СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Проблема «селфимании» у подрастающего поколения»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект «Проблема «селфимании» у подрастающего поколения»»

Проект

«Проблема «селфимании» у подрастающего поколения»


Содержание


I.

Введение

2

II.

Основная часть


1.

Эволюция мобильного телефона

4

1.

«Селфимания» – зависимость или способ самовыражения?

6

2.

Результаты анкетирования учащихся по определению существенного влияния «селфимании» на жизнь подрастающего поколения

9

3.

Способы избавления от «селфимании»

11

III.

Заключение

13

IV.

Источники информации

14

V.

Приложение

















I. Введение

Массовое использование смартфонов сильно изменило наш образ жизни. Возможно, даже сильнее, чем мы думали 10-15 лет назад. Сегодня для многих людей мобильный телефон является не только необходимым инструментом в их повседневной жизни, но и причиной серьезной проблемы.

Мир технически развивается стремительно быстро, и этот факт оставляет свой отпечаток на его жителях. Поскольку двигателями прогресса и инициаторами являются именно люди, отвечать им. С давних времён учёные и гении прошлого искали пути запечатлеть изображение более простыми путями, чем рисование. И это неудивительно, ведь мы всегда ищем лёгкие пути для решения своих задач. Одним из последствий поиска более легкого пути стала болезнь «селфи».

Мобильные устройства играют огромную роль в жизни подростков. Становятся для них источником развлечений, дают почувствовать себя супергероями. В то же время подросток становится зависимым от гаджетов и больше не может без них обходиться. Настроение подростка напрямую зависит от мобильных устройств, и, не имея к ним доступа, он больше не может полноценно наслаждаться реальной жизнью.

В последние годы зависимостью от «селфи» страдают многие подростки. Постоянное фотографирование себя и выкладывание на просторы социальных сетей практически одинаковых снимков для большинства представителей молодого поколения становится нормой поведения. Вот только в чем заключается смысл этих действий? Когда подросток хочет делать «селфи» постоянно, когда он просто не может не фотографироваться каждый день, тогда возникает проблема. В психологии она имеет свое название – «нарциссизм». На сегодняшний день эта проблема актуальна как никогда.

Начиная работу над проектом, мы ставили перед собой такие цели и задачи, как:

Цель проекта:

– исследовать проблему «селфимании» у подрастающего поколения.

Задачи проекта:

- проследить историю создания мобильного телефона.

- Ознакомиться с понятием «селфимания».

- Провести анкетирование и выявить количество обучающихся, для которых «селфи» является способом самовыражения.

- Дать советы по безопасному использованию «селфи».

- Сделать выводы о проделанной работе.

Объектом исследования являются учащиеся 8-х классов, которые пользуются мобильным телефоном.

Предметом исследования - способность «селфимании» к самовыражению подростков и вызову у них психологической зависимости.

Гипотеза исследования: постоянное желание фотографировать себя – это способ самовыражения подростков, позволяющий им самоутвердиться среди сверстников, чрезмерное увлечение которым может вызвать психологическую зависимость.

Методы исследования: исследования публицистических и научных источников, работа с литературой, анализ, исследование, анкетирование и обобщение.

Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанные нами советы о правилах безопасного использования «селфи» могут быть применены для обучения учащихся на различных предметных уроках, при работе с родителями (законными представителями) и на классных часах, посвящённых данной тематике.





















II. Основная часть

1. Эволюция мобильного телефона

Мобильная связь, функционирующая сегодня по всему миру, традиционно считается относительно новым изобретением. Однако первые концепции организации инфраструктуры мобильных коммуникаций появились еще в начале XX века. Во время Великой Отечественной войны идею о создании особого устройства - монофона, предложил советский ученый Георгий Ильич Бабат. Данный аппарат должен был представлять собой переносной телефон, функционирующий в автоматическом режиме.

В 1946 году Г. Шапиро и И.Захарченко предложили организовать систему радиотелефонной связи, в рамках которой устройства для приема и передачи голоса должны были размещаться в автомобилях. В соответствии с данной концепцией, основой инфраструктуры мобильной связи должны были быть действующие городские станции.

В апреле 1957 года советский инженер Л.И. Куприянович создал опытный образец коммуникационного устройства — радиотелефона ЛК-1. Он мог обеспечивать связь за счет взаимодействия со специальной АТС, которая могла подключаться к городским телефонным линиям. Впоследствии телефон был усовершенствован. Рассчитывалось, что советский мобильный телефон найдет широкое применение в народном хозяйстве, в быту и станет предметом личного пользования граждан. Однако с этой точки зрения полноценного мобильного телефона в Советском Союзе все же изобретено не было.

Впервые с идеей о создании сотового телефона выступила исследовательская лаборатория Bell Laboratories. Задумка, по мнению Д. Ринга, сотрудника компании, заключалась  в  организации сетей подвижной связи. Создателем же первого сотового телефона стал сотрудник компании Motorola Мартин Купер. В 1967 году он разработал первые портативные рации для полиции Чикаго.

Первым его опусом стал сотовый телефон под названием Dyna - Tac. Новорождённый весил всего 1,15 кг при габаритах 22.5*12.5*3.75 см. «Малютка» была оснащена 12 кнопками. Дисплея не было, иначе вес телефона стал бы ещё больше. Стоимость его составляла 2000 долларов.

На «доводку» аппарата ушло 10 лет. Официально первый разговор по мобильному телефону состоялся в 1973 году в Нью-Йорке.

В Россию полноценная сотовая связь в том виде, в котором мы ее знаем, пришла в 1991 году. Передача данных осуществлялась через стандарт Nordic Mobile Telephony (NMT), а самыми популярными телефонами были финские Nokia. По своим техническим характеристикам они проигрывали "Моторолам" — весили около 3 килограмм. Цена тоже кусалась — с подключением аппарат стоил $4000, а минута разговора обходилась в $1.

В настоящее время облик мобильного телефона меняется постоянно: производители экспериментируют не только с внешними данными, но и меняют «начинку» телефона, делая их более легкими, компактными, многофункциональными.

С момента появления современных мобильных телефонов закрепилось и такое понятие как «селфи». Сегодня «селфи» служит довольно разным целям, давайте попробуем разобраться, для каких же целей его используют в подростковой среде.









































2. «Селфимания» – зависимость или способ самовыражения?

«Селфи» сейчас делают практически все, независимо от возраста, пола и положения в обществе. Фотографирование самого себя и выкладывание снимков на всеобщее одобрение в социальные сети стало модным сравнительно недавно, но набрало за столь короткие срок такие обороты, что ученые забили тревогу.

Ни для кого не секрет, что само слово «селфи» переводится как «сам» или «само». По сути, в современном языке оно стало синонимом самофотографированию. В фотографировании самого себя нет ничего особенного, чтобы указывало на психологическое заболевание. Однако проблема возникает, когда человек хочет делать «селфи» постоянно, когда он просто не может не фотографироваться каждый день.

Практически одинаковые «селфи», количество которых в памяти гаджетов увеличивается с каждым днем, не представляют собой никакой эстетической ценности. «Селфимания» схожа с наркотиком: человек все фотографирует и фотографирует себя, ему хочется сделать как можно больше снимков.

Особое беспокойство вызывают случаи, когда люди рискуют жизнью ради эффектного «селфи» или пытаются покончить жизнь самоубийством, так как не могут сделать столько фотографий, сколько им хочется.

Несмотря на мнение европейских ученых о том, что «селфи» — это серьезная проблема, люди продолжают фотографировать себя в зеркале, лифте, машине, ванной и даже в собственной постели.

Пристальное внимание человека к самому себе иллюстрирует наличие комплексов, и отсюда, стремление к идеализации посредством «селфи», говорят ученые.

Чрезмерное увлечение «селфи» – это вид нарциссизма.

Нарциссизм представляет собой черту характера человека, проявляющуюся в завышенном уровне самооценки, самовлюбленности и восприятии себя и своих качеств с исключительной точки зрения, которая часто не соответствует реальному положению дел. Возможно, такой человек просто хочет дополнительного внимания. Он любит себя, но не слышит больше комплиментов, чем ему бы хотелось.

Основные моменты, которые влияют на появление нарциссизма, можно разбить на несколько групп:

  • семейные отношения (отношения с матерью или отцом в раннем возрасте, взаимодействие с братьями и сестрами);

  • социальные факторы ближайшего окружения (особенности воспитания и взаимодействия со значимыми взрослыми – бабушками, дедушками и другими родственниками или опекунами);

  • макросоциальные факторы (например, поощрение в культуре достижений, материальной обеспеченности и т.д.), где в роли основных причин нарциссизма выступают:

  • неадекватный уровень самооценки;

  • гиперопека или гипоопека со стороны родителей и ближайшего социального окружения;

  • психологическая травма;

  • игнорирование личности ребенка (навязывание своих желаний и видения мира);

  • нарциссическая травма (присуща тем, кто воспитывался родителями-нарциссами).

«Подростковое селфи» – отличается от «селфи» взрослых людей. У подростков «селфи» – это обозначение себя в пространстве интернета, то есть самоидентификация - процесс, посредством которого человек развивает привязанность к другому человеку и восхищение этим человеком, обладающим качествами и чертами, которыми он сам хотел бы обладать. Потому что в подростковом возрасте - это процесс становления, и это становление, если у человека молодого нет сильного интереса и дела, самый доступный способ.

«Селфимания» стала ультрасовременным явлением, в котором определяются следующие разновидности «селфи»:

  • эпизодическая: характеризуется наличием не более трех фотографий ежедневно без выкладывания в социальных сетях. Такое расстройство ещё можно контролировать, и оно подлежит лечению силой воли и осознанием своих действий.

  • Острая: в день человек делает более трёх снимков и обязательно делится ими в интернет – ресурсах (социальных сетях). Высокая степень расстройства психики, фотографирующий себя не контролирует своих действий.

  • Хроническая: самый сложный случай, абсолютно не контролируемый человеком. Ежедневно производится более десяти фотографий с публикацией в социальных сетях. Человек фотографируется где угодно! Это самое яркое доказательство того, что существует болезнь «селфи». Как называется она в медицине? Собственно, именно в честь фото себя её и назвали, хотя здесь не второстепенную роль играют социальные сети, которые тоже являются своего рода зависимостью.

В обществе уже существуют десятки поз для фотографирования себя, и теперь у них есть определенное название. Наиболее распространенными «селфи» являются:

  1. «Фото в лифте». Любимый вариант «селфи» многих знаменитостей, в том числе политиков.

  2. «Губы уточкой». Самое частое «селфи» у представительниц женского пола. Фото самой себя с губами, собранными бантиком, сейчас, наверное, лидер «селфи».

  3. «Груфи» - это групповое фото, набирающее стремительную популярность у молодёжи. Специально для таких снимков китайские производители увеличили возможности фотокамер мобильных телефонов и планшетов.

  4. «Фитнес-селфи». Фотография сделана с помощью зеркала в спортзале. Очень популярное «селфи» как у девушек, так и у мужчин.

  5. «Релфи». Самоснимок со своей второй половинкой: очень трогательно, но назойливо и хвастливо, вызывает негатив у большинства окружающих людей.

  6. «Фото в туалете». Очень распространено ‒ буквально каждая вторая девушка имеет в арсенале такое фото.

  7. «Белфи». Автопортрет с выпячиванием ягодиц. Характерно в основном для представительниц женского пола.

  8. «Фелфи». Автопортреты с участием животных.

  9. «Фото ног». Нередки снимки нижней части ног в обуви преимущественно.

  10. «Автопортрет в ванной».

  11. «Экстрим-селфи». Такой вид самоснимка делается в момент опасности и риска для жизни человека, например, при нахождении на высоте, с агрессивными животными, во время катастрофы, в космосе, в полёте и так далее.

В рамках изучения существенного влияния «селфимании» на жизнь подрастающего поколения было выбрано анкетирование.

























3. Результаты анкетирования учащихся по определению

существенного влияния «селфимании» на жизнь подрастающего поколения

В анкетировании учащихся по определению существенного влияния «селфимании» на жизнь подрастающего поколения приняли участие 70 обучающихся 8-х классов МБОУ «РСШ №2» в возрасте 13-15 лет. Из них 36 мальчиков и 34 девочки.

Во время работы над проектом учащимся было предложено ответить на 10 вопросов анкеты (Приложение 1).

В процессе диагностирования нами были получены следующие результаты:

- со словом «селфи» знакомы 70 учащихся (100% опрошенных). (Приложение 2)

- О своем отношении к «селфи» высказались:

- положительно – 63 учащихся (90%);

- отрицательно – 7 учащихся (10%).

При этом мы попросили респондентов обосновать свой выбор. Так большинство из опрошенных не видят в этом ничего плохого. Указывая на то, что это отличный способ расслабиться; это поднимает настроение, повышает самооценку; это способ самовыражения; это классно и модно; это популярно; это удобно; можно похвастаться перед подружками/другом. (Приложение 3.)


- На вопрос о том, как часто учащиеся делают «селфи», были получены следующие ответы:

- 1-2 раза в день – 3 учащихся (4%);

- 3-6 раз в день – 5 учащихся (7%);

- более 7 раз в день – 4 учащихся (6%);

-несколько раз в неделю – 28 учащихся (40%);

- вообще не делают – 30 учащихся (43%); (Приложение 4)

- на вопрос о том, выкладывают ли учащиеся свои «селфи» в социальные сети за ответ «да», высказались – 36 учащихся (51%);

- нет – 34 учащихся (49%); (Приложение 5.)

- считают, что «селфи» это способ самовыражения подростка:

- да – 54 учащихся (77%);

- нет -16 учащихся (23%); (Приложение 6)

- слышали о печальных последствиях (потерях жизни людей) во время «селфи»:

- да – 46 учащихся (66%);

-нет – 24 учащихся (34%); (Приложение 7)


Таким образом, проведенное анкетирование позволило сделать вывод о том, что проблема «селфимании» среди школьников стоит очень остро и нуждается в ее решении. Опрашиваемые учащиеся не осознают у себя наличие такой зависимости, как «селфимания», а, следовательно, и не уделяют ей должного внимания. В связи с чем, гипотеза, которая была выдвинута нами в начале исследования, нашла частичное подтверждение.

Однако, несмотря на то, что подтвердилась лишь часть гипотезы, нами были разработаны способы избавления от «селфимании».












































4. Способы избавления от «селфимании»

«Селфимания» уже давно считается всеми специалистами мира зависимостью, схожей с алкоголизмом, наркоманией и игроманией.

На сегодняшний день не существует четких рекомендаций безопасного использования «селфи», т.к. проблема еще мало изучена. Однако при работе с данной психологической зависимостью, ее сравнивают с общей зависимостью человека от мобильного телефона, либо любого другого мобильного устройства.

Первое о чем не стоит забывать – это последствия электромагнитного излучения от любого мобильного устройства (изменения на клеточном уровне вплоть до появления опухолей; потеря памяти; головные боли; раздражительность; снижение иммунитета; снижение зрения; нарушение естественного чередования фаз сна; перепады давления).

«Селфимания» – не безобидная привычка, как многие ошибочно полагают. Она забирает драгоценное время, нарушает развитие личности, рушит коммуникацию. Кроме этого, у людей с «селфиманией» нарушаются все психические процессы. Прежде всего, они часто отвлекаются, забывают о важных делах, встречах. Мышление деградирует, становится в большей степени наглядно-действенным: увидел – сфотографировал. Из-за уменьшения круга реального общения упрощается речь, сужается словарный запас. Люди переходят к визуальному восприятию действительности, меньше внимания уделяется слуховым и телесным ощущениям. Становятся склоны к риску с целью сделать удачный снимок.

Поэтому, чтобы избежать критических ситуаций, защитить себя от «стресса» и попадания в зависимость, необходимо выполнить несколько шагов.

  • Найдите определенные моменты, чтобы «отключиться». Это привычка будет полезна: ваш мозг привыкнет к тому, что у него есть моменты отключения, которые не только хороши, но и необходимы.

  • Проведите различие между реальной жизнью и виртуальной. Одной из основных причин «селфимании» является желание придать слишком большое значение статусу в Сети. Получается, будто виртуальная жизнь для нас важнее реальной. Подобного быть не должно. Нужно понимать, что наша виртуальная жизнь - это просто часть чего-то большего: реального существования.

  • Задайте себе вопрос – так ли вам необходимо делать «селфи» каждый день?

  • Ограничить количество делаемых вами «селфи».

  • Четко планируйте свой день, придерживайтесь графика, в котором можно выделить время для фотографий, но знайте, что сделать можно только один кадр.

  • Необходимо вместе с телефоном или фотоаппаратом положить блокнот с ручкой. Как только возникает желание фотографировать, следует брать материалы для записей и помечать, что хочется запечатлеть, почему, что чувствуете при этом. Доказано, что такие пометки позволяют по-другому взглянуть на мир, развивают психические процессы, дисциплинируют. Обычно, после того, как записали свои ощущения, фотографировать их уже не хочется.

  • Если вам хочется полюбоваться собой, то просто посмотрите в зеркало.

  • Постарайтесь чаще отказываться от совместных фотографий.

  • Каждый день отключайте телефон на время своего отдыха.

  • Чаще выбирайтесь в места, где отсутствует «зона покрытия»: в лес, в горы, на озера и пр. И для запечатления интересных жизненных моментов используйте обычный фотоаппарат.

  • Переключитесь на какой-либо активный вид отдыха, спорт, танцы, при которых невозможно всегда быть с телефоном в руке.

  • Не делайте «экстремальные селфи» для привлечения внимания к себе.

Если симптомы «селфимании» сохраняются, то лучше все-таки обратиться к специалисту. Работа со специалистами по выходу из селфи-зависимости длится примерно полгода. Она включает индивидуальную и групповые формы работы.

Зависимость от «селфи» – самый молодой вид аддиктивного поведения, и подвержены ему в основном люди до 30 лет. Чтобы преодолеть болезненную тягу к фотографированию, необходимо больше внимания уделять самому себе, планировать свой день, включая в распорядок обязательное общение с родственниками и друзьями. Эти же методы полезны и для профилактики «селфимании». Кроме того, необходимо понять, что дает эта зависимость, а затем подобрать адекватные способы реализации своих потребностей.

Даже если вы не нашли у себя симптомов «селфимании», обратите внимание на обилие гаджетов в своей жизни и сделайте выводы. Учитесь слушать и слышать без них. Главное помнить, что не человек создан для техники, а техника для человека.


















III. Заключение

С момента появления современных мобильных телефонов закрепилось и такое понятия как «селфимания». В последнее время зависимостью от «селфи страдают многие подростки. Постоянное фотографирование себя и выкладывание на просторы социальных сетей становится их нормой поведения.

У подростков «селфи» часто запускают в ход механизм поиска внимания и зависимости от окружающих, которые ведут либо к чрезмерному увлечению «селфи», либо к формированию у подрастающего поколения низкой самооценки.

Подростковое «селфи» – отличается от «селфи» взрослых людей. У подростков это в основном обозначение себя в пространстве интернета.

В рамках изучения существенного влияния «селфимании» на жизнь подрастающего поколения было выбрано анкетирование учащихся, в результате которого выяснилось, что проблема «селфимании» среди школьников стоит остро и нуждается в ее решении.

Результаты анкетирования определили, что для испытуемых «селфи» является способом самовыражения, однако большинство респонтендов отрицают наличие у себя зависимости от «селфимании», а, следовательно, не уделяют ей должного внимания.

«Селфимания» не безобидная привычка, как многие ошибочно полагают. Она забирает драгоценное время, нарушает развитие личности, рушит коммуникацию. Подростки переходят к визуальному восприятию действительности, становятся склонны к риску.

Зависимость от «селфи» самый молодой вид аддиктивного поведения, поэтому, чтобы преодолеть болезненную тягу к фотографированию необходимо больше внимания уделять самому себе, планировать свой день, общаться с родственниками и друзьями, использовать адекватные способы реализации своих потребностей.

Считаем, что выбранная тема интересна для дальнейшего ее изучения, так как в настоящее время она еще малоизученна и требует больших исследований.

Необходимо отметить, что даже если каждый из нас не находит у себя симптомы «селфимании», нужно обратить внимание на обилие гаджетов в нашей жизни и сделать правильные выводы. Научиться слушать и слышать без них. Главное помнить, что не человек создан для техники, а техника для человека.







Источники информации:

1. Вопросы психологии. – 2006, №1. Статья О.П. Корягиной «Проблемы мобильной зависимости и причины их возникновения» – С.14-19.

2. Нордонэ Д. Страх, паника, фобия/Дж. Нордонэ – Москва: Психотерапия, 2008, - 348с.

3. Профилактика селфи-зависимости у младших подростков/ Шарипова Г.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р.// Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5 (часть 1).

4. Психологические аспекты селфи/ Науширванова Р.Р., Ахмадеева Е.В.// Современные научные исследования и инновации. – 2016 - №1. Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/selfie-addiction

5. Психолого-педагогический подход к пониманию «селфимании» отечественных и зарубежных учёных/ Дубровина Л.А., Колесникова Л.И.// научная статья по специальтности «СМИ (медиа) и массовые коммунакиции».

6. Селфи – зависимость или новое искусство/ Челышева И.В.// Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. – 2018 - № 1 (16).

7. Селфи как субкультура и новая форма зависимости: идентификация проблемы/ Сосин И.К., Гончарова Е.Ю., Чуев Ю.Ф.// Восточноевропейский журнал внутренней и семейной медицины. – 2015 – Т.2.

8. Твендж Д.М. Поколение селфи/ Д.М. Твендж// Из-во Бомбора, 2018г. – 336с.

9. Хрущ И.А. Тревожное фобическое расстройство детского возраста/ И. А. Хрущ // Мн. БГМУ, 2004.- 18с.

10. Школьный психолог. – 2006, №5. Статья Е. Бережковской «Мобильная зависимость» – С. 2-7

11. https://www.psyportal.net/5621/nomofobiya/- статья «Номофобия».

12.https://www.kleo.ru/items/psycho/kak_izbavitsya_ot_telefonnoi_zavisimost.shtml – статья А. Дудкина «Не але»: как избавиться от телефонной зависимости».

13. http://depressio.ru/fobii/394-nomofobiya.html - статья О.В. Борисова «Номофобия: что это такое и как проявляется, нужно ли лечение».

14. http://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/fobiya/nomofobiya.html - статья М.А. Морозовой «Номофобия – как не стать рабом телефона».

15.http://www.psychologies.ru/glossary/20/fobiya/- Психологический словарь. Статья «Фобия».

16. https://ru.wikipedia.org/wiki/- статья «Номофобия».

17. evolyutsiya_mobilnykh_telefonov – статья М. Усачева «От «кирпичей» до наших дней: эволюция мобильных телефонов».

17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!