СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по технологии "Забытый пряник на новый лад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект «Забытый пряник на новый лад» выполнила обучающаяся 9 класса МАОУ «СОШ №30» города Северодвинска Архангельской области Брынёва Софья Алексеевна, руководитель проекта учитель технологии Акишина Татьяна Валентиновна.

Нельзя понять северян, не познакомившись с местной кухней. Я решила написать проект, чтобы возродить интерес к нашей северной кухне и приготовить чёрный пряник по семейному рецепту от моего дедушки. Оригинальность, уникальность и новизна моей работы заключается в эксклюзивном семейном рецепте, сочетании продуктов, адаптации рецепта к выпечке не только в русской печи, но и в электрической духовке, сохранении традиций поморской кухни, передаче знаний, пропаганде здорового питания, отличного от современного фастфуда, навязанного нам вездесущей рекламой. Велика вероятность развития моего проекта в создание бизнес-плана по внедрению национальной идеи сети закусочных северной кухни «Пряники». Сначала по Архангельской области, затем- по России, а дальше можно выходить и на мировой уровень.

Просмотр содержимого документа
«Проект по технологии "Забытый пряник на новый лад"»


Содержание:

Введение (Актуальность)…………………….………………………… ..…….2

Глава 1. Теоретическая часть:

1.1. Обоснование проблемы, цели и задачи проекта..…………………..............2

1.2. Сбор информации по теме проекта. Проведение маркетингового исследования…………………………………… …………………..…………….3

1.3. Предпроектное исследование………….…………………………………….5

1.4. Анализ прототипов и возможных идей……………………………………..6

1.5. Исторические прототипы и современные аналоги………………………...7

1.6. Выбор оптимальной идеи. Авторская концепция……………………….…8

1.7. Креативность, новизна и значимость…………………………………….....9

1.8. Методы, применяемые в работе при проектировании……………………10

Глава 2. Технологическая часть:

2.1. Процесс подготовки. ………………… ……….......................................10

2.2. Выбор технологии изготовления изделия (технологическая карта)…….11

2.3. Требования к качеству……………………………………………...............12

2.4. Описание технологии изготовления мезенского черного пряника...........13

2.5. Описание окончательного варианта изделия. Дизайн..…………………..17

2.6. Универсальность, следование традициям.……………………...…………18

2.7. Выбор оборудования и охрана труда………………………………………19

Глава 3. Эколого-экономическая часть:

3.1. Экологическое обоснование .........................................................................20

3.2. Экономическое обоснование.........................................................................20

Заключение……………………………………………………………….……..21

Список литературы………………………………………………………...…..21

Приложения…………………………………………………………………..…23

Реклама..................................................................................................................29





Введение (Актуальность).

Прогресс идет с пугающей быстротой. Печать органов, компьютерное супер-зрение, капсулы анабиоза и подкожные чипы, в которых хранится вся личность человека, лабораторные молочные продукты, цифровые «близнецы», следящие за вашим здоровьем, аэропорты для дронов и летающих такси– все эти кажущиеся сказками, еще десять лет назад технологии, становятся реальностью уже сегодня.

Наверное, вы слышали об искусственном мясе и стейках, выращенных клетка за клеткой в лаборатории, как и о других продуктах животного происхождения? Все больше биотехнологических компаний во всем мире исследуют лабораторные молочные продукты, включая молоко, мороженое, сыр и яйца. И многие думают, что они совершили прорыв.

Но мы забываем о традициях, связанных с едой. Национальная кухня - часть нашей русской культуры. Еще в середине прошлого века известный кулинар, автор «Ручной книги русской опытной хозяйки» К. Авдеева писала: «Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, думаю, что для нас во всех отношениях здоровее и полезнее наше родное, русское, то, к чему мы привыкли, с чем свыклись, что извлечено опытом столетий, передано от отцов к детям и оправдывается местностью, климатом, образом жизни. Хорошо перенимать чужое, но своего оставлять не должно и всегда его надобно считать всему основанием».

Ведь мы имеем абсолютно оригинальную и своеобразную кухню, не похожую ни на одну другую. В каком-то смысле наша кухня- это мы сами («мы то, что мы едим»), и не зря этнографы отводят важную роль в изучении народа изучению его кухни, поскольку она является концентратом истории, уклада и натуры народа. Традиции- это мудрость поколений.


ГЛАВА 1. Теоретическая часть


1.1 Обоснование проблемы, цели и задачи проекта.

Нельзя понять северян, не познакомившись с местной кухней. Я решила написать проект, чтобы возродить интерес к нашей северной кухне и приготовить чёрный пряник по семейному рецепту от моего дедушки, а он родился в городе Мезени, Архангельской области. Этот рецепт он узнал от своей бабушки, которая научила его готовить этот пряник. И я решила тоже научиться печь его, чтобы рецепт не был безвозвратно утерян.


Цель: Самостоятельно приготовить традиционное поморское блюдо (мезенский чёрный пряник) по семейному рецепту, познакомить с историей и способом изготовления, пробудить интерес к национальной кухне, поднимать ценность северной кухни и наращивать своё культурное влияние в сфере кулинарии в будущем.


Задачи проекта:

  1. Выяснить и узнать всё про мезенский пряник, историю блюда.

  2. Узнать и подготовить оборудование и приспособления для приготовления мезенского чёрного пряника.

  3. Узнать технологию изготовления (рецепт). Возродить забытые рецепты.

  4. Адаптировать рецепт к приготовлению в современных условиях.

  5. Подсчитать себестоимость изготовления мезенского чёрного пряника.

  6. Приготовить пряник.

  7. Оценить перспективы дальнейшего развития проекта, путем маркетингового исследования.



1.2 Сбор информации по проблеме. Проведение маркетингового исследования.

О ресторанах быстрого питания McDonalds знают все, и в каждом крупном (и не очень) городе есть эти заведения несмотря на то, что подавляющее большинство людей понимают и признают, что еда в McDonalds вредна для здоровья и фигуры, эти заведения пользуются огромной популярностью. А для многих людей частое посещение McDonalds уже вошло в привычку. Сейчас это огромная сеть ресторанов по всему миру с налаженной системой работы и своим особенным маркетингом.

Но мне кажется, что в противовес меню этой компании, я бы предложила открыть сеть закусочных с правильным, здоровым питанием, т.е. моя идея, преобразующая мир - дать людям альтернативную возможность питаться непритязательно, рационально, но вкусно и разнообразно, и без ущерба для здоровья, используя традиционные рецепты кухни поморов. И название соответствующее, русское, северное- «Пряники»


Где вы могли бы на завтрак заказать вместо гамбургера- кашу или расстегай, а вместо кофе- ароматный чай с мятой (хотя кофе северяне стали употреблять во второй половине 19 века. И даже раньше, чем познакомились с чаем. Про кофе жители в конце прошлого столетия говорили, будто даже самые нищие из них просят не на хлеб, а на кофе). А в обед: вместо картошки фри съесть запечённую холмогорскую картошечку с треской, сёмгой или грибочками. А вместо колы (в одном стакане которой содержится до 8 чайных ложек сахара), выпить морс из клюквы или брусники, ну, или хлебного квасу в жаркий день.

Национальная идея фастфуда существует и в других странах:

- в Англии это «Fish and Chips» (рыба с чипсами);

- в Германии - «Дёнер» (пресный хлеб и мясо птицы), а также «Nord see» (где предлагают микс-бокс: рыба, креветки, картофель и 2 соуса);

- в Японии и Китае есть суши-бары;

- в Италии- пиццерии.

У нас в Архангельской области тоже есть закусочные с узкой специализацией: «Крошка-картошка», «Щи-борщи», «Чайная ложка» (блины), «Робин-Сдобин»(хлебобулочные изделия), «Пельменная». Но местную кухню, с её гастрономическими традициями, вы можете отведать только в ресторане, например: «Малые Карелы» или «Паратов», или в кафе, которые, возможно, расположены далеко от вашего дома. Я же предлагаю открыть сеть закусочных «Пряники» в шаговой доступности.

В нашем заведении вы могли бы попробовать пищу наших дедов и прадедов- настоящую поморскую трапезу (или выть, как у нас называли):

- ягодники, пироги с черникой, морошкой и грибами, кулебяки, сочни, жаворонки, мезенский черный пряник, калитки, шаньги, ватрушки;

- кисель ягодный и овсяный со сливками;

- квашеную капусту и рыжики;

- чаи травяные и ягодные, мёд, сбитень, напиток из крапивы;

- запеканки из репы и брюквы;

- всевозможные каши;

- блины-скородумки и с припёком, а к блинам различные варенья;

- и знаменитые архангельские козули.

Разнообразный рацион очень важен: одни и те же продукты на столе- это скучно и чревато недобором важных питательных компонентов.

В дальнейшем я создала бы франшизу этой сети закусочных «Пряники». Как в своё время, в 1955 году это сделал Рей Крок с McDonalds.

Рекламный маркетинг у меня заключался бы в пропаганде здорового образа жизни и питания. Здоровое питание дает возможность стабилизировать вес без насильственных ограничений, помогает избавиться от заболеваний и предотвратить их развитие, содействует восстановлению интеллектуальной и физической энергии. Здоровое питание - важная составляющая здорового образа жизни.

Я бы использовала, в первую очередь, сеть интернет (т.к. большая часть молодёжи именно оттуда получает информацию). Также реклама по ТВ и радио, реклама на транспорте, листовки в руки и почтовые ящики, бегущая строка, визитки, плакаты в городе и другое.

В качестве рекламной акции, для жителей и гостей Поморья, можно в бокс (туесок) с комплексным обедом положить щепную птичку счастья, оберег, плетёную из бересты фенечку, ободок, заколку, брошь, погремок, закладку для книги, подставку под кружку и другие.

В целях сохранения окружающей среды я бы предложила съедобную посуду, которую легко утилизировать. В закусочных была бы сортировка мусора – биоразлагающиеся пакеты для упаковки.

Контейнеры для компоста, все отходы шли бы на переработку - на поля и фермы. Был бы замкнутый цикл производства. Мы бы развивали своё производство на Севере- поставка рыбы, выращивание картофеля и корнеплодов. Это открывает возможность предоставлять рабочие места в деревнях и селах: фермеры, рыбаки, заготовщики грибов, сборщики трав и ягод, переработчики.

Это все в перспективных планах, а пока я изучаю вкусовые предпочтения людей разного возраста в выборе блюд поморской кухни, ищу, восстанавливаю и собираю старинные рецепты и учусь готовить, узнавая стоимость блюд, калорийность и пользу, конечно же. Многие люди с недоверием относятся к еде, которую произвели в научных лабораториях. И спрос на полезные натуральные продукты сейчас является трендом в сфере питания.


1.3 Предпроектное исследование.

Прежде, чем провести анкетирование по предпочтениям я попросила школьников и взрослых людей разгадать кроссворд «Что едали наши деды», который я составила с помощью учителя технологии (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Результаты не порадовали. Старшее поколение отгадали примерно половину слов, а школьники многие слова впервые слышат и никогда таких блюд не пробовали. Но ведь традиции, связанные с едой, национальная кухня - часть нашей русской культуры. Веками, тысячелетиями народ вырабатывал рациональные сочетания продуктов, целесообразные приемы их обработки. Во всем этом нашёл отражение коллективный опыт наших предков. Поэтому бездумно отбрасывать его неразумно, это может привести к утрате из рациона ценнейших для человека блюд.

Знаковым блюдом того времени был хлеб, значение которого для русского человека трудно переоценить. Русская культура, как и любая другая земледельческая, ставила хлеб во главу угла, как высшее достижение человека, возделывающего землю. «Худ обед, коли хлеба нет» и «Хлеб-всему голова!». На Севере всегда было уважительное отношение к хлебу. Раньше в деревнях невозможно было встретить детей, жующих кусок хлеба на улице. Уронив краюшку на пол, старались быстро поднять её, да еще и наказание могли получить. Детям за столом хлеб раздавали каждому по куску, второго куска не полагалось. Вспоминаю, как дедушка неторопливо, но очень ловко топил печь, выпекал мезенский пряник. Дом наполнялся ароматами. Очень хочется, чтобы этот неповторимый запах и вкус узнали и мои дети, друзья и знакомые. Древнерусская кухня заложила основу наших традиций. Именно тогда появился хлеб из ржаного теста (тот самый черный хлеб, который вы в Европе днем с огнем не сыщите) и прочие мучные изделия из теста: калачи, пироги, пряники. Как говаривал наш земляк Степан Писахов «Пряники- еда вманчива!». А еще: «За стол присел, да в одну выть всё и съел».





1.4 Анализ прототипов и возможных идей.

Полистав книгу о северной кухне автора Черёмухиной Л.А., я обнаружила рецепты выпечных изделий из пресного и дрожжевого теста. Были там и шаньги, и ягодники, козули. А вот мезенского пряника не было.

Пряники на Руси пекли самые разные: медовые, сусляные, сахарные, коврижки, фигурные (вырезные) и печатные. Но никакие фабричные пряники не могли сравниться по вкусу с северными. Кстати, в Мезенском уезде, кроме маленьких, подобным холмогорским пряникам-козулям, еще пекут плоские козули; раскатывают тесто длинной лентой толщиной вполовину карандаша и свёртывают его разными рисунками, порой неожиданно похожими на священный лотос в волнистом окружении, напоминающем сияние. Бывают также птички на гнезде и другие… (На Мезени к Рождеству изготавливали витое обрядовое печенье, выполненное в технике лепки «из жгута» – это мезенские козули (фигурки животных, птиц), а также мезенские тетеры или тетерки). Мезенское печенье выпекали с молитвами и раздавали христославцам, бросали прохожим во время следования свадебного поезда до церкви и обратно. Поморы верили, что такие козули-змеи принесут в дом богатство, достаток.(Рисунок 1)

Рисунок 1


Традиционное мезенское угощение - черный пряник. Пряник происходит от прилагательного "пряный". Первые упоминания о мезенском черном прянике были сделаны в 1870 году. У каждой семьи был свой фирменный ингредиент для его приготовления, который до сих пор держат в секрете. Известно лишь, что специфический вкус и цвет ему придает сочетание пережженного сахара и корицы.

Черный пряник похож на десертный хлеб, в нем довольно много сахара, но он мало сладкий, так как сахар пережигается. Он очень ароматный. Пахнет хлебно и пряно одновременно. Внутри он пористый, упругий и немного влажный. На вкус пряник напоминает архангельские козули, но все - таки у него свой особенный характер.

Пряник можно есть горячим. Но считается, что его можно есть и в течении пяти дней, он не теряет своей свежести, а становится еще ароматнее. Вкусный, простой в исполнении и не дорогой пирог. Содержащий в себе два стакана сахара, он не поднимает уровень сахара в крови и подходит даже диабетикам! (Рисунок 2)

Рисунок 2








1.5. Исторические прототипы и современные аналоги.

На просторах Интернета, в различных источниках я все-таки нашла множество рецептов Черного пряника, но не такие, как у моего деда. (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)


Они все привлекательны, заслуживают внимания, но мне захотелось сделать свой единственный и неповторимый пряник.

Дед учил меня печь в деревне, а там русская печка. Важнейшим качеством национальной кухни является предпочитаемый способ тепловой обработки, и главным способом на Севере издревле было запекание и варка в русской печи. Главным свойством русской печки является постепенное снижение температурного режима, вызванного медленным остыванием. Такой температурный режим помогал сохранить витамины и вкус продуктов. Никогда температура во время готовки не превышала определённого порога, именно поэтому блюда готовились долго, но получали совершенно неповторимый вкус, будучи, например, не столько варёными, сколько томлёными. Что касается традиций кухни, то многие ее черты определялись особым типом кухонного очага- русской печью, позволявшей варить, тушить, жарить, запекать, сушить продукты, печь хлеб, пироги и пирожки, готовить самые разнообразные мучные изделия (недаром в иных местах Архангельской области русскую печь зовут «пекаркой»). Впрочем, подобный температурный режим я попытаюсь повторить в духовке.(Рисунок 3)

Рисунок 3



1.6. Выбор оптимальной идеи. Авторская концепция.


Вот мой (семейный) рецепт.

Ингредиенты:

1 стакан жженого сахара

1 стакан сахара (в тесто)

2 яйца

1 стакан сметаны

3 столовые ложки сливочного масла

2 стакана муки,

соль, сода, сахарная пудра, можно добавить маленькую щепоточку корицы, и даже гвоздики, и даже молотого чёрного перца, но я пеку «без духов» (без пряностей). «Жжёнку» я делаю так: стакан сахара пережигаю на сковородке, разбавляю 1,5 ст.ложками воды, карамелизирую, и затем добавляю кипяток, примерно 100 грамм. Сахарную пудру можно из сахара сделать самим (в ступке). Чтобы пряник не треснул при выпечке, тесто должно быть хорошо перемешано и не должно быть очень густым.

Выпекать 45 – 60 минут. При температуре 180 градусов.





1.7 Креативность, новизна и значимость.


ЧЁРНЫЙ ПРЯНИК НА МЕЗЕНИ.

Если родом ты с Мезени,
Или там когда-то жил.
Я уверен, без сомнений
Чёрный пряник ты любил.

Чёрный пряник золотистый ,
В вазе, точно соблазнит.
Пышный, мягкий и душистый,
Праздник вкусом - подарит.

С виду, круглая коврижка.
Скромная - сомнений нет.
Не найдешь рецепта в книжке,
Лишь Мезень хранит рецепт.

Тот рецепт: не меры, граммы
Тот рецепт - добро творить.
Пряник выпекали МАМЫ.
Он от них тепло хранит.

Александр Куренгин.


Оригинальность, уникальность и новизна моей работы заключается в эксклюзивном семейном рецепте, сочетании продуктов, адаптации рецепта к выпечке не только в русской печи, но и в электрической духовке, сохранении традиций поморской кухни, передаче знаний, пропаганде здорового питания, отличного от современного фастфуда, навязанного нам вездесущей рекламой. Велика вероятность развития моего проекта в создание бизнес-плана по внедрению национальной идей сети закусочных северной кухни «Пряники». Сначала по Архангельской области, затем- по России, а дальше можно выходить и на мировой уровень.

Когда готовишь - забываешь обо всем. Чувствуешь, ты - часть этой народной культуры, часть чего-то важного, нужного, настоящего. Каждый из нас способен изменить мир к лучшему. Когда я восстанавливаю, сохраняю утраченные рецепты и делюсь ими, это позволяет мне ощутить свою значимость, способность делать важные полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, удивлять, создавать вкусное и прекрасное, творчески мыслить, изменять мир вокруг себя и внутри себя.

Пока невозможно узнать, окажет ли какое-либо влияние на людей моя идея, однако путь идеи от смешной до верной не так уж и долог.


1.8 Методы, применяемые в работе при проектировании.

В процессе работы над проектом я применяла анализ литературы, я провела аналогию между западной системой фастфуда и национальной идеей сети закусочных. Использовала эмпирические и практические методы: беседа с родным человеком (дедушкой), обладающим ценной информацией. Я провела анкетирование и устный опрос респондентов, чтобы узнать их мнение по поводу безграничного разнообразия закусок северной кухни и предпочтений. Также было описание приготовления продукта и его критериев, фотографирование процесса и готового блюда. В процессе работы применила метод сравнения различных рецептов и др. В конце работы использовала метод подведения итогов.


ГЛАВА 2. Технологическая часть


2.1. Процесс подготовки.


Для приготовления необходимо приобрести продукты:

1. Сахар

2. Мука

3.Сода

4. Сметана

5. Яйца

6. Масло сливочное

7. Соль
















Инвентарь и посуда(Рисунок 4): кастрюли емкостью 0,5л и 2 л, сито, весы, ложка,

стакан, миксер, сковорода, форма для выпекания, духовой шкаф, плита.


Рисунок 4

2.2 Выбор технологии изготовления изделия (технологическая карта)

Технологическая карта

№ операции

Последовательность выполнения работ

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1

Обжигаем сахар на сковороде до коричневого цвета, аккуратно добавляем кипяток, чтобы не застыл.

Сковорода, ложка столовая.

2

Взбиваем в миске яйца и сахар до однородной массы белого цвета.

Кастрюля (миска),

миксер (венчик для взбивания).

3

Добавляем сметану, масло, соду, соль.

Кастрюля (миска),

миксер (венчик для взбивания).

4

Добавляем жжёный сахар. Можно добавить корицы, совсем чуть-чуть маленькую щепоточку «для аромату», но я пеку без «духов» (без пряностей)

Кастрюля (миска),

миксер (венчик для взбивания).

5

Добавляем муку

Кастрюля (миска),

миксер (венчик для взбивания).

6

Выкладываем тесто в форму для выпекания.

Форма для выпекания.

7

Выпекаем в предварительно разогретой духовке до 180°С 40-50 мин. Проверять и открывать духовку не нужно, иначе пряник осядет.

Форма для выпекания, духовка.



2.3 Требования к качеству.

* Готовый пряник должен быть коричневого цвета, быть пышным, мягким, сухим, с ровной поверхностью и равномерной пористостью.

*Верхняя корочка не треснута, темно-коричневого цвета, гладкая и тонкая

*На разрезе не должно быть видно непромешанной муки.

*Мякиш должен иметь пышную и нежную структуру

*Вкус горьковато-сладкий.









2.4 Описание технологии изготовления мезенского черного пряника. Авторские нюансы(лайфхаки).

Шаг первый: Обжиг сахара (Рисунок 5)

Рисунок 5

На сковороде обжигаем один стакан сахара. Сковородку лучше использовать чугунную, потому что сахар плавится до очень высокой температуры. Пережигать сахар нужно на сильном огне. Сахар даже будет дымиться и пузыриться. Цвет должен быть тёмно-коричневый. Именно из-за этой жжёнки пряник и назвали чёрным. Будьте осторожны, чтобы не получить ожоги, кипяток вводите очень тонкой струйкой, ложкой мешайте с длинной ручкой, обязательно пользуйтесь прихватками.

Шаг 2: Замешивание яиц и сахара.

(Рисунок 6)

Разбейте 2 яйца в миску. Чтобы яйца хорошо взбивались, в миске не должно быть ни капельки воды (абсолютно сухая), а яйца должны быть комнатной температуры (не из холодильника). Взбейте венчиком, но лучше миксером, чтобы песок полностью растворился.



Шаг 3: Добавление ингредиентов в тесто: сметана, масло, соль, сода, корица.

(Рисунок 7)



Затем добавьте стакан или 200 грамм сметаны, затем мягкого сливочного масла 3 ст.ложки или примерно 100 грамм, соду (пол чайной ложки нужно погасить соком от лимона) и тоже добавить в тесто. Также добавьте 1/3 чайной ложки соли. Снова все перемешать миксером.

Шаг 4: Добавление жжёного сахара.

(Рисунок 8)

Жжёный сахар добавляем в массу. Но нужно, чтобы жжёнка немного остыла, была теплой, иначе горячая смесь может заварить белок яиц. Снова перемешиваем. Для тех, кто любит пряности, можно добавить корицу, или молотую гвоздику, или молотый черный перец. Не переборщите, дети не очень любят пряности, без них тоже очень вкусно получится, и уж точно всем понравится.



Шаг 5: Добавление муки замешивание теста.

(Рисунок 9 )



Чтобы пряник был пышным, нужно насытить муку кислородом- просеять ее. Также это обезопасит тесто от попадания комочков. Муки нужно добавлять 200-300 грамм. Все зависит от клейковины муки. Ориентироваться нужно на консистенцию теста. Оно не должно быть очень густым, иначе пряник может треснуть. Консистенция теста должна быть как на оладьи и мешать его нужно ложкой.

Шаг 6: Выкладывание теста в форму для выпекания. (Рисунок 10)

Предварительно форму нужно смазать маслом, чтобы пряник к ней не прилип. Форму заполняем наполовину, не до краев, потому что тесто в духовке поднимется.



Шаг 7: Выпечка изделия. (Рисунок 11)

Перед тем, как поставить форму, духовку нужно разогреть примерно 10 минут до температуры 180 градусов. Затем выпекать примерно 45-60 минут, или при 160 градусах в режиме конвекции 1час-1час 10 минут. Можно также выпекать в мультиварке на режиме «Выпечка» примерно 40-60 минут. По истечении времени можно проверить готовность, проткнув пряник пекарской иглой или зубочисткой. Она должна быть сухой.



2.5 Описание окончательного варианта изделия. Дизайн. (Рисунок 12)

Для тех, кто любит заниматься дизайном и украшением блюд- простор для фантазии. При желании вы можете украсить пряник, как душа пожелает: полить растопленным шоколадом или украсить шоколадной, ореховой крошкой, или крошкой из печенья. Можно посыпать разноцветными посыпками или кокосовой стружкой. Можно украсить сахарной глазурью или мастикой, кусочками фруктов или мармеладками. Можно его разделить на коржи и смазать их варёной сгущенкой или сахарно-сметанной пропиткой. Но мне бы не хотелось перебивать неповторимый горьковато-сладкий терпкий вкус этого пряника другими ингредиентами. Иногда я посыпаю сахарной пудрой.

Если бы я пустила этот продукт в массовое производство, то упаковку украсила бы мезенской росписью.



2.6 Универсальность, следование традициям.

При приготовлении мезенского, черного пряника я использовала свой оригинальный рецепт, переданный по наследству от моих дедушки и прабабушки. Пряник получился очень вкусным и понравился моим одноклассникам и моим родителям. Я принесла его в школу на защиту творческого проекта. Получила много одобрительных отзывов.

К прянику, как правило предлагали "Кофе по-мезенски". Ставили самовар и из него угощали кофейным напитком, одну, другую чашку, а третью чашку кофе разбавляли молоком, желательно топленым. Такой способ кофепития- мезенская традиция, которая бережно передавалась от отцов к детям.

История и рецепт этого напитка передаются в регионе из поколения в поколение. В XVIII-XIX вв. прошлого столетия в Поморье процветала ярмарочная торговля, которая велась в основном с иноземными купцами. Тогда же и был завезен кофе на поморскую землю, о котором раньше здесь никто не слышал - не пробовал. Северянам он настолько понравился, что пили его по несколько чашек в день. И по русской традиции заваривали напиток в самоваре. В богатых купеческих домах было принято иметь по два самовара - один большой для чая, а другой поменьше - для кофе. Краевед Василий Дранников рассказал, что мезенский кофе славится необычным вкусом.

В менее зажиточных семьях настоящий кофе был недоступен, поэтому они придумали свой, - рассказывает Василий Дранников. - Это пережаренный ячмень, причем не сладкий, а соленый. Поэтому вкус у кофе по-мезенски специфический. Сейчас его готовят на чуть солоноватой воде.

По воспоминаниям краеведа, у северных хозяек было принято: как только утренние дела были закончены - звать соседок на кофе. Тот, кто зовет в гости, должен был задернуть занавеску на кухонном окне, так соседи понимали, что хозяйка приглашает кофе пить.

2.7. Выбор оборудования и охрана труда

Требования безопасности при приготовлении пищи:

  1. Перед началом работы нужно надеть спецодежду, волосы заправить под косынку;

  2. Освободить рабочее место от посторонних предметов.

  3. Вымыть руки с мылом.

  4. Инструменты и приспособления располагайте на столе так, чтобы предотвратить их падение.



Необходимое электрооборудование: миксер, духовой шкаф, плита.

При изготовлении изделия предстоят работы, связанные с ручной и механической обработкой теста. В связи с этим перед выполнением работ следует знать и в последующем выполнять правила охраны труда при работе с электрооборудованием:

  1. Аккуратно включить вытяжную вентиляцию для электроплиты и убедиться в ее бесперебойной работе.

  2. Во время работы с кухонной электроплитой необходимо включить электроплиту, при этом убедиться в нормальной и стабильной работе ее нагревательных элементов.

  3. Для процесса приготовления пищи использовать только эмалированную посуду или посуду из нержавеющей стали. Не рекомендуется использовать при приготовлении пищи алюминиевую посуду. Запрещено использовать эмалированную посуду со сколами на ней эмали.

  4. Любые кастрюли или емкости заполнять жидкостью не более 3/4 от их объема, в связи с тем, чтобы закипающая жидкость не выплескивалась и не переливалась, тем самым не заливала электроплиту.

  5. Крышки горячей посуды на электроплите брать только полотенцем или прихваткой и открывать только от себя, чтобы не получить ожоги выходящего пара.

  6. При снятии посуды с горячей жидкостью с электроплиты или из духовки особенно соблюдать осторожность, быть внимательным, брать посуду только за ручки полотенцем или прихваткой.

  7. Для предотвращения ожогов рук брызгами кипятка или паром при перемешивании горячей жидкости в посуде на электроплите использовать ложки или половники с длинными ручками.

  8. Сковородки ставятся или снимаются с электроплиты осторожно и только с помощью сковородников.

  9. В процессе работы строго соблюдать требования инструкции по охране труда при работе с кухонной электроплитой, а также технику безопасности при выполнении работ, требования пожарной и электробезопасности.

  10. По окончании работы с электроплитой, выключить электроплиту и только после ее полного остывания тщательно вымыть горячей водой.

  11. При работе с миксером: проверить исправность электроприбора.

  12. Следует проверить наличие ровной устойчивой поверхности, на которой установлен многофункциональный миксер (необходимо, чтобы корпус миксера находился на расстоянии не менее 30 см от стен)

  13. Необходимо отключить электропитание, затем установить насадку на ось многофункционального миксера.

  14. Следует установить на миксере нужную скорость перемешивания, затем включить электропитание

  15. Во время работы многофункционального миксера категорически запрещено прикасаться руками к вращающимся миксерным насадкам.

  16. Необходимо выключить многофункциональный миксер и после его полной остановки тщательно промыть чашу и смешивающие приспособления.



ГЛАВА 3. Эколого-экономическая часть.

3.1. Экологическое обоснование

Продукты, применяемые при приготовлении, являются экологически чистыми, особенно при использовании деревенских молочных продуктов и яиц. Процесс приготовления также экологически чист при использовании электрического духового шкафа и плиты. Калорийность продукта низкая.

3.2. Экономическое обоснование

Рассмотрим таблицу себестоимости продуктов.

Наименование

Цена

Количество

Стоимость

1

Сахар

56 руб. за кг

400г

22руб.24коп.

2

Яйца

65 руб. за дес.

2 шт.

13 руб.

3

Сметана

53 руб. за штуку

1 стаканчик

53 руб.

4

Масло сливочное

140 руб. за пачку(200г)

3 ст.ложки

28 руб.

5

Мука пшеничная

45 руб. за кг

400г

17руб.47коп.

6

Сода и соль



Из домашних запасов

ИТОГО: 134 руб. 67 коп.



Как видно из таблицы себестоимость изделия при выходе 0,6 кг- 134 р. 67 коп.

Я считаю, что это очень экономически выгодно, так как такого пряника хватит, чтобы накормить, например, полкласса детей (проверено).

Для того, чтобы подсчитать затраты на выполнение нашего изделия, необходимо знать стоимость всех материалов и электроэнергии, затраченных на его изготовление. Я не учитывала затраты на: амортизацию оборудования, электроэнергию, оплату труда, но стоимость продуктов, применяемых для этого изумительного блюда, составила всего 134 руб. 67 коп. Ценность блюда еще и в том, что, если бы вы захотели купить его в магазине, вам пришлось бы съездить в Мезень. Даже на «Ярмарке мастеров», запросив в поисковике: «Купить мезенский пряник», вы сможете найти только козули с мезенской росписью, но не сам черный пряник. Итак, 600-грамовый пряник можно разрезать на 8 достаточно больших порционных кусков, весом 75г., так как он воздушный. Таким образом, стоимость одного кусочка равняется 16 руб. 83 коп. Это цена вполне доступная, если бы люди покупали этот продукт в сети закусочных «Пряники».


Заключение

Мною была проделана большая, интересная работа. Я познакомилась и освоила новый вид выпечки - мезенский черный пряник. С поставленной целью я справилась. Изделие превзошло все мои ожидания. В классе на защите проекта я рассказала одноклассницам, как его готовить, угостила и раздала рецепты. Некоторые из девочек приготовили пряник в своих семьях. Пряник понравился учителям, ученикам школы и родителям.

Я- северянка, я очень хотела бы, чтобы наша поморская кухня была широко известна и пользовалась признанием во всем цивилизованном мире. Чтобы она была доступной, чтоб интересные самобытные рецепты не были утрачены. Чтобы русское влияние в кулинарии в будущем нарастало. Когда я восстанавливаю, сохраняю забытые рецепты и делюсь ими, это позволяет мне ощутить свою значимость, способность делать важные полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, удивлять, создавать вкусное и прекрасное, творчески мыслить, изменять мир вокруг себя и внутри себя.

Пока невозможно узнать, окажет ли какое-либо влияние на людей моя идея, однако путь идеи от смешной до верной не так уж и долог.









Список литературы

  1. ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание

  2. ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

  3. ГОСТ Р 7.0.11-2011. Национальная система РФ. Система стандартов информации, библиотечному и издательскому делу.

  4. Карачев, А. А., Каплин, Р.Е. Современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии Дж Дьюи [Текст] // Школа и производство.-2008.-№2.-С. 3-7.

  5. Пашкова, М.Ю. Актуальность развития технологического образования в условиях внедрения ФГОС. [Текст] // Школа и производство. – 2015 №1 – с 4-7.

  6. Пичугина, Г.В. Типичные ошибки, риски и заблуждения в организации проектной деятельности школьников [Текст] / Пичугина, Г.В. // Современное педагогическое образование в школе и педагогическом вузе: Материалы XXI Международной конференции по проблемам технологического образования// под ред. Хотунцева Ю.Л., Харичевой Д.Л. – Издательство МПГУ, 2015. С 108 – 113

  7. Попсуйко, Ю.Н. Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в социально-педагогическом проекте [Текст] / Попсуйко, Ю.Н. //Школа и производство.-2015.-№4. С. 13-18

  8. Седов, С.А. Анализ олимпиадного движения школьников по технологии [Текст]/ Седов С.А. //Школа и производство.-2017.-№- С. 00-00.

  9. Скворцов, К.А. Основы проектной деятельности школьников [Текст]/ Скворцов, К.А. //Школа и производство.-2015.-№4- С. 53-58.

  10. Смелова, В.Г. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на основе мегапроекта «Школа – родной дом» [Текст]/

  11. Смелова, В.Г. // Школа и производство.-2015.-№4- С. 5-9.

  12. Татко Г.Н. Методические вопросы проектной работы учащихся на уроках технологии в школе [Текст]: учебно – методическое пособие / Татко Г.Н. – МГОУ, 2010 - 80с

  13. Татко Г.Н. Творческой проект по технологии – методические рекомендации МГОУ, Москва 2017- 49с

14. Гемп К.П. Сказ о Беломорье.-М.:Наука; Архангельск: Помор. ун-т, 2004 15. Черемухина Л.А. Северная кухня; - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1992 3. Валентинова Л. Что ели наши предки. – газета «Терский берег» 1993 – 22.05 4.



Перечень Интернет- ресурсов



  1. https://lenta.ru/articles/2022/01/20/future/

  2. https://yandex.ru/video/preview/?text=Особенности%20Северной%20кухни&path=wizard&parent-reqid=1642946346752156-16235110836309586856-vla1-5781-vla-l7-balancer-8080-BAL-612&wiz_type=vital&filmId=17570068509381196411оектом.















ПРИЛОЖЕНИЕ А

«Что едали наши деды?»

Северная кухня. Еда поморов.

«Что едали наши деды?»

Традиции, связанные с едой, национальная кухня – часть нашей русской культуры.

  1. Пирог с грибами

  2. Блюдо из размоченного в квасе чёрствого хлеба

  3. Мясные туши хранили зимой замороженными и подвешанными на жердях. По мере надобности от туши отрубали куски. Весной, перед первыми оттепелями, остатки мяса солили в кадках. Это мясо называлось........

  4. Древнейший овощ на Руси. Как писал Степан Писахов, на Севере её «ели кусками, ломтями, с солью, голью, с квасом, с маслом, мочёну, сушёну, с хлебом, с кашей, с блинами, тёрту, маком, так, из нее кисель варили, с ней чай пили»

  5. Кушанье из сгустившегося до желеобразной массы мясного или рыбного навара с кусочками мяса или рыбы.

  6. Главная рыба для поморов.

  7. Суп из свежих грибов.

  8. Напиток, приготавливаемый из воды, мёда и дрожжей с различными вкусовыми добавками.

  9. Северные пряники.

  10. Это вытянутой формы пирожок, незакрытый, как бы «расстёгнутый» сверху. Пекли его или с грибами, или с рыбным фаршем, или с ягодами.

  11. Закрытый пирог с рыбой.

  12. Род лепёшки.

  13. Кисловатый напиток, приготавливаемый на воде из хлеба с солодом.

  14. Большой открытый пирог с ягодами, украшенный сверху полосками теста.

  15. Лепёшки из пресного теста с картофелем, кашей, творогом, ягодой.

  16. Постная тонкая лепёшка из пресного теста или картофеля. Употребляли в Сочельник – канун Рождества Христова.

  17. Так называлось обрядовое выпечное изделие из сдобного дрожжевого теста, которое пекли к Пасхе.

  18. Приём пищи (у поморов)

  19. Кусочки ржаного хлеба, намоченные в воде или квасе с солью.



Ответы на кроссворд. «Что едали наши деды?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

в

ы

т

ь

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

3

 

 

 

р

 

 

 

17

к

у

л

и

ч

 

 

 

 

 

 

 

ш

 

5

с

т

у

д

е

н

ь

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

13

к

в

а

с

 

о

 

 

 

с

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

л

 

 

9

к

о

з

у

л

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

о

 

2

 

а

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

г

у

б

н

и

к

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

а

 

 

и

 

р

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

н

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

р

е

д

ь

к

а

 

ш

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

е

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

б

 

8

м

е

д

о

в

у

х

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

о

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

16

с

о

ч

е

н

ь

 

 

 

14

я

г

о

д

н

и

к

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

11

к

у

л

е

б

я

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение Б

Примеры рецептов мезенского черного пряника.

Пример 1.

1. Битый (Чёрный) пряник (рецепт из газеты "Север "Мезенской типографии): а) Замесить тесто из 1 стакана сметаны и 1 стакана песку, 2-х яиц, 3-х столовых ложек муки. Добавить щепотку корицы (именно в ней один из секретов пряника). Пережечь сахар и добавить его в тесто, чтобы оно стало тёмно-коричневым. Тесто вылить в смазанную маслом форму и выпекать в духовке на умеренном жару примерно 40 минут. Духовку открывать нельзя, иначе пряник опадёт. Готовый пряник можно смазать сверху взбитым белком с сахаром.

б) Замесить тесто из 1 стакана сметаны,1 стакана сахарного песка, 2 яйца, 3 столовые ложки сливочного масла, 2 чайных ложки соды, 1/3 чайной ложки соли и 3 стакана муки. Добавить щепотку корицы. Пережечь 1/3 стакана сахарного песка и добавить его в тесто. Выпекать в духовке не открывая.

в)1 ст. сахар пережечь, добавить воды грамм 500-600, можно меньше, тогда пряник получится плотнее. Закипит, чтобы растаял весь сахар, Остудить. 2 ст. сметаны; 3 ст. сахар; 2 яйца; 2 ч.л. соды немного соли, 2-3 ст. ложки масла, влить пережжённый сахар, взбить, добавить муки, месить средне, до густоты сметаны. Противень смазать кусочком маслом , вылить тесто. Печь при температуре 200 градусов. Готовность проверять спичкой. Проткнуть осторожно, если нет на спичке следов теста, пряник готов. Приятного аппетита.


Пример 2.

Чёрный пряник от "Хозяюшки“:

Взбить 2 яйца с 1 стаканом сахарного песка, добавить 1 стакан сметаны. Добавить 3 стол. ложки манной крупы. (Манку замочить за полчаса до приготовления). Всё растереть деревянной ложкой. Добавить (0,5 ч.л. корицы, гвоздики и немного миндаля).

Пережечь сахар: 0,5 стакана сахарного песка распустить до кипения, затем осторожно залить кипятком и остудить.

Добавить в полученную массу 3 ст.л. пережжённого сахара.

Добавить неполный стакан (вероятно, около 175 мл) растопленного масла. Всё перемешать.

Добавить немного соли, 1 ч.л. соды.

2 стакана муки постепенно, хорошо перемешивая.

Если тесто густое, то в прянике будет трещина.

Печь 40-45 мин. Не следует часто заглядывать в форму, пряник может осесть.

Для украшения можно взбить яичный белок и добавить 2ст.л. сахарного песка. Этой массой обмазать пряник.

Можно от края пряника отрезать кусочек, растереть его и крошкой посыпать белковую массу

Пример 3.

Чёрный пряник ( рецепт из кружка " Хозяюшка" Мезенского РДК - руководитель Ф.С. Антипина, опубликован в 1990 в приложении к газете " Север"

Взбить 2 яйца с 1 стаканом сахарного песка, добавить 1 стакан сметаны. Добавить 3 столовые ложки манки. ( манку замочить за полчаса до работы ) .Все растереть деревянной ложкой. Можно добавить 0,5 чайной ложки корицы и гвоздики и немного миндаля.

Пережечь сахар : 0,5 стакана сахарного песка распустить до кипения , затем залить кипятком и остудить.

Добавить в полученную массу 3 стол. ложки пережжённого сахара.

Немного не полный стакан разогретого масла добавить в массу. Все тщательно перемешать.

Добавить соль (по вкусу), соду (чайную ложку )

Добавить в массу 2 стакана муки : сначала один, хорошо перемешать, затем другой , вновь перемешать.

Если тесто очень крутое - в прянике будут трещина.

Печь 40-45 минут. Не следует часто заглядывать в форму - пряник может осесть.

Для украшения можно взбить яичный белок и добавить 2 столовые ложки сахарной пудры, этой массой обмазать верх и бока пряника.



ПРИЛОЖЕНИЕ В

Анкета для определения вкусовых предпочтений



Вопросы анкеты (опрошено 57 человек)


Да

Нет

Не очень

  1. Часто ли Вы посещаете кафе быстрого питания?


8

28

21

  1. Любите ли Вы фаст фуд?



42

5

10

  1. Знаете ли Вы, что фаст фуд вреден?


56

1

0

  1. Вы бы предпочли домашнюю еду вместо фаст фуда?


50

4

3

  1. Часто ли Вы заказываете пиццу?


14

3

40

  1. Нравятся ли Вам суши и роллы?


35

5

17

  1. Знаете ли Вы блюда северной кухни?


8

28

21

  1. Пробовали ли Вы мезенский черный пряник?


1

56

0

  1. Хотелось ли бы Вам попробовать разнообразные блюда поморов?


57

0

0

  1. Согласны ли Вы, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной и разнообразной?

57

0

0

Вывод: Большинство опрошенных знают, что фаст фуд вреден, но все-равно употребляют, никогда не пробовали черного пряника, не знакомы с блюдами северной кухни, но хотели бы попробовать и согласны, что еда должна быть полезной и разнообразной.



Реклама

Семейные кондитерские традиции.

У каждого вкуса есть своя история. Мезенский черный пряник.

Выпечка с душой.

Сделано своими руками. Сладости без вреда для здоровья.

8 952 308 85 71 Софья https://vk.com/im?sel=232904150&tab=all





19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!