СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по заповедям кадетов. "Державе преданное братство. Погоны разные, а душа - одна!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект знакомит кадетов с заповедями кадетского братства.

Просмотр содержимого документа
«Проект по заповедям кадетов. "Державе преданное братство. Погоны разные, а душа - одна!"»


Державе преданное братство: «Погоны разные, а душа – одна!»

Фельдмаршал Михаил Кутузов; адмиралы Федор Ушаков, Павел Нахимов, Иван Крузенштерн; летчик Петр Нестеров, первый в мире выполнивший "мертвую петлю"; конструктор первого самолета контр-адмирал Александр Можайский; создатель трёхлинейной русской винтовки полковник Сергей Мосин…
Что объединяет этих людей, которые представляют собой только вершину айсберга, а список можно продолжать до бесконечности? Объединяет их то, что каждый из них мог с гордостью сказать: "Я – кадет Государства Российского!» Герои войн, славные полководцы, учёные, писатели, художники, поэты, композиторы, видные государственные деятели, воспитанные в кадетской среде, вот уже триста лет творят историю великой России!

Как в разные исторические периоды России из кадетов – наших ровесников вырастают настоящие герои? Актуальны ли «Заповеди товарищества» в 21 веке? Ответам на эти вопросы мы посвятили данное исследование.

В 1913 году главный начальник военных учебных заведений России Великий князь Константин Константинович Романов разослал по кадетским корпусам «Заповеди товарищества». Великий князь заслужил у воспитанников всех кадетских корпусов поистине сыновнюю любовь. Человек большой гуманности, обладающий даром привлекать к себе сердца молодежи, которую он любил и понимал, потому что сам закончил Морской кадетский корпус (1870 – 1874). Кадеты быстро оценили его идеи и заботы и ответили на них такой же беспредельной любовью, таким же доверием.

Жизнь корпусов озарилась необыкновенной духовностью православного воинства, которая, формировала у молодежи характеры в Доблести, Добре и Красоте.

Одна из «Заповедей товарищества» гласит: «Отношения товарищей должны выражать их взаимное уважение».

УВАЖЕНИЕ, -я, ср. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

УВАЖЕНИЕ, -я, ср. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

ВЗАИМНЫЙ, -ая, -ое; -мен, -мна. Общий для обеих сторон, обоюдный; обусловленный один другим, связанный один с другим.
Кадетская среда готовила юношей именно через взаимное уважение к той жертвенности, которая вся выражена в нашей, русской формуле «Сам погибай, а товарища выручай».

 Независимо от цвета погон душа у всех кадет была одна, находился ли корпус в Петербурге, Москве, Полоцке или Симбирске. И в столице, и в глухой провинции — везде кадеты были едины.

Офицерами-воспитателями в работе всегда обращалось внимание на кадетскую спайку, которая основывалась на абсолютном равенстве всех и каждого. Сын армейского капитана и сын командира дивизии, кадет, носящий громкую в истории фамилию, и кадет с фамилией обыкновенной, богатый и бедный, русский, черкес, грузин, армянин и т. д. — все в стенах корпуса чувствовали себя совершенно равными. Только по своим личным качествам, по тому, были ли они хорошими или плохими товарищами, различались кадеты в корпусе. И всегда — как в корпусе, так и потом, во взрослой жизни — кадет кадету был и оставался другом и братом.



Ту роль, которую сыграли «маленькие капитаны» в истории России, переоценить сложно: конечно, не все из них стали профессиональными военными, но очень многие продвигали отечественное искусство, науку и культуру на благо Отечества. И очень многие выпускники кадетских корпусов навсегда вписаны в золотые страницы истории России.

Мы званье гордое "кадет",
Как знамя, пронесём по жизни,
И выше чести для нас нет,
Чем честь, служить своей Отчизне.

Основной общей традицией товарищества являлось подчинение младших кадет старшим на основе взаимного уважения. Подчинение требованиям старшего кадета считалось законом чести, но и старший не мог отдать необоснованный приказ, в особенности, если он унижал достоинство младшего. За этим следили еще более старшие, а за всеми ними - выпуск. Любая несправедливость, не говоря уже об издевательстве и оскорблении, каралась самым жестоким образом.

Все дело в формах, в которых оно осуществляется. В российских кадетских корпусах физическое насилие было сведено к минимуму, что нашло отражение в кадетской заповеди: «Младшим не драться, старшим не расправляться насилием». Послушание младших происходило не от страха перед силой, а из сознательного чувства восхищения и гордости за старших товарищей, из желания им подражать, стать такими же ловкими строевиками, лихими традиционерами, хранителями заветов старины. Иногда эта подчиненность оказывалась эффективнее строгих приказов воспитательного персонала, особенно когда дело касалось кадетской чести.

Если традиция послушания младших родилась с самого начала существования кадетских корпусов, то традиция, предписывающая старшим заботиться о «братьях меньших», возникла значительно позже. Но она постоянно укреплялась, демонстрируя силу кадетского братства, ибо подлинная сила проявляется не в грубости, а в доброте. Отзывчивость, оказание помощи попавшему в беду собрату, заботливое отношение к сиротам были повсеместным явление. Было, например, распространено, что питомцы корпуса опекают малолетних кадет-сирот, берут их на каникулы в свои семьи, делают подарки к праздникам.

Революция принесла кадетскому братству новые испытания. Благотворительности и милосердия оказалось недостаточно, тогда старшие товарищи взяли малышей под свою защиту и постоянную опеку. В суровую осень 1917 года кадеты строевой роты 2-го Московского корпуса, примкнувшие к юнкерам Алексеевского училища, выставили вооруженный караул для охраны помещений младшей роты. Об этом их никто не просил, а директор, боявшийся осложнений с новой властью, даже запретил. Запрет, однако, не подействовал. «Охранять младших кадет, как братьев» - отныне эта заповедь в моральном кодексе кадета стала одной из главных.

Другой общей традицией было нерушимое товарищество и главным образом недоносительство. Истоки этой традиции долго искать не требуется: русский офицерский корпус всегда был славен своим крепким товариществом. Но вот недоносительство... Ведь некоторые воспитатели требуют, чтобы им рассказывали о проказах учеников, и доказывают, что сообщение о чьих-либо неблаговидных действиях является настоящим товарищеским долгом. В кадетских корпусах никакие доказательства такого рода не признавались ни начальством, ни тем более кадетской средой.  Жаловаться начальству на товарищей было недопустимо.

Другим проявлением крепкого товарищества были неуклонное выполнение общих вердиктов и согласованные действия в критических ситуациях, что выражалось известкой формулой: «Все, как один»Пример таких действий приводил Д.С.Лесков в «Кадетском монастыре». В 1826 году главным директором кадетских корпусов стал генерал Демидов, человек крайне безжалостный. Начал он свою деятельности с того, что в назидание всем прочим отправил в полк кадет, имевших наихудшие отметки по поведению. Оставшиеся решили выразить ему свое презрение. Сначала, находясь в строю, они не ответили на его приветствие. Затем отказались от гостинцев, которыми он их одарил. Когда солдаты стали разносить корзины по рядам, правофланговый кадет, взяв горсть конфет, успел шепнуть соседу:

- Конфекты не есть -в яму.

«...И в одну минуту "передача" эта пробежала по всему фронту с быстротою и незаметностью электрической искры, и ни одна конфекта не была съедена, Как только начальство ушло и нас пустили порезвиться, мы все друг за другом, веревочкою, пришли в известное место, держа в руках конфекты, и все бросили их туда, куда было указано.

Так и кончилось это демидовское угощение. Ни один малыш не слукавил и не соблазнился конфектою; все бросили. Да иначе и нельзя было: дух дружества и товарищества был удивительный, и самый маленький новичок проникался сим быстро и подчинялся ему с каким-то священным восторгом...»

Нередко случалось поступаться не только лакомствами, иные общинные действия грозили более серьезными последствиями участникам, но и тогда о нарушении товарищеского долга не могло быть и речи.

Традиции нерушимого кадетского товарищества предполагали бережное, деликатное отношение друг к другу, скрупулезное соблюдение правил общежития. Об этом красноречиво говорят кадетские заповеди:

«Не подводить товарища под ответ за свои поступки»,

«Если запачкался сам, не пачкай чистых»,

«Стеснять себя, чтобы не стеснять товарищей»...

Подобные моральные установки не оставляли места для бесчестных по отношению к товарищам поступков, поэтому такие пороки как воровство, утаивание чужих вещей в кадетской среде были просто немыслимы.



ТЫ-КАДЕТ! На службе и вне службы, в форме и без нее ты являешься носителем священных традиций непобедимой русской армии. Завет русских офицеров: "ЖИЗНЬ-РОДИНЕ! ЧЕСТЬ-НИКОМУ!"
Люби врагов своих, ненавидь врагов Христа, бей врагов Отечества. Главным мерилом чести кадета является соблюдение им Заповедей Христовых. Знай уставы. В них пот и кровь твоих дедов, их опыт. Должно быть так. Идет кадет в форме - видно. Идет без формы - все равно видно. Спина прямая, плечи развернуты, шаг тверд. Форма чистая и отглаженная. Сапоги и пряжка блестят.
Форму свою и всю одежду чисти, стирай и зашивай сам.
Ты - хозяин России! Не унижайся! Дома, на улицах, в общественных местах держи себя достойно, разговаривай негромко, не унижай себя криком. Следи за своей речью Она должна быть достойна твоего звания. Со старшими – только вежливо, кем бы они ни были. Чувствуешь свою правоту - спокойно доказывай ее. Ни с кем не ругайся и не пререкайся. Это унижает тебя. Не жуй жвачку, не уподобляйся жвачному животному.
Ты - воин России, у тебя не должно быть слабостей и дурных привычек. Не пей, не кури, предоставь возможность травиться врагам Отечества. В транспорте пропусти стариков, женщин, детей. Лучше постоять, чем честь потерять. Ноги отдохнут, а честь не вернешь. Нигде не подпирай стенок. 
Оскорбление товарища, даже в шутку, преступно. Завтра ты пойдешь с ним в бой, завтра он прикроет твою спину. Жизнь твоего товарища всегда ценнее твоей. Один за всех и все за одного. Встал в строй - одна мысль: как правильно и быстро выполнить приказ. В бою - это твоя жизнь, жизнь товарищей, наша победа. 
Не хнычь! Тебе тяжело, тяжело и всем. Будь весел даже когда тяжело. Не бегай от работы, не старайся облегчить себе жизнь за счет других. Не суетись. Чтобы делать быстро, надо делать спокойно. Всему, чему тебя учат - учись честно. Все пригодится во благо Отечества! Будь честен. Лгут трусы, а кадет не может быть трусом.
НИКОГО НЕ БОЙСЯ, КРОМЕ БОГА!


1914 – 1918 Первая мировая война.

Упор делался на усиление морально-психологической подготовки воспитанников к перенесению трудностей военного времени, происходило активное вовлечение кадет в деятельную причастность к происходящим рядом с ними событиям.









В конце сентября 1914 года в лихой кавалерийской атаке был смертельно ранен сын Константина Константиновича князь Олег, в недавнем прошлом воспитанник Полоцкого кадетского корпуса. В госпитале, жестоко страдая, он, дождавшись приезда родителей, спустя 20 минут после встречи с ними умер.

Не выдержало горя и сердце отца: 2 июня (ст. стиль) 1915 года Константин Константинович скончался. «Все осознают, — отмечалось в некрологе по поводу его кончины, — что потеряли не только просвещённого, благожелательного начальника и руководителя, но и в высшей степени преданного своему делу педагога, исполнявшего свои многотрудные обязанности не по одному лишь сознанию долга, а по чувству искренней любви к питомцам наших учебных заведений. Эта трогательная, отеческая любовь проявлялась в каждом его ласковом слове, в каждой шутке, с которой он так часто обращался к кадетам и служащим, в каждом его распоряжении... Все должны признать, что для каждого военного педагога, для каждого кадета и юнкера годы управления великого князя останутся самыми светлыми воспоминаниями во всей их дальнейшей службе»3.
В своих педагогических воззрениях шеф российских кадет решающее значение придавал роли личности в воспитании. Часто посещая даже самые отдалённые от столицы учебные заведения, великий князь старался сблизиться с жизнью юношей и подростков: присутствовал на подъёме, шёл с кадетами на утреннюю молитву, посещал уроки и внеклассные занятия, вместе с воспитанниками завтракал и обедал, задушевно беседовал с ними в свободное время, слушал их музыку и пение.

ПОРЫВ патриотических чувств увлёк некоторых кадет на фронт, и они стали участниками боевых действий. Некоторые из них получили боевые награды — солдатские Георгиевские кресты. Кадет из шестого класса Николаевского корпуса Сергей Марков с разрешения родителей и военного министра «вступил добровольцем в Крымский конный полк, в строю которого заслужил два Георгиевских креста, после чего был отправлен в военное училище», — можно прочитать в одном из современных изданий. Во время каникул кадеты с разрешения начальства и родителей принимали участие в строительстве оборонительных сооружений, удостоившись за это похвальных отзывов из действующей армии.
Главной целью воспитания будущих офицеров с объявлением войны стало утверждение национального самосознания и национальной гордости, любви к Родине, уважения к её героическому прошлому. Делом чести для каждого кадета было участие в оказании помощи фронту, в заботах о страждущих. Пример им подавали старшие. Так, служащие 1-го Московского кадетского корпуса приняли решение брать на лечение в свои семьи раненых офицеров — бывших воспитанников своего учебного заведения.
Характерной особенностью организации процесса патриотического воспитания в кадетских корпусах в военное время было стремление педагогических коллективов вызвать у воспитанников прилив глубоких нравственных чувств (сострадания, милосердия, уважения к солдату), создать условия для совершения нравственного поступка, без которого немыслим настоящий патриотизм.
На страницах «Педагогического сборника» регулярно находила отражение деятельность кадетских корпусов по сбору пожертвований на нужды фронта. Офицеры и преподаватели, подавая личный пример, отчисляли от 2 до 3 проц. своего содержания. Среди кадет, как свидетельствовал директор Полоцкого кадетского корпуса, «взамен покупаемых на свой счёт лакомств... проводился добровольный взнос в кружки». В других корпусах металлические кружки с замком и прорезью в крышке вывешивались в каждой роте. Например, воспитанники Хабаровского корпуса организовали сбор в пользу раненых сахара, выдававшегося им к чаю (в месяц это составляло 4—5 пудов).Организовывались выпечка хлеба и сушка сухарей. На занятиях по ручному труду кадеты изготавливали носилки для нужд местных госпиталей. В корпусных актовых залах устраивались спектакли, концерты, киносеансы, проводился сбор средств на содержание раненых нижних чинов, помещавшихся в открытых при некоторых корпусах лазаретах.

Война, нарушившая налаженный порядок семейного и школьного воспитания, оказывала сильное морально-психологическое воздействие на ещё не окрепшие сознание и души детей.

Вся Россия, можно сказать, была призвана под ружьё. Но уроки истории остались. Они требуют внимательного и всестороннего исследования.

1. Товариществом называются добрые взаимные отношения вместе живущих или работающих, основанные на доверии и самопожертвовании.
2.  Военное товарищество доверяет душу, жертвует жизнью.
3.  На службе дружба желательна, товарищество обязательно.
4.  Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества.
5.  Долг товарищества преклоняется перед долгом службы.
6.  Честь непреклонна, бесчестное во имя товарищества остается бесчестным.
7.  Подчиненность не исключает взаимного товарищества.
8.  Подвод товарища под ответственность за свои поступки - измена товариществу.
9.  Товарищество прав собственности не уменьшает.
10. 
Отношения товарищей должны выражать их взаимное уважение.
11.  Честь товарищей нераздельна.

12.  Оскорбление своего товарища - оскорбление товарищества.

Герои рассказа: директор корпуса Перский, эконом Бобров, доктор Зеленский и архимандрит, преподававший в корпусе религиозные предметы. Лесков называет их праведниками, то есть теми, на ком и держится русская земля. Эти люди честны, чисты и благородны. Им вверили воспитание детей, а самое действенное воспитание, как известно – это воспитание личным примером. И эти люди сделали всё возможное, чтобы не замутить, не осквернить чистые детские души. Доброта, милосердие, справедливость, любознательность - вот что хотели привить герои рассказа своим воспитанникам. Им это удалось. И хотя Лесков в конце с грустью замечает «их время прошло», хотелось бы верить, что нет, встретятся ещё нашим детям вот такие Учителя. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!