Отдел по образованию
Каменецкого районного исполнительного комитета
государственное учреждение образования
«Гимназия г. Каменца»
Профориентация как пример сотрудничества семьи и гимназии
Автор проекта: Осташеня Ольга Александровна,
учитель математики,
ГУО «Гимназия г. Каменца», контактный телефон – +375(29)7983388
Электронная почта – [email protected]
Обоснование актуальности проекта
Выбор профессии – один из серьёзнейших шагов перед каждым молодым человеком. Безусловно, школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определённой профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса. Большую роль также играет семья, которая помогает своему ребёнку в выборе профессии и направляет его в нужное русло.
В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, общению, широкому социальному взаимодействию.
Тот кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто с молоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу. Потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого.
В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться?
На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна.
Я классный руководитель 11 класса, в котором обучается 10 учащихся. Из них 7 мальчиков и 3 девочки. Все живут в полных семьях. Образовательный уровень родителей достаточно высокий, что позволяет мне в полной мере сотрудничать и обращаться за помощью к каждому из них.
Класс обладает высоким интеллектуальным потенциалом, чтоспособствует мотивировать учащихся на учебу и совместную работу и в последующем помогает выбрать верный путь к своей будующей профессии. Воспитательная работа в классе направленна на формирование в каждом ребенке желания быть успешным в учебной и досуговой деятельности.
На последней ступени обучения необходимо подготовить школьноков к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами. Помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть воссстребованными на рынке труда. Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их. Всё это я делаю совместно с родителями, которые оказывают положительное влияние на соих детей. Только совместная работа может принести успешные плоды.
Большую роль в выборе будущей профессии играют наши способности. От спосбностей зависит, чем человек сможет заниматься, кем он станет по профессии, будет ли он удовлетворён своей жизнью и материальным положением. Понятие «способности» употребляется нами очень часто в повседневной жизни, особенно тогда, когда мы пытаемся объяснить успехи или неудачи других людей и свои.
Для учащихся выпускных классов этот вопрос наиболее актуален, так как для выбора правильного жизненного пути, а точнее профессионального, необходимо определить свои способности.
Цель и задачи проекта
Цель: сформировать у учащихся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности с участием законных представителей.
Задачи проекта:
Стимулировать родителей и учащихся к эффективному взаимодействию с гимназией, используя различные направления совместной деятельности.
Вовлечь родителей в образовательную деятельность своих детей.
Использовать как новые, так и традиционные формы и методы работы с семьей.
Организовать творческую деятельность для реализации совместных проектов.
Целевая группа, на которую расчитан проект:
родители – 20 человек,
учащиеся – 10 человек,
педагоги – 13 человек,
Период реализации проекта: сентябрь – май 2022/2023 год
План:
Правила выбора профессии
Классификация профессий
Мой психологический портрет и мои возможности в профессиональной деятельноси
Профессии моих родителей
Экскурсии на предприятия города и онлайнэкскурсии в учреждения образования Республики Беларусь
Для осуществления плана работы я ознакомила учащихся с основными правилами выбора будущей професси и раздала буклеты, в которых отражается пять основных правил.
Следующий этап – это классификация профессий.
На информационном часу мы рассмотрели основные направления в выборе профессии. Использовали для этого сайт Министерства труда. Так же пригласили на классный час некоторых родителей, которые смогли рассказать о своей профессии, её плюсах и минусах. На протяжении прошлого и этого учебного года были организованы втречи с представителями разных учебных заведений, как лично так и онлайн вебинары. Учащиеся узнали много информации о вступительных испытаниях и дальнейших этапах обучения.
Для определения типа профессии на классном часу было предложено пройти онлайн тест по адресу https://testometrika.com/.
Все профессии можно разделить на несколько категорий:
человек – человек (врачи, преподаватели, органы правопорядка, психологи, юристы)
человек – природа (ветеринар, эколог, агроном, биолог, геолог)
человек – техник (водитель, системный администратор, сварщик, токарь, автомеханик, плотник, электромонтер)
человек – знаковая система (программист, бухгалтер, экономист, переводчик, математик)
человек – художественный образ (дизайнер, художник, архитектор, актер, режиссер)
Пройдя данный тест, учащиеся увидели, к какому из пяти типов они относятся.
Каждая из указанных выше групп предъявляет свои требования.
Если конкретный профессиональный выбор сделан, важно определиться, где лучше получить такую специальность. Для этого можно обратиться к справочникам для поступающих. Получить профессию – это только часть дела. Важно по ней найти работу.
Способы профориентации, используемые мною:
1. Онлайн тесты
2. Тесты на бумажных носителях
3. Онлайн экскурсии по высшим учебным заведениям (виртуальные экскурсии). В нашем классном кабинете есть возможность выхода в Интернет и использование интерактивной доски для просмотра таких экскурсий. Это очень удобно и интересно. Можно проводить на информационных и классных часах.
4. Профориентационные игры - «Деловая игра», «Лабиринт выбора», «Перспектива».
5. Работа с психологом
6. Совместная работа с родителями на родительских собраниях. Кто как ни родитель знает своих детей.
7. Работа учителей предметников. Каждый учитель рассказывает о том, где его предмет и на каких специальностях понадобится.
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальная и групповая работа, которые я применяю в своей практике. Привлекая родителей в совместную деятельность, использую разнообразные формы общения.
Родительское собрание – основная форма работы с семьей, проводится с целью просвещения, обучения, оказания индивидуальной помощи родителям. Предполагает обсуждение актуальных проблем воспитания. На родительских собраниях анализирую учебные достижения учащихся, характеризую их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности, дисциплину на уроках, взаимоотношения учащихся между собой, а также взаимоотношения между учителем и ребенком. Каждое родительское собрание посвящено определённой теме, по которой ведётся беседа с активным участием родителей, а также привлечением учителей и специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования. Активно использую анкетирование. В этом учебном году запланированы собрания по следующим темам:
«Впереди ЦЭ: перспективы и возможности»;
«Семейные ценности в современном обществе»;
«Выбор профессии – дело серьёзное»;
«Сотрудничество гимназии и семьи в подготовке выпускников к правильному выбору профессии»
Для поддержания обратной связи с родителями использую переписку.Часто возникает необходимость пообщаться индивидуально с родителями, прояснить тот или иной вопрос. В этом случае выручает общение по телефону, взаимодействие в информационном пространстве Интернета посредством различных мессенджеров (Viber, What’sApp), социальных сетей, электронной почты. Наиболее популярным мессенджером для коммуникации с родителями является Viber где у нас создана группа, которая живет полной жизнью. Это очень удобно, быстро и недорого. Благодаря этой группе я за максимально короткий срок могу сообщить нужную информацию с максимальным охватом родителей (видеоролик, быстрый опрос, информация учебного характера и т.д.) Проводить анкетирование также удобно онлайн посредством GoogleForms. Также очень часто общение носит индивидуальный характер, то есть учитель – родитель посредством личных сообщений, записи голосовых сообщений, аудио и видео звонков.
Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и школы в процессе воспитания.
3. Мой психологический портрет и мои возможности в профессиональной деятельноси
Для определения психологического портрета и возможностей в профессиональной деятельности учащиеся прошли тест по профориентации, который можно найти по адресу:
https://onlinetestpad.com/ru/tests/psychological/proforientation
4. Профессия моих родителей.
На данном этапе ребята обратились за помощью к родителям, которые должны были прорекламировать свою профессию. Некоторые из родителей выступили с сообщениями на информационном и классном часу. Остальные предоставили информацию в виде сообщения.
Экскурсии на предприятия города и онлайн-экскурсии в учреждения образования Республики Беларусь. На протяжении всего года будут организовываться экскурсии в организации нашего города. Мы уже посетили Каменецкое ПМС и Ветереренарную станцию. Далее в плане посетить все организации, в которых работают родители учащихся. И послушать представление своей професси каждаго родителя.
Перспективных план проведения недели по профориентации «Твой выбор, выпускник»
№ | Название мероприятия | Дата проведения | Ответственные |
1 | Информационная выставка материалов об учебных заведениях Республики Беларусь | 05.12. – 09.12. | Библиотекарь |
2 | Экскурсии в центральную районную аптеку. Информация о профессиях провизор, фармацевт Агропромбанк | 08.12 09.12 | Классный руководитель |
3 | Активизирующий опросник «Будь готов!» | В течении недели | Педагог-психолог |
4 | Круглый стол «Они учились в нашей гимназии» | 07.12 | Классный руководитель |
5 | Презентация моей профессии | В течении недели | Родители учащихся |
6 | Информационные часы «Взаимосвязь учебных предметов и профессиональной сферы» | 08.12 | Учителя-предметники |
7 | Тренинг «Я в мире профессий» | 06.12 | Педагог-психолог |
Ожидаемые результаты
За время реализации проекта повысить процент участия родителей в совместном сотрудничестве с гимназией.
Определить свои способности и возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе.
Получить информацию об интересующих профессиях.
Узнать, в каких учебных заведениях и на каких условиях можно получить интересующую вас специальность.
Выяснить возможность последующего трудоустройства.
Приложение
Буклет:
Экскурсии