СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по окружающему миру на тему "Какие школы были в старину"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект - это деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу. 

Просмотр содержимого документа
«Проект по окружающему миру на тему "Какие школы были в старину"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеболдинская средняя школа им. А. С. Пушкина»















Проект

«Какие школы были на Руси в старину»







Выполнил:

Руновский Павел

ученик 4 б класса

Руководитель:

Левова Н. В.









с. Большое Болдино

2021 год

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………….…..3

  2. Основная часть…………………………………………………….….4

  3. Заключение……………………………………………………………7

  4. Список литературы…………………………………………………...7











































  1. Введение

Тип проекта: информационно-творческий с элементами исследования.

Цель проекта:

Собрать информацию о школах, которые были на Руси в старину.

Задачи:

  • узнать, когда на Руси возникли первые школы;

  • узнать, какие школы были на Руси в старину;

  • изучить, кто являлся учениками;

  • расширить свое представление о школах Древней Руси.

Обоснование проблемы:

От обыкновенной деревянной доски мы постепенно перешли к новым информационно-коммуникативным технологиям. Они помогают нам быстро находить информацию, готовиться к урокам, переписываться с друзьями из других стран и вообще экономят наше время. Безусловно, что эти изменения будут происходить и в дальнейшем - школы будут меняться. Очень часто на уроках нам рассказывают, что дети учились раньше по-другому. Не так, как мы сегодня и не в таких условиях. Мне стало интересно узнать о том, как же раньше учили детей, какие были школы в прошлом.

Актуальность проблемы:

Без прошлого нет будущего» - гласит народная пословица. Изучая прошлое, люди учатся понимать настоящее и улучшать будущее. История учит нас рассудительности, мудрости и воспитывает любовь к Родине.

План действий:

  • Узнать как можно больше сведений о древней школе у взрослых, из энциклопедий, в сети Интернет и т.д.

  • Проанализировать изученный материал и сделать выводы.



  1. Основная часть.

Первоначально, в Древней Руси образование не играло важной роли, так как кроме детей богатых бояр и дворянских семей, больше никто не мог обучаться науке. Основную часть населения составляли крестьяне, которые днем и ночью занимались обработкой своих земель, и угодий собственного хозяина. Но ситуация начала меняться в период крещения Руси.

 Зарождение образования в Киевской Руси началось только после крещение народа князем Владимиром Святославовичем. Первые школы на Руси были учреждены в 988 году в городе Киеве. Своим указом он повелел в дворянских и боярских семьях собрать всех детей и отдать их в школы для обучения книжному делу. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.

 Созданная князем Владимиром школа имела название «Книжное учение», и являлась настоящим дворцовым учебным заведением. В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам. В этой школе обучалось около 300 учеников, и все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель. После этого, чаще всего школы можно было увидеть при монастырях и храмах. Впервые, сам термин «школа» появился на Руси только в 1382 году, обозначат учебные заведения, где людей обучали ремеслам и давали специализированные знания.

Обучаться в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно. И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам.

 В начале 1096 года школы начинают открываться уже по всей Руси. Первые школы начали появляться в таких крупных городах, как Муром, Владимир и Полоцк, причем строились чаще всего при монастырях и храмах. Таким образом, священники считались на Руси самыми образованными людьми. С 15 века учреждения при монастырях перестают строиться, и появляются частные школы, которые в то время назывались «мастера грамоты».

 На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.

 Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным. Однако найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси. Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.

Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада. Начинается все с прихода детей утром в специальный дом - училище Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий. Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву. Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем.

Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, "замкнув книгу", всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней "указательных древец" (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте. Запрещалось ученикам рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит. Ученики должны были "пристроять школу": мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под "светцем" – подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. На такие работы (говоря языком современным – на дежурство) староста школьной "дружины" назначал учеников посменно.

Наставления призывают учеников не драться, не шалить, не воровать. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе и рядом с ней. Вообще дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а "ради нужды на двор отходити" можно было с разрешения старосты считанные разы. В школе Древней Руси ленивых, нерадивых и строптивых учеников наказывали розгами.

 Итак, большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Для того чтобы иметь возможность отдохнуть или отлучиться по необходимым делам, учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Поэтому выбор старосты и для ученической "дружины", и для учителя было делом важнейшим.

 Из учеников выбирался один староста и два его подручных, поскольку круг обязанностей "избранных" был необычайно широк. Они наблюдали за ходом учебы в отсутствие учителя и даже имели право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Выслушивали уроки младших школьников, собирали и выдавали книги, следили за их сохранностью и должным с ними обращением. Ведали "отпуском на двор" и питьем воды. Наконец, распоряжались отоплением, освещением и уборкой школы. Староста и его подручные представляли учителя в его отсутствие, а при нем – доверенных помощников. Всё управление школой старосты проводили без всякого доносительства учителю.

 

Выводы: Школа Древней Руси.

Понравилось:

  • Бережное отношение к книгам;

  • Дисциплина;

  • Назначение старост из учеников.

Не понравилось:

  • Длительное нахождение детей в школе;

  • Наказания розгами;

  • Мало книг;

  • Мало изучалось наук;

  • Мальчики и девочки обучались раздельно.


  1. Заключение.

В результате проведённого исследования я понял, что учение имело

важное значение в развитии человека, не зависимо от эпохи.

Интеллектуальное развитие повышало уровень, в том числе и культурный,

каждого участника процесса, общества в целом. Каждый век, каждый период

вносил что – то новое в школу, в правила и методы преподавания, в систему

образования.

Благодаря моему исследованию я понял, что школа «прошлого»,

конечно же, отличалась от школы наших дней. Однако учёба – это занятие

всегда интересное и трудное, независимо от времени, в котором живёт человек.





  1. Список литературы:

  1. Образование в Российской империи [Электронный ресурс] Режим

доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_Российской_империи

Какие были школы на Руси в старину [http://www.svdeti.ru/index.php?

option=com_k2&view=item&id=3304:shkloly-na-rusi&Itemid=96] Режим

доступа: www.svdeti.ru

  1. О том как учились в Древней Руси. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://poskladam.ru/b/?p=1254

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!