СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по русскому языку "Всякая ли кофта - кофта"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе исследуются названия видов одежды с точки зрения этимологии и орфографии. Продуктом являются карточки для лингвистичекой игры. Проект делали вместе с дочерью, ученицей 3 класса))) 

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку "Всякая ли кофта - кофта"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение











Проект

Секция: русский язык

«Что есть у меня в гардеробе,

или каждая ли кофта – кофта?»

(происхождение (этимология) названий видов одежды)









3 класс

























г. Черногорск, 2021

Оглавление

Паспорт проекта……………………………………………………………….3

Актуализация проекта………………………………………………………...4

Этапы работы над проектом………………………………………………….6

Глава 1. Виды одежды и их названия…………………..………..………...7

    1. Лексическое значение названий видов одежды…….……..................7

    2. Этимология названий видов одежды…………………………………………………………………..……..8

    3. Правописание и произношение названий видов одежды……………10

Глава 2. Практическая часть «Создание игровых карточек» ……………..…………………………………..……………………….…….....11

2.1. Цель игры и описание игры……………………………………………...11

2.2. Описание вариантов использования материалов проекта…………………………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………..13

Список литературы………………………………………………………….....15

Приложения...........................…………………………………………………..16




















Паспорт проекта

Тип проекта

Учебный

Степень участия

Индивидуальный

Предметные области

Лингвистика (орфоэпия, орфография, лексикология, этимология), история, иностранные языки

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Объект исследования

Названия видов одежды

Предмет исследования

Различие видов одежды

Цель проекта

Изучить происхождение видов одежды, научиться различать их, произносить и употреблять правильно названия видов одежды

Задачи

  • Узнать лексическое значение названий одежды;

  • Изучить историю происхождения слов-названий видов одежды;

  • Составить карточки для лингвистической игры по правописанию и произношению названий видов одежды

Проблемные вопросы

  • Что такое этимология?

  • Что такое орфоэпия?

  • Что такое орфография?

  • Почему не все кофты - кофты?

Методы исследования

Теоретические: изучение литературы, использование различных словарей.

Практические: анализ и синтез информации.

Продукт проекта

Карточки для игры

Практическая значимость

Данный проект можно использовать на уроках русского языка, иностранных языков, а также во внеурочной деятельности в начальных классах.

Продукт проекта можно использовать в качестве знакомства с лексикой детям, достигшим шестилетнего возраста.









Актуализация проекта

Мы не часто задумываемся о том, как слова, которые мы используем, возникли, и как их значения могли измениться со временем. Между тем слова — это вполне себе живые существа. Новые слова появляются буквально каждый день. Некоторые не задерживаются в языке, а иные остаются. У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и, напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука - этимология. Я решила более подробно узнать об этой науке.

Этимология — раздел языкознания, изучающий происхождение слов того или иного языка. Также этим термином пользуются для обозначения происхождения конкретного слова или группы слов.

Иными словами, это «историческое словообразование». Этимология позволяет нам узнать, от каких слов произошло данное и каким словам оно родственно, не на уровне современного языка, а в истории языка (а сейчас этимологизируемое слово может совершенно по-другому делиться на морфемы и утратить очевидную связь со своим производящим, утратить мотивирующие признаки). Из-за того, что с течением времени звуковая оболочка слов меняется, многие слова становятся внешне очень отличны от своих родственников и впоследствии связь между ними перестает осознаваться говорящими. Например, исторически родственны друг другу слова начало и конецкамень и острыймолоть и блин.

     Таким образом, цель данного проекта состоит в том, чтобы узнать происхождение названий видов одежды, правописание и произношение данных слов и научиться различать виды одежды.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

а) составить список слов – названий видов одежды для исследования;

б) найти лексическое значение данных слов,

 в) узнать историю происхождения данных слов;

г) рассмотреть правописание и произношение данных слов;

д) составить таблицу-обобщение с указанием лексического значения слов, их этимологии, правописания и произношения данных слов, добавив иллюстрации к видам одежды;

е) составить карточки для лингвистической игры.




































Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный этап


На этапе подготовки определено название проекта, была поставлена цель проекта и разработаны задачи для ее осуществления. Также были поставлены проблемные вопросы, ответы на которые должны были помочь в создании продукта проекта. Разработан план работы, обсуждены способы поиска информации, методы исследования и ожидаемый результат.

  1. Работа над проектом и исследовательская деятельность

На первом (теоретическом) этапе были задействованы словари. Собранные знания были проанализированы и систематизированы для дальнейшего оформления проекта.

На втором (практическом) этапе использовались такие методы, как анализ и синтез.

  1. Презентация готового продукта

Демонстрация карточек для лингвистической игры.

  1. Оценка результативности

Мне удалось ответить на проблемные вопросы, решить поставленные задачи и получить продукт проекта – игровые карточки. Но полученные результаты говорят о том, что список названий видов одежды не ограничивается тем, что выбрала я. Поэтому в дальнейшем можно заняться изучением видов верхней одежды, что также будет любопытным.






Глава 1. Виды одежды и их названия

    1. Лексическое значение названий видов одежды

Изучением лексического значения слов занимается раздел лингвистики – лексикология.

Из всех видов одежды я выбрала те, которые мы так или иначе называем кофтами или те, которые похожи по внешнему виду на кофты. Используя «Толковый словарь русского языка» под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой и «Толковый словарь иностранных слов» под ред. Л.П. Крысина, я составила следующий список:

Пиджак - часть костюма—верхняя одежда с открытым отложным воротником и застёгивающимися на пуговицы полами. Служит верхней частью классического мужского костюма.

Кофта - это предмет одежды (обычно вязаной) с застежкой спереди снизу доверху. Наличие застежки - отличительный признак кофты. Хотя в последнее время существуют кофты и без застежек, которые просто запахиваются спереди. 

Свитер - это предмет вязаной одежды без застёжек, обычно с длинными рукавами и с характерным высоким одно-, двух- или многослойным воротом, облегающим шею.

Пуловер - это легкое трикотажное изделие, плотно облегающее фигуру, чаще всего с v-образным вырезом, не имеющее никаких застежек, разновидность джемпера.

Жакет - короткая женская верхняя одежда, укороченный вариант пиджака, обычно длиной до талии. Иногда длина жакета может достигать середины бедра.  Классический жакет имеет полуприлегающий силуэт. Длина такого жакета может достигать линии бедер.

Платье - женская одежда, верхняя и нижняя части которой, соответствующие кофте и юбке, составляют одно целое.

Кардиган - это прямой удлиненный жакет без воротника и лацканов, с глубоким вырезом.

Блуза - женская лёгкая одежда из тонкой ткани в виде короткой приталенной рубашкиБлузка содержит рукава, воротник и манжеты. Часто застёгивается на пуговицы, но бывают и туникообразные блузки.

Джемпер - это предмет вязаной или трикотажной одежды без воротника с характерным круглым воротом, надеваемый через голову

Болеро - это изначально короткая облегающая безрукавка без застёжки, часть национального испанского костюма. Сегодня определение болеро куда проще и шире – это просто укороченный жакет

Рубашка – одежда из легкой ткани, покрывающая верхнюю часть тела и употребляемая, как принадлежность нижнего белья или как верхняя одежда.

Гольф (водолазка) - это джемпер с очень узким, плотно облегающим шею воротником.

Поло - спортивная рубашка с мягким отложным воротником и застежкой до середины груди.

Худи - разновидность свитера из мягкого хлопчатобумажного трикотажа или флиса с капюшоном. По русской классификации худи связывают с толстовкой, которая однако имеет застёжку спереди и некоторые другие отличия.

Свитшот – разновидность свитера, скроенная подобно толстовке. Свитшоты шьются из плотного трикотажа, иногда утепленного изнутри ворсом, флиса, полартека и пр. Для украшения используются графические принты, различные орнаменты, логотипы университетов и колледжей, а также элементы пэчворка.








    1. Этимология названий видов одежды

Используя «Школьный этимологический словарь» Н.М. Шанского и «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера, я сделала вывод, что только два слова имеют русскоязычное происхождение – платье и рубашка:

Пиджак - происходит от англ. реа-jасkеt «куртка, короткое пальто».

Кофта - шв. kofta, датск. kofte "короткое платье или плащ", норв. kuftа "широкая одежда, дорожный плащ", kuftе "женская куртка".

Свитер - англ. sweater от to sweat — «потеть».

Пуловер - от англ. pull over – тянуть, тащить сверху.

Жакет - от франц. Jaquette «жакет, куртка».

Платье - укр. пла́ття, блр. пла́цце, др.-русск. платиѥ «одежда», др.-польск. рɫасiе «лоскут»; стар. собир. существительное от плат.

Кардиган - кардига́н (англ. cardigan) назван в честь седьмого графа Кардигана, которому приписывают изобретение данного предмета одежды с целью утепления форменного мундира.

Блуза - заимств. в первой трети XIX в. из франц. яз., где blouse 

Джемпер - от англ. jumper – прыгун

Болеро - заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где boléro  танцора Болеро)

Рубашка - слово «рубашка» происходит от слияния двух слов «Рубъ» — грубая ткань, и «руш» — рвать, ломать. «Рубище», как раньше называли рубашку на Руси, — одежда из грубой толстой ткани.

Гольф (водолазка) - происходит от англ. golf, далее из  нидерл. colve ««игра с шаром или мячом», от kolf«клюшка,дубинка». Одежда для игры в гольф.

Водолазка (банлон[, бадлон, битловка, гольф) —тонкий обтягивающий свитер с воротом, закрывающим шею. Название произошло от того, что данный элемент одежды надевался водолазами под водолазный скафандр. Среди жителей Петербурга преимущественно используется слово «банлон» (и даже в большей степени искажённые «бадлон» и «бодлон»), предположительно произошедшее от наименования марки полиамидного синтетического волокна Ban-Lon.

Поло - считается, что поло придумал в 1933 году французский теннисист Рене Лакост, однако, это только легенда от создателей бренда, промоутеров фирмы Lacoste. На самом же деле история поло начинается в Англии и связана с местной игрой поло. Наиболее распространенным мнением о происхождении поло считается история о легендарном игроке в Гольф (Герольде Твита). Многие утверждают, что массовое использование поло появилось благодаря открытию производства «Поло Твит», созданного на призовой фонд старейшего турнира по гольфу

Худи - название худи (англ. hoodie) происходит от английского hood «капюшон». В русском языке также используется лексема «капюшонка», но она менее употребительна. Род слова худи обнаруживает колебания между признаком среднего (по общему правилу, как пальто, кепи) и женского рода (по родовому слову толстовка).

Свитшот - название образовано от сочетания английских слов «sweater» (свитер) и «shirt» (рубашка).













    1. Правописание и произношение названий видов одежды

Правописание слов изучают в разделе лингвистики – орфография (орфо – «правильно», графо - «писать»). Произношение слов изучают в разделе орфоэпия (орфо – «правильно», эпос - «говорить»).

В словах из моего списка многие делают ошибки как в правописании, так и в произношении. Я предположила, какие могут быть ошибки в написании и произношении данных слов и сделала вывод, что эти ошибки возникают чаще всего из-за того, что некоторые слова малоупотребительны, а некоторые и вовсе не знакомы. В квадратных скобках даны ошибки в произношении.

Пиджак – пинжак, Спинжак (спина)

Кофта - коВта

Свитер – свитИр, свитр

Пуловер – пОлУвер - [пуловЕр], [полувЕр]

Жакет – джакет, жокет - [жАкет]

Платье – платий (много)

Кардиган – кОрдЕган - [кАрдиган], [кардИган]

Блуза -блуСка

Джемпер - джемпИр

Болеро – бАлИро - [балЕро], [бАлеро],

Рубашка - рубаЖка

Гольф (водолазка) – гольВ, вАдАлаСка

Поло - полА

Худи - худЯ

Свитшот – свЕтшот, свит-шот, свитшёт


По итогам работы со словарями я составила таблицу, где систематизировала всю информацию по видам одежды (приложение 1).




Глава 2. Практическая часть «Создание игровых карточек»

2.1. Цель игры и описание игры

Лингвистическая игра «Каждая ли кофта – кофта?» направлена на то, чтобы участники научились различать разные виды одежды друг от друга, правильно употреблять слова в речи, правильно произносить и писать слова, обозначающие виды одежды. Цель игры: пополнение словарного запаса, расширение кругозора, развитие логического мышления школьников от 7 до 11 лет.

Для игры требуется несколько команд по 3-5 человек. В игре предполагается несколько раундов, которые могут варьироваться и видоизменяться. Мы предлагаем следующую структуру игры:

1 раунд «Угадай кофту»

Условие: на слайде представлены изображения видов одежды, на столах у каждой команды карточки с названиями видов одежды. Нужно соотнести вид одежды и название в той последовательности, в которой они изображаются на слайдах. Задание для всех групп одинаковое. После выполнения помощник ведущего собирает листы и проверяет правильность выполнения.

2 раунд «Сделай выбор»

Условие: на слайдах (или карточках) два изображения, например, свитер и пуловер. Участником необходимо определить, что есть что (выбрать подписи к изображениям, либо изображения соотнести с названием). Помощник ведущего собирает листы с ответами и оценивает работы.

3 раунд «Надеть или одеть?»

Условие: на слайдах (или карточках) представлены предложения, где нужно употребить глаголы в правильной форме. На выполнение дается 5 минут, после чего помощник ведущего собирает карточки и проверят работы.

4 раунд «Слово-иностранец»

Условие: на слайдах (или на карточках) написаны названия видов одежды (3-4 слова), необходимо определить – русское слово или иностранное. Через 5 минут помощник ведущего собирает ответы и оценивает их.

5 раунд «Грамотеи»

Условие: каждой группе раздаются карточки со словами-названиями видов одежды, в которых нужно вставить пропущенные буквы. Через 5 минут помощник собирает карточки, оценивает работы.

По итогам каждого раунда подсчитываются баллы (один балл команде за правильное выполнение задания). В итоге победит группа, которая набрала максимум баллов (например, 5 баллов за 5 заданий).

Примеры заданий в приложении 2.


2.2. Описание вариантов использования материалов проекта

Материалы проекта можно использовать на уроках русского языка, английского языка, на уроках окружающего мира:

  1. Приложение 1 – обобщающая таблица - можно использовать как шаблон для заполнения пропущенных звеньев, например, есть изображение одежды, лексическое значение вида одежды и этимология названия, нужно дописать название этого вида одежды:

Название одежды

Изображение

Лексическое значение

Этимология


?

это предмет одежды (обычно вязаной) с застежкой спереди снизу доверху. Наличие застежки - отличительный признак кофты. Хотя в последнее время существуют кофты и без застежек, которые просто запахиваются спереди. 

шв. kofta, датск. kofte "короткое платье или плащ", норв. kuftа "широкая одежда, дорожный плащ", kuftе "женская куртка"


  1. Можно дать задание найти такие виды одежды, которые получили свое название по имени или фамилии человека (например: Болеро, Кардиган, Галифе и пр.).

  2. Можно дать задание, которое являлось ключевым в ходе этого проекта – заполнить таблицу, оставив только названия видов одежды.


Заключение

В ходе данного проекта с помощью различных словарей я смогла ответить на все проблемные вопросы и решить поставленные задачи. Во-первых, я узнала, что такое этимология, орфоэпия, орфография, лексикология и лингвистика.

Во-вторых, я изучила вопрос о некоторых видах одежды и пришла к выводу, что не каждая кофта называется кофтой. Каждый вид одежды имеет свои отличительные особенности: с застежкой или без, вид застежки – молния или пуговицы, а может, просто запах; с воротником или без, виды воротников, длина рукавов и длина самой «кофты»; материал, из которого сделана одежда; кто носит – мужчина или женщина.

В- третьих, я смогла узнать, какие ошибки в правописании и произношении названий видов одежды можно сделать. Таким образом, теоретические знания позволили приблизиться к осуществлению цели проекта - научиться различать виды одежды и правильно писать и произносить слова-названия видов одежды.

В результате работы над практической частью проекта был получен продукт проекта – карточки для лингвистической игры. Я описала игру и цель проведения этой игры.

Работая по данной теме, я узнала много нового для себя. Оказывается, свитер и пуловер – разные виды одежды. И я ношу именно пуловер. Я узнала, в чем разница между пиджаком и жакетом: пиджак, изначально, мужской вид одежды, а вот жакет – только женский вид одежды. Также я узнала, что большинство слов, обозначающих вид одежды – заимствованные, в основном из английского и французского языков. Я задумался, почему так? Оказывается, Франция всегда считалась законодательницей мод, а Париж считается мировой столицей моды еще с 17 века.

Только два слова оказались исконно русскими: рубашка и платье. Я очень была удивлена, что кофта – слово польского происхождения. Ведь мы так часто пользуемся этим словом, что оно нам кажется очень близким, родным, нашим исконно русским словом.

С точки зрения произношения я узнала, что чаще всего мы произносим слово «пуловер» с ошибкой: полувер. И слово «пиджак» некоторые люди произносят неправильно: спинжак или пинджак.

Я думаю, моя работа окажется интересной и полезной для одноклассников.



























Список литературы

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. – 907.

  2. Крысин, Леонид Петрович Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов [Текст] : свыше 25 000 слов и словосочетаний : 2000 иллюстраций : наиболее употребительные иностранные слова, вошедшие в русский язык в XVIII-XX и начале XXI века / Л. П. Крысин. - Москва : Эксмо, 2011. - 863 с.

  3. Шанский, Николай Максимович Школьный этимологический словарь русского языка : происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. - 7-е изд., стер. - М. : Дрофа, 2004 (Тул. тип.). - 398

  4. Фасмер, Макс Этимологический словарь русского языка : в 4 томах / Макс Фасмер ; пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. - 4-е изд., стер. - Москва : Астрель : АСТ, 2007.














Приложение 1

Обобщающая таблица «Виды одежды»

Слово

Рисунок

Лексическое значение

Этимология (происхождение)

Язык

Возможные ошибки

Пиджак

 часть костюма — верхняя одежда с открытым отложным воротником и застёгивающимися на пуговицы полами. Служит верхней частью классического мужского костюма.

Происходит от англ. реа-jасkеt «курткакороткое пальто»

английский

Пинжак

Спинжак (от слова «спина»)

Кофта

это предмет одежды (обычно вязаной) с застежкой спереди снизу доверху. Наличие застежки - отличительный признак кофты. Хотя в последнее время существуют кофты и без застежек, которые просто запахиваются спереди. 

шв. kofta, датск. kofte "короткое платье или плащ", норв. kuftа "широкая одежда, дорожный плащ", kuftе "женская куртка"

польский

коВта

Свитер

это предмет вязаной одежды без застёжек, обычно с длинными рукавами и с характерным высоким одно-, двух- или многослойным воротом, облегающим шею

англ. sweater от to sweat — «потеть»

английский

свитИр

Пуловер

это легкое трикотажное изделие, плотно облегающее фигуру, чаще всего с v-образным вырезом, не имеющее никаких застежек, разновидность джемпера.

от англ. pull over – тянуть, тащить сверху

английский

полувЕр

Жакет

короткая женская верхняя одежда, укороченный вариант пиджака, обычно длиной до талии. Иногда длина жакета может достигать середины бедра.  Классический жакет имеет полуприлегающий силуэт. Длина такого жакета может достигать линии бедер

от франц. jaquette

 «жакеткуртка»

французский

Джакет

Платье

Женская одежда, верхняя и нижняя части которой, соответствующие кофте и юбке, составляют одно целое.

укр. пла́ття, блр. пла́цце, др.-русск. платиѥ «одежда», др.-польск. рɫасiе «лоскут»; стар. собир. существительное от плат.

древнерусское

Ь знак разделительный

Плащ

  1. 1.Лёгкое, обычно непромокаемое пальто.

  2. 2.Верхняя широкая одежда без рукавов, накидка


укр. плащ, ст.-слав. Плашть

Обычно связывается с плат

Другие сближают с пло́ский, польск. рɫаski — то же, в таком случае это было первонач. названием плотно прилегающей одежды. Из польск. заимств. др.-прусск. рlоаstе «постельное покрывало», лит. plõštė «простыня, шаль


Муж. род, 2 склонение – без Ь знака

Кардиган

это прямой удлиненный жакет без воротника и лацканов, с глубоким вырезом

Кардига́н (англ. cardigan)

Назван в честь седьмого графа Кардигана, которому приписывают изобретение данного предмета одежды с целью утепления форменного мундира.


английский

кардЕган

ударение на первый слог

Блуза (блузка)

 женская лёгкая одежда из тонкой ткани в виде короткой приталенной рубашки. Блузка содержит рукава, воротник и манжеты. Часто застёгивается на пуговицы, но бывают и туникообразные блузки

Заимств. в первой трети XIX в. из франц. яз., где blouse pelusia «пелузская (одежда)». От названия египетского города Pelusium. Сначала слово обозначало мужскую одежду.

французский

блуСка

Джемпер

это предмет вязаной или трикотажной одежды без воротника с характерным круглым воротом, надеваемый через голову

от англ. jumper – прыгун

английский

джемпИр

Болеро

это изначально короткая облегающая безрукавка без застёжки, часть национального испанского костюма. Сегодня определение болеро куда проще и шире – это просто укороченный жакет. 

Заимств. в начале XIX в. из франц. яз., где boléro bolero «танец» (танец был назван по имени танцора Болеро)

испанский

бАлеро

Гольф (водолазка)

Это джемпер с очень узким, плотно облегающим шею воротником.





Гольф - происходит от англ. golf, далее из  нидерл. colve ««игра с шаром или мячом», от kolf«клюшка,дубинка». Одежда для игры в гольф.


Водолазка (банлон[, бадлон, битловка, гольф) — тонкий обтягивающий свитер с воротом, закрывающим шею. Название произошло от того, что данный элемент одежды надевался водолазами под водолазный скафандр.

Среди жителей Петербурга преимущественно используется слово «банлон» (и даже в большей степени искажённые «бадлон» и «бодлон»), предположительно произошедшее от наименования марки полиамидного синтетического волокна Ban-Lon.


английский

вАдАлаСка

Поло

Спортивная рубашка с мягким отложным воротником и застежкой до середины груди



Считается, что поло придумал в 1933 году французский теннисист Рене Лакост, однако, это только легенда от создателей бренда, промоутеров фирмы Lacoste. На самом же деле история поло начинается в Англии и связана с местной игрой поло.

Наиболее распространенным мнением о происхождении поло считается история о легендарном игроке в Гольф (Герольде Твита). Многие утверждают, что массовое использование поло появилось благодаря открытию производства «Поло Твит», созданного на призовой фонд старейшего турнира по гольфу.


французский

полА

Пончо

Это свободная одежда с отверстием для головы. Также это может быть накидка, прикрывающая плечи, но без рукавов. В современных коллекциях в пончо могут быть отверстия для рук.



(исп. poncho, заимствование из арауканского языкакечуа или мапудунгун) — латиноамериканская традиционная верхняя одежда в форме большого прямоугольного куска ткани с отверстием для головы посередине.

испанский

пончА

Парка

Длинная тёплая куртка, как правило, с капюшоном. Парку часто путают с анораком — лёгкой ветрозащитной курткой, надеваемой через голову. Основное отличие в том, что парка предназначена для защиты от холода, а анорак — от ветра.



Слово «парка» происходит из ненецкого языка и было принесено русскими в язык алеутов.

Другой вариант происхождения слова:

Происходит от гл. парить и сущ. пар, из праслав. *para, *parъ, от кот. в числе прочего произошли: русск.-церк.-слав. пара (ἀτμίς), др.-русск. пара «дым, туман, дыхание, пар», др.-русск. паръ «жара, зной», русск. парукр. па́ра «паровое поле; испарение», белор. па́ра, болг. па́ра, сербохорв. па̏ра, словенск. ра̑rа, чешск. pára, словацк. раrа, польск., в.-луж. раrа. Связано чередованием с преть, пре́ю, восходит к праиндоевр. *per-:*pōr-: *perə-: *prē- «испаряться, преть».

Праславянский


Худи


Разновидность свитера из мягкого хлопчатобумажного трикотажа или флиса с капюшоном. По русской классификации худи связывают с толстовкой, которая однако имеет застёжку спереди и некоторые другие отличия.



Название худи (англ. hoodie) происходит от английского hood «капюшон». В русском языке также используется лексема «капюшонка», но она менее употребительна. Род слова худиобнаруживает колебания между признаком среднего (по общему правилу, как пальто, кепи) и женского рода (по родовому слову толстовка).

английский

худЯ

Свитшот

Свитшот (sweatshirt) – разновидность свитера, скроенная подобно толстовке. Свитшоты шьются из плотного трикотажа, иногда утепленного изнутри ворсом, флиса, полартека и пр. Для украшения используются графические принты, различные орнаменты, логотипы университетов и колледжей, а также элементы пэчворка. Существуют мужские, женские и детские модели свитшотов.

Название образовано от сочетания английских слов «sweater» (свитер) и «shirt» (рубашка).

английский

Свит-шот

Коверкот

Легкое мужское пальто, представляющее собой удлиненный пиджак. Изначально коверкот вошел в моду как пиджак для верховой езды. Сейчас - это часть делового гардероба мужчин.


(англ. Covertcoat – скрытое пальто), плотная шерстяная или полушерстяная ткань, обычно с наклонными рубчиками. 

английский

кАверкот или ковИркот

Кейп


Пальто-накидка с прорезью для рук




в переводе с англ. сape — накидка

английский

кЭйп

Рубашка

одежда из легкой ткани, покрывающая верхнюю часть тела и употребляемая, как принадлежность нижнего белья или как верхняя одежда

Слово «рубашка» происходит от слияния двух слов «Рубъ» — грубая ткань, и «руш» — рвать, ломать. «Рубище», как раньше называли рубашку на Руси, — одежда из грубой толстой ткани.

древнерусское

рубаЖка





Приложение 2

Карточки для лингвистической игры «Каждая ли кофта – кофта?»

1 раунд «Угадай кофту» - соотнести вид одежды и ее изображение

Карточки с названиями видов одежды (нужно разрезать)

Пиджак

Джемпер

Кофта

Болеро

Свитер

Рубашка

Пуловер

Гольф (водолазка)

Жакет

Поло

Платье

Худи

Кардиган

Свитшот

Блуза



Изображения видов одежды (каждой группе можно распечатать)


2 раунд «Сделай выбор»

Карточки с названиями видов одежды

Пиджак

Жакет

Кофта

Рубашка

Свитер

Пуловер

Свитшот

Пуловер

Жакет

Кардиган

Рубашка

Блуза

Гольф (водолазка)

Поло


Карточки с изображением одежды

Пиджак

Жакет

Кофта

Рубашка

Свитер

Пуловер

Свитшот


Пуловер

Жакет

Кардиган

Рубашка

Блуза

Гольф (водолазка)

Поло

3 раунд «Надеть или одеть?»

Карточки для каждой группы

  1. Мама попросила …деть сестре пуловер.

  1. Я …дел свитшот и пошел на улицу.

  1. Папа …дел свитер, потому что на улице было холодно.

  1. Я очень тепло ….дел свою собачку для прогулки.

4 раунд «Слово-иностранец»

Карточки для каждой группы

Слово

Русское или иностранное?

Платье


Кофта


Свитер


Рубашка



5 раунд «Грамотеи»

Карточки для каждой группы

Много плать…, ко…та, худ…, к…рд…ган, блу…ка, св…тш…т, пол…, пи…жак, свит…р, п…л…вер, руба…ка, вод…ла…ка, ж…кет, джемп…р, б…л…ро.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!