Проект
«Повышение ИКТ – компетентности педагогов МДОУ».
Срок реализации:
01.09.2020-31.05.2021.
Участники проекта:
педагоги МДОУ «ЯСЛИ - САД № 365 Г.ДОНЕЦКА»
Разработчик:
Шереметьева Н.В.
педагог – психолог МДОУ «ЯСЛИ - САД № 365 Г.ДОНЕЦКА»
Проблема.
Педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-компьютерной компетентности.
Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в методическую деятельность и в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности.
Актуальность.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации должны стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Цель проекта.
Повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Объект проекта: ИКТ – компетентность педагогов ДОУ.
Предмет проекта: повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
Гипотеза: Повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет позволит каждому из них использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Задачи проекта:
Сформировать информационную культуру и компетентность педагогов ДОУ в информвционно-компьютерных технологиях (научить создавать графические и текстовые документы - программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, овладеть навыками поиска информации в Интернете, овладеть программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций);
Использовать информационные технологии во всех сферах образовательной деятельности (умение разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, умение применять электронные дидактические и педагогические программные средства, овладеть способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями);
Научить создавать сайты педагогов ДОУ;
Совершенствовать техническое оснащение ДОУ.
Ресурсы проекта:
1. Нормативно-правовые:
- устав, зарегистрированный от 22.05.2019 № 379;
- лицензия на правоведения образовательной деятельности № 009093 от 01.09.20;
- свидетельство о государственной регистрации серия АА 03 № 064373 от 20.06.19;
- закон ДНР «Об образовании»;
- СанПиН
- новые локальные акты, регламентирующие деятельность МДОУ (приказы, положения, правила).
2. Кадровые.
МДОУ укомплектовано педагогическими кадрами на 97 %.
Педагогический коллектив МДОУ:
- сплоченный, квалифицированный, имеет высокий уровень педагогической культуры
- создание творческой группы по реализации проекта.
3. Социальные.
ДОУ взаимодействует с МОУ «Школа № 126 г.Донецка», 5 ПСЧ г. Донецка и др.
4. Материально-технические:
- 5 компьютеров,
- 1 ксерокс,
- 5 принтеров;
- ноутбук;
- медиапроектор, экран на штативе.
Этапы проекта.
1.Подготовительный (мотивационно-организационный).
2.Основной (внедренческий).
3.Заключительный (обобщающий).
I. Подготовительный этап. Теоретический (мотивационно-организационный).
1.Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт других ДОУ.
2.Изучить уровень информационно-компьютерной компетентности педагогов.
Создание творческой группы.
Сентябрь 2020 г
Форма работы | Краткое содержание работы | Цель работы | С кем проводи лось | Количество человек | Резуль таты |
Совещание | Положение о работе творческой группы. План работы творческой группы. | Утверждение состава ТГ Определение дальнейшей работы ТГ | педагоги ДОУ | | Утвердили состав ТГ: 1. Старший воспитатель: Ковалёва С.Л. 2. Инструктор по физической культуре: Симоненко Н.Ю. 3. Председатель ПК: Кумшацкая С.В. 4. Руководитель группы, педагог – психолог: Шереметьева Н.В. |
Анкетирование | Создание анкет и проведение анкетирования педагогов для выявления уровня владения ИКТ | Выявление уровня владения ИКТ, мотивации применения ИКТ в воспитательно-образовательной работе | педагоги ДОУ | | |
Круглый стол | Обзор литературы | «Использование информационно-компьютерных технологий для повышения качества образования в ДОУ» | педагоги ДОУ, нуждающиеся в повышении компетентности в знаниях об ИКТ (по результатам анкетирования) | | |
Октябрь 2020 г.
Форма работы | Краткое содержание работы | Цель работы | С кем проводи лось | Количество человек | Резуль таты |
Совещание | Обзор ресурсов | Выбрать наиболее актуальные проблемы овладения ИКТ педагогами в ДОУ | педагоги ДОУ, нуждающиеся в повышении компетентности в знаниях об ИКТ (по результатам анкетирования) | | |
Консультация | Информатизация образования – комплексный, многоплановый, ресурсо- емкий процесс | Проконсультировать педагогов о возможностях применения ИКТ в образовательном и воспитательном процессе. | педагоги ДОУ, нуждающиеся в повышении компетентности в знаниях об ИКТ (по результатам анкетирования) | | |
Ноябрь 2020г.
Ознакомление педагогов ДОУ, нуждающихся в повышении компетентности в знаниях об ИКТ (по результатам анкетирования) с основами ИТК (теоретический материал).
II. Основной этап. Практический (внедренческий).
Сентябрь – октябрь 2020г
Форма работы | Краткое содержание работы | Цель работы | С кем проводи лось | Количество человек | Резуль таты |
Семинар-практикум: «Основные программы, которые должен знать каждый современный человек» | Презентация: - ознакомление с программами Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel); -овладение навыками поиска информации в Интернете; -овладение программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций | Сформировать информационную культуру и ИКТ-компетентность педагогов ДОУ: уметь создавать графические и текстовые документы (программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Power Point) | педагоги ДОУ, нуждающиеся в повышении компетентности в знаниях об ИКТ (по результатам анкетирования) | | |
Ноябрь 2020г.
Форма работы | Краткое содержание работы | Цель работы | С кем проводи лось | Количество человек | Резуль таты |
Семинар-практикум: «Microsoft Power Point – средство создания презентаций». | 1.Шрифт, размер. 2.Создание и редактирование текстового документа. 3.Набор и редактирование текстового документа. 4.Абзацные отступы и интервалы. 5.Создание и форматирование таблиц. 6.Вставка рисунка. 7.Нумерация страниц. 8.Печать готового документа. | Практическое занятие: научить создавать документы на компьютере и редактировать их. Научить создавать презентации в программе Microsoft Power Point | педагоги ДОУ, нуждающиеся в повышении компетентности в знаниях об ИКТ (по результатам анкетирования) | | |
Декабрь 2020г.
Форма работы | Краткое содержание работы | Цель работы | С кем проводи лось | Количество человек | Резуль таты |
Семинар-практикум «Знакомьтесь – Интернет». | Знакомство с Power Point | 1.Создание слайда с диаграммой и таблицей. 2.Вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации. 3.Создание управляющих кнопок. 4.Сохранение и подготовка презентации к демонстрации. | педагоги ДОУ, нуждающиеся в повышении компетентности в знаниях об ИКТ (по результатам анкетирования) | | |
Январь 2021г.
Форма работы | Краткое содержание работы | Цель работы | С кем проводи лось | Количество человек | Резуль таты |
Семинар-практикум «Создание мини-сайта в сети Интернет». | 1. Поиск в сети Интернет. 2.Электронная почта. | Создать мини-сайт педагога | педагоги ДОУ, нуждающиеся в повышении компетентности в знаниях об ИКТ (по результатам анкетирования) | | |
Февраль-март 2021г.
Форма работы | Краткое содержание работы | Цель работы | С кем проводи лось | Количество человек | Резуль таты |
Практика | Подбор материала для учетной записи (пароль, E-mail адрес, загрузка фотографии (аватара), создание слайд-шоу на главной странице мини-сайта). Подбор данных для мини-сайта. | 1.Разработать технологию мультимедийного сопровождения образовательного процесса. 2.Разработать мультимедийные презентации по методической работе. 3.Подготовить медиатеку наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям. | педагоги ДОУ, нуждающиеся в повышении компетентности в знаниях об ИКТ (по результатам анкетирования) | | |
Прогноз:
-умение создавать графические и текстовые документы (самостоятельное оформление документации, диагностик и т. д.);
- применение электронных дидактических и педагогических программных средств;
- активное использование информационных технологий в образовательном процессе;
-овладение навыками поиска информации в Интернете; навыками обмена опытом, знакомства с периодикой, наработками и идеями других педагогов Республики;
- овладение программой Power Point для создания мультимедийных презентаций;
- разработка занятий с использованием информационных технологий;
-овладение способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.
III. Заключительный. Март 2021г-май 2021г.
Конечный продукт.
Создание банка мультимедийных презентаций, графических и текстовых документов, дидактических и методических рекомендаций для родителей, занятий с использованием информационных технологий.
Анкета для педагогов «Уровень владения ИКТ»
Должность_____________________
ФИО__________________________
1.Владеете ли Вы компьютером: да, нет? (Здесь и далее нужное подчеркнуть)
2. Обучались ли Вы на курсах ПК, если да, то когда ___________________________________________________________
3. Оцените по 5 бальной шкале свой уровень владения компьютером:
а. не владею
б. с посторонней помощью
в. Удовлетворительно
г. хорошо
д. в совершенстве
е. владею и могу научить других
4.Как часто для своей профессиональной деятельности Вы работаете за компьютером?
а. ежедневно
б. 1 раз в неделю
в.1 -2 раза в месяц
г. Реже 1 раза в месяц
д. не использую в работе
5. В каких предложенных вариантов Вы используете ИКТ (можно выбрать несколько вариантов)?
при подготовке к образовательной деятельности
во время образовательной деятельности
при оформлении развивающей среды группы и детского сада (изготовление буклетов, коллажей, поздравительных открыток, грамот, пригласительных и т.п
при проведении открытых мероприятий (с детьми и педагогами)
оформление документации
размещение своих разработок или результатов мероприятий (проведённых Вами)
в информационной среде (сайты педагогических сообществ)
разработка дидактических материалов на компьютере (презентаций, раздаточного материала и т.п.)
самообразования
другое_________________________________________________
6. Оцените свой уровень владения компьютерными технологиями:
А. Работа с файлами и каталогами в одной из операционных систем (в том числе работа с копированием, удалением, переноса файлов из одной папки в другую)
не умею
нет необходимости в работе
всё, что умею, мне достаточно
умею и могу научить других
есть необходимость получить дополнительную информацию
Б. Работа в текстовом редакторе (MS Word Microsoft Publisher), набор текста, редактирование и форматирование:
не умею
нет необходимости в работе
всё, что умею, мне достаточно
умею и могу научить других
есть необходимость получить дополнительную информацию
В. Создание презентаций (Microsoft Power Point)
не умею
нет необходимости в работе
всё, что умею, мне достаточно
умею и могу научить других
есть необходимость получить дополнительную информацию
Г. Работа с электронными таблицами (MS Excel) в т.ч. внесение данных в электронные таблицы:
не умею
нет необходимости в работе
всё, что умею, мне достаточно
умею и могу научить других
есть необходимость получить дополнительную информацию
Д. Обработка графического изображения (Adobe Photoshop, Point, ABBYY, Fine Riader) изменение качества картинок/фотографий в т.ч. для дальнейшего размещения в дистанционных пространствах, обрезка, настройка цвета и т.п., сохранение различным форматом):
не умею
нет необходимости в работе
всё, что умею, мне достаточно
умею и могу научить других
есть необходимость получить дополнительную информацию
Е. Работа с видео файлами. Работа со звуком (Nero Start Smart , Windows Movie Maker, Cyber Link Power Director Express):
не умею
нет необходимости в работе
всё, что умею, мне достаточно
умею и могу научить других
есть необходимость получить дополнительную информацию
Ж. Работа с Internet (пользуетесь ли Вы Internet? Какую помощь оказывает Вам интернет в работе?) возможно несколько вариантов
не умею
нет необходимости в работе
всё, что умею, мне достаточно
умею и могу научить других
есть необходимость получить дополнительную информацию по работе с Internet
имею свой сайт
публикации в Internet – конкурсах
для самообразования
при подготовке к образовательной деятельности, выступлениям
при оформлении РППС
другое_________________________________________________
Какие образовательные сайты Вы часто используете в работе? _____________________________________________________________На каких сайтах публикуетесь, участвуете в конкурсах?
_____________________________________________________________
З. Работа с электронной почтой. (может несколько вариантов)
у меня есть электронный ящик, активно пользуюсь
нет электронного ящика
не умею пользоваться
у меня нет необходимости в работе
готова получать информацию по электронной почте
7. Какие проблемы возникают при использовании ИКТ? (можно несколько вариантов)
не достаточно владею ИКТ
не знаю к кому обратиться за помощью
не достаточно сформирована материально-техническая база ДОУ
не хватает рабочего времени
нет необходимости использовать ИКТ в своей работе, предпочитаю традиционные методы и формы работы
другое_________________________________________________
8. Оцените степень необходимости сайта ДОУ (можно несколько вариантов)
необходим в соответствии с требованиями законодательства ДНР
имидж ДОУ
активная форма работы – взаимодействие с родителями и другими ДОУ
возможность презентации профессиональной деятельности педагогов, обмен опытом
нет необходимости
другое_________________________________________________
9. Ваши пожелания по созданию условий в ДОУ для использования ИКТ: __________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за взаимодействие!
Разработанная система повышения ключевой информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно: педагоги
- научились
Планирование использования полученных знаний ИКТ педагогами в учебно-воспитательном процессе в ДОУ на 2021-2022 учебный год.
1. В ДОУ планируется разработать технологию мультимедийного сопровождения образовательного процесса, систему организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
2. Создание медиатеки наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям с использованием информационных технологий;
3. Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ, электронный банк данных, воспитанников, педагогов, родителей;
4. Педагоги будут иметь свой интернет-сайт (60-70%);
5. Педагоги смогут размещать свою информацию (результаты диагностик, рекомендации для родителей по воспитанию и обучению своих детей, творческие работы детей, фото и видео праздников и т.д.) для родителей на сайте ДОУ, что будет способствовать положительной динамике во взаимодействии педагог – родитель.
Повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет позволит каждому из них использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.