображениям.

3. Углублять понимание состояний «страха», «радости», «любопытства», «злости», «удивления», «печали».

7. Тест «Насколько ты уверен в себе?» Тест расскажет о подростковой уверенности в себе

8. Родительское собрание «Ваш ребёнок пятиклассник»

9. 5 класс - тренинг «Остров страха». Цель: Расширить представление детей о проявлении, проживании и способах регуляции эмоции страха.

Задачи:

  • обсуждение вопросов «Зачем нам нужен страх? Как с ним справляться?»;

  • выявление основных страхов учащихся;

  • работа с наиболее распространёнными страхами;

  • выработка стратегий по преодолению страха;

  • развитие рефлексии чувств, рассматривание негативно воспринимаемого чувства, как приносящего свою пользу; навыков совместного обсуждения проблем;

  • развитие умения находить адаптивные выходы из сложных ситуаций, поддержку друг у друга


3 этап. Заключительный (март 2022 года)

На данном этапе после диагностики адаптации учащихся, перешедших на среднюю ступень обучения (5 класс), выявляются дети группы риска и планируется проведения психологических занятий с ними.

Диагностический инструментарий: тест, опросник, диагностика, анкета, беседы.

Оценка эффективности:

По итогам реализации проекта будет проведена аналитическая работа с целью изучения результатов работы по сопровождению обучающихся в адаптационный период при переходе из начальной школы на основную ступень обучения.

Критерии эффективности:

1. Востребованность проекта, его актуальность, привлечение родителей, педагогов, администрации, специалистов.

2. Повышение психологического уровня культуры и получение знаний психологии учащимися и их родителями.

3. Об эффективности модели сопровождения учащихся в адаптационный период при переходе в среднее звено можно судить в сентябрь – октябрь 2022 года, после психологического мониторинга результатов в динамике.

Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов:

  • кадровые (учитель начальных классов, педагог-психолог, классный руководитель 5 класса)

  • материально-технические (кабинеты, оборудованные мультимедийным оборудованием; музыкальное оборудование; учебные кабинеты; кабинет релаксации)

  • финансовые (канцелярские принадлежности (бумага, фломастеры, карандаши, краски и т.д.))

Заключение

Таким образом, педагог – психолог, учителя школы ищут пути и формы эффективного сопровождения учащихся в рамках введения ФГОС. Для того чтобы создать новое образовательное пространство вводятся новые стандарты. Анализ работы проекта позволит рассмотреть вопрос о том, какого профессионального багажа было недостаточно для того, чтобы создать психологическую систему сопровождения для каждого ребенка и переориентировать процесс обучения с передачи знаний и навыков на всестороннее личностное развитие.

В модели определены содержание и формы дальнейшей совместной деятельности участников педагогического процесса, обеспечивающих развитие индивидуальности и воспитание личности ребенка.

Надеюсь, что данную модель, которую я реализую, можно использовать психологами школ для сопровождения учащихся в новых условиях, так как она отражает уже имеющийся опыт школы в организации психолого - педагогического сопровождения образовательной деятельности учащихся начальной школы.

Инновационный потенциал проекта обусловлен интерактивностью процесса адаптации обучающихся к среднему звену в школе, что соответствует личностно-ориентированному подходу в обучении. В случае дезадаптации ученика, родители смогут воспользоваться рекомендациями педагога – психолога.

Разработанный проект имеет дальнейшее развитие.

Планирую продолжить работу над диагностическим инструментарием по сопровождению обучающихся в начальной школе.

Следует отметить ценность развивающих занятий для подготовки учащихся к переходу в основную школу. Систематическая работа, с применением эффективных методов и приемов (предъявление детям заданий проблемного характера, требующих поиска способа решения; использование моделирования, наглядно демонстрирующего достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи; организация элементарного экспериментирования, подводящего детей к самостоятельным выводам; игровые приемы, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение) дает положительную динамику.

Поэтому цель подготовки к переходу ученика в среднее звено школы - формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, развитию любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача школы и родителей помочь ученику в этом.

Выводы:

  1. Основываясь на своём опыте, считаю, что если один из предметов урочной или внеурочной деятельности 5 класса ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы, то это благоприятно скажется на адаптации учащихся на основной ступени обучения.

  2. Очень важен тандем «учитель начальной школы – учитель среднего звена», т. к. осуществление всей этой работы зависит только от взаимоотношений прошлого и будущего.





















Список используемых источников:

  1. Барылкина Л.П., Королёва Н.А. Завуч начальной школы. – М.: ВАКО, 2005. – 201 с.

  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. Профессия школьник. Учебно-методическое пособие. – Москва, 2000. – 94 с.

  3. Бурлакова И. А. ФГТ к психолого-педагогическому обеспечению. // Справочник педагога-психолога. 2012. № 2. – 4-10 с.

  4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе.// Начальная школа До и После. 2004. № 5. – 3-8 с.

  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002. – 258 с.

  6. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. – 310 с.

  7. Кичигина Т.В. Педагогическое проектирование как ресурс развития образования// Педагогическое обозрение. – Новосибирск, 2004. - №41.

  8. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – Москва.: Академия, 2007 – 324 с.

  9. Настольная книга завуча начальной школы. – Глобус, 2007 – 162 с.

  10. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную. Методическое письмо МО РФ.

  11. Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной. – М, 2010. – 206 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!