СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме " Интеллектуальная игра как эффективный метод обучения"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке предложен проект проведения интеллектуальной игры по астрономии. Структура   игры построена таким образом, что её можно и спользовать на любых типах уроков, а так же на различных этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме " Интеллектуальная игра как эффективный метод обучения"»

XXXI Областная научно-практическая конференция «Молодость - науке»

памяти А.Л. Чижевского











Секция « Педагогика»

Исследовательский проект

«Интеллектуальная игра, как эффективный метод получения знаний»







Автор: Земскова Анастасия Павловна

10 класс МКОУ «Средняя общеобразовательная школа»,

г. Юхнов Калужской области





Научный руководитель: Волостникова Е.А,

учитель физики

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа»,

г. Юхнов Калужской области











2021



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………

3-5

ГЛАВА I. ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………..

6

    1. Понятие интеллектуальная игра …………………………………………………………..

6

    1. Классификация игровых технологий …………………………………………………….

6-8

    1. Методика организации интеллектуально-познавательных игр………………………

9-11

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ ПО АСТРОНОМИИ…………………………………………………………………………

12

2.1. Анализ условия для создания игрового сценария ……………………………………………

12

2.2. Описание хода игры ……………………………………………………………………………

13-21

2.3. Оценка результатов игры ……………………………………………………………………..

21-22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………..

23

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………………

24

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………

25-29



















ВВЕДЕНИЕ

Как правило, по окончании школы больше запоминается не то, чему обучали, а как это происходило. Какими способами и методами подачи учебного материала пользовались наши педагоги. Если провести сравнительный анализ между современными педагогами и выпускниками, то легко можно составить портреты обоих прототипов. Большинство педагогов, работающих в школе сейчас это люди 20-го века. Специалисты – психологи называют их поколением «с ключом на шее» или ответственные профессионалы. Если говорить о нашем поколении выпускников, то психологи называют его поколением «думающих исполнителей». Для нас характерна высокая цифровая социализация, что, к сожалению, породило такое явление как клиповость и мозаичность мышления. Это приводит к снижению уровня усвоения учебного материала, использование чужой информации, то есть списывание и обман учителя. А ведь в современном мире поток информации растёт настолько быстро, поэтому я думаю, что способы подачи информации должны быть легко воспринимаемыми, креативными, отвечающими запросам и ожиданиям современных школьников. Научить человека всему в жизни нельзя, но научиться добывать знания самостоятельно и применять их на практике это возможно. Для этого необходимо использовать ту деятельность, которая понятна и близка школьникам. Нам мой взгляд это игра. Все мы умеем играть с самого детства в различные игры. Учитывая всё сказанное, и была выбрана тема настоящей работы «Интеллектуальная игра, как эффективный метод получения знаний». Данная тема очень актуальна в настоящее время, так как самостоятельность ума, интеллект - главный критерий оценки человека в обществе. От этого зависит удовлетворенность, радость и счастье человека в жизни. Потому что через игры, способствующие интеллектуальному развитию, раскрывается индивидуальный потенциал школьника. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции человека. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

При подготовке работы использовалась проблема возможности создания и практического использования эффективного и запоминающегося метода изучения учебного материала по астрономии. Данный предмет я выбрала, потому что это один из самых увлекательных предметов, с большим количеством интересного учебного материала. Но, к сожалению, на изучение астрономии в старшей школе отводится не так много учебного времени. К тому же астрономия сложная дисциплина, поэтому хотелось бы её изучение проходило более понятно и увлекательно.

Гипотеза: В современной системе обучения роль игры существенно недооценивается. Ещё Альберт Энштейн говорил: «Игра – высшая форма исследования». Поэтому я полагаю, что использование интеллектуальных игр на уроках или отдельных их элементов способствует лучшему усвоению учебного материала. Так как правильно организованная игра динамична, она увлекает, захватывает участников. К ней интереснее готовиться, в ней интереснее участвовать. А значит, и знания усвоятся лучше.

Научная новизна заключается в том, что разработанную интеллектуальную игру, можно использовать в разных аспектах. Игра на отдельно взятом уроке по определённой теме. Может использоваться для изучения нового учебного материала с использованием материала учебника при объединении нескольких учебных параграфов, обобщения учебного материала. Так же возможно использование отдельных раундов игры, как самостоятельных этапов урока по получению, закреплению и повторению учебного материала. Это возможно, благодаря тому, что каждый раунд является тематическим, то есть раскрывает материал каждого отдельно взятого параграфа. Сценарий можно использовать при проведении игры во внеурочное время между параллелями 10-11 классов. Базовые игровые элементы в игровых раундах и принципы их построения универсальны, их можно использовать при изучении различных тем и учебных предметов.

-Цель: Исследование возможности создания вариативной интеллектуальной игры – соревнования по астрономии, способствующей эффективному усвоению учебного материала.

Задачи:

- изучить теоретические подходы к организации интеллектуальных игр в обучении;

- провести опрос в классе ….

- провести анализ опроса одноклассников;

- создать сценарий интеллектуальной игры

- подготовить материалы и презентацию в программе MS Offise Power Point для проведения игры.

- провести игру в классе;

- проанализировать получившиеся результаты.

Практическая значимость состоит в формировании устойчивого интереса к процессу познания и развитии интеллектуальных способностей учащихся через реализацию игровой деятельности на уроке астрономии.
Участники проекта: учащиеся 10 «б» класса МКОУ « СОШ», г. Юхнов Юхновского района Калужской области, учитель физики.

Этапы исследования

1. Сентябрь 2021г – постановочный – выбор и осмысление темы. На этом этапе: изучалась психолого-педагогическая литература, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

2. Октябрь 2021г. – исследовательский. Проводилась разработка анкеты, опрос и анализ опроса учащихся. Изучалась теория интеллектуальных игр и их проведения. Обработка полученных результатов.

3. Ноябрь- Декабрь 2021 г. - интерпретационно - оформительский. Создание сценария игры. Материалов и презентации к игре. Проведение игры. На этом этапе была завершена систематизация результатов исследования. Полученные в ходе работы данные подверглись качественному и количественному анализу. Были сформулированы основные выводы, шло литературное оформление. Подтверждение гипотезы.




























ГЛАВА 1. ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Понятие «интеллектуальная игра»

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля записано, что «играть – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы».

В современном словаре по педагогике дается такое определение: «Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, …осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». Следовательно: «игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий чёткие правила и ограниченную продолжительность.
Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума.  Система дидактических игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей, разрабатывалась в трудах отечественных и зарубежных психологов - Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Г.П.Антоновой, Л.А.Венгер, Е.В.Заики, Б.П.Никитина и других. Теоретический анализ философской и психологической ли­тературы (прежде всего трудов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина) позволяет определить игру (в широком смыс­ле слова) как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях. Чтобы рассмотреть интеллектуальную игру, необходимо понять, что же такое игра вообще и что есть игра интеллектуальная.

В действительности интеллектуальных игр существует много, но получены они за счет комбинирования основного материала, то есть, если хорошо разобраться в каждом из представленных ниже типов, то можно самостоятельно компоновать различные их элементы для получения собственных многообразных форм игр. В обыденном понимании интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Согласно словарю молодежного сленга, интеллектуальные игры представляют собой: 1) игры, в которых команды соревнуются в умении находить правильные ответы на поставленные задания за ограниченное время («Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» и т.д.). Замечается, что интеллектуальные игры объединяют в себе черты игровой и учебной деятельности.

  1. Классификация игровых технологий

Не существует единого определения интеллектуальных игр, нет единого мнения относительно их природы, а следовательно и их классификации.

Имеется несколько классификаций игровых технологий, я приведу классификацию Г.К.Селевко.

В первую очередь выделяются игры по виду деятельности:

  • физические,

  • интеллектуальные,

  • трудовые,

  • социальные

  • и психологические.

По характеру педагогического процесса:

  • Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.

  • Репродуктивные, продуктивные, творческие.

  • Познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие.

  • Комммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

-По игровой методике различают предметные, сюжетные, ролевые, деловые, оргдеятельностные, эвристические, имитационные, драматизации, тренинговые.

-По содержанию игры с готовыми правилами: предметные, музыкальные, театральные, трудовые, технические, спортивные, военные, обществоведческие и т. д.

-Специфику игровой деятельности во многом определяет игровая среда: различают игры с предметами и без, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные и с ТСО.

Так же все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные, (представляющие из себя сочетание элементарных). В свою очередь, элементарные игры можно классифицировать, в зависимости от количества вариантов ответов, из которых участники выбирают правильный ответ. Естественно, что любая интеллектуальная игра может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним - от 2 (это игра называется "Веришь - не веришь") до 5 ("Эрудит-лото). Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, в перерывах между "основными" интеллектуальными играми или в заключении интеллектуальной игры. Их достоинство - высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а так же возможность варьировать сложность заданий.

Наиболее сложной из этих игр являются так называемые "странные обстоятельства", когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше человек (команда) разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков он получает.

Вторую группу (относительно малораспространенную) составляют игры, которые условно можно назвать "заполнением пропусков" (во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить).

Третью группу составляют игры, в которых участникам предлагается сгруппировать предметы по определенным признакам, чаще всего выделяемым самими участниками.

Четвертую группу представляют интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос. Основными играми этого типа являются "Брейн-ринг" и "Что? Где? Когда?".

  1. Методика организации интеллектуально-познавательных игр.

 Интеллектуальная игра может быть посвящена любой теме. При разработке интеллектуальной  игры необходимо иметь в виду:

  • объем фактического материала;

  • сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы (умение планировать и распределять во времени работу, пользоваться справочным материалом; сформированность действий самооценки и самоконтроля и т.д.);

  • уровень интеллектуального развития;

  • тип внимания, памяти, темперамента;

  • состояние здоровья.

О том, как придумать новую игру, как разработать ее правила и игровой сюжет, как правильно подобрать для игры вопросы, сейчас пойдет речь.

Название.

     Интеллектуальная игра обязательно должна иметь название. Название, отражают сущность явления: первое слово указывает на соревновательный характер происходящего. а второе конкретизирует, в чем именно соревнуются участники — в эрудиции, в умении мыслить.  На сегодняшний день, благодаря телевидению, существуют десятки игр - соревнований в эрудиции, известных всей стране. Это: «Слабое звено», «Звездный час», «Своя игра», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы», « Поле чудес» и т.д. Словосочетания «интеллектуальная игра» и «познавательная игра», взятые по отдельности,  также малопригодны. Ведь к «интеллектуальным играм» можно отнести и преферанс, и шахматы, да и про футбол последние годы часто говорят: «Сегодня футболисты демонстрируют очень интеллектуальную игру».  Все интеллектуально-познавательные игры, как уже было сказано, независимо от их названий обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение осуществляются но одному организационному алгоритму. 

Вот три ключевых признака любой интеллектуально-познавательной игры:

1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры ее участникам.

2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы.

3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней «оболочкой» игры.

Вопросы.

Не всякий вопрос годится для интеллектуально-познавательной игры. Содержание вопросов должно быть корректным, содержательным. Иногда иметь « изюминку» для поддержания интереса к подобным играм в целом

Правила.

В каждой интеллектуально-познавательной игре есть свои правила, и даже можно сказать, что они отличаются друг от друга, прежде всего правилами. Но хотя правила разные, при внимательном их рассмотрении можно обнаружить некую закономерность. Она заключается в том, что все правила, по сути, являются ответами на одни и те же вопросы организационного порядка. Всего этих вопросов или организационных проблем десять:

1. Кто принимает участие в игре: команды или индивидуальные участники?

2. Если играют команды, из скольких человек они состоят?

3. Сколько всего команд (индивидуальных участников) одновременно принимают участие в игре?

4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу'?

5. Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно или по принципу жребия (могут быть и другие варианты)?

6. Сколько времени дается на подготовку ответа?

7. Как участники должны демонстрировать готовность к ответу?

8. Кто оценивает правильность ответа?

9. Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ?

10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечет время, пока не наберется определенная сумма баллов?

 Если при разработке правил, организаторы упустят хотя бы один организационный вопрос, не определятся с ответом на них, то правила игры окажутся неполными, а это может принести к недоразумениям или даже к конфликтам. Правила обычно сообщаются игрокам в начале игры, так же если есть определённые правила для каждого этапа игры, то они сообщаются игрокам в начале каждого этапа.

Игровой сюжет обеспечивает динамизм игры. Сюжет игры  это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. Наличие сюжета дает возможность ведущему ярко и красочно комментировать происходящие события, играть на чувствах участников и болельщиков, вносить в достаточно скучную вопросно-ответную форму - общение и эмоциональность.  

В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

     Таким образом, можно уже сформулировать основные пункты организационного алгоритма, единого для всех интеллектуально-познавательных игр. Выглядеть они могут так:

  1. разработка вопросов игры;

  2. разработка правил игры;

  3. разработка игрового сюжета.

  4. создание и подготовка команд;

  5. оформление места проведения игры;

  6. подготовка необходимого реквизита;

  7. техническое обеспечение игры;

  8. выбор жюри;

  9. работа с ведущим.

То есть, за исключением первых трех пунктов, организационный алгоритм интеллектуально-познавательной игры ничем не отличается от организационного алгоритма конкурсных программ

Проведение игры

1. Начало.

 Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приёмов или ритуала

2. Основная часть.

 Сюда относятся: конкурсы, этапы игры, паузы для отдыха команд

3. Заключительная часть.

 Эта часть включает в себя:

-подведение итогов и анализ игры.

-конец игры должен быть результативным – победа, поражение, ничья.

-он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.

-нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, балов или оценкой.

 Эта часть должна быть чёткой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения.

Для создания своего сценария игры и изучения степени его эффективности и результативности, я буду использовать следующие методы исследования: наблюдение, опрос, беседа, обработка статистических данных.

























ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ ПО ОСТРОНОМИИ

2.1. Анализ условий для создания игрового сценария.

Еще К.Д. Ушинский утверждал, что игра потому и игра, что она самостоятельна для учащихся. Самостоятельность у подростков не получит развития, если они не будут в ней упражняться, проявлять лидерских качеств, достигать единого мнения, отвечать не только за себя, но и за весь конечный результат. Поэтому интеллектуальную игру можно рассматривать и как эмоциональный стимул для развития всех качеств личности, и как самостоятельный вид деятельности.

Чтобы игра была интересна моим одноклассникам, я решила провести среди них опрос на предмет их заинтересованности в просмотре телевизионных интеллектуальных игр. Мною был составлена анкета (приложение №1). В ней принимали участие 19 человек. Это учащиеся моего класса. Результаты анкетирования представлены в таблице №1.

Таблица №1

Вопросы анкеты

Ответы учащихся в % сотношении

  1. Понравится ли тебе, если педагог на уроке будет использовать игру и или её элементы?

95% -да

5% - не знаю

2. Нравиться ли тебе смотреть телевизионные игровые передач ?

71% -да

5% - нет

24% - не знаю

3. В какую интеллектуальную игру ты бы хотел поиграть?

«Поле чудес» - 51%

« Кто хочет стать миллионером?» - 30%

«Что? Где? Когда?» - 19%

4. Назовите, о каких игровых приёмах вы слышали или сами их использовали в своих играх со сверстниками.

«Блиц» - 70%

« Ребусы»- 20%

«Изографы» - 10%


Таким образом, я решила, что игровым сюжетом сценария игры будет служить состязание космических команд.

А вот названия каждого из раундов игры и принципы их построения я позаимствую у названных ребятами в анкете известных телевизионных передач и игровых приёмов. Так как на мой взгляд, чем ближе учащимся игровая ситуация и её условия проведения, тем эффективнее пройдёт игра.



2.2.Описание игры хода игры

Игра состоит из четырёх раундов. В течение всей игры, помощник ведущего фиксирует количество баллов, полученное командой в специальный протокол (приложение №2).

1 раунд «Поле чудес», тема «Общие характеристики планет»

2 раунд « Клуб знатоков», тема Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение»

3 раунд « Астрономическая мозаика», тема «Наша планета Земля»

4 раунд « А на самом деле…», тема «Спутник Земли – Луна»

По итогам каждого раунда, каждая команда набирает баллы, в соответствии с правилами каждого раунда. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов в ходе игры.

Описание раундов

1 раунд «Поле чудес», тема «Общие характеристики планет»

Класс делится на три команды. Каждая команда представляет своих представителей, в каждую тройку игроков. При проведении раунда полностью соблюдается принцип телевизионной игры « Поле чудес». На стационарном игровом поле, находится детская игрушка «Волчок», с прикреплённой стрелкой (схема приложение №3.) Игроки, получая задание от ведущего, делают ход, поднимая рукоятку « Волчка» 1 раз. Стрелка указывает на количество баллов. Игрок называет букву. Правильно угаданная буква сохраняет указанные баллы. Сектор «Приз» - необходимо угадать, в какой части шкатулки (левой или правой) лежит буква заданного слова. Если представитель команды угадывает, где она находится, то буква открывается. Максимальное количество баллов в данном раунде зависит от выпадения числа баллов и смысловых значений символов на секторах игрового поля.

Задание первой тройки игроков

- Назовите слово, являющееся физической характеристикой, по которой все планеты делятся на 2 группы.

П

л

о

т

н

о

с

т

ь


Задание второй тройки игроков

- Угадайте слово, которое является физической характеристикой планет, характеризующее одно из главных отличий планет земной группы от планет-гигантов.

В

р

а

щ

е

н

и

е


Задание третьей тройки игроков

- Назовите слово, характеризующее яркую отличительную особенность планет гигантов от планет земной группы.

С

п

у

т

н

и

к

и


В финале участвуют победители «троек игроков». Может, получится, таким образом, что в финал выйдут 1ли 2 игрока от команды. Следовательно, шансы команды, у которой вышло два игра на победу в этом раунде удваиваются.

Задание для финала

- На долю этого химического соединения приходится большая часть массы планет земной группы

о

к

с

и

д

ы


Команде победителю предлагается сыграть в супер – игру, в которой все ранее набранные баллы удваиваются в случае победы. Если супер – игра проиграна, то баллы остаются прежними. В случае, если слова названы правильно частично, то добавляется 1 балл за каждое правильно угаданное слово. Максимальное количество баллов за супер- игру – 4 балла.

Задание на супер-игру

Слово по горизонтали является энергетическим источником нашего дыхания. Слова по вертикали это названия химических элементов, на которые приходится свыше 90% массы нашей планеты. Можно назвать 5 букв.


Ж



е



в


л



о

е



д

з


к

и

с

л

о

р

о

д

р


р


е

о


м

д


н


и


й



2 раунд « Клуб знатоков», тема «Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение»

Ведущий игры задаёт командам вопросы. На обсуждение даётся 1 минута. По сигналу окончания времени команды сдают карточку с письменным ответом. Карточки каждой команды подписываются. Количество карточек для записи у каждой команды выдано по количеству вопросов (5 штук) (Приложение №4). Вопросы зачитывает ведущий, карточки с ответами собирает помощник ведущего. По окончании ответов на вопросы ведущего, производится показ правильных ответов, помощник ведущего фиксирует результаты команд в протокол. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов, полученное в данном раунде командой равно 6 баллов.

Вопросы:

1.Согласно наиболее разработанной гипотезе, солнечная система сформировалась в результате длительной эволюции огромного газопылевого облака (17 век). В 40-е годы 20-го века эти идеи легли в основу гипотезы об образовании Земли и других планет из холодных, твёрдых до планетных тел. Каково их название? (Ответ – планетоземалии).

2.Назовите три компонента смеси частиц состава газопылевого облака, из которых образовывались планеты Солнечной системы. (Ответ – скальный, ледяной, летучий).

3.Как называется физический процесс, происходящий в газопылевом облаке, приведший к образованию Солнца. (Ответ – сжатие гравитационными силами).

4.При распределении вещества внутри газопылевого облака и его дифференциации, химический состав частиц в различных его частях стал неодинаковым. Под влиянием сильного нагрева, из окрестностей Солнца улетучивались газы (в основном самые распространённые, водород и гелий, и оставались лишь тугоплавкие частицы. Что сформировалось, впоследствии из данного вещества. (Ответ – планеты земной группы и их спутники).

5. «Чёрный ящик»

Оставшаяся, «мигрирующая» часть вещества протопланетарного облака, которое не вошло в состав планет и их спутников». ( Ответ – малые тела: астероиды, метеориты и кометы).

3 раунд « Астрономическая мозаика», тема «Наша планета Земля»

Задание – разминка состоит из разгадки – изографов, ребусов и фрагментов популярной игры «Лото».

А) Назовите оболочки планеты Земля, используя изографы 2.3.4.5 (картинки, нарисованные особым образом, в которых спрятаны слова, в данном случае понятия, относящиеся к теме раунда) и ребус 1 – подсказка к изографам. Команды выполняют задание на время (на разгадку каждого изографа и ребуса деется по 1 мин, всего время на выполнение задания – 5мин).


5

2

3

Сад ,, Fe ,, ,,

Men(SiO3)m 

4

Ответы: 1- сфера; 2- магнитосфера; 3- литосфера; 4- атмосфера, 5-гидросфера

б) Соотнесите текст с картинкой правильные названия слоёв земной атмосферы




1.Простирается до 50 км над Землёй. Температура в ней растёт с высотой. Облаков в ней нет. Имеет озоновый слой, поглощающий, ультрафиолетовове излучение Водяной пар в ней отсутствует

2.Это нижний слой атмосферы, в котором проходит наша жизнь. В ней содержится 80% всего воздуха, почти весь водяной пар, в ней дует ветер. Плывут облака и идут дожди.

3.Слой атмосферы на высотах от 40 -90 км. Характеризуется повышением температуры с высотой. А после высоты порядка 60км, температура начинает убывать.






4. Зона рассеяния, расположенная свыше 800км. Из неё атомы и молекулы могут беспрепятственно улетать в космическое пространство.

5. Слой атмосферы, следующий за мезосферой. Температура значительно возрастает, за счёт поглощения ультрафиолетового излучения от Солнца, что вызывает диссоциацию и ионизация молекул и атомов.

6. Состоит из заряженных «осколков» молекул и атомов. Проводит ток.






1

2



3

4

5

6.

Ответы: 1-2 (тропосфера); 3-1(стратосфера); 2-3 (мезосфера);4-5(термосфера);5-4 9экзосфера); 6-6 (ионосфера).

В) Составьте рассказ (каждой команде дана карточка с разбросанным текстом, о какой либо из оболочек Земли). Текст состоит из расположенных не по порядку предложений

(1 колонка таблицы) и расположенных во второй колонке таблицы слов-ответов, среди которых есть слова не относящиеся к понятию. Команда составляет связный рассказ, а другие команды на скорость должны угадать правильный ответ и назвать оболочку Земли.

Условия

Команда составила рассказ правильно (2б).

Команда – соперник ответила верно (2б).

Команда – соперник ответила неверно (0)

Команда составила рассказ с недочётами (1б)

Команда – соперник ответила верно (2б).

При исправлении недочётов, команда получает по 1баллу, за каждый.


Составить рассказ о литосфере задание команде №1

Учебный материал

Возможные ответы

1.На протяжении миллиардов лет существования Земли в твёрдом теле планеты происходили процессы существенно изменившие первоначальный состав вещества….

  1. Магнитосфера; 2. Ядро; 3. Силикаты; 4. Кора; 5. Парниковый эффект

2.Оставшись в центральной части…

3.В результате лёгкие соединения ….

4.Более тяжёлые….

5. Оказавшись на поверхности

Ответы

1.; 2 – 3; 5-4; 4-2


Составить рассказ о магнитосфере задание команде №2

Учебный материал

Возможные ответы

1.В околоземном комическом пространстве существует область, которая по своей форме не является….

1. Солнце; 2. Ядро; 3.Радиационной пояс; 4.Солнечный ветер; 5. Сфера; 6. Полярные сияния.

2.Небольшая часть заряженных частиц ….

3.Она подвергается воздействию …..

4. Распределение и поведение заряженных частиц с высокой энергией….

5. Принимает форму цилиндра….

Ответы

1.-5; 3 – 4; 5-1; 2-3; 4-6


Так как класс делится на три команды, то определение команды, которая будет составлять рассказ, решается по жребию (по принципу наличия знака в вытянутой записке). Таким образом, участники команд смогут побыть в разных учебных ситуациях, выполняя разные роли.

4 раунд « На самом деле», тема «Спутник Земли – Луна».

Для данного раунда участники команд готовят вопросы, которые начинаются со слов «Правда ли что…….?»

Условия:

Команды задают по очереди свои подготовленные вопросы. Одна команда задаёт свой вопрос, две другие отвечают на бланках (приложение№4). Правильный в форме «да», «нет» ответ – 1 балл. Команда, которая может свой ответ пояснить теоретическим материалом, получает 3 балла.

Перечень примерных вопросов и ответов

Вопросы

«Правда ли что…….?»

Краткий ответ

Теоретическое подкрепление

(сопровождается показом слайдов)

1.

Природа Луны отличается от земной природы?

Да

Сила тяжести в 6 раз меньше земной, на Луне отсутствуют атмосфера и гидросфера.

2.

Луну постоянно «мучает лихорадка»?

да

Медленное вращение вокруг оси приводит к резкому колебанию температуры на её поверхности (днём+130С, ночью до -170С)

3.

На Луне есть материки и моря?

Да

Невооружённым глазом видно светлые области материки и более тёмные – моря.

4.

Океан бурь и лунные моря это равнины?

Да

Луна является единым материковым щитом, на котором в виде отдельных вкраплений располагаются пониженные участки поверхности, покрытые застывшей лавой равнины- моря.

5.

На Луне есть такие же горы, как и на Земле?

Нет

Горные хребты (высота 3-4 км), окружающие Море дождей, имеют только такое же название, как и земные. Но они все сбросового типа. А для нашей планеты характерны складчатые горы.

6.

Луна является геологическим заповедником?

Да

Так как на Луне отсутствуют процессы размывания и выветривания, поэтому на протяжении миллионов и миллиардов лет сохраняются все возникавшие за это время формы рельефа. Таким образом, изучение Луны даёт возможность понять геологические процессы, происходившие на Земле в далёком прошлом.

7.

Кратеры не являются характерной формой поверхности Луны?

Нет

Наиболее характерными формами рельефа Луны являются кратеры самого различного размера. Они образуются при падении на Луну тел из космического пространства и последующего взрыва.

8.

Лунная пыль, покрывающая поверхность Луны, похожа на влажный песок

да

Всю лунную поверхность покрывает реголит по своим физико-химическим свойствам, похожий на влажный песок. Это смесь мелких обломков горных пород, остеклованных и оплавленных частиц, возникающих при образовании кратеров.

9.

На лунной поверхности побывали 12 астронавтов?

Да

1969г. – Нейл Армстронг, в ходе реализации американской программы « Аполлон» остальные 12 астронавтов пробыли там, в общей сложности 300ч.

10.

На Луне бывают лунотрясения?

Да

Доставленные на поверхность Луны сейсмографы позволили зарегистрировать большое число лунотрясений – до 3000в год.

11.

На Луне есть действующие вулканы?

Нет

Возраст пород, доставленных с Луны, близок к возрасту Земли, что говорит о их совместном происхождении. В то же время на лунной поверхности не было обнаружено более молодых пород, что говорит о давнем прекращении вулканической деятельности.

12.

На Луне есть запасы воды?

Да

В последние годы исследований на Луне обнаружены весьма заметные запасы воды. Бомбардировка лунной поверхности вблизи её южного полюса ракетой носителем «Центавр» и специальным зондом позволила установить, что в веществе, выброшенном при взрыве, действительно содержится вода. Нейтронным детектором было установлено, водяной лёд составляет 3-8% массы пород в её приполярной зоне. По предварительным оценкам, из тонны лунного грунта можно получить порядка 40-45л. Воды.

13.

На Луне создана крупная обитаемая база?

Нет

О намерении создать на Луне базы заявили несколько стран: Россия, Китай и Индия. В качестве сроков реализации проектов называются 30-40-е годы текущего столетия.

Поскольку в настоящее время визуальная информация является преобладающей, возникают новые способы её передачи. Поэтому кроме подбора материала, для создания интеллектуальной игры необходимо знания по построению презентаций. Весь ход данной игры сопровождается презентацией (приложение №5)



3.2.Оценка результатов игры

После проведения игры моим одноклассникам, которые принимали участие в игре, была предложена анкета (приложение №6). Анализ анкеты приведён в таблице №2.

Таблица №2

Вопросы анкеты

Анализ ответов в % соотношении

1. Чему я научился, работая во время интеллектуальной игры?

-кратко и чётко формулировать свои мысли 45
-быть ответственным за свою работу- 34
-быть терпимым к другим - 65
-работать в команде, распределять свое время- 78
-иметь –свое мнение, но прислушиваться к мнению других 79
-выполнять все точно, интересно, вовремя – 56

2. Чем эта игра была вам интересна?

Одноклассники писали, что: 
- узнали очень много нового;
- работали не только из-за оценки, но и из интереса узнать что-то новое.


3. Чем была полезна вам эта игра?

- узнали много нового и интересного -81
-научились быстро находить нужную информацию – 75
-научились работать в команде- 78

4. Хочу ли я работать на уроках таким образом?

Из 19 учащихся утвердительно ответили 16 человек, трое учащихся не приняли такую форму работы.


При последующем тематическом контроле знаний по теме «Солнечная система, как комплекс тел, имеющих общее происхождение», проходившим в тестовом режиме, мои одноклассники показали следующие результаты, которые представлены в таблице №3



Таблица №3

Оценка за тест – писали 15 учащихся

в % соотношении

«отлично»

5 учащихся – 33

« хорошо»

8 учащихся - 53

«удовлетворительно»

2 учащихся - 13


Заключение

В ходе проведённой мною исследовательской работы я убедилась, что моя гипотеза о том, что использование интеллектуальных игр на уроках или отдельных их элементов способствует лучшему усвоению учебного материала, подтвердилась. Это заметно по результатам, анкетирования учащихся, которым понравилась такая форма работы. Игра проводилась на отдельно взятом уроке в формате получения знаний самостоятельно. Учащимся было предложено заранее прочитать в ознакомительном порядке учебный материал дома и тем самым подготовится к игре. Игра получилась динамичной, познавательной. Были использованы приёмы на развитие логического мышления (изографы), зрительное и слуховое внимание (блиц вопросы), зрительный синтез и анализ изображений (ребус). В то же время во время игры постоянно проводилась тренировка долгосрочной памяти, потому что ознакомление с новым материалом происходило самостоятельно. В игре же учащимся необходимо было вспомнить учебный материал, кроме того ещё и в нестандартной ситуации. Результаты тематического контроля так же подтвердили правильность исследуемой гипотезы.















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Азаров Ю.П. Игра и труд : учебник / Ю.П.Азаров. - М. : Педагогика, 1999г.

2.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения : учебник / Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 2000г.

3.Берн Э. Игры, в которые играют люди: учебник / Э.Берн. - М.: Педагогика, 1997г.

4.Б.А. Воронцов-Вельяминов «Учебник по астрономии» - М.: Дрофа 2009г.

5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : учебник / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1996г.

6.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие : учебник / П.Я.Гальперин. - М: Педагогика, 1997г.

7.Кутас, Э.А. Интеллектуальные игры как одна из форм игровой деятельности молодежи / Э.А. Кутас // Роль личности в истории: реальность и проблемы изучения: науч. сб. (по материалам 1-й Международнонаучно-практической Интернет-конференции) / ред кол. В. Н. Сидорцов (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2011г.

8.Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. – Изд. 6-е, испр. и доп.Обнинск, “Световид”, 2009г

9.Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебник / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров ; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогика, 1996. -

10.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебник / Г.К. Селевко. - М.: Педагогика, 1998г.

11.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры: учебник / С.А.Шмаков. - М.: Педагогика, 1997г.

ССЫЛКА НА ЭЛЕКТРОННЫЙ ИСТОЧНИК

1. Основные понятия теории игр ⦋электронный ресурс⦌/ под ред. А.Г. Кремлёва- режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/43897/1/978-5-7996-1940-4_2016.pdf


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1

Анкета


Вопросы для опроса одноклассников

При ответе на вопросы 1 и 2 выберите один из ответов: «да», «нет», «не знаю». Ответы на вопросы 3 и 4 дайте в произвольной форме.

  1. Понравится ли вам, если педагог на уроке будет использовать игру и или её элементы?

_______________________________________

2.Какие телевизионные игровые передачи тебе нравится смотреть?

_______________________________________

3.В какую интеллектуальную игру ты бы хотел поиграть?

_______________________________________

4. Назовите, о каких игровых приёмах вы слышали или сами их использовали в своих играх со сверстниками.

_______________________________________



Спасибо за участие!




















Приложение №2

Раунд 1 « Поле чудес»


Игровое поле


П – сектор приз


Переход хода


* баллы удваиваются

Ц ифры количество

б аллов.

Пустой сектор -0 баллов







































Приложение №3

Протокол к игре

Названия раундов

Команда 1

Команда 2

Команда 3

« Поле чудес»




1




2




3




финал




С упер -игра




«Клуб знатоков»




1




2




3




4




« Чёрный ящик»




«Астрономическая мозаика»




А




Б




В








«А на самом деле»




1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




итого




итоги

















Приложение №4

Раунд 2 « Клуб знатоков»

Карточка для записи ответов


НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ ИЛИ №

Ответ:










Приложение №6


Анкета

1. Чему я научился, работая во время интеллектуальной игры?
-кратко и чётко формулировать свои мысли;
-быть ответственным за свою работу;
-быть терпимым к другим;
-работать в команде, распределять свое время;
-иметь свое мнение, но прислушиваться к мнению других;
-выполнять все точно, интересно, вовремя;
2.Чем эта игра была вам интересна?
3. Чем была полезна вам эта игра?
- узнали много нового и интересного;
-научились быстро находить нужную информацию;
-научились работать в команде.
4. Хочу ли я работать на уроках таким образом?












Приложение №7

Описание презентации


Слайд 1- Титульный слайд

Слайд 2 – заставка раунда « Поле чудес»

Слайды 1-7 – задания и ответы для раунда « Поле чудес»

Слайд 8- Заставка раунда « Клуб знатоков»

Слайды 9-1- Ответы к раунду « Клуб знатоков»

Слайд 14 - Заставка к раунду « Астрономическая мозаика»

Слайды 15-17 – Ответы к раунду

Слайд 18 Заставка к раунду « А на самом деле?»

Слайд 19-25 – Ответы к раунду

Слайд 26 – Заключительный слайд



























34




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!