СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма с помощью светоотражающих элементов в одежде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма с помощью светоотражающих элементов в одежде»

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Мурманской области

«Мончегорский политехнический колледж»

(ГАПОУ МО «МонПК»)







НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

(УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ)



Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма с помощью светоотражающих элементов в одежде



Выполнили:

студенты ГАПОУ МО «МонПК»

I курса специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)

Фулга Диана Вячеславовна

Екелло Алина Владимировна

Лаврентьев Степан Андреевич


Научный руководитель:

Юдина Екатерина Викторовна,

преподаватель ОГД
















Мончегорск

2023

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5

1.1. Причины возникновения ДТП с участием детей и подростков 5

1.2. Строение светооражающих элементов в одежде 6

1.3. Международный опыт применения светоотражающих элементов в одежде 6

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 13



ВВЕДЕНИЕ


В современном мире невозможно представить жизнь без различных видов транспорта: автомобилей, мотоциклов, скутеров и т.д. Но, как бы ни были полезны и удобны все виды транспорта, они приводят к стремительному росту числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе наблюдается устойчивая тенденция постоянного роста уровня детского травматизма на дорогах.

По предварительным данным ГУОБДЦ МВД России, за 2022 год зарегистрировано 12 236 ДТП с участием несовершеннолетних, в которых 422 ребенка погибли (рост составил 7,4%) и 13 375 получили травмы различной степени тяжести. Особую тревогу вызывает рост ДТП по следующим категориям. Так, при управлении мопедами и приравненными к ним транспортными средствами зарегистрировано 361 ДТП (рост составил 3,1%), в которых погибли 13 детей (рост составил 85,7%), 353 получили травмы (рост составил 2,9%). В ДТП, где дети являлись водителями мототранспорта, в 652 ДТП (снижение на 1,7%) погиб 21 ребенок (рост составил 40%), травмы получили 635 детей (снижение на 2,3%).

В темное время суток в ДТП погибли 27 несовершеннолетних, из них 24 ребенка были без светоотражающих элементов.

Эта печальная статистика проистекает из того, что дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Даже зная правила дорожного движения, они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу и внезапно появляются перед машиной. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.

Особенно это касается детей дошкольного или младшего школьного возраста. В этом возрасте родители впервые начинают отпускать детей гулять самостоятельно, без присмотра, и, оказавшись предоставлены сами себе, они теряют бдительность и случается непоправимое.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков.

В последнее время появилось много детской литературы, много обучающих и развивающих компьютерных игр по правилам дорожного движения. Все они красочные и привлекательные. Но когда всем группой или классом мы играем в одну интересную игру, правила быстрее запоминаются и появляется навык действий в той или иной ситуации. Исследования показывают, что практика гораздо важнее теоретических знаний. Практические занятия, в игровой форме, для детей несут больше информации, чем долгие и поучительные разговоры.

Гипотеза: если провести серию познавательных мероприятий совместно с представителями ГАИ «Правила дорожные детям знать положено» в дошкольных учреждениях города Мончегорска, где в доступной и игровой форме детям расскажут о правила безопасного поведения на дорогах и в качестве памятного приза раздадут светоотражающие элементы на одежду, то снизится число дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Целевая аудитория: дошкольники города Мончегорска в возрасте от 5 до 7 лет и их родители.

Объект исследования: механизмы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Предмет исследования: световозвращающие элементы в одежде, как средство профилактики и снижения дорожно-транспортного травматизма у детей.

Цель исследования: проведение серии познавательных мероприятий совместно с ГАИ «Правила дорожные детям знать положено» в дошкольных учреждениях города Мончегорска.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей;

  2. Изучить особенности строения светоотражающих элементов в одежде;

  3. Изучить международный опыт применения светоотражающих элементов в одежде;

  4. Разработать сценарий познавательного мероприятия «Правила дорожные детям знать положено» для дошкольников города Мончегорска;

  5. Разработать памятку для родителей

  6. Провести серию познавательных мероприятий.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


    1. Причины возникновения ДТП с участием детей и подростков


Статистические данные показывают, что наибольшее количество ДТП происходит:

  1. С детьми-пешеходами – 49%;

  2. С детьми-пассажирами – 39%;

  3. С детьми-велосипедистами – 7%.


По данным Росстата основными причинами ДТП являются:

  • Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода: 95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает по данной причине в обманчивых ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. Однако в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей поведения, они не могут этого сделать, так как дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают опасности.

  • Неожиданный выход на проезжую часть: дети попадают в ДТП из-за несформированности координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве, в том числе есть трудности в ориентации, связанные с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.) и другие причины. Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих или движущихся транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор видимости.

  • Неподчинение сигналам регулирования: в силу своих психофизиологических особенностей поведения на дороге, дошкольники и дети младшего школьного возраста медленно реагируют на смену сигналов светофора.

  • Нахождение на дороге дошкольников и младших школьников без сопровождения взрослых: дети, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых попадают в ДТП именно по этой причине. Дошкольники и младшие школьники не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. Они считают, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые предоставили своим детям самостоятельность в переходе проезжей части дороги.

  • Игра вблизи и на проезжей части: в силу возрастных особенностей поведения дети не всегда понимают опасности игр вблизи и на проезжей части. Они легко увлекаются игрой, не замечая опасности на дороге. Мяч для них гораздо важнее приближающегося автомобиля. В результате неожиданного появления ребенка на проезжей части происходит наезд.

  • Езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части дороги: не зная правила дорожного движения о том, что ездить на велосипеде по проезжей части разрешается только с 14 лет, дети катаются на велосипеде, роликах и самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть.

  • Невнимательность водителей: из-за плохих погодных условий (снег, дождь, туман и т.д.), темного времени суток, отдаленность от населенных пунктов участков дороги и т.д.


    1. Строение светооражающих элементов в одежде


Световозвращающая пленка была придумана в 1939 году американской компанией 3M и использовалась поначалу в производстве дорожных знаков. Позже они стали применяться на автомобилях для обозначения их контуров в темное время суток, а потом технология добралась и до экипировки. Заметные издали, элементы одежды или полностью выполненные из светоотражающей ткани модели, защищают человека в сумерках, тумане и темноте.

Существует несколько разновидностей технологии получения такого эффекта:

  • Диффузная - дает рассеянное отражение светового луча, поэтому его возвратная мощность значительно снижается;

  • Зеркальная - световой поток возвращается по принципу зеркального отражения;

  • Световозвращающая - свет преломляется линзами и возвращается к источнику.

Для создания декора и тканей с оптическими свойствами используют структуру из мельчайших элементов:

  • Призма - световой луч попадает на пирамидку и отражается от каждой из четырех граней;

Сферические линзы - зафиксированные на основе частицы покрыты силиконовой пленкой для защиты от царапин, потертостей и агрессивных веществ. Падающий луч света дважды преломляется внутри сферы и в результате отражается точно в обратном направлении — в сторону источника. Неважно, под каким углом падает на такую поверхность свет, он всегда возвращается в обратную сторону и при этом не рассеивается.

Рис. 1 Схема отражения света от стеклянной сферы


Основа такого материала изготовлена из стопроцентного полиэстера шириной 140 см и плотностью 220 г/м2. При этом материал очень износоустойчив и сохраняет свойства даже после 50 стирок.

Большая масса светоотражающих вещей (оранжевые манишки и жилеты) сегодня приходится на долю дворников, пожарников, ремонтных рабочих и прочих занятых ночным трудом или связанных с риском быть сбитым машиной. Но агрессивная городская среда требует и от обычных пешеходов внимательно относиться к собственной безопасности, и все больше производителей одежды выпускают вещи со светоотражающими элементами.


    1. Международный опыт применения светоотражающих элементов в одежде


Значительный потенциал снижения аварийности в темное время суток заключается в использовании пешеходами световозвращающих элементов. Из практики применения световозвращателей известно, что на неосвещенной дороге пешеход без световозвращателя подвергается более чем 8-кратному риску несчастного случая по сравнению с пешеходом, пользующимся световозвращателем. При применении световозвращающих элементов риск гибели для пешеходов уменьшается примерно на 70%.

Научными исследованиями, в частности, проведенными в Швеции, доказано, что полностью одетый в черное человек с небольшой биркой из световозвращающего материала размером 5-6 см замечается на более дальнем расстоянии, чем человек, полностью одетый в белое.

По оценкам норвежских исследователей, использование различного рода элементов из световозвращающих материалов позволит снизить количество ДТП с пешеходами в темное время суток на 30-70 %, в сумерки – на 15 %. При этом, световозвращающие материалы оранжевого цвета позволяют легче заметить пешехода в дневное время, тогда как зажженные фонарики, проблесковые маячки, световозвращающие детали одежды желтого и красного цветов больше помогают в темное время суток.

В связи с этим за рубежом пешеходам настоятельно рекомендуется при недостаточной освещенности либо иметь световозвращающие элементы на своей одежде (несъемные или съемные), либо держать в руке предметы с такими элементами, например, сумочки или рюкзаки с прикрепленными к ним световозвращающими брелоками.

В европейских странах польза ярких и световозвращающих элементов в одежде неоднократно становилась темой пропагандистских кампаний по безопасности дорожного движения. Внимание, уделяемое данному аспекту воспитания населения, за рубежом столь велико, что пропагандирование световозвращающих деталей в одежде вошло в Программу обеспечения безопасности дорожного движения в Европейском союзе. Световозвращатели стали непременным атрибутом пешеходов во многих странах, например, в Финляндии, Эстонии, Латвии, где их сделали для пешеходов обязательными.

Например, Норвежский совет безопасности на дорогах «ТРИГГ ТРАФИК» кроме активной воспитательной работы в образовательных организациях и выступлениях в средствах массовой информации, сотрудничает с дизайнерами в создании новых элементов со световозвращающим эффектом для одежды, организует конкурсы дизайнеров и продажу световозвращателей через сеть Интернет, разрабатывает условия для стимулирования производства световозвращающих элементов и их продажи в крупных магазинах.

Наличие у водителей защитных жилетов обязательно во многих европейских странах, например в Италии и Испании с 2004 года, Австрии и Португалии – с 2005 года, Хорватии – с 2006 года, Бельгии, Болгарии, Норвегии – с 2007 года, Люксембурге и Венгрии – с 2008 года.

















  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


В данной работе предложен сценарий познавательного мероприятия, проводимого совместно с представителями ГАИ «Правила дорожные детям знать положено» в дошкольных учреждениях города Мончегорска, в целях профилактики и снижения дорожно-транспортного травматизма у детей – Приложение 1.

Дети не умеют предвидеть опасность, правильно оценивать расстояние до приближающегося транспорта, его скорость, свои возможности. Они могут внезапно начать переходить или перебегать дорогу, буквально бросаясь под колеса автотранспорта.

Статистика говорит о том, что не все родители понимают свою ответственность за безопасность детей.

Обучать детей безопасному поведению на дорогах необходимо, но для того, чтобы ребёнок соблюдал Правила дорожного движения, родители сами должны неукоснительно их соблюдать. Поэтому в работе мы так же разработали Памятку для родителей – Приложение 2.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Прогнозируемый социальный эффект:

- будет проведено не менее 4 познавательных мероприятий в ДОУ города Мончегорска осенью 2023 года;

- не менее 100 дошкольников города Мончегорска познакомятся с правилами поведения на дороге;

- снизится уровень дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста в городе Мончегорске;

- повысится уровень ответственности родителей за поведение детей на дороге.

В дальнейшем планируется принять участие в федеральных грантовых конкурсах, проводимых Росмолодежью, Фондом президентских грантов, Благотворительным фондом «Абсолют-Помощь» и иных.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Международный опыт применения световозвращающих элементов [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://xn--90adear.xn--p1ai/social/reflector/experience

    2. Светоотражатели для пешехода: желание или обязанность? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosdorznakservis.ru/stati/svetootrazhateli-dlya-peshehoda-zhelanie-ili-obyazannost/

    3. Статистика травматизма по данным Росстат [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosinfostat.ru/travmatizm/#i-3

    4. «Основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних и способы их профилактики» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://xn--e1aajede2f.48.xn--b1aew.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/news/item/19950389/

    5. ДТП 2022 с участием несовершеннолетних детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://riamo.ru/article/630690/v-2022-godu-v-rossii-bylo-zafiksirovano-15-854-dtp-s-uchastiem-nesovershennoletnih-detej




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!