СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по воллейболу

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА

Развитие игровых навыков в волейболе у обучающихся 5-8 классов  на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Проект по воллейболу»

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования


Итоговая аттестационная работа (проект)

ТЕМА

Развитие игровых навыков в волейболе у обучающихся 5-8 классов на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Работа выполнена








Королёв Андрей Анатольевич

Учитель физкультуры высшей категории г.Казань СОШ №77

Топунов Александр Леонидович

Учитель физкультуры второй категории г.Казань СОШ №117


Научный руководитель






Казань, 15 апреля – 26 апреля 2015г.


Аннотация проекта


Трудно найти образовательное учреждение, в котором не было бы волейбольной сетки. Правильно организованные занятия волейболом на уроке является прекрасным средством всестороннего физического развития учащихся и способствуют решению важных воспитательных задач и творческому использованию средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Объясняется это большой эмоциональностью игры, а также несложным оборудованием: небольшая площадка, мяч да сетка на двух стойках. Немного времени уходит на то, чтобы усвоить суть и правила игры. Отсюда, однако, часто делаются не правильные выводы о том, что волейбол – простая и доступная всем игра и, чтобы научиться играть в волейбол, нужны всего лишь сетка, мяч и площадка. Главной приманкой волейбола является возможность начать играть без всякой подготовки. Это неправильное мнение. Нельзя смешивать внешний характер игры, её сущность и правила с процессом овладения навыками игры. Овладение техникой и тактикой в совершенстве – это процесс сложный и трудоемкий, который требует больших совместных усилий педагога и ученика.


Решая специфические задачи обучения игре в волейбол, применяя специальные средства и методы обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся, можно достичь высоких спортивных результатов в волейболе.


В системе физического воспитания школьников видное место принадлежит волейболу. Волейбол включён как самостоятельный раздел в программу по физической культуре средних общеобразовательных школ.


Анализ проблемной ситуации.


В педагогике по проблеме обучения игровым навыкам волейбола на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности у учеников 5 – 8 классов подчеркивается, что большую роль в решении этого вопроса призвана сыграть школа. Однако, как следует из анализа сложившейся практики, этой проблеме уделяется не достаточное внимание в деятельности учителей физической культуры на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности на занятиях в спортивных секциях. Существует ряд проблем, которые необходимо решать.


Проблема 1.

Техника и тактика. Что сначала?


Техника – это выполнение того или иного приема игры, а тактика – это какой из приемов выбрать, куда направить мяч и по какой траектории, где располагаться на площадке (в тот или иной момент игры).


Техника и тактика должны разучиваться параллейно


На начальном этапе обучения тактика является одним из критериев правильности выполнения технического приема. Если игрок не может выполнить тактическую задачу, значит, это не техничный игрок, его техника не правильна. Например, считается, если игрок, принимая мяч допускает ошибку и теряет его, то это значит, что он выполняет прием технически не верно. Это не правильно, ведь и самые техничные игроки в мире тоже допускают ошибки. Нужно различать, по какой причине произошла ошибка, из за не умения выполнить технический элемент или из за не правильного принятого тактического решения. Однако довольно часто в методической литературе рекомендуют делать иначе. Обучение волейбола на уроках физкультуры коренным образом отличается от тренировок спортсменов. У учителя нет такого количества времени, как в спортивной школе. Кроме того, в школе дети разучивают приемы игры медленно, от года в год добавляя новые. Поэтому необходимо играть в волейбол, используя только разученные приемы игры, и приучать к тактическим комбинациям, которые будут использоваться в дальнейшем.

Обучение тактике в школе надо проводить параллельно с обучением технике. Как только учащиеся освоили структуру движений для выполнения того или иного технического элемента выполняя упражнения индивидуально, и переходят к работе в парах, значит, пришло время для обучения тактике. Такой подход гораздо эффективнее и требует меньше времени для обучения, причем как техники, так и тактике, потому что одно помогает другому.


Проблема 2.


На уроке дети не всегда понимают, почему надо так, а не иначе выполнять технические приемы, и выполняют их так , как считают нужным в данных условиях, а условия сильно отличаются от игровых.

Конкретный пример – любимое многими учителями упражнение «выполнение передач мяча в парах». Во-первых, обучающиеся стоят на любом свободном месте, не зависимо от разметки площадки. Во-вторых, обучение проводится без сетки, а в игре она есть и будет сильно мешать начинающим. Некоторые учителя применяют разновидность данного упражнения, выполняя передачи через сетку. В этом случае закрепляются неправильные тактические действия, в игре гораздо чаще надо точно делать передачи своим игрокам, чем просто посылать мяч на сторону соперника.

В то же время, разметку площадки и сетку можно и нужно использовать для обучения приемам игры. Например, чтобы было понятно, почему не надо посылать мяч за голову партнеру, он должен располагаться спиной около сетки. В этом случае мяч надо будет направлять по более высокой и крутой траектории, чтобы он падал у сетки. Следовательно, при передаче надо активнее работать ногами и не допускать лишних движений кистями. Кроме того, игрок, стоящий у сетки, учится не касаться её и следовательно уже привыкает к игровым условиям. В этом случае при переходе к игре сетка не будет для него лишним раздражителем, а будет лишь обычным местом игры на площадке. Чтобы в два раза увеличить количество одновременно работающих пар сетку можно натянуть по центру вдоль спортивного зала (скрепить две волейбольные сетки).


Проблема 3.


Дети часто при выполнении передач расходятся далеко друг от друга. В связи с этим нарушается техника выполнения передач, так как не хватает сил для того, чтобы «докинуть» мяч до партнера. В этом случае расположение одного игрока у сетки, а другого у трехметровой линии фиксирует расстояние между игроками. С другой стороны, они будут выполнять передачи в условиях, максимально приближенных к игровым условиям ( как при первой и второй передачах).


Дети с трудом переключаются с одних условий на другие. Привыкнув играть в одних условиях, они не знают, что делать в других, хотя мы считали, что эти условия аналогичны. Как правило, для привыкания к новым условиям требуется время. Именно поэтому условия выполнения упражнения должны быть такими же, как и в игре.


Учитывая то, что в игре в волейбол разрешено лишь 3 касания мяча на одной стороне площадки, а 2 раза подряд касаться мяча одному игроку запрещено, то на начальном этапе, вся игра сводится к взаимодействию двух- трех игроков. Остальные 3-4 игрока лишь должны быть готовы к этому взаимодействию. Однако они должны уметь то же, что и игроки, которым удалось взаимодействовать с мячом. Поэтому основной упор при обучении тактике игры на начальном этапе должен быть сделан на взаимодействии двух игроков. Именно двух, так как двое могут выполнить практически всё, что иногда делится на троих. Только после усвоения парных тактических упражнений можно переходить к упражнениям в тройках и всей командой. Кроме того, упражнения в парах позволяют игрокам постоянно работать с мячом, а не ожидать его прилета. Данное состояние не свойственно начинающим, поэтому в командной игре они быстро «отключаются» и расслабляются, а следовательно не способны продолжать игру, когда мяч вдруг попадает к ним. А попадает он к ним именно вдруг, потому что большинство школьников не может его предвидеть. Упражнения же в парах позволяют ученикам наработать тактический опыт, который потом позволяет легче войти в командную игру. Во всяком случае, каждый ученик уже знает, что нужно делать с мячом, находясь в том или ином месте площадки.


Проблема 4.


Одной из тактических ошибок, совершаемых школьниками, является касание мяча два раза подряд, причем независимо от того, выполняет ученик при втором касании игровой прием или просто ловит мяч. Эта ошибка крайне отрицательно влияет на обучение игре всего класса в целом. Такая привычка не дает возможности другим игрокам двигаться на мяч и выручать партнера, который ошибся. Она приучает обучающихся прекращать игру при первой же ошибке. И если учесть, что ошибок в начале обучения бывает много, то основную часть игрового времени игроки будут стоять. Кроме того, иногда партнеры разбивая коленки, бросаются под мяч и могут запросто его поднять, а игрок одним махом руки все портит.


Причина двух касаний всегда одна – плохое выполнение игрового приема (над собой). Но формы касаний и оправдание их «целесообразности» бывают различны.


Например:

  • Выполнение двух игровых приемов подряд, для «продолжения игры» (при обучении, в разминке и т.п.)

  • Ловля мяча после неудачного выполнения приема

  • Ловля или касание

  • Непроизвольное касания мяча по привычке

  • Выполнение упражнений даваемых учителем, с двумя касаниями подряд

  • Неумение увернуться от мяча, падающего на игрока после его же передачи и т.п.


Обучающимся надо запомнить, что нельзя касаться мяча два раза подряд ни при каких условиях. Если упражнение не получилось, то пусть выручает партнер или мяч падает на пол. Только после падения мяча на пол его можно брать в руки. Это правило касается как игры, так и абсолютно всех упражнений.


Учителю необходимо разъяснять учащимся это правило и требовать его соблюдения при выполнении любых упражнений. Иногда вплоть до наказания отдельных игроков или команды. Например, проигрыша трех очков, а не одного.


Не следует давать обучающимся упражнений, в которых они выполняют два игровых приема подряд: например, нижнюю передачу – над собой, верхнюю – партнеру. Здесь следует еще раз напомнить, что в школе не всегда годится то, что хорошо проходит в спортивной секции.


Проблема 5.


В учебной игре на занятиях (а так же на школьных соревнованиях) часто приходится быть свидетелем бессмысленной «перестрелки» 2-3 игроков с разных сторон сетки. Чтобы избежать этого, учителю следует большинство игр и игровых упражнений проводить с тремя касаниями мяча на каждой стороне площадки. Это обязательное условие заставляет школьников учиться управлять мячом, что является необходимой подготовкой к игре с нападающими ударами. В этом случае дети вынуждены осуществлять групповые взаимодействия (тактические), из которых и складывается игра волейбол.


Обязательная игра в три касания на каждой стороне вовлекает в игру большее количество учащихся. Занятия всегда должны организовываться так, чтобы в них принимали участие все ученики класса. Даже в том случае, когда это бывает невозможно из-за специфики упражнения, игроки должны меняться так, чтобы на площадке обязательно побывали все.


Проблема 6.


Как построить обучение?


При использовании литературы, следует помнить, что обычно описание и подбор упражнений даются в их методической последовательности, т.е. по степени возрастания сложности. Считается, что это наиболее удобно в работе. Но не возможно дать конкретные рекомендации на то, в каком классе их надо давать или с какого класса надо начинать. Учитель должен определить это сам в зависимости от уровня подготовки детей и их возможностей, а также от количества уроков, отведенных на волейбол. По программе прямая верхняя подача изучается с 10 класса, а нападающий удар с 5 класса. Техника выполнения этих элементов практически одинакова. Основным отличием (если не вдаваться в технические подробности) является сила удара и угол атаки. Практика показывает, что изучение прямой верхней подачи можно начинать уже с 7 класса, а уже в 8, 9 классе этот элемент обучающиеся выполняют довольно стабильно.


На начальном этапе обучения тактике следует обращать внимание обучающихся на следующее:

  • Расположение игроков на площадке в тот или иной момент игры

  • Кому или куда (в какое место площадки) посылать мяч

  • Какой игровой прием применить

  • По какой траектории посылать мяч


Причем на все эти пункты следует обращать внимание при обучении, как индивидуальной тактике, так и групповой, и командной. Сколько времени выполнять то или иное упражнение и в течение скольких уроков, учитель также решает сам.


При подборе упражнений с акцентом на технику игры также необходимо вносить соответствующие коррективы.


Проверка знаний по тактике и их оценка проводится во время учебных игр. Здесь следует отметить, что знать и уметь – это одно и тоже.


Во время учебных игр, направленных на совершенствование конкретных тактических действий, учитель наблюдает за обучающимися и оценивает их. В данном случае основной упор делается именно на тактику, а не на техническое исполнение приемов игры.


Проблема 7.


Как оценить?


Можно оценивать как тактика игры в целом, так и отдельное тактическое действие.


Например:

  • Выбор правильного места на площадке при переходе в другую зону

  • Выбор правильного места на площадке в зависимости от ситуации

  • Умение правильно выбрать технический прием

  • Полет мяча по определенной траектории

  • Направление мяча в определенную часть своей площадки

  • Направление мяча в определенную часть площадки соперника


Оценка ставится каждому конкретному игроку именно за его тактические действия, а не команде в целом.


Все выше перечисленные методические рекомендации способствуют более быстрому обучению игре в целом. А это, в свою очередь, приводит к тому, что дети начинают проявлять больший интерес к игре и с удовольствием играют в нее.


Однако учителю не стоит огорчаться, если дети слабо усвоят тактику игры на первом году обучения. Систематическая работа из года в год обязательно даст свои плоды и приведет к хорошим результатам по окончании обучения детей в школе.


Таким образом, налицо противоречия между: целями в области развития игровых навыков через игру в волейбол и реальными условиями их реализации в общеобразовательных учреждениях; потребностью современного общества в человеке, ориентированном на культуру здорового образа жизни, наличием опыта её формирования у подростков в отдельных общеобразовательных учреждениях и не достаточной научно-методической обеспеченностью этого процесса; необходимостью обновления содержания внеурочной деятельности по формированию у подростков установки на сознательное укрепление своего здоровья как на уроках физической культуре, так и во внеурочной деятельности.


Эти противоречия позволяют сформировать проблему исследования при каких педагогических условиях процесс развития игровых навыков через игру в волейбол у обучающихся 5-8 классов будет эффективным? Нельзя смешивать внешний характер игры, её сущность и правила с процессом овладения навыками игры. Овладение техникой и тактикой игры в совершенстве – процесс сложный и трудоёмкий, он требует больших совместных усилий учителя и ученика.





Актуальность данной темы


педагогического проекта в том, что только решая специфические задачи обучения игре волейбол, применяя специальные средства и методы обучения с учетом возрастных особенностей обучающихся можно достичь высоких спортивных результатов в волейболе. Систематическая подготовка волейболиста под руководством учителя физической культуры на уроках и во внеурочной деятельности, значительно развивает игровые навыки обучающихся через игру волейбол. В системе физического воспитания школьников видное место принадлежит именно этой игре. Волейбол включён как самостоятельный раздел в программу по физической культуре средних общеобразовательных школ. Массовое развитие спорта среди школьников является одним из важных условий повышения спортивного мастерства взрослых спортсменов.


Степень адекватности педагогического проекта соответствует цели, задачам, логике развития образования.


Цель проекта:


создание условий для обучения игровым навыкам волейбола на уроках физической культуры и повышения уровня физического развития школьников – подготовка спортивного резерва.





Объект:


уроки физической культуры и учебные занятия с обучающимися в спортивной секции «Волейбол»


Предмет:

специфика задач, средств и методов обучения игре волейбол.


  • Обучать основам техники и тактики игры в волейбол

  • Развивать специальные физические способности для игры в волейбол

  • Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, распространять информацию о способах оздоровления организма через выпуск бюллетеней, проведения бесед, через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся

  • Укреплять здоровье организма обучающихся и повышать общую физическую подготовку

  • Обеспечивать оптимальный возрастной уровень работоспособности и физических качеств.

Гипотеза.


Если на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности применять специфические средства и методы обучения игре в волейбол, то можно добиться повышения уровня спортивных результатов обучающихся.


База исследования:

МБОУ СОШ №77 и МБОУ СОШ №117

Методы исследования и достижения поставленных задач:


  1. Метод анализа научно-методической литературы. Используя данный метод, нужно знать, какие тактические и технические приёмы можно дать на овладение обучающимся данного возраста.


  1. Метод наблюдения. С помощью этого метода узнаем о способностях обучающихся и их интересы в игре в волейбол. Также можно увидеть, какие упражнения будут наиболее уместны при изучении техники и тактики.


  1. Метод тестирования. В работе, обучающимся будут предложены следующие упражнения: передача мяча двумя руками сверху над собой за 1 минуту и максимальное количество раз, передача мяча двумя руками снизу над собой за 30 секунд и максимальное количество раз, подача из 10 раз.



  1. Метод педагогического эксперимента: нужно организовать две группы: контрольная и экспериментальная.


  1. Метод математической статистики.



  1. Метод анализа и соревнования.



Реализация проекта


1 этап – подготовительный: подбор и анализ научно-методической литературы

2 этап – основной: подбор методов исследования

3 этап – заключительный: проведение исследования, результаты исследования, выводы.


Материально-техническое обеспечение


  • Спортивный зал

  • Волейбольная площадка

  • Волейбольная сетка

  • Волейбольные мячи


План реализации педагогического проекта


1 этап – подготовительный (1.04.2015 – 1.09.2015)

2 этап – основной (1.10.2015- 20.12.2016)

3 этап – заключительный (11.01.2016 – 11.10.2017)


Ожидаемые риски при реализации проекта


К ожидаемым рискам можно отнести


  • Слабая мотивация учащихся на сохранение и укрепления здоровья

  • Не достаточная материально-техническая база


Для компенсации негативных последствий рисков предусматривается:


  • Включение в разработку изменений всех участников проекта, их психолого-педагогическая мотивационная поддержка, разъяснение целей и задач

  • Отлаженная система мониторинга, регулярность в презентации результатов и их использования для коррекции процесса





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!